Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



Учебники для вузов:

Правовое регулирование медицинской деятельности в современной России


 


Содержание работы:

Введение

Современная концепция прав человека, выражающая гуманистическое миропонимание, исходит из того, что любой человек, являясь частью общества, вступает в определенные общественные отношения, как самостоятельная самодостаточная личность. От степени общественного признания, правового закрепления и полноты реализации прав и свобод личности зависит и характер конкретных общественных отношений, как между отдельными личностями, так и между личностью и обществом в целом.
Гуманистическое воззрение на проблему осуществления прав личности способствует гармонизации взаимоотношений с личностью, обществом, государством, сочетанию их интересов, использованию цивилизованных, не нарушающих права и свободы других людей, методов и средств защиты прав и свобод каждой отдельной личности и общественных интересов.
Права человека - это сложное многогранное явление, обладающее двойственным характером, неразрывно связанное не только с государством, но еще в большей степени с культурой, моралью, философией, то есть, с гуманитарными знаниями, раскрывающими, прежде всего, суть и природу общечеловеческих ценностей. Права человека выступают в качестве феномена мировой культуры и цивилизации, являются их важнейшим результатом. Права человека выражают многогранную природу человека, являются его атрибутивным свойством и выполняют многообразные функции.
Одной из достаточно сложных и многогранных сфер общественных взаимоотношений является сфера охраны здоровья человека вообще и медицинской деятельности, в частности. Бурное развитие высокотехнологичных методов диагностики, лечения, реабилитации, проведение биомедицинских исследований, возникновение и развитие новых отраслей медицины поставило перед специалистами практической медицины, организаторами здравоохранения, юристамипрактиками, учеными медиками и правоведами ряд серьезных вопросов по проблемам правого регулирования медицинской деятельности.
Оказание медицинской помощи представляет собой специфическую сферу общественных отношений, в процессе осуществления которых реализуются разнообразные права личности, предусмотренные международными соглашениями и закрепленные в отечественном законодательстве.
Правоотношения, возникающие в процессе оказания медицинской помощи, характеризуются многообразием, высокой степенью вариабельности, связанной, как с самой личностью пациента, нуждающегося в медицинской помощи, так и с особенностями выполнения медицинских вмешательств в связи с различной патологией.
Следует отметить недостаточное количество отечественных научных исследований, в которых были бы подвергнуты комплексному анализу правоотношения, возникающие в процессе оказания медицинской помощи.
Актуальность исследований, посвященных изучению особенностей правового регулирования общественных отношений в сфере медицинской деятельности, объясняется, прежде всего, восприятием механизма правового регулирования, как одного из ключевых аспектов системы юридического обеспечения сферы медицинской деятельности.
Другими причинами актуальности проведения самостоятельных исследований сферы правового регулирования медицинской деятельности являются:
- представление сферы медицинской деятельности, как совокупности общественных отношений, выступающих в качестве объекта правового регулирования;
- необходимость совершенствования отечественного законодательства, регламентирующего правоотношения в сфере охраны здоровья граждан, на основе четкого понимания сути и определения характеристик механизма правового регулирования, что, в итоге, позволит обеспечить достаточную степень эффективности правового регулирования в сфере медицинской деятельности.
Теоретикоправовое исследование способов правового регулирования общественных отношений в сфере медицинской деятельности позволяет обеспечить практическое решение двух основных задач:
- повышение эффективности государственного управления сферой охраны здоровья, вообще, и сферой медицинской деятельности, в частности;
- создание условий для наиболее полной реализации прав, свобод и защиты законных интересов граждан - потребителей медицинских услуг.
Исследование вопросов правового регулирования сферы медицинской деятельности не может считаться полным без анализа правового статуса пациента, являющегося основным субъектом медикоправовых отношений. Так же, как преступность, всегда сопутствующее обществу социальное явление, даже в самых цивилизованных и высокоразвитых демократических странах, так и болезни - социальное явление, которое даже при самом высоком уровне медицинского обеспечения и самом ответственном отношении граждан к собственному здоровью, не может исключено полностью.
Прежде всего, представляется обоснованным проведение глубоких исследований правового статуса пациента, как комплексного теоретикоправового феномена, обладающего такими характеристиками, как правосубъектность, наличие прав, свобод и гарантий их реализации, обязанностей и ответственности в случае их неисполнения. Сложность, многогранность медикоправовых отношений обусловливают необходимость выделения нескольких видов правового статуса пациента, каждый из которых обладает определенными специфическими признаками, свойственными конкретным группам населения.
Эти и другие, не менее актуальные вопросы правового регулирования сферы медицинской деятельности, могут составить теоретикоправовой базис дальнейшего совершенствования нормативноправовой регламентации сферы охраны здоровья населения, основанный на принципах приоритета прав, свобод личности и защиты законных интересов человека и гражданина, выступающего в качестве субъекта медикоправовых отношений.
В представленной монографии анализу подвергнуты не все стороны правовых отношений, возникающих в процессе оказания медицинской помощи, что и не представляется возможным в рамках одного исследования. В монографии представлено авторское мнение в отношении исследуемых проблем, позволяющее лишь в определенной степени расширить научные представления о проблемах правового регулирования в сфере медицинской деятельности и правах пациентов в современной России.
Все предложения и пожелания в адрес представленной монографии будут с благодарностью приняты автором.
Email: alexpischita@mail.ru

Глава 1. Соотношение моральноэтических и правовых категорий
в регулировании общественных отношений
в сфере медицинской деятельности


§ 1. Уровни регулирования общественных отношений
в сфере медицинской деятельности

Общая проблематика правового регулирования общественных отношений в сфере медицинской деятельности обусловливает необходимость исследования не только правовых, но и ряда других, смежных, характеристик регулирования общественных отношений в сфере охраны здоровья граждан. Для более детального анализа особенностей регулирования общественных отношений, возникающих при оказании медицинской помощи, представляется целесообразным рассматривать правовое регулирование медицинской деятельности в рамках общей структуры многоуровневого социального регулирования общественных отношений в сфере охраны здоровья.
Право является основным, но не единственным инструментом, обеспечивающим регулирование общественных отношений в сфере медицинской деятельности.
Существуют определенные уровни регулирования общественных взаимоотношений, возникающих в процессе оказания медицинской помощи. Эти уровни, являясь составной частью общей системы социального регулирования общественных отношений, вопервых, способствуют более эффективной реализации норм права применительно к сфере медицинской деятельности; вовторых, указывают на необходимость правового обучения медицинских работников, как на этапе первичного специального обучения, так и повышения их правовой культуры на всем протяжении систематического последипломного профессионального образования.
Прогрессивное развитие уже существовавших и новых отраслей медицины во второй половине ХХ века ознаменовалось появлением целого ряда неизвестных ранее моральноэтических и правовых проблем. Веками применявшиеся принципы оказания медицинской помощи требовали адаптации к изменившимся условиям. Общество осознало, что "увеличивать продолжительность жизни населения можно, не только снижая смертность от тех или иных болезней, но и продлевая, по возможности, жизнь уже заболевших людей с помощью современных средств ранней диагностики, лечения и реабилитации" *(1).
Трансплантация органов и тканей человека, генная инженерия, репродуктивные технологии, создание новых лекарственных средств, развитие нанотехнологии и многие другие открытия медицинской, биологической и других наук открыли перед человечеством широкие возможности эффективного воздействия на ранее неизлечимые патологические процессы, тяжелые и даже смертельные заболевания. В этой связи, вполне закономерна возросшая потребность в более детальном изучении проблем социального регулирования сферы медицинской деятельности.
В настоящее время выделяют две основные формы социального регулирования общественных отношений, возникающих в процессе оказания медицинской помощи: моральноэтическую и правовую. Упомянутые формы социальной регламентации никоим образом не противопоставляются друг другу. И одна, и другая формы являются неотъемлемыми, постоянно взаимодействующими составными частями единой системы регулирования, обеспечивающей гуманность и легитимность организации, управления и непосредственного осуществления процесса оказания медицинской помощи населению.
Мораль и право служат единым общим целям:
- упорядочиванию общественных взаимоотношений, в том числе, и в сфере медицинской деятельности;
- органичному сочетанию интересов личности и общества;
- созданию широких возможностей для реализации пациентами своих неотъемлемых прав и защите законных интересов в процессе получения ими медицинской помощи;
- обеспечение условий для реализации медицинскими работниками своих прав на труд, гражданских свобод и защиту профессиональной чести и достоинства.
Моральноэтическая форма регулирования в сфере медицинской деятельности служит своеобразным ориентиром, формирующим профессиональное и общечеловеческое мировоззрение медицинских работников на принципах:
- гуманизма,
- соблюдения определенных правил (стандартов) оказания медицинской помощи,
- взаимного уважения в отношениях с коллегами, пациентами, родственниками пациентов.
Моральноэтическая форма регулирования оказывает существенное влияние на формирование целого ряда проблемных направлений медицинской науки и практики. В частности, в связи с нерешенностью моральноэтических аспектов проблемы клонирования живых организмов, в России, в соответствии с Законом РФ от 20 мая 2002 г. N 54ФЗ "О временном запрете на клонирование человека", был введен запрет на проведение научных исследований в этой области на пять лет. "Настоящий Федеральный закон вводит временный запрет на клонирование человека, исходя из принципов уважения человека, признания ценности личности, необходимости защиты прав и свобод человека и учитывая недостаточно изученные биологические и социальные последствия клонирования человека. С учетом перспективы использования имеющихся и разрабатываемых технологий клонирования организмов предусматривается возможность продления запрета на клонирование человека или его отмены по мере накопления научных знаний в данной области, определения моральных, социальных и этических норм при использовании технологий клонирования человека (Курсив А.П.) *(2).
Формы социального регулирования в сфере медицинской деятельности обладают целым рядом особенностей, которые касаются происхождения, форм выражения, степени детализации и способов закрепления определенных норм и правил профессионального поведения.
Далее будут рассмотрены следующие уровни социального регулирования медицинской деятельности:
а) медицинская этика. Проблемы соотношения этики и законосообразности;
б) биоэтика, как междисциплинарная отрасль знаний, позволяющих регулировать медицинскую деятельность в контексте защиты прав человека;
в) медикоправовая этика. Теоретикоправовое обоснование принципов и ее место в системе социального регулирования сферы медицинской деятельности.
Методы правового регулирования сферы медицинской деятельности будут подробно рассмотрены в следующем параграфе представленной работы.

1.1.1. Медицинская этика.
Проблемы соотношения этики и законосообразности

"Профессия лекаря, врача, доктора с давних пор и сегодня признается одной из гуманнейших и благородных" *(3). С этим высказыванием трудно не согласиться. Каждый из нас на протяжении жизни сталкивался с необходимостью обращения к медицинским работникам с теми или иными проблемами. Безусловно, любой человек, обратившийся к медицинским работникам за помощью, вправе надеяться на достойное, основанное на уважении личности, отношение. Именно этими проблемами и занимается медицинская этика, к которой с определенной степенью условности можно отнести врачебную этику и деонтологию.
Медицинская этика представляет собой одно из важных средств, обосновывающих многоуровневое социальное регулирование общественных отношений, возникающих в процессе оказания медицинской помощи населению. Представляется обоснованным остановиться, прежде всего, на вопросах, связанных с основными определениями исследуемой сферы общественных отношений.
Достаточное распространение получило определение, в соответствии с которым, врачебная этика является разновидностью профессиональной этики, изучающей "совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе" *(4).
В том же ключе сформулировано и утверждение: медицинская этика - это "свод требований (принципов, правил и норм) к профессиональной деятельности (поведению) врача (медицинского работника) и к его нравственным качествам" *(5).
Существует точка зрения, согласно которой деонтологию необходимо рассматривать, как составную часть врачебной этики или как отдельное направление этики, связанное с непосредственной профессиональной деятельностью медицинских работников. Энциклопедический словарь медицинских терминов приводит определение, в соответствии с которым медицинская деонтология - это "совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей" *(6).
В этой связи, в контексте рассмотрения уровней социального регулирования сферы медицинской деятельности, целесообразно обозначать врачебную этику как научную дисциплину, предметом исследования которой является совокупность моральноэтических и нравственных правил осуществления медицинской деятельности. Деонтологию целесообразно рассматривать, как составную часть медицинской этики, предметом изучения которой являются практические аспекты соблюдения норм должного поведения медицинских работников при осуществлении ими своей профессиональной деятельности.
Проблемы соотношения медицинской этики и законосообразности необходимо рассматривать сквозь призму анализа роли и места этикодеонтологического регулирования общественных отношений в единой системе социальной регламентации сферы медицинской деятельности.
Как справедливо отмечает М.Я. Яровинский, "пациенты могут быть разного пола, возраста, национальности, специальности, социального статуса, состояния здоровья. Однако все они имеют право на то, чтобы медицинский работник видел в них личность, заслуживающую уважения, внимания и сострадания" *(7).
В этой связи справедливым представляется высказывание о том, что "осмысление сегодняшнего бытия, нынешнего положения врачей показывает, что на такую деликатную сторону врачебной работы, как этика и медицинская деонтология, следует обратить сегодня особое внимание" *(8).
Важность проблем, рассматриваемых медицинской этикой и деонтологией в построении системы социальной регламентации медицинской деятельности, обосновывается тем обстоятельством, что этику и деонтологию следует рассматривать в качестве обязательной дисциплины в системе общеправовой подготовки медицинских работников. Только на основе знаний медицинской этики и деонтологии появляется возможность глубокого изучения принципов биомедицинской этики, медикоправовой этики, и, в конечном итоге, осмысление положений действующей нормативноправовой базы регулирования профессиональной медицинской деятельности. Изучение и осмысление законов и подзаконных актов должно продолжаться на протяжении всей профессиональной деятельности медицинских работников в рамках непрерывного последипломного профессионального образования.
Изложенное выше обосновывает выделение в системе правовой подготовки медицинских работников четырех относительно самостоятельных этапов изучения упомянутых дисциплин, к которым следует отнести:
- врачебную этику и медицинскую деонтологию;
- биомедицинскую этику;
- медикоправовую этику;
- медицинское право.
По данным Национальной медицинской библиотеки США, за период с 1996 года по ноябрь 1999 года по всему миру было опубликовано 8488 статей по различным вопросам этики врачей и 1255 статей, касающихся средних медицинских работников *(9). Такое количество публикаций по данной проблематике не случайно. Мировой опыт свидетельствует о важности рассматриваемых вопросов и значении, которое придается этическому просвещению врачей, среднего и младшего медицинского персонала.
Такие корифеи отечественной медицинской науки, как Ф.И. Комаров и Ю.М. Лопухин утверждают, что "правильные этические принципы, заложенные в наших законах, сплошь и рядом остаются на бумаге: слишком часто попираются достоинство пациентов, их личная неприкосновенность" *(10).
Это, как представляется, тесно связано с недостаточной оценкой и неправильным пониманием сути правового обучения медицинских работников. Нередко положения нормативноправовых актов в сфере медицинской деятельности изучаются, подвергаются анализу, преподаются в условиях недостаточности знаний или непонимания основных положений таких дисциплин, как врачебная этика и деонтология, биомедицинская этика, врачебноправовая этика. Подобное обучение, по меньшей мере, бесполезно, а порой и вредно. При таком подходе юридически выверенные положения нормативноправовых актов остаются лишь декларацией и не выполняют своего основного предназначения: регулирование взаимоотношений субъектов медикоправовых отношений.
Именно поэтому, проблемы медицинской этики наиболее целесообразно исследовать в теоретикоправовом аспекте, в контексте общей системы социального регулирования сферы медицинской деятельности. В этих условиях становится очевидной необходимость решения проблемы соотношения медицинской этики и законосообразности в сфере охраны здоровья граждан.
особой актуальностью проблем законотворчества и
Нередко срочность принятия федеральных, региональных или ведомственных нормативноправовых актов объясняется необходимостью решения неотложных социальных проблем, чем и обосновывается некоторое пренебрежение и невнимание к вопросам медицинской этики и деонтологии, отмечаемое в процессе нормотворческой деятельности. Такой подход представляется совершенно недопустимым.
Недостаточно проработанный, созданный без учета этических и деонтологических принципов нормативноправовой акт, более вреден, чем полезен. Практика реализации подобных норм правового регулирования медицинской деятельности наглядно свидетельствует о том, что принятые в спешке, ориентированные на решение сугубо корпоративных, сиюминутных политических задач, без проведения предварительной квалифицированной экспертизы, эти нормы права становятся в значительной степени декларативными, выпадают из общей системы правового регулирования отечественного здравоохранения.
На протяжении всей истории развития человечества возникали, развивались и разрушались общественноэкономические отношения, а вместе с ними и все стороны социальной жизни. С развитием науки, появлялись новые методы и способы диагностики, лечения заболеваний, внедрялись в практику новые образцы медицинской техники. Выделились в самостоятельные отрасли науки врачебная этика и медицинская деонтология. Принципы моральноэтического регулирования медицинской деятельности были сгруппированы и отражены в документах, принятых или утвержденных различными международными и национальными общественными организациями. В этой связи, совершенствовалась и система регулирования профессиональной деятельности медицинских работников.
Нравственные и духовные принципы, которые формируются у медицинских работников на базе положений медицинской этики и деонтологии, служат оценочным критерием готовности медицинских работников к качественному выполнению ими профессиональных обязанностей. До настоящего времени остаются актуальными высказывания: "Ведь лечат, помоему, не телом тело - иначе было бы недопустимо плохое телесное состояние самого врача - лечат тело душой, и ею невозможно хорошо лечить, если она у врача плохая или стала такой" *(11).
"Стержневым вопросом врачебной этики всегда был вопрос об отношении врача и больного" *(12). Наиболее глубокое исследование моральноэтических аспектов этих взаимоотношений осуществляется именно в рамках биомедицинской этики.
Еще совсем недавно, когда о существовании биоэтики знали лишь немногие специалисты, вопросы взаимоотношений медицинских работников и пациентов традиционно считались предметом исследований врачебной этики. "На протяжении всей истории развития медицины в основе отношений между пациентами и врачами лежало нравственное начало. Врачи, завершая свое образование, давали клятву Гиппократа - моральный кодекс врача" *(13).
Социальная среда, в условиях которой происходит нравственное развитие человека, без сомнения, оказывает существенное влияние на процесс формирования индивидуального моральноэтического статуса медицинского работника. Без должного нравственного воспитания, профессионального этического обучения, без осознания той роли и значения, которые несут в себе медицинская этика, врачебная деонтология, - медицинский работник не может состояться как полноценный эрудированный и квалифицированный специалист. В отсутствии этих неотъемлемых компонентов профессиональной подготовки и общечеловеческого развития он останется лишь ремесленником.
Существует широкий спектр проблем, которые рассматриваются и изучаются в рамках врачебной деонтологии. Однако, в данной монографии, следует более детально остановиться на тех вопросах, которые наиболее актуальны в рамках исследования общей концепции юридического обеспечения медицинской деятельности, с учетом упомянутых выше уровней социального регулирования общественных отношений в сфере охраны здоровья. К ним можно отнести:
- проблемы требований, предъявляемых обществом к деятельности медицинских работников, в контексте моральноэтических принципов
- вопросы коммерциализации медицины;
- аспекты использования в медицине новых биомедицинских и других технологий.
Авл Корнелий Цельс, живший в Древнем Риме, считал, что "хирург должен быть человеком молодым или близко стоять к молодому возрасту. Он должен иметь сильную, твердую, не знающую дрожи руку и левая его рука должна быть также готова к действию, как и правая; он должен обладать зрением острым и проницательным, душой бестрепетной и сострадательной настолько, чтобы он желал вылечить того, кого он взялся лечить." *(14).
Российская история социального регулирования медицинской деятельности также обладает примерами этических требований, предъявляемых к представителям медицинской профессии, в том числе закрепленных нормативноправовыми актами. В частности, Указы Петра Великого наставляя врачей, определяли их моральные качества: "Следует, чтобы лекарь в докторстве доброе основание и практику имел; трезвым умеренным и доброхотным себя держал и в нужных случаях чин как нощно и отправлять мог" *(15). По данному документу можно судить о том значении, которое придавалось вопросам моральноэтических требований, предъявляемых к лекарям. К тому же, законодательное закрепление таких требований служило как нельзя лучшим свидетельством тесной связи этического и правового регулирования медицинской деятельности. Этот документ может служить примером гармоничного сочетания медицинской этики и законосообразности.
Следует согласиться с объективностью причин, по которыми в настоящее время государство в конце прошлого и начале XXI века далеко не в полном объеме финансировало сферу здравоохранение. Оплату труда медицинских работников нельзя было назвать адекватной, рабочий день, по большей части, носил (да и сейчас носит) ненормированный характер, при условии, что закон требует от медицинских работников постоянной готовности оказывать медицинскую помощь в любое время, любом месте и в любых условиях.
Эти и ряд других обязательств свидетельствуют о несоответствии предъявляемых требований уровню социальной защищенности медицинских работников. Необходимо отметить, что во все времена, при любых формах социальноэкономического устройства государства, требования, предъявляемые обществом к профессиональной деятельности медицинских работников, были, есть и будут весьма жесткими. Это связано с тем, что профессиональная деятельность представителей медицинских специальностей, как ни какая другая, связана с сохранением высших человеческих ценностей: здоровья и жизни людей.
Основными моральноэтическими и деонтологическими требованиями, предъявляемым к профессиональной деятельности медицинских работников, являются:
- гуманизм: действия медицинских работников должны быть направлены исключительно во благо пациента и не должны причинять ему заранее предвидимый необоснованный вред (не путать с понятием крайней необходимости в медицине);
- профессионализм: действия медицинских работников должны основываться на достижениях науки и практической медицины по вопросам диагностики, лечения и реабилитации пациентов с типичным развитием патологических процессов (заболеваний, отравлений, травм и пр.);
- научная обоснованность: вмешательства, осуществляемые медицинскими работниками, направленные на коррекцию патологического состояния пациента, должны быть основаны на достижениях медицинской науки, и не носить экспериментальный характер;
- самокритичность является одним из важнейших моральноэтических требований, предъявляемых к деятельности медицинских работников, поскольку они, как представители ни одной другой профессии, обязаны контролировать свое поведение, предвидеть последствия своих действий в отношении третьих лиц, как в моральноэтическом, так и правовом аспектах;
- уважение прав, свобод и достоинства пациентов, родственников пациентов и других лиц, которым могут быть нанесены душевные травмы, причинен ущерб их физическому и психическому здоровью.
Завершить изложение моральноэтических и деонтологических требований, предъявляемых к профессиональной деятельности медицинских работников, хотелось бы высказыванием известного русского писателя и врача А.П. Чехова: "Профессия врача - это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически".
Социальноэкономические и политические преобразования, происходившие в России на протяжении последних 1520 лет, оказали свое влияние и на сферу охраны здоровья населения, которая, как в части организации медицинского обеспечения, управления системой здравоохранения, так и в части непосредственного оказания медицинской помощи населению претерпела существенные изменения. Новая экономическая и социальная политика государства, обусловили появление и бурное развитие коммерческих медицинских организаций, ранее традиционно оказываемых безвозмездно для населения и финансируемых из государственной казны. Все это стало уже непривычным, и весьма распространенным атрибутом современности.
Положения статьи 41 Конституции РФ *(16), в которой определенно указано на безвозмездность для пациента медицинской помощи, зачастую не находят своего подтверждения в реальной жизни. Ф.И. Комаров и Ю.М. Лопухин отмечают, что "декларированная в Конституции бесплатная доступная медицинская помощь на деле стала во многих случаях платной и малодоступной" *(17).
С одной стороны деньги необходимы для обеспечения деятельности медицинских учреждений и системы охраны здоровья населения, в целом. Однако, с позиций морали и этики, непосредственные денежные расчеты между медицинскими работниками и пациентами существенно деформируют взаимоотношения сторон, как правовом, так и моральноэтическом аспектах. Сложно требовать от медицинских работников гуманизма, уважения прав и достоинства пациента в ситуации, когда он получает вознаграждение за оказанную медицинскую помощь непосредственно от пациента.
В практике частных стоматологических, косметологических и других медицинских учреждений нередко находятся подтверждения тому, как состоятельным пациентам "творчески" диагностируют несуществующие заболевания, а затем не менее "успешно" их лечат, заботясь не столько о гуманности профессиональной миссии, сколько о количестве оказанных "медицинских услуг" и личном обогащении.
Н.В. Эльштейн в статье с очень актуальным в рамках исследуемой проблемы названием "Медицинская этика и современность" отмечает, что, "принимая во внимание экономические реалии медицины на сегодняшний день, важно, при сохранении наравне с бесплатной, также и платной медицинской помощи, гарантировать со стороны государства достойную и достаточную заработную плату медицинским работникам" *(18).
Не имеет смысла говорить о высоких моральноэтических принципах профессиональной деятельности медицинских работников в условиях разрушения вековых традиций отечественной медицинской школы. Следует согласиться с мнением Б.Н. Чичерина, который в дискуссии о соотношении права и нравственности утверждал, что "нравственность по принуждению есть величайшая безнравственность" *(19).
Не обсуждать этот вопрос означало бы недооценить значение этой, во всех отношениях, серьезнейшей проблемы, смириться с превращением медицины в одну из отраслей службы быта по оказания потребительских услуг. Принимая во внимание то, что мораль формирует один из уровней социальной регламентации медицинской деятельности, служит своеобразным базисом процесса законотворчества в сфере охраны здоровья, допустить этого ни при каких обстоятельствах не представляется возможным.
В противном случае весьма скоро мы получим общество, в котором медицинские работники перестанут быть представителями самой гуманной профессии. Это будут специалистыремесленники без моральных принципов, без этических традиций, единственной задачей которых будет стяжательство и обогащение. Не руководствуясь в своей профессиональной деятельности принципами морали и деонтологии, такие представители "медицинского ремесла" в перспективе будут таким же образом относиться и к исполнению норм закона.
Применение новейших научных открытий, техническое совершенствование практической медицины, все это, без сомнения, благо для всей системы охраны здоровья, вообще, и каждого конкретного пациента, в частности. Благодаря этому удается в ранние сроки и точнее диагностировать тот или иной патологический процесс, а, следовательно, эффективнее и с меньшими потерями для здоровья пациента осуществлять лечение и в кратчайшие сроки восстанавливать его трудоспособность и качество его жизни. В то же время, постоянно расширяющееся использование технических средств в процессе оказания медицинской помощи, поставило перед обществом целый ряд проблем взаимодействия субъектов медикоправовых отношений, в том числе и моральноэтического характера.
"Научнотехнический прогресс привел к коренным изменениям в медицине. Вместе с тем произошла перемена в отношениях между врачом и больным, возникли новые проблемы, которые пока еще не решены. Научнотехническая революция вооружает врачей и ученыхмедиков арсеналом новых эффективных методов и средств. Внедрение достижений техники в лечебные учреждения - процесс неизбежный" *(20).
Традиционное ранее исключительно двустороннее общение медицинских работников и пациентов сегодня все чаще осуществляется с использованием технических средств: лабораторного оборудования, инструментальных методов обследования, лечения, реабилитации. В современных условиях процесс оказания медицинской помощи представляется в виде следующей схемы: "медицинский работник - техническое средство - пациент".
Современная медицинская практика уже не представляет себе ни процесс диагностического обследования, ни процесс лечения или реабилитации пациента без широкого применения лабораторных, технических, инструментальных методов.
Справедливо полагает академик Ю.П. Лисицын, отмечая, что технические средства, позволив улучшить диагностику и лечение целого ряда заболеваний, создали множество моральнонравственных и этических проблем, когда между медицинскими работниками и пациентами появились посредники в виде сотен, а то и тысяч технических средств *(21).
Исходя из понимания роли медицинской этики и деонтологии, как механизмов социального регулирования сферы медицинской деятельности, и соотношения их с законосообразностью, основной задачей медицинской этики и деонтологии, в условиях постоянно расширяющейся технической модернизации медицины, следует признать необходимость выработки этических принципов взаимоотношений медицинских работников и пациентов в новых условиях. Учитывая, что сегодня, в подавляющем большинстве случаев, оказание медицинской помощи осуществляется именно таким образом, актуальность выработки подобной позиции не вызывает сомнений.
Вторым, не менее важным моментом, подтверждающим актуальность проблемы расширения технической модернизации современной медицины, является обязательная, в том числе этическая, экспертиза неблагоприятных исходов медицинских вмешательств, наступивших в результате ненадлежащего использования дополнительных технических средств и методов, а так же в результате неверной интерпретации результатов использования дополнительных методов и технических средств диагностики.
Принимая во внимание постоянно расширяющуюся и улучшающуюся техническую оснащенность медицинских учреждений, нельзя забывать о том, что, пациенты, не взирая на пол, возраст, состояние, социальное положение "имеют право на то, чтобы медицинский работник видел в них личность, заслуживающую уважения, внимания и сострадания" *(22).
Без сомнения, в ситуации, когда обязательным условием оказания медицинской помощи является проведение одного или нескольких инструментальных, лабораторных или иных методов диагностики, лечения, реабилитации, взаимодействие субъектов медикоправовых и этических отношений существенно усложняется.
В сложившейся ситуации следует придерживаться следующего принципа: результаты инструментальных, технических, лабораторные методов и средств диагностики, лечения, реабилитации служат исключительно вспомогательным дополнительным средствами в процессе оказания медицинской помощи пациенту. Вся ответственность, в том числе и моральноэтическая, за надлежащее использование, обоснованное применение, правильную интерпретацию результатов применения этих методов и средств возлагается исключительно на медицинских работников. Такой подход представляется вполне обоснованным и отвечает современным требованиям, как моральноэтического, так и нормативноправового регулирования сферы медицинской деятельности.
"Отчетливая этическая оценка и грамотное этическое регулирование профессиональной деятельности особо необходимы в ситуации широкого утверждения в здравоохранении идей демократии и свободы и одновременного нарастающего распространения новых биотехнологий, когда врач имеет дело с автономной и самостоятельно определяющей себя личностью, становящейся полноправным субъектом лечения" *(23). Происходящие социальноэкономические и политические изменения в нашей стране ни в коей мере не уменьшили, а, даже наоборот, еще в большей степени актуализировали необходимость применения принципов медицинской этики и деонтологии в практическом здравоохранении.
"Здравоохранение - такая область деятельности человека, где просто необходимо учитывать этические нормы, и правила" *(24). В этой связи, моральноэтическое воспитание медицинских работников приобретает существенное значение в ракурсе общеправовой подготовки специалистов в области охраны здоровья. Представляя процесс правового образования медицинского персонала в качестве своеобразной пирамиды, заметим, что врачебная (медицинская) этика и деонтология служат основой этой конструкции. Без фундамента вся эта система правового обучения и воспитания медицинских работников не может считаться прочной. Без этих знаний специалисты медицинского профиля не в состоянии адекватно воспринимать принципы биомедицинской этики, врачебноправовой этики и, что самое важное, принципы и нормы медицинского права.
В этой связи, в программу первичной подготовки специалистов медицинского профиля (высшего и среднего специального - А.П.) следует ввести медицинскую этику и деонтологию в качестве специального курса, а не ограничиваться краткими сведениями по данным вопросам *(25). В результате такого подхода к подготовке специалистов выиграют все - и граждане, как потенциальные пациенты, и медицинские работники, как квалифицированные специалисты - профессионалы.
Таким образом, моральноэтическое и деонтологическое регулирование является начальным уровнем социальной регламентации медицинской деятельности. К другим уровням социального регулирования следует отнести: биоэтику, врачебноправовую этику и медицинское право.

1.1.2. Биомедицинская этика, как междисциплинарная
отрасль знаний, регламентирующая медицинскую деятельность
в контексте защиты прав человека

Биомедицинскую этику следует рассматривать в качестве еще одного звена, оказывающего определенное влияние на социальное, в общем, и правовое, в частности, регулирование медицинской деятельности. Существует достаточное количество определений, которые выражают различные точки зрения в отношении характеристик биомедицинской этики. В частности, в учебном пособии "Философия и биомедицинская этика" биомедицинская этика рассматривается, как "форма проявления общей этики, изучающей совокупность моральных норм, принципов, которыми руководствуются медики, работники всех сфер деятельности, направленной на удовлетворение потребностей общества и человека в сохранении и укреплении здоровья, а также регуляцию нравственных отношений человека к животным, растениям и экологической среде" *(26). В приведенном определении отражены основные философские признаки биоэтики.
Соглашаясь с тем, что биомедицинская этика - междисциплинарная отрасль знаний, включающая также и философские аспекты медицинской деятельности, приведем определение Оксфордского словаря (1989 г.), в соответствии с которым биоэтика - это "дисциплина, имеющая дело с этическими проблемами, возникающими в результате прогресса медицины и биологии" *(27).
Известный отечественный специалист в области организации здравоохранения Ю.П. Лисицын полагает, что биоэтика представляет собой "скорее новый раздел развития медицинской этики и деонтологии, привнесший необходимость решения, на основе реализации прав человека и гражданина, в духе гуманных требований этики и деонтологии, новейших достижений медицины и экспериментальной биологии человека" *(28). Главенство в данном определении признается за медицинской этикой и деонтологией, в то время, как биомедицинская этика рассматривается лишь в качестве раздела уже существующей отрасли знаний. Страсбургский симпозиум по биоэтике (1990 г.) вынес определение о том, что биоэтика является комплексной отраслью знаний, изучающей моральные, юридические и социальные проблемы, возникающие по мере развития медицины и биологии *(29).
Все многообразие определений биомедицинской этики свидетельствует как о значимости предмета рассмотрения, так и об отсутствии единого подхода к терминологии. Не претендуя на исключительность, автор считает, что более точное определение этой отрасли научных знаний необходимо вырабатывать с учетом исследований уровней социальной регламентации и механизмов правового регулирования медицинской деятельности. В этой связи, автор предлагает следующий вариант определения биоэтики.
Биомедицинская этика - это междисциплинарная наука, занимающаяся изучением моральноэтических, социальных проблем медицинской деятельности в условиях применения новейших достижений медицинской науки и экспериментальной биологии, в контексте реализации прав и защиты законных интересов человека и гражданина.
Рождением биоэтики считается вторая половина XX века, когда бурное развитие медицинской науки и практики поставило перед обществом целый ряд проблем моральноэтического и правового характера. Существенную роль в становлении биомедицинской этики сыграл организованный в 1969 году Hastings Center, который создали философ Д. Кэллэхен и психиатр У. Гэйлин с целью изучения и выработки правил проведения исследований и экспериментов в биологии и медицине, хотя сам термин "биомедицинская этика" ими в ту пору не использовался *(30). Значительную роль в развитии и популяризации биоэтики сыграл американский биолог В.Р. Поттер, который в 1971 году опубликовал книгу "Биоэтика, мост в будущее", в которой рассматривал биоэтику в аспекте биологических знаний и общечеловеческих ценностей. Представляют особый интерес высказывания профессора В.Р. Поттера о сути биоэтики, опубликованные им в 19981999 годах:
- основное значение биоэтики - мост в будущее;
- биоэтика - это связующее звено между различными дисциплинами, подкрепленное эмпирическими знаниями всех отраслей науки, но особенно биологии *(31).
Д.П. Кобяков в своих работах указывает на то, что в связи с многочисленными исследованиями в генетике, иммунологии, экспериментальной медицине: ".в последние годы для описания и анализа всего многообразия воздействия биологических наук на жизнь общества все чаще используют более широкие, чем деонтология, термины "биоэкология" и "биоэтика" *(32).
Как очередную ступень развития этики в эпоху высоких биомедицинских и иных технологий, с учетом статуса человека, его интеллектуальной и эмоциональной сфер рассматривают биоэтику В. Иванов и В. Ижевская *(33). Эти высказывания, как представляется, подтверждают идею о биоэтике, как следующей, более высокой, по сравнению с деонтологией, ступени социальной регламентации медицинской деятельности. Главная особенность биомедицинской этики состоит в поисках решений проблем экспериментальной биологии и медицины, основанных на принципах признания приоритетности прав и защиты законных интересов человека и гражданина.
Современная ситуация со всей очевидностью свидетельствует о прогрессивном развитии биомедицинской этики во всем мире. На рубеже XX и XXI веков, система образования будущих специалистов в области медицины, базирующаяся на принципах биомедицинской этики, стала более совершенной, более эффективной, более гуманной. Это в известной степени подтверждается тем, что на сегодняшний день все медицинские образовательные и исследовательские учреждения мира создали самостоятельные кафедры биоэтики *(34).
Следует отметить, что биомедицинская этика в Российской Федерации имеет не столь продолжительную историю развития. В советский исторический период правам пациента не уделялось такого внимания, как в ведущих индустриально развитых демократических странах мира. В 6070е годы XX века биоэтика, как научная отрасль в нашей стране еще не сформировалась, да и не могла быть сформирована по причине тенденциозной оценки ее в государственной идеологии СССР *(35).
Лишь в конце 80х годов XX столетия, на заре демократических преобразований, в нашей стране появились первые ростки биомедицинской этики, как отрасли научных исследований. Признанные во всем мире принципы биомедицинской этики постепенно стали неотъемлемой частью профессиональной деятельности отечественных медицинских работников и ученых. Создание комитетов по биомедицинской этике при Российской Академии Наук, Минздраве РФ и Российской академии медицинских наук способствовало более эффективному применению принципов биомедицинской этики в решении сложных моральноэтических и правовых проблем при проведении медицинских и биологических исследований, а так же в сфере практической медицинской деятельности.
Сравнивая состояние дел в России, европейских и других странах мира, в отношении развития биомедицинской этики, следует согласиться с тем, что "в настоящее время биоэтика в России только начинает развиваться" *(36), в то же время, необходимо отметить стремительные темпы такого развития. То, что в других странах создавалось в течении нескольких десятилетий, в нашей стране развивается в течение нескольких лет.
Это обстоятельство указывает на необходимость еще в большей степени сосредоточить внимание исследователей в области медицины, юриспруденции, философии, биологии и других отраслей науки на разработке основных положений биомедицинской этики, применительно к сфере медицинской деятельности, в аспекте обеспечения реализации прав и защиты законных интересов человека и гражданина при оказании ему медицинской помощи.
Нельзя не отметить то обстоятельство, что, к сожалению, не все представители медицинской общественности в достаточной степени знакомы с основными положениями биомедицинской этики. По данным В.И. Петрова и Н.Н. Седовой: "В Южном федеральном округе РФ практически ни один заведующий региональным департаментом здравоохранения до 2000 года не знал термина "биоэтика" *(37).
Относительно места биомедицинской этики в общей структуре социального регулирования медицинской деятельности и ее практической значимости, представляется необходимым остановиться на явлениях в сфере здравоохранения, в регулировании которых значительную роль играет биомедицинская этика. В качестве примера предлагается использовать взаимоотношения врача (в широком смысле медицинского работника) и пациента (в широком смысле человека и гражданина).
Необходимость отдельного рассмотрения вопроса о взаимоотношениях врача и пациента в ракурсе биомедицинской этики связана с тем обстоятельством, что как ни одно другое направление исследований, проблема этих взаимоотношений характеризуется особой актуальностью, особенно при анализе этой проблемы, в контексте рассмотрения принципов биомедицинской этики в качестве одного из уровней социального регулирования медицинской деятельности.
Ряд авторов научных исследований, посвященных защите прав пациентов и регламентации профессиональной деятельности медицинских работников, справедливо полагает, что взаимоотношения медицинских работников и пациентов представляют собой одну из самых "скрытых тем" *(38). Актуальность рассмотрения этой проблемы в рамках настоящей монографии объясняется следующими обстоятельствами:
- Широкое распространение общественного движения в защиту прав пациентов;
- необходимость выработки адекватных механизмов защиты прав и законных интересов медицинских работников;
- изменения традиционных патерналистских взаимоотношений в системе "медицинский работник - пациент";
- совершенствование отечественного законодательства и нормативноправовой базы относительно правового статуса пациентов и медицинских работников;
- развитие научнотехнического прогресса и его влиянием на сферу медицинской деятельности.
На протяжении многовековой истории развития и совершенствования медицины выработалось множество типов и моделей взаимоотношений между субъектами, которым оказывается медицинская помощь и субъектами, которые эту помощь оказывают. Многие комплексные исследования по биоэтике посвящены анализу существующих моделей *(39), а публикации по частным вопросам биомедицинской этики нередко в той или иной мере затрагивают данные вопросы *(40).
По мнению Н.Х. Луковой: "Благодаря значительным изменениям, произошедшим за последние десятилетия, как в области прав человека, так и в медицине, в связи с развитием новых технологий, возникла необходимость поиска моделей, в основу которых были бы положены этические принципы, предоставляющие пациенту возможность равноправного участия в процессе принятия решения по поводу медицинского вмешательства" *(41). В этой связи, представляется целесообразным, в контексте исследования многоуровневой системы социального регулирования медицинской деятельности, более детально остановиться на вариантах взаимоотношений субъектов медикоправовых отношений, возникающих в процессе оказания медицинской.
Наиболее широко известной классификацией моделей взаимоотношений медицинских работников и пациентов считается классификация, предложенная американским философом Р. Витчем, в соответствии с которой выделяются четыре основные модели взаимоотношений:
- инженерная;
- патерналистская;
- коллегиальная;
- контрактная (договорная).
По мнению Р. Витча, эти модели различаются по моральноэтическим аспектам, и представляют собой иерархию от наименее морально и этически обоснованной - инженерной модели, к наиболее морально и этически обоснованной - контрактной модели взаимоотношений *(42).
Инженерная модель представляет собой модель взаимоотношений, при которой медицинские работники, как инженеры, занимаются ремонтом (исправлением поломок) организма пациента (механизма человека), возникших под влиянием неблагоприятных или болезнетворных факторов. Медицинский работник относится к пациенту как к "обезличенному механизму", требующему выполнения определенных ремонтных работ. По мнению А. Зильбера, который называет подобную модель взаимоотношений технологической: ".и больной, и врач ориентируются только на показания комплекса приборов и сложную лечебную технологию" *(43). Инженерная модель практически не учитывает индивидуальные физиологические, психологические и иные особенности пациента, и, в этой связи, с позиций положений медицинской этики, деонтологии, биомедицинской этики, не может быть признана оптимальной моделью взаимоотношений медицинских работников и пациентов.
Инженерная модель в наибольшей степени соответствует поточному (конвейерному) методу оказания услуг, в частности, медицинских. Наблюдаемое в настоящее время внедрение медикоэкономических стандартов (МЭС) оказания медицинской помощи в значительной степени смещает развитие отечественной медицины в направлении инженерной модели взаимоотношений в системе "врач - пациент".
Однако, в условиях инженерной модели не представляется возможным придерживаться основополагающего принципа отечественной медицины: лечить не болезнь, но больного. Стандарты (протоколы) лечения больных, внедряемые в настоящее время в практику отечественного здравоохранения, предполагают использование унифицированных схем лечения заболевания, лишь в некоторой степени учитывающих общее состояние больного, его индивидуальных особенностей, климатические зоны и природных условия региона проживания пациента, а так же финансовоэкономические возможности региона, вообще, и медицинского учреждения, в частности. Кроме того, необходимо отметить, что в рамках инженерной модели не может быть в полной мере реализовано право гражданина на выбор, как отдельного медицинского вмешательства, так и комплекса лечебнодиагностических вмешательств в различных медицинских учреждениях.
Патерналистская модель взаимоотношений может быть охарактеризована как модель, при которой медицинский работник выступает в роли мудрого родителя (священника), а пациент - в качестве неразумного ребенка (послушного прихожанин). При этой модели взаимоотношений подразумевается абсолютная некомпетентность пациента в медицинских вопросах. Как отмечает И.Б. Назарова, "патерналистский характер отношений врача и пациента основан на неравенстве в лечебнодиагностическом процессе сторон, лечении, безоговорочном подчинении действий пациента предписаниям врача" *(44).
Патернализм берет свое начало еще от Гиппократа, который провозгласил: "Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости" *(45) (Курсив А.П.). Это мнение является весьма распространенным в медицинской среде и в настоящее время. Медицинские работники, ориентируясь исключительно на собственные знания, выгоду, определяют, что именно полезно и что вредно пациенту.
Подобная модель взаимоотношений недостаточно учитывает уязвимую позицию пациента, слабо защищает его законные интересы, в значительной степени полагаясь на профессиональную порядочность и ожидаемо высокие моральные качества медицинских работников, без определения меры ответственности последних в случае неблагоприятного исхода медицинского вмешательства.
Следует отметить, что в России всегда были достаточно сильные исторические традиции патерналистских отношений в сфере оказания медицинской помощи. Сам уклад жизни общества в советский исторический период подразумевал неравенство сторон при оказании медицинской помощи. Патернализм в медицине характеризуется И.Я. Бычковым при освещении юридических вопросов в хирургии следующим образом: "Взаимоотношения врачей и их больных в Советском Союзе базируются на правоотношении, в котором больной имеет право на бесплатную медицинскую помощь от государства (субъект правопритязания), а врач обязан оказать ему эту помощь (субъект правообязанный)" *(46). При этом работники здравоохранения пользовались монопольным правом в лечебнодиагностическом процессе *(47), а сама система "участковости" в оказании медицинской помощи, в сочетании с принципом бесплатности, поддерживала патерналистские отношения *(48).
Развитие демократии в России, принятие нового законодательства в сфере охраны здоровья привели к тому, что патерналистская модель взаимоотношений утратила свое абсолютное господство в медицине. Патернализм в той или иной степени получает право на существование только в случае, когда сам пациент не имеет возможности или желания вникать в детали процесса выполнения медицинского вмешательства и готов делегировать свои права и обязанности по защите своих законных интересов медицинским работникам.
Причины отступления от патернализма в конце XX века связаны, в основном, с революционными изменениями в медицинской науке, приведшими к новым возможностям воздействия на жизнь и здоровье людей *(49). Рассматривая современные тенденции развития здравоохранения, следует отметить то обстоятельство, что происходящие изменения затронули саму суть взаимоотношений в системе "медицинские работники и пациенты".
В результате развития в отечественное здравоохранение рыночных механизмов экономического регулирования, отношения медицинских работников и пациентов стали формироваться на принципиально новой основе. Медицинская деятельность все чаще рассматривается как сфера оказания услуг (приравниваемых к бытовым услугам), медицинские работники выступают в качестве исполнителей этих медицинских услуг, а пациент - всего лишь как их потребитель.
Принципы гуманизма, профессионализма все в большей степени отходят на второй план. Приоритетным становится стремление к получению наибольшей материальной выгоды, иногда даже в ущерб интересам пациента. Новые экономические условия осуществления медицинской деятельности представляют собой своеобразную форму экономического патернализма, когда пациента принуждают к согласию на медицинское вмешательство, выгодное конкретному медицинскому работнику или медицинскому учреждению. При этом используются не прямые угрозы, но широкая реклама, обещание безусловной эффективности вмешательства и т.п. Все эти способы воздействия оказывают влияние на волю и способность пациента принимать самостоятельное независимое решение о возможности и необходимости выполнения того или иного медицинского вмешательства.
Хотя ряд авторов высказывает мнение о том, что патернализм в отечественном здравоохранении - это трудноискоренимое явление *(50). Однако, следует отметить, что с начала 90х годов прошлого века, за счет развития биоэтики, медицинского права, изменения законодательства в сфере медицинской деятельности, ситуация по вопросам защиты прав и законных интересов пациентов существенно изменилась. Хочется верить, что дальнейшее развитие сферы охраны здоровья будет базироваться на более демократичных моделях взаимоотношений между медицинскими работниками и пациентами. Залогом того является:
- развитие демократии, принципа автономии личности, приоритета прав пациента;
- общие тенденции совершенствования правовой регламентации медицинской деятельности;
- развитие и совершенствование основополагающей концепции свободного осознанного согласия пациента на медицинское вмешательство, основанного на адекватной информированности.
Коллегиальная модель взаимоотношений между медицинскими работниками и пациентами заключается в признании пациента равноправным партнером в выполнении медицинского вмешательства. Равноправие в данном случае основано на праве пациента на получение исчерпывающей информации о заболевании, его прогнозе, методах лечения, вероятных осложнениях, позволяющем принять совместное решение, основанное на достаточной информированности. Это служит основанием называть такую модель взаимоотношений еще и информационной. Результатом адекватной информированности является возможность активного участия пациента в решении вопросов выбора того или иного медицинского (диагностического, лечебного или реабилитационного) вмешательства. Как отмечает американский кардиолог Б. Лоун: "Если медицина должна основываться на принципах партнерства, то старшим партнером обязан быть пациент, и именно ему должно принадлежать решающее слово" *(51).
Однако коллегиальная модель не является оптимальным вариантом взаимоотношений медицинских работников и пациентов. Правы те, кто утверждает, что, не зная сути заболевания, особенностей выполнения медицинского вмешательства, невозможно контролировать само лечение, и, в этой связи, успех выполнения вмешательства или эффективность комплекса вмешательств в значительной степени зависит от добросовестности врачей *(52).
Несмотря на предоставление даже всей необходимой информации, пациент, как правило, воспринимает только часть ее, нередко не самую важную, что не позволяет ему составить объективное представление о сути заболевания, соизмеримости риска и эффективности медицинского вмешательства. Больной, как правило, не в состоянии принять адекватное решение, основанное на объективной информации. К тому же, объективной называть информацию, субъективно трактуемую медицинскими работниками, можно весьма условно. Объективным можно считать лишь стремление медицинских работников наладить с пациентами доверительные партнерские отношения.
Контрактная модель взаимоотношений заключается во взаимодействии медицинских работников и пациентов, при которой каждый субъект, в процессе оказания - получения медицинской помощи, наделяется своими правами, выполняет определенные обязанности и несет, в связи с этим, ответственность за результаты выполненных медицинских вмешательств.
"Именно эта модель в наибольшей степени защищает моральные ценности автономной личности" *(53). Действительно, только в условиях контрактной модели, когда и пациент, и медицинский работник знают: какие обязанности каждый из них должен выполнять, какими они обладают правами; - становиться реальной возможность достижения оптимального результата, как отдельного вмешательства, так и комплексного лечения конкретного пациента. А это, в свою очередь, позволяет создать условия для прогрессивного развития всей системы здравоохранения. В качестве первого конкретного шага, который позволит перевести отношения медицинских работников и пациентов в плоскость взаимовыгодного сотрудничества, предлагается принятие Медикосоциальной хартии Российской Федерации *(54).
Важно отметить, что контрактная модель позволяет избежать негативных аспектов инженерной и коллегиальной моделей взаимоотношений, при которых излишняя свобода пациента в принятии решений о возможности и необходимости выполнения того или иного медицинского вмешательства, нередко приводит к запоздалому оказанию медицинской помощи, а, следовательно, к снижению эффективности такой помощи. Контрактная модель, как представляется, является наиболее соответствующей современному состоянию общественных отношений, поскольку и пациент, и медицинский работник добровольно устанавливают границы взаимоотношений на тех условиях, которые, прежде всего, выгодны им самим. Однако, следует отметить, что отношения между субъектами должны базироваться на стандартных положениях договора оказания медицинской помощи, утвержденных законодательством РФ.
Подводя итог анализу моделей взаимоотношений между медицинскими работниками и пациентами в контексте биомедицинской этики, следует отметить, что:
- патернализм, как традиционная для отечественного здравоохранения модель взаимоотношений, постепенно уступает место более демократичным моделям отношений между субъектами медикоправовых отношений;
- контрактная модель представляется наиболее приемлемой формой взаимоотношений между медицинскими работниками и пациентами в контексте наиболее полной реализации прав граждан и эффективного правового регулирования медицинской деятельности;
- в процессе правового обучения медицинских работников необходимо учитывать, что отношения с пациентами должны строиться на принципах контрактных взаимоотношений, строго регламентированных законодательством РФ;
- законодательная регламентация в сфере медицинской деятельности должна совершенствоваться с учетом контрактной модели взаимоотношений между медицинскими работниками, ответственными за качественное оказание медицинской помощи, и пациентами, принимающими участие в процессе выполнения медицинского вмешательства по мере сил и возможностей и выполняющими рекомендации медицинского персонала.

1.1.3. Медикоправовая этика.
Теоретикоправовое обоснование принципов и ее место
в системе социального регулирования сферы
медицинской деятельности

Раскрывая особенности соотношения этических принципов и правил с законосообразностью, сочетания правового и этического уровней регулирования сферы медицинской деятельности, целесообразно остановиться на освещении перспектив развития медикоправовой этики - новой комплексной междисциплинарной отрасли знаний.
Отечественная правовая и медицинская научная литература содержит противоречивые сведения относительно того, что следует понимать под медикоправовой этикой и какими проблемами она должна заниматься. Автор предлагает под термином медикоправовая этика понимать следующее.
Медикоправовая этика - это совокупность этических принципов и норм, которые уже нашли свое отражение или находятся на стадии внедрения в нормативноправовую базу законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере охраны здоровья населения.
Данную отрасль знаний необходимо рассматривать как составную часть общей системы социального регулирования сферы медицинской деятельности, в которой базовым уровнем регулирования является медицинская этика и деонтология, следующими - биоэтика и медикоправовая этика. Вершиной пирамиды социального регулирования сферы медицинской деятельности является медицинское право.
По мнению А.А. Глашева, "вопрос закрепления этических принципов для врачей давно обсуждается как в среде ученыхмедиков, так и в среде ученыхюристов в нашей стране" *(55). Иными словами, задача сочетания этических принципов и норм права сегодня как никогда актуальна, как для юристов, так и для медицинских работников. Необходимость регламентации медицинской деятельности, основанной на принципах медикоправовой этики связана с целым рядом обстоятельств, основным признаком которых являются повышенные требования, предъявляемые к специалистам, осуществляющим медицинскую деятельность. Это касается, в том числе, и усвоения медицинскими работниками основных положений медикоправовой этики и норм медицинского права, как в процессе первичной профессиональной подготовки, так и процессе непрерывного последипломного образования.
В качестве дисциплины, позволяющей в рамках учебных программ медицинских учебных заведений комплексно осветить данные проблемы, должна быть представлена медикоправовая этика. В настоящее время аспекты социального регулирования сферы здравоохранения, подлежащие изучению с позиций медикоправовой этики, рассматриваются в литературе односторонне, как правило, в рамках врачебной этики либо в курсе основ правовых знаний. Сложившееся положение дел свидетельствует об отсутствии достаточных знаний медикоправовой этики у работников практического здравоохранения и ученых в области медицины и юриспруденции. Последствия такого положения дел, к сожалению, неутешительны: медицинские работники, не знающие своих прав и обязанностей, не представляющие границ своим полномочий, за пределами которых наступает уголовная, гражданская или административная ответственность, не может считаться квалифицированным специалистом и представляет определенную угрозу для жизни и здоровья пациентов.
В качестве примера могут быть приведены высказывая авторов учебного пособия по медицинской этике. "В медицине разработан свод законов, диктующий практикующему врачу, что он может и чего не может делать:, но некоторые профессионалы беспокоятся о букве закона и о том, не будут ли они признаны виновными в преступлении за совершение того, что они считают правильным в соответствии с этическими соображениями" *(56).
Авторы учебного пособия фактически противопоставляют принципы медицинской этики, деонтологии, нормам права, что не соответствует основным положениям медикоправовой этики, стремящейся объединить этические принципы медицинско

  По вопросам приобретения пишите zakaz@best-students.ru

У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100