Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



Учебники для вузов:

Общие условия предварительного расследования


 


Содержание работы:

Введение

Защита от преступных посягательств жизни и здоровья, личной свободы, чести и достоинства человека и гражданина, его жилища и имущества, иных прав и законных интересов определяет смысл, содержание и применение процессуального законодательства Российской Федерации, общие и частные задачи уголовного судопроизводства, реализуемые на всех стадиях уголовного процесса.
Уголовное судопроизводство имеет своим назначением:
защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.
Предварительное расследование - самая большая по срокам и количеству составляемых документов часть уголовнопроцессуальной деятельности. Именно на этой стадии до суда решаются основные задачи уголовного процесса.
Неуклонное соблюдение процессуального закона в уголовном судопроизводстве рассматривается как необходимое условие и средство обеспечения правопорядка, охраны интересов общества, прав и свобод граждан. Только строгое и неуклонное соблюдение требований процессуальных норм может привести к установлению истины по делу и, в конечном счете, к вынесению законных и обоснованных приговоров, определений и постановлений судов.
Как свидетельствует официальная статистика, проблемы раскрытия преступлений и качества предварительного расследования уголовных дел продолжают оставаться наиболее острыми в деле борьбы с преступностью. За один год регистрируется почти столько же преступлений, сколько в прошлом за целое пятилетие.
Последнее пятилетие характеризуется не только разрастанием криминальной стихии, но и усилением вооруженности и жестокости, организованности и профессионализма преступного мира. Все более широкое распространение получают заложничество, рэкет, заказные убийства.
Реальное положение с преступностью на самом деле намного хуже, нежели то, которое отражено в статистике. В правоохранительные органы сообщается далеко не обо всех преступлениях, а поступившие заявления и сообщения о преступлениях далеко не всегда получают соответствующее реагирование со стороны органов, обязанных принимать решения по возбуждению и расследованию уголовных дел. По данным ВНИИ МВД, на каждое зарегистрированное преступление приходится два незарегистрированных.
По официальной статистике раскрывается около 65% преступлений. Ежегодно только официально признаются потерпевшими по уголовным делам около 3 млн. человек. А по данным проф. А.Д. Бойкова, только за последние годы официально признано потерпевшими от преступлений около 10 млн. человек.
Постоянно растет число преступлений посягательств на жизнь и здоровье сотрудников правоохранительных органов. По данным ЮНЕСКО, сотрудники милиции в России погибают в 2,5 раза чаще, чем в США и во Франции.
Таким образом, государству и обществу противостоит мощная криминальная сила, одолеть которую можно лишь решительными законными мерами. Важное место среди этих мер принадлежит квалифицированному расследованию уголовных дел.
Однако само расследование, как оно определено сейчас в действующем Уголовнопроцессуальном кодексе, нуждается в существенном усовершенствовании. Стало совершенно очевидным, что вести расследование дела следователемодиночкой теперь практически невозможно. Практика пошла по пути создания по всем более или менее сложным делам следственнооперативных групп для раскрытия преступлений "по горячим следам" с мощным оперативнорозыскным сопровождением процессуальной деятельности следователя, который активно взаимодействует с оперативными сотрудниками, пользуется новейшими возможностями специалистовкриминалистов. Закон РФ "Об оперативнорозыскной деятельности" от 5 июля 1995 года дает следователю новые возможности требовать от оперативнорозыскных подразделений органов дознания не только содействия при производстве отдельных следственных действий, но своевременного и полного обнаружения совершенных преступлений и установления лиц, их совершивших.
Настоящая работа посвящена теме "Общие условия производства предварительного расследования".
Важность такой постановки вопроса заключается в том, что на досудебной стадии подвергаются стеснению права и свободы лиц, чья вина в совершении преступления судом еще не доказана, а также лиц, не имеющих порой никакого отношения к преступлению. Нельзя забывать также, что именно в этой стадии уголовного процесса создается основа для вынесения приговора. Поэтому правильный подход к реформированию предварительного расследования крайне важен.
Эта тема имеет огромное как практическое, так и теоретическое значение. Теоретическое значение данной темы заключается в ее сущности, позволяющей поставить в логическую связь все стадии уголовного процесса, обусловить его задачи и пути их достижения.
Сказанное обусловливает и практическую значимость исследуемой в настоящей работе темы.
Самое большое по времени место в уголовном процессе занимает предварительное расследование. Задачи этой стадии решаются посредством производства следственных действий.
Задачами данной работы являются:
дать определение предварительному расследованию;
выявить цели и задачи предварительного расследования;
изучить систему и форму предварительного расследования в российском уголовном судопроизводстве;
рассмотреть общие условия предварительного расследования;
изучить порядок подследственности;
рассмотреть порядок соединения, выделения и восстановления уголовных дел;
Целью данной работы является изучение общих условий предварительного расследования, которые отражают особенности предварительного расследования как стадии уголовного процесса и устанавливают наиболее важные требования к порядку производства процессуальных действий и принятию решений на данной стадии.
Данная работа построена на теоретическом и практическом материале. В ней определяются сущность, задачи, формы и система предварительного расследования, а также подследственность, полномочия, процессуальная самостоятельность следователя, начало, место, сроки производства предварительного расследования, соединение и выделение уголовных дел, а также проблемы реформирования стадии предварительного расследования.
При написании данной работы использовались: Конституция РФ, Уголовнопроцессуальный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, учебники по уголовному процессу, научная литература, Указания Генерального прокурора и прокуратуры, монографии Кокорева Л.Д., Кузнецова М.П., Комиссарова В.И., Корнеевой Л.М. и др., статьи из журнала "Законность", сборник научных трудов под редакцией В.К. Звирбуль и другая юридическая литература.

Глава 1. Понятие и значение предварительного расследования

§ 1. Предварительное расследование: понятие, цели, задачи, система

В большинстве случаев уголовный суд не может сразу рассмотреть уголовное дело, так как его для этого надо подготовить. Если в гражданском процессе предварительная подготовка по делу имеет относительно несложный характер и ведется сторонами и судом, который будет его рассматривать по существу (гл. 14 ГПК РФ), то в уголовном судопроизводстве (по крайней мере, по делам публичного и частно - публичного обвинения) этому препятствует ряд факторов. По уголовным делам установление фактической истины часто осложнено ввиду неочевидного характера многих преступлений, запирательства и противодействия со стороны обвиняемых и т.п. Поэтому, в отличие от истца в гражданском процессе, обвинитель не может сразу окончательно сформулировать свои требования и обратиться с ними к суду. Он вынужден делать первый шаг, порой не имея достаточных доказательств. Прежде ему необходимо безотлагательно обнаружить и закрепить следы преступления, установить и разыскать подозреваемого, собрать и проверить необходимые доказательства, определить предмет уголовноправового спора и предъявить первоначальное обвинение, проверить доводы, выдвинутые против него защитой, наконец, обеспечить личное участие обвиняемого в процессе. Только после этого возможно представить в суд окончательное обвинение. Все это обычно требует значительного времени и усилий. Словом, необходимо официальное предварительное расследование, которое в современном уголовном процессе не может осуществляться самим судом. Для этого существуют особые государственные органы уголовного преследования (предварительного расследования), наделенные специальными ресурсами и полномочиями. *(1)
В российском уголовном процессе предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (ст. 318319 УПК). Предварительное расследование - вторая стадия досудебного производства по уголовному делу, назначение которой состоит в подготовке уголовного дела для судебного разбирательства, а иногда - и для принятия здесь окончательного решения в виде прекращения уголовного дела или уголовного преследования. Однако в целом предварительное расследование играет в уголовном процессе подчиненную роль по отношению к судебным стадиям. Оно названо предварительным потому, что производится до суда и для суда.
Этим объясняется, почему суд не ограничен подготовительным материалом расследования и не может принять "на веру" выводы следователя. Окончательное значение будет иметь судебное следствие, результаты которого составят непосредственную основу приговора или иного судебного решения.
Как и любая другая стадия процесса, предварительное расследование определяется четырьмя признаками: 1) непосредственными целями и задачами, 2) итоговыми решениями и 3) кругом участников и 4) процессуальной формой (процедурой).
Предварительное расследование преследует следующие цели: а) раскрыть преступление; б) изобличить виновного в совершении определенного преступления либо реабилитировать невиновного; в) сформировать достаточную доказательственную базу для проведения судебного разбирательства; г) обеспечить личное участие обвиняемого в суде; д) гарантировать возможное решение суда о возмещении вреда, причиненного преступлением.
Для достижения этих целей перед данной стадией стоят определенные задачи: а) поиск, собирание и исследование доказательств по делу; б) обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту; в) применение (при необходимости) мер процессуального принуждения; г) передача уголовного дела в суд либо прекращение уголовного дела или уголовного преследования.
Отличие между целями и задачами заключается в том, что цели - это ожидаемый результат, который может быть достигнут или не достигнут в том или ином деле, в то время как выполнение задач - безусловная обязанность соответствующих участников процесса при производстве по каждому делу. Так, в силу разных объективных и субъективных причин (например, необратимой утраты следов преступления) преступление может остаться нераскрытым, доказательства - недобытыми, подозреваемый может быть не установлен, похищенное имущество не найдено и т.д., т.е. цели предварительного расследования в полном объеме не достигнуты *(2). Однако, несмотря на это, органы предварительного расследования в любом случае обязаны заниматься поиском и собиранием доказательств, разъяснять права подозреваемому и обвиняемому, по его желанию - обеспечить участие в деле защитника и т.д., а затем - передать дело в суд либо прекратить уголовное преследование или уголовное дело. Защитник подозреваемого или обвиняемого также обязан оказывать ему юридическую помощь при производстве по уголовному делу, а судья - разрешать процессуальные вопросы, отнесенные к его компетенции (ч. 2 ст. 29 УПК).
В ходе предварительного расследования происходит определение предмета доказывания (того круга обстоятельств, которые надо установить для разрешения дела) и его предварительное исследование с тем, чтобы суд мог всесторонне и полно установить картину совершенного преступления и решить вопрос об уголовной ответственности и возмещении причиненного преступлением ущерба. Из этого следует, что, вопервых, в ходе предварительного расследования необходимо собрать как обвинительные (уличающие), так и оправдательные доказательства. Вовторых, хотя все собранные здесь доказательства и называются судебными, но являются лишь исходным материалом для судебного следствия и подлежат всесторонней проверке и оценке.
Получение необходимых доказательств порой находится под угрозой их сокрытия или уничтожения, поэтому для того, чтобы гарантировать их собирание, иногда возникает необходимость применения правового принуждения. Кроме того, такое принуждение гарантирует и одно из главных условий уголовного судопроизводства - личное участие обвиняемого в деле, ибо уголовноправовой спор имеет, прежде всего, личный, а не имущественный характер. Принудительные действия обеспечивают также возможность исполнения будущего приговора (например, наложение ареста на имущество, которое может быть взыскано по решению суда).
Однако, собрав необходимые доказательства и обеспечив участие в деле обвиняемого, предварительное расследование не может быть закончено, так как к судебному разбирательству нужно подготовить еще и стороны. Обвиняемый должен получить возможность заблаговременно реализовать свое право на защиту, а потерпевший - право на участие в уголовном преследовании. В силу особого публичного интереса эти права иногда даже осуществляются императивным методом (например, обязательное участие защитника в соответствии со ст. 51 УПК).
Предварительное расследование заканчивается либо передачей дела в суд, либо прекращением дела или уголовного преследования (ст. 212214, 439 УПК). Передача дела в суд происходит через прокурора и оформляется тремя различными решениями: а) обвинительным заключением (если по делу проводилось предварительное следствие - ст. 215222 УПК), б) обвинительным актом (если по делу производилось дознание - ст. 225226 УПК), в) постановлением о направлении дела в суд для принудительной меры медицинского характера (ст. 439 УПК). При этом следует иметь в виду, что дознание может завершиться направлением дела для производства предварительного следствия (п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК), однако для стадии предварительного расследования - это промежуточное решение. Промежуточными решениями являются также передача дела по подследственности и приостановление дела.
Таким образом, стадия предварительного расследования начинается с момента возбуждения уголовного дела и заканчивается утверждением прокурором решения следователя или дознавателя о передаче дела в суд или прекращением уголовного дела или уголовного преследования *(3).
Основанием для такого вывода может служить включение гл. 31 УПК ("Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением") в состав раздела VIII Кодекса ("Предварительное расследование").
Вместе с тем данный вывод не является совершенно бесспорным. Согласно ч. 2 ст. 162 УПК в срок предварительного следствия включается лишь время со дня возбуждения уголовного дела до дня его направления прокурору с обвинительным заключением. То есть, по смыслу этой нормы, действия прокурора после поступления к нему дела с обвинительным заключением имеют место уже после окончания предварительного следствия, что подтверждается и наименованием ст. 215 УПК ("Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением"), в которой речь идет о действиях следователя еще до направления дела прокурору. При рассмотрении материалов дела, поступивших к нему с обвинительным заключением, прокурор может возвратить уголовное дело для производства дополнительного предварительного следствия (п. 3 ч. 1 ст. 221 и п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК), что также дистанцирует указанные действия прокурора от производства предварительного следствия. Таким образом, можно констатировать существование в УПК РФ коллизии правовых норм относительно конечного момента предварительного следствия. *(4) С учетом сказанного можно предположить, что имеются предпосылки рассматривать действия прокурора в порядке гл. 31 УПК как находящуюся на этапе законодательного оформления новую, третью, стадию досудебного производства. Ее целью является, по существу, решение прокурором вопроса о предании обвиняемого суду в так называемой обвинительной форме.
Стадия предварительного расследования первоначально сформировалась еще в средневековом розыскном процессе, в котором уже тогда четко обозначились три ее этапа: общее расследование (лат. - inquisitio generalis), суммарное производство (inquisitio summarid) и специальное расследование (inquisitio specialis) *(5).
Аналогичные этапы образуют основу структуры предварительного расследования и по сей день, в подавляющем большинстве современных мировых уголовнопроцессуальных систем (независимо от того, как они именуются в том или ином национальном праве). Рассмотрим их более подробно.
1. Общее расследование называется так потому, что оно производится еще без обвиняемого, следовательно, в отношении относительно неопределенного (общего) круга лиц. Даже если в это время уже имеются подозрения против какоголибо конкретного лица, оно не только считается невиновным в силу закона (презумпция невиновности), но пока не считается виновным даже органами уголовного преследования, поскольку обвинение против него официально еще не выдвинуто. В этом, юридическом, смысле расследование ведется не против конкретного лица, а по факту обнаружения события, содержащего признаки преступления. Именно поэтому к подозреваемому по общему правилу не должны применяться меры пресечения, а единственной принудительной мерой, ограничивающей его личную свободу, может быть лишь кратковременное задержание. Главные цели такого расследования - установить наличие или отсутствие события преступления, обнаружить и изобличить лицо, виновное в его совершении, либо реабилитировать невиновного. В ходе общего расследования происходит подготовка к выдвижению на следующем этапе так называемого первоначального обвинения.
2. Вторым этапом предварительного расследования является то, что, отдавая дань традиции, можно называть суммарным производством? После того как предполагаемый преступник установлен, необходимо оценить совокупность собранных по делу доказательств (как бы суммировать их), предъявить этому лицу обвинение и выяснить его доводы в свою защиту. То есть этап суммарного производства предназначен для выдвижения первоначального обвинения и конкретизации позиции, занятой стороной защиты. В российском уголовном процессе этому этапу соответствует вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого и решение вопроса об избрании ему меры пресечения.
3. Третий этап предварительного расследования - это специальное расследование, которое производится в отношении конкретного обвиняемого. На данном этапе с учетом подтверждения или опровержения доводов защиты, выдвинутых в ходе или после суммарного этапа, еще раз проверяется обоснованность обвинительных доказательств и определяется окончательное обвинение. В российском уголовном процессе (при производстве предварительного следствия) этот этап начинается после допроса обвиняемого и завершается составлением обвинительного заключения.
В историческом плане специальное расследование иначе называлось формальным, или судебным, потому что традиционно осуществлялось судебным органом - судебным следователем или следственным судьей.

§ 2. Формы предварительного расследования в российском уголовном процессе: предварительное следствие и дознание

Процессуальная форма как совокупность оснований, условий, процедур и гарантий имеет свойство дифференцироваться, т.е. разделяться на различные составляющие в зависимости от характера уголовных дел. Дифференциация процессуальной формы возможна в сторону ее усложнения или упрощения (добавление или исключение отдельных гарантий, институтов, увеличение или сокращение сроков и т.п.). Процессуальная форма дифференцируется по материальноправому и процессуальному основаниям. Материальноправовым основанием для разделения процессуальной формы является степень общественной опасности преступления, которая определяется уголовноправовой квалификацией по конкретной норме Особенной части УК. Это основание выражено в таких процессуальных институтах, как предметная подследственность и подсудность. Чем выше общественная опасность преступления, тем сложнее должна быть процессуальная форма производства по нему *(6).
Процессуальное основание для дифференциации юридической формы судопроизводства предстает в виде представления законодателя о сложности производства по тем или иным категориям уголовных дел. Эта сложность может быть связана с очевидным или неочевидным характером преступлений, трудоемкостью собирания и проверки доказательств, а иногда - и позицией по делу, занимаемой обвиняемым *(7).
Стадия предварительного расследования также обладает своей процессуальной формой, которая может дифференцироваться в сторону усложнения (предварительное следствие) или в сторону упрощения (дознание).
Предварительное следствие - это наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников процесса. Предварительное следствие - это и основная форма расследования, так как оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым производится дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК), и дел, возбуждаемых в порядке частного обвинения (ст. 318 УПК). Для предварительного следствия в полной мере действуют все общие условия расследования, в нем реализованы все его институты, оно четко разделено на рассмотренные выше этапы. При этом надо иметь в виду, что процессуальная форма предварительного следствия может быть еще более усложнена по делам о применении принудительных мер медицинского характера, несовершеннолетних и лиц, обладающих служебным иммунитетом.
Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 151 УПК).
Дознание - это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК). Основаниями для упрощения формы и условиями для производства дознания являются: а) небольшая опасность преступления (дознание, как правило, производится по преступлениям небольшой или средней тяжести - ч. 3 ст. 150 УПК), б) невысокая сложность расследования (выраженная в наличии уже на момент возбуждения дела подозрения против конкретного лица - ч. 1 ст. 223 УПК). Упрощение формы расследования при производстве дознания отражено и в правовом статусе дознавателей (которые обладают меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователи), сокращении сроков дознания (20 суток с возможным продлением до 30 суток), в отсутствии некоторых процессуальных институтов (процедуры привлечения лица в качестве обвиняемого, обвинительного заключения, следственной группы, помещения подозреваемого в медицинский стационар для проведения экспертизы и др.).
Дознание как форму расследования осуществляют, как правило, особые должностные лица - дознаватели, причем не всех, а только некоторых органов дознания: органов внутренних дел, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 3 ст. 151 УПК). В некоторых случаях дознание проводят следователи органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и прокуратуры (п. 1, 7 ч. 3 ст. 151 УПК).
Правильный выбор формы расследования - важное его условие. Производство дознания вместо предварительного следствия рассматривается как существенное нарушение уголовнопроцессуального закона. Поэтому укажем здесь сложные случаи определения формы расследования: *(8)
в силу прямого указания закона дознание производится по делам публичного обвинения, указанным в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК и по делам частного обвинения, которые возбуждаются в публичном порядке при неспособности потерпевшего самостоятельно воспользоваться своими процессуальными правами (ч. 4 ст. 20 УПК);
по указанию прокурора, дознание может быть проведено по иным преступлениям небольшой или средней тяжести (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК). Такое указание прокурор дает по делу еще до начала предварительного следствия, так как передача дела от органа следствия органу дознания невозможна (п. 89 ч. 2 ст. 37 УПК);
дознание недопустимо по тем делам, по которым обязательно производство только предварительного следствия: по делам о применении принудительных мер медицинского характера (ч. 1 ст. 434 УПК) и по делам о преступлениях, совершенных в отношении отдельной категории лиц в связи с их профессиональной или служебной деятельностью (обладающих иммунитетом, военнослужащих и др. - п. "б" и "в" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК). Это проявление персональной подследственности уголовного дела;
решением прокурора производство предварительного следствия может быть признано обязательным по уголовному делу, относящемуся к компетенции дознания (п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК) или к частному обвинению (ч. 4 ст. 20 УПК). Так, прокурор может дать мотивированное указание о производстве следствия вместо дознания: а) если уголовное дело возбуждено по факту, а не в отношении конкретного лица; б) если за сокращенные сроки дознания невозможно полно и объективно провести расследование данного дела; в) если уголовное дело имеет особое общественное значение.

§ 3. Производство неотложных следственных действий органом дознания

Своеобразной формой предварительного расследования в российском уголовном процессе является производство неотложных следственных действий органом дознания (ст. 157 УПК). Рассматриваемый институт является преемником такой разновидности дознания, которая по прежнему уголовнопроцессуальному законодательству называлась "дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно" (ст. 119 УПК РСФСР 1960 г.). В порядке проведения этого дознания орган дознания возбуждал уголовное дело, проводил неотложные следственные действия и затем передавал дело следователю. Следует иметь в виду, что производство неотложных следственных действий органом дознания по делу, подследственному следователю, теперь не называется термином "дознание", хотя именно оно с исторической точки зрения является его классическим образцом. В этом, традиционном, смысле дознание понималось (а в ряде зарубежных процессуальных систем понимается и до сих пор) как этап общего расследования, который предшествует ("дознание") как бы основному "познанию" - предварительному следствию (дознание во Франции, по Уставам уголовного судопроизводства 1864 г. и т.п.). Дознанием в российском уголовном процессе ныне называется лишь самостоятельная (упрощенная и ускоренная) форма предварительного расследования, предусмотренная гл. 32 УПК РФ.
Таким образом, в отечественном судопроизводстве дознание постепенно превратилось из начального этапа расследования в его упрощенную форму. Деятельность органов дознания по производству неотложных следственных действий является теперь факультативной частью, начальным этапом предварительного следствия, который в значительной мере совпадает по своему содержанию с этапом общего расследования. Эту деятельность можно считать не самостоятельной, а подчиненной по отношению к предварительному следствию формой расследования. *(9)
Производство неотложных следственных действий представляет собой факультативный начальный этап расследования, на котором орган дознания в неотложной ситуации вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуальную и оперативнорозыскную деятельность в целях быстрейшего обнаружения и закрепления следов преступления, а также установления лиц, совершивших преступление (п. 2 ч. 2 ст. 40; ст. 157 УПК). Факультативной эта деятельность является потому, что она имеет место не по каждому уголовному делу, по которому обязательно проведение предварительного следствия, а только в тех неотложных ситуациях, когда следователь в силу тех или иных причин не может немедленно приступить к исполнению своих обязанностей (например, выехал для проведения следственных действий по другому делу и т.п.). *(10)
Под неотложной следственной ситуацией принято понимать обнаружение таких обстоятельств, которые явно указывают на наличие признаков преступления и дают основания полагать, что промедление с совершением необходимых процессуальных действий может повлечь за собой: а) утрату следов преступления и возможности закрепления доказательств, б) сокрытие лиц, совершивших преступление, в) утрату возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением.
Содержание данного начального этапа расследования составляют:
1. Действия по возбуждению уголовного дела.
2. Неотложные следственные действия, т.е. урегулированные процессуальным законом действия, предназначенные для незамедлительного обнаружения, закрепления, изъятия и исследования доказательств (п. 19 ст. 5 УПК). Действующий УПК допускает выбор органом дознания любых следственных действий - в зависимости от ситуации расследования (осмотр места происшествия, допрос потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обыск, выемка, освидетельствование, предъявление для опознания, назначение судебной экспертизы и др.).
В то же время орган дознания не вправе производить те следственные и иные процессуальные действия, которые относятся к последующим этапам расследования (суммарному и специальному): вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого; возбуждение ходатайства о наложении денежного взыскания; составление обвинительного заключения, ознакомление с оконченными материалами дела; прекращение уголовного дела, приостановление уголовного дела и др.
3. Процессуальные действия по собиранию и проверке доказательств, не относящиеся к категории следственных: истребование и принятие представленных предметов и документов, справок, актов ревизий, инвентаризаций и др.
4. Неотложные меры процессуального принуждения: задержание подозреваемого (ст. 91, 92 УПК), меру пресечения (ст. 100 УПК), наложение ареста на имущество (ст. 115 УПК), обязательство о явке (ст. 112 УПК), привод (ст. 113 УПК).
5. Действия не процессуального характера (административные и оперативнорозыскные), например: доставление задержанного, охрана места происшествия, опрос граждан, наблюдение, проверочная закупка, оперативный эксперимент и т.д. *(11)
Орган дознания проводит процессуальные действия в пределах своей юридической компетенции, т.е. по установленному законом кругу преступлений (ч. 2 ст. 157 УПК), который определяется правилами подследственности уголовных дел (см. об этом в следующем параграфе). При этом следует иметь в виду, что в неотложной ситуации на начальном этапе расследования подследственность устанавливается лишь предварительно, с известной долей вероятности. Окончательно подследственность дела определит прокурор после завершения начального этапа расследования.
В части 2 ст. 41 УПК установлен запрет на возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативнорозыскные мероприятия. Однако он касается лишь тех сотрудников органа дознания (дознавателей), на которых возложены обязанности по производству всего предварительного расследования в порядке, установленном главой 32 УПК (дознания), и не распространяется на сотрудников органов дознания (иных должностных) при проведении неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно.
Деятельность органа дознания по выполнению неотложных следственных действий должна быть завершена не позднее 10 суток с момента возбуждения дела путем передачи его прокурору. *(12) Если неотложные следственные действия будут выполнены за меньшее время или прокурор передаст дело следователю (п. 8, 9 ч. 2 ст. 37 УПК), то данная деятельность органа дознания заканчивается и до истечения 10суточного срока. Этот срок не подлежит продлению.
После направления дела прокурору орган дознания вправе производить по нему следственные и оперативнорозыскные мероприятия только по письменному поручению следователя. Впрочем, на органе дознания продолжает лежать обязанность установить лицо, совершившее преступление, о результатах выполнения которой он уведомляет следователя (ч. 4 ст. 157 УПК). При этом оперативные подразделения органов дознания обладают самостоятельностью в выборе конкретных оперативнорозыскных мероприятий согласно оперативнорозыскному законодательству.

Глава 2. Понятие и виды общих условий предварительного расследования

Общие условия предварительного расследования - это такие уголовнопроцессуальные нормы, которые действуют на протяжении всей стадии предварительного расследования, определяя ее содержание. Как было сказано ранее, предварительное расследование в российском уголовном процессе существенно отличается от судебного разбирательства. Если в последнем господствуют правила состязательности, то здесь еще довольно сильны розыскные элементы. Эта специфика предварительного расследования отражается на его общих условиях.
Виды общих условий предварительного расследования в учебной литературе иногда подразделяют согласно порядку, в котором они изложены в статьях УПК (глава 21 УПК называется "Общие условия предварительного расследования" и содержит 13 статей - 13 видов общих условий). *(12)
Однако такой подход не учитывает, что многие иные процессуальные нормы также определяют содержание всей стадии расследования и, следовательно, подпадают под понятие ее общих условий (например, участие понятых, процессуальная самостоятельность следователя). В настоящее время юридическая наука еще полностью не достигла определенности в вопросах о том, какие именно положения являются общими условиями расследования и по какому критерию их следует классифицировать. С учетом сложившихся традиций условно можно выделить три крупные группы общих условий предварительного расследования, связанные: 1) с выбором надлежащего субъекта расследования и его процессуальным положением; 2) с обеспечением всесторонности, полноты, объективности и быстроты расследования; 3) с обеспечением прав и законных интересов участников расследования.

§ 1. Общие условия предварительного расследования, связанные с выбором надлежащего субъекта расследования и его процессуальным положением

Подследственность уголовных дел, ее признаки. Передача дел по подследственности

Вопрос об органах расследования и их компетенции относится к Общей части курса уголовного процесса. В качестве же общих условий расследования здесь выступают: а) правила выбора надлежащего органа в зависимости от признаков уголовного дела, или подследственность уголовных дел; б) принятие органом расследования дела к своему производству; в) взаимодействие органов расследования между собой. *(13)
Подследственность - это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать. К органам расследования УПК относит следователя и дознавателя (п. 7, 41 ст. 5; ст. 38, 41 УПК). Однако правом проводить расследование наделены также прокурор (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК) и начальник следственного отдела (ч. 2 ст. 39 УПК). Кроме того, органы дознания уполномочены осуществлять начальный этап расследования - неотложные следственные действия (ч. 3 ст. 40 УПК, ст. 157 УПК).
Понятие подследственности связано с понятиями компетенции, подсудности и юрисдикции. Подследственность характеризует отношение между органом расследования и уголовным делом с точки зрения признаков дела (объекта). Этим она отличается от понятия компетенции, относящегося к признакам соответствующего органа (субъекта). Термин "юрисдикция" используется в УПК применительно к суду и к государству. Виды признаков подследственности сходны с видами подсудности (ст. 3132 УПК) и теоретически могут быть объединены под общим понятием подведомственности *(14).
Правила подследственности непосредственно устанавливают надлежащие форму расследования и его субъекта, однако опосредованно это же должно обеспечивать быстроту и качество подготовки дела к судебному разбирательству. Правила подследственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так, они позволяют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы. Но главное, что в подобных случаях умаляется право обвиняемого, которое можно назвать правом на естественного (законного) следователя, подобное его праву на естественный (законный) суд. Как и при отказе в праве на естественный суд, произвольное нарушение правил подследственности порождает сомнения в беспристрастности органа расследования, который, возможно, назначен ad hoc (лат. - специально для данного случая), но пристрастность публичного обвинителя несовместима в состязательном процессе с принципом равенства сторон. *(15) Поэтому несоблюдение правил подследственности признается существенным нарушением уголовнопроцессуального закона (ст. 381 УПК) и влечет признание полученных доказательств недопустимыми (ч. 3 ст. 7 УПК). Правила подследственности используются также для распределения дел внутри следственных подразделений и подразделений дознания.
Уголовнопроцессуальное законодательство предусматривает два вида подследственности: предметную (родовую) - ст. 151 УПК и территориальную (местную) - ст. 152 УПК. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака. Исключения применяются в силу: а) особенностей статуса подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (персональная, или личная подследственность), б) связи с другим уголовным делом (альтернативная подследственность), в) исключительной компетенции того или иного органа уголовного преследования (универсальная подследственность). *(16)
Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Она зависит от степени и характера общественной опасности преступления, а также от особенностей его объекта (сферы общественных отношений, нарушаемых преступлением данного вида). Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступления по статьям Особенной части УК. По тяжким и особо тяжким преступлениям производится предварительное следствие, а по преступлениям небольшой или средней тяжести может быть проведено дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК).
Большинство преступлений расследуется следователями и дознавателями органов внутренних дел (см. п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК). К предметной подследственности следователей прокуратуры, как правило, относятся уголовные дела о преступлениях с особенно высокой степенью общественной опасности (убийство, похищение человека, изнасилование, терроризм и др. См. подп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК). Следователи федеральной службы безопасности производят предварительное следствие по большинству преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и по некоторым другим преступлениям (см. п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК). С учетом соответствующей сферы деятельности определяется предметная подследственность и следователей (дознавателей) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, дознавателей органов пограничной службы, службы судебных приставов, таможенных органов, органов Государственной противопожарной службы (п. 5 ч. 2; ч. 3 ст. 151 УПК).
Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компетенцию органов расследования одного уровня и ведомства в зависимости от места совершения предполагаемого преступления (ст. 152 УПК). Это место определяется территорией, на которой совершено последнее деяние, охватываемое объективной стороной состава преступления, вне зависимости от места наступления преступных последствий. Например, преступник в границах участка "А", расположенного на территории, закрепленной за одним органом расследования, произвел выстрел в пострадавшего, который находился на участке "Б", включаемом в территорию другого такого же органа. Несмотря на место нахождения трупа пострадавшего на участке "Б", предварительное следствие должно производится органом расследования, на территории которого находится участок "А". Распределение территории между одноименными органами расследования устанавливается ведомственными нормативными актами с учетом административнотерриториального деления. В то же время в начале расследования территориальная подследственность устанавливается вероятно, приблизительно. Оно начинается в том районе, в котором возбуждено уголовное дело (или в который дело направлено прокурором). Если в дальнейшем будет установлено иное место окончания деяния, то дело может быть передано по подследственности.
Однако далеко не во всех случаях следы преступления, свидетели и сам обвиняемый находятся в том районе, где совершено преступление. Поэтому в целях обеспечения полноты, объективности и быстроты расследования предусмотрены исключения из общего правила территориальной подследственности. *(17) Для этого прокурор вправе передать дело в другой территориальный орган расследования по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений, по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 3, 4 ст. 152 УПК).
Персональная (личная) подследственность уголовного дела устанавливает изъятия из правил предметной подследственности в зависимости от признаков обвиняемого или потерпевшего. Установлены два таких изъятия.
1. Из предметной подследственности дознания в пользу другой формы расследования - предварительного следствия. Так, например, по делам невменяемых или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, вне зависимости от квалификации деяния обязательно производство предварительного следствия, даже если по предметному признаку по делу должно было бы производиться дознание (ч. 1 ст. 434 УПК).
2. Из предметной подследственности любых других органов расследования в пользу следователей прокуратуры по делам о преступлениях, совершенных лицами, обладающими служебным иммунитетом (ст. 447 УПК), должностными лицами правоохранительных органов, военнослужащими, а также лицами гражданского персонала воинских формирований или правоохранительных органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершенных в расположении соответствующего учреждения, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью (подп. "б" и "в" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК). Следователи прокуратуры (военной) проводят дознание "вместо" командиров воинских частей соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов. Последние как орган дознания указаны в законе (п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК), однако наделены правом производства только неотложных следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК). Персональная подследственность прокуратуры как исключение из подследственности предметной не применяется лишь по четырем составам преступлений: государственная измена (ст. 275 УК), шпионаж (ст. 276 УК), разглашение государственной тайны (ст. 283 УК), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК). Предварительное следствие по данным преступлениям проводят (по предметному признаку) следователи ФСБ, даже если обвиняемый является должностным лицом правоохранительного органа, военнослужащим и т.д. (ч. 4 ст. 151 УПК).
Альтернативная подследственность, или подследственность по связи дел допускает изъятия из предметной подследственности дела в пользу того органа предварительного следствия, который выявил соответствующее преступление и возбудил уголовное дело (ч. 5, 6 ст. 151 УПК). Это относится, например, к таким преступлениям, как квалифицированное мошенничество (ч. 2, 3 ст. 159 УК РФ), незаконное ношение оружия (ч. 2, 3 ст. 222 УК РФ), отказ от дачи показаний (ст. 308 УК РФ), разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК), злоупотребление служебными полномочиями (ст. 285 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ) и др.
Универсальная подследственность - это такое исключение из предметной подследственности, когда родовой признак (квалификация преступления) вообще не имеет значения. Универсальная подследственность возникает в двух случаях: когда прокурор принимает любое уголовное дело к своему производству вне зависимости от квалификации преступления (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК; ч. 2 ст. 31 Федерального закона "О прокуратуре РФ") и когда он передает любое уголовное дело от органа предварительного расследования следователю прокуратуры, например, в связи с чрезвычайным положением (п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК).
При конкуренции различных признаков подследственности решение о ее выборе принимает прокурор (ч. 8 ст. 151 УПК). При этом он руководствуется следующими общими правилами:
при соединении различных дел приоритет имеет тот орган, к чьей предметной подследственности относится более тяжкое преступление;
поэтому орган предварительного следствия, как правило, имеет преимущество перед дознавателем;
при конкуренции предметной и персональной подследственности приоритетом пользуется персональная, кроме случаев, прямо предусмотренных ч. 4 ст. 151 УПК;
при конкуренции признаков альтернативной подследственности и персональной последняя имеет большую силу. *(18)
Передача уголовного дела по подследственности регулируется ч. 3 ст. 146; п. 3 ст. 149; ч. 5 ст. 152; ст. 155 УПК. Орган расследования, установив, что уголовное дело ему неподследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает дело прокурору для определения подследственности, о чем выносится мотивированное постановление (приложение 17 к ст.476 УПК). Прокурор вправе передать любое уголовное дело от органа дознания органу следствия (без соблюдения "дознавательской" подследственности); он также может передать дело от одного следователя прокуратуры другому следователю прокуратуры (п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК). При этом распределение дел между следователями ОВД, ФСБ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ относится к исключительной компетенции начальника соответствующего следственного отдела (п. 1 ч. 1 ст. 39 УПК). Передавая дело от одного органа расследования другому, прокурор обязан соблюдать правила предметной и персональной подследственности, кроме случаев передачи дела следователю прокуратуры (универсальная подследственность).
С помощью правил подследственности определяется надлежащий орган расследования, однако его полномочия по делу должны быть надлежаще оформлены (ст. 156 УПК). Факт принятия дела к своему производству отражается либо в постановлении о возбуждении дела (когда его вынес тот, кто и продолжает расследование), либо об этом выносится отдельное постановление (когда поручается расследование уже возбужденного другим органом дела - приложение 15 к ст.476 УПК). Расследование дела лицом, не принявшим его к своему производству, является существенным нарушением уголовнопроцессуального закона и влечет ничтожность полученных результатов расследования (ч. 3 ст. 7 УПК).
По смыслу процессуального закона должен приниматься акт, указывающий на прекращение полномочий конкретного следователя или дознавателя на производство по данному делу. Таким актом следует считать постановление о направлении дела прокурору для передачи по подследственности, передача дела другому следователю или дознавателю (которая должна быть оформлена письменно) или постановление о принятии дела к производству другим следователем или дознавателем. Иначе в одном деле могут оказаться несколько лиц, уполномоченных вести расследование, которые не образуют следственной группы. *(19)

Взаимодействие органов расследования. Отдельное поручение следователя. Следственная группа

Взаимодействие органов расследования означает их согласованную деятельность для выполнения задач стадии предварительного расследования. Организация их взаимодействия оказывает существенное влияние на данную стадию и потому является ее общим условием. Взаимодействие органов расследования, вопервых, предопределено их процессуальным положением, вовторых, имеет различные уровни и формы.
Процессуальное положение органов расследования во многом является фундаментом процессуальной формы расследования и исходной предпосылкой их взаимодействия. Так, "хозяином процесса" на данной стадии является прокурор. Именно он осуществляет надзор над деятельностью органов дознания и следствия и с процессуальной точки зрения руководит ими (ч. 1 ст. 37 УПК). В то же время следователь обладает процессуальной самостоятельностью. Он сам направляет ход расследования, принимает процессуальные решения и в некоторых случаях даже вправе приостановить исполнение указаний прокурора при несогласии с ними (ст. 38 УПК). Следователю принадлежит руководящая роль в его взаимодействии с органами дознания. Он вправе давать им обязательные для исполнения поручения и требовать от них содействия.
Взаимодействие органов расследования происходит в процессуальных и организационных формах, в зависимости от закрепления их в УПК или ведомственных нормативных актах. По степени согласованности действий взаимодействие осуществляется на трех уровнях: а) обмен информацией, б) совместное планирование и в) совместные действия. Каждый последующий уровень включает в себя элементы предыдущего. Так, совместное планирование имеет своей составной частью и непременным условием обмен информацией между участниками, а совместные действия невозможны без предварительно согласованного совместного плана. В то же время взаимодействие может состояться на любом из указанных уровней. *(20)
На уровне обмена информацией взаимодействие может осуществляться в следующих формах:
передача уголовных дел;
представление результатов оперативнорозыскной деятельности;
направление требований, представлений, поручений, запросов и т.д.
Основной процессуальной формой взаимодействия здесь является поручение следователя (или отдельное поручение), под которым понимается письменное обращение к другому органу расследования с предписанием о производстве процессуальных или розыскных действий в связи с расследуемым уголовным делом.
Процессуальный закон предусматривает два вида поручений следователя: а) поручение органу дознания по месту производства предварительного следствия (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК) и б) поручение органу дознания или другому следователю вне места производства предварительного следствия (ч. 1 ст. 152 УПК). Поручение процессуальных действий является определенным изъятием из принципа непосредственности исследования доказательств, поэтому его пределы должны быть ограничены. Дача следователем поручений допускается при условии, что не происходит неоправданное переложение им своих функций на другого следователя, могущее существенно затруднить работу последнего, либо возложение на орган дознания несвойственных для него полномочий. В частности, следователь обязан лично выполнить следственные действия, в том числе выехать для этого в другую местность, когда необходимо произвести большой объем следственных действий либо процессуальные действия связаны с оценкой доказательств в их совокупности, с принятием решений, определяющих направление расследования. Так, нельзя поручать действия: по принятию процессуальных решений (избрание меры пресечения, назначение экспертизы, признание потерпевшим и др.); по проведению значимых для формирования позиции сторон действий (допрос обвиняемого, предъявление обвинения); связанных с передачей всего уголовного дела прокурору (ознакомление с материалами оконченного расследования).
Содержание поручения следователя составляют предписания о проведении процессуальных или розыскных действий (см. приложение 45 к ст. 476 УПК). Принимая решение о поручении производства процессуальных действий, следователь должен учитывать, что, вопервых, в отношении исполнителя не должно существовать оснований для отвода (ст. 61, 67 УПК); вовторых, при производстве порученного процессуального действия должны быть обеспечены права участников процесса. Так, если следственное действие производится по ходатайству потерпевшего (п. 9 ч. 2 ст. 42 УПК), гражданского истца (п. 10 ч. 4 ст. 44 УПК), подозреваемого (п. 9 ч. 4 ст. 46 УПК), обвиняемого (п. 10 ч. 4 ст. 47 УПК), защитника (п. 5 ч. 1 ст. 53 УПК), то они имеют право в нем участвовать. Если следственное действие производится с участием подозреваемого (например, допрос подозреваемого), то исполнитель поручения обязан уведомить его защитника о времени и месте производства следственного действия. Нарушение права на помощь защитника является существенным нарушением закона и влечет недопустимость полученных доказательств.
Следователь вправе поручить производство следующих процессуальных действий: а) по собиранию доказательств; б) по ознакомлению лиц с постановлениями о признании их участниками уголовного процесса и разъяснений им прав и обязанностей; в) по исполнению мер процессуального принуждения (задержания, наложения ареста на имущество, отобрание обязательства о явке, привода); г) по обеспечению мер выявления и устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ч. 2 ст. 158), - это могут быть требования о проведении органом дознания специальных обследований по месту жительства, учебы или работы обвиняемого, поручения по осуществлению контроля за исполнением представлений следователя, например поручения органу государственной противопожарной службы об осуществлении регулярного наблюдения за устранением указанных в представлении недостатков, о проведении контрольных обследований объекта.
Поручения о производстве розыскных или оперативнорозыскных действий могут преследовать цель установления личности преступника или места его нахождения, установления подлежащего аресту имущества или источников доказательств (п. 38 ст. 5; п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). Розыскные меры могут осуществляться по поручению следователя путем процессуальных действий или оперативнорозыскных мероприятий.
Следователь не должен поручать производство таких гласных розыскных действий, которые он может выполнить лично, например получение сведений из криминалистических учетов. *(21)
Поручение следователя должно быть мотивированным, учитывая общие требования к процессуальным решениям (ч. 4 ст. 7 УПК). К поручению могут прилагаться необходимые материалы: а) обеспечивающие обоснованность и законность исполнения поручения (постановление о задержании, постановление о приводе, постановление о наложении ареста на имущество), б) обеспечивающие тактику выполнения поручения (копии процессуальных документов, планы следственных действий, справки о личности допрашиваемых).
Срок выполнения поручения, направленного в другой орган, составляет 10 суток (ч. 1 ст. 152 УПК). Это срок может быть изменен или продлен самим поручителем. Исполнение поручения о производстве процессуальных действий должно быть совершено в пределах установленного срока предварительного расследования (ч. 3 ст. 209 УПК). Розыскные действия (если они не сопряжены с процессуальным принуждением) могут быть выполнены и по приостановленному делу (ст. 210 УПК). За неисполнение или несвоевременное исполнение поручения исполнитель может быть подвергнут дисциплинарной ответственности.
Совместное планирование как следующий уровень взаимодействия органов расследования имеет самостоятельное значение при проведении координационных совещаний, составлении согласованных планов расследования уголовных дел и оперативнорозыскных мероприятий, планов оперативнотактических комбинаций в рамках проведения одного или нескольких следственных действий.
Дальнейшим уровнем взаимодействия различных органов расследования являются их совместные действия. Здесь используются в основном три процессуальные формы взаимодействия: а) получение содействия органа дознания при осуществлении следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК); б) привлечение к участию в следственном действии должностного лица органа дознания (ч. 7 ст. 164 УПК); в) следственная группа или следственнооперативная группа (ст. 163 УПК). Содействие может быть выражено в деятельности обширного круга работников дознания по обеспечению: подготовки, организационных условий (таких как оцепление, конвоирование), применения принуждения, безопасности участников следственного действия (например, содействие оказывается в виде прочесывания местности для последующего осмотра обнаруженных следов). К участию в следственном действии обычно привлекаются оперативные сотрудники, например, для выполнения поисковых действий во время обыска. При этом если содействующего сотрудника не обязательно указывать в протоколе следственного действия, то каждого участвующего - обязательно (п. 3 ч. 3 ст. 166 УПК). *(22)
Производство предварительного следствия следственной группой детально регламентировано УПК (ст. 163 УПК). Основанием для создания следственной группы (СГ) является сложность или большой объем расследования (значительное количество эпизодов, участников совершения преступления, количество пострадавших, обширная территория преступной деятельности, необходимость проверки значительного количества версий, производства трудоемких следственных действий и др.). Решение о создании СГ и изменении ее состава принимает прокурор по ходатайству начальника следственного отдела, о чем выносится либо отдельное постановление (приложение 19 к ст.476 УПК), либо указывается в постановлении о возбуждении дела (приложение 18). В этих постановлениях должны быть указаны фамилии всех участников СГ и руководителя СГ.
К работе СГ могут быть привлечены должностные лица органов дознания, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность (ч. 2 ст. 163 УПК). В действительности, это означает создание уже не просто следственной, а следственнооперативной группы (ранее широко известной на практике и предусмотренной ведомственными нормативными актами). *(23)
Практике известны несколько видов следственных и следственнооперативных групп, подразделяемых по разным критериям:
по целям - "дежурная" СГ для осмотра места происшествия, раскрытия преступления "по горячим следам"; следственные бригады или межрегиональные СГ для расследования сложных и трудоемких дел, а также преступлений прошлых лет;
по составу - СГ, включающая в себя следователей одного или различных ведомств, оперативных работников одного или различных органов дознания;
по времени действия - постоянно действующая (обычно специализированная на расследовании определенных категорий преступлений) либо временная СГ.
Состав следственной группы объявляется подозреваемому и обвиняемому, им разъясняется право заявить отвод любому участнику СГ. По ходатайству сторон (потерпевшего, гражданского истца, ответчика их представителей) им также объявляется состав СГ для обеспечения права заявить отвод (ч. 2 ст. 62 УПК). Указанным лицам должны объявляться и изменения в составе СГ. Об этих объявлениях целесообразно составлять протокол или делать отметки на постановлении.
Руководитель СГ принимает дело к своему производству, организует ее работу, направляет деятельность следователей и принимает важнейшие решения по делу: о направлении дела в суд, о выделении, прекращении, приостановлении или возобновлении дела, о привлечении лица в качестве обвиняемого, об объеме предъявляемого ему обвинения, о направлении содержащегося под стражей обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар, о возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока следствия и перед судом - о получении разрешений на применение соответствующих мер принуждения. Эти полномочия никто из участников СГ, кроме ее руководителя, осуществлять не вправе. Представляется, что руководитель СГ должен принимать решения и об избрании мер пресечения (п. 4 ч. 3 ст. 38 УПК). Руководитель СГ - это начальник как бы "маленького следственного отдела", поэтому правомерно использование по аналогии положений ст. 39 УПК (в части дачи им указаний участнику СГ).

§ 2. Общие условия предварительного расследования, связанные с его всесторонностью, объективностью, полнотой и быстротой

Действующий УПК не называет установление объективной истины в числе принципов уголовного процесса. Однако по крайней мере, для предварительного расследования это начало остается одним из важнейших. В рамках этого принципа УПК предъявляет к предварительному расследованию следующие требования (ч. 4 ст. 152, ч. 2 ст. 154 УПК): всесторонности (исследования дела со всех сторон, с позиций версий как обвинения, так и защиты), объективности (непредвзятости действий и решений, точного отражения в них действительности), полноты (достаточности собранных доказательств и установленных фактов) и быстроты.
Эти требования, в свою очередь, обеспечиваются такими общими условиями предварительного расследования, как соединение и выделение уголовных дел, незамедлительное начало и установление сроков предварительного расследования, а также форм его окончания, недопустимость разглашения данных предварительного расследования (тайна предварительного расследования), общие правила производства следственных действий, восстановление утраченных уголовных дел, установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Соединение уголовных дел

Соединение уголовных дел предстает в виде права органа расследования объединить в одном производстве несколько отдельных уголовных дел для обеспечения всесторонности, объективности и полноты расследования (ст. 153 УПК).
Основаниями для соединения дел являются участие или прикосновенность различных лиц к одним и тем же преступным деяниям или связь различных преступных деяний с одними и теми же лицами:
совершение преступлений в соучастии, т.е. умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления (ст. 52 УК РФ);
совершение одним лицом нескольких преступлений (неоднократность - ст. 16 УК РФ, реальная или идеальная совокупность преступлений - ст. 17 УК РФ);
обвинение лица в заранее не обещанном укрывательстве особо тяжких преступлений (ст. 316 УК РФ), которые расследуются по соединяемому делу.
По общему правилу, для соединения дел необходима доказанность участия определенных лиц в совершении преступлений. Поэтому дела соединяются в отношении обвиняемых (после вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого). Однако в качестве исключения закон не запрещает соединять дела и в отношении подозреваемых, и даже в отношении еще не установленных лиц. В последнем случае основание для соединения дел возникает, если есть определенные доказательства того, что преступления совершены одним и тем же (пока еще не установленным) лицом или той же группой лиц (ч. 2 ст. 153 УПК). Это могут быть доказательства специфического способа совершения преступления, устанавливающие предмет преступления (например, принадлежность к одной партии поддельных денег) и т.п. Не допускается соединение дел по иным основаниям, таким как общность преступных результатов неосторожных деяний лиц, не являющихся соучастниками; небрежное хранения оружия и преступное использование его другим лицом и т.д.
Условием соединения дел является наличие возбужденных и расследуемых дел, поскольку в одном производстве могут быть соединены только уголовные дела, но не какиелибо другие материалы. Из этого условия вытекают следующие правила:
не могут быть соединены дела, приостановленные и прекращенные, без соответственно возобновления дела или отмены постановления о прекращении дела;
если в ходе расследования обнаружено новое преступление (факт, по которому первоначально дело не возбуждалось), то необходимо сначала в порядке ст. 146 принять решение о возбуждении нового дела, а затем соединять оба дела в одном производстве;
если первоначальное дело было возбуждено против определенного лица, а в процессе расследования установлены соучастники, то необходимо сначала возбудить уголовное дело (дела) в отношении новых лиц, а затем соединить эти дела в одном производстве.
Соединение дел допускается на основании постановления надзирающего прокурора (приложение 47 к ст.476 УПК). Следователь или дознаватель вправе обратиться к прокурору с ходатайством об этом. Вопрос о присоединении дела к другому может быть решен и при даче прокурором согласия на возбуждение дела в порядке ст. 146 УПК.
При соединении уголовных дел возникает проблема исчисления срока предварительного следствия. Согласно УПК (ч. 4 ст. 153) срок расследования после соединения определяется сроком расследования по тому делу, у которого он наибольший. При этом срок расследования остальных дел поглощается и не учитывается.
Эти правила, однако, не должны использоваться для манипуляций со сроками следствия в нарушение требования его быстроты. Иллюстрацией подобных незаконных действий может служить, например, такая ситуация: согласно полученным сообщениям, стало известно, ч

  По вопросам приобретения пишите zakaz@best-students.ru

У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100