Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



Учебники для вузов:

Рузакова О.А. Учебное пособие по интегрированному курсу «Право. Базовый курс»


 


Содержание работы:

Содержание
Предисловие 5
ТЕМА 1. ПРАВО И СИСТЕМА ПРАВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1. Понятие права 7
1.2. Понятие и виды источников права 8
1.3. Система права 13
1.4. Правосознание и правовая культура 16
ТЕМА 2. ПРАВООТНОШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 18
2.1. Понятие и виды правоотношений 18
2.2. Понятие и виды юридической ответственности 20
ТЕМА 3. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОСНОВА
ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО ПРАВА 22
3.1. Частное и публичное право 22
3.2. Понятие, предмет и система конституционного права 23
3.3. Основные институты конституционного права 25
ТЕМА 4. УГОЛОВНОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК
ОТРАСЛИ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА 34
4.1. Понятие, задачи, предмет уголовного права 34
4.2. Преступления и наказания в уголовном праве 35
4.3. Понятие, предмет и система административного права 41
4.4. Основные институты административного права 42
ТЕМА 5. СЕМЕЙНОЕ И ТРУДОВОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛИ
ЧАСТНОГО ПРАВА 48
5.1. Понятие, предмет, принципы семейного права 48
5.2. Основные институты семейного права 51
5.3. Понятие, предмет, источники трудового права 72
5.4. Основные институты трудового права 75
ТЕМА 6. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 90
6.1. Предмет, метод, источники, принципы гражданского права 90
6.2. Субъекты гражданских правоотношений 94
6.3. Объекты гражданских правоотношений 103
6.4. Сделки как юридические факты в гражданском праве 107
6.5. Сроки в гражданском праве 110
6.6. Право собственности и иные вещные права 113
ТЕМА 7. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ 119
7.1. Общие положения об обязательствах 119
7.2. Способы обеспечения исполнения обязательств 123
3
7.3. Гражданско-правовой договор 128
7.4. Отдельные виды обязательств. Обязательства по передаче имущества в собственность 130
7.5. Обязательства по передаче имущества в пользование 135
7.6. Обязательства по производству работ 139
7.7. Обязательства по использованию прав на объекты интеллектуальной собственности 141
7.8. Обязательства по оказанию услуг 149
7.9. Внедоговорные обязательства 171
Вопросы к зачету 177
Вопросы для подготовки к экзамену 181
Словарь 183
4
Предисловие
Независимо от избранного жизненного пути и специальности каждый гражданин должен знать общие начала правового регулирования общественной и личной жизни, свои права и обязанности, способы их защиты. Без правового образования гражданин не сможет в полной мере реализовать свои возможности, защитить нарушенные права. Изучение основ права имеет чрезвычайно важное практическое значение в современной жизни. Без знаний правовых основ рыночных отношений, государственного устройства, политической системы невозможно стать полноценным специалистом, имеющим высшее образование, в том числе экономистом.
Важное значение в современной жизни имеет изучение основ как публичного, так и частного права, и, прежде всего, гражданского, которому уделено значительное внимание в интегрированном курсе «Право. Базовый курс». Настоящий курс имеет целью усвоение основных особенностей правовой системы Российской Федерации, в том числе частноправового регулирования имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, возникающих между юридически равными участниками правоотношений.
Интегрированный курс включает в себя следующие дисциплины:
1) Основы права,
2) Гражданское право.
«Основы права» является общеобязательным во всех ведущих вузах страны для всех без исключения студентов всех специализаций как гуманитарных, так и технических. Названная дисциплина предоставляет студентам возможность изучить основы российского права, в том числе приобрести знания по отдельным отраслям права:
- Конституционному (основы конституционного строя, государственного устройства России, вопросы гражданства, основные права и свободы человека и гражданина, систему органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительные органы),
- Административному (особенности осуществления деятельности исполнительными органами власти, административная ответственность, вопросы государственной службы)
- Уголовному (особенности уголовной ответственности, основные виды преступлений и наказаний),
- Семейному (особенности заключения и расторжения брака, признание брака недействительным, правового положения супругов, родительских правоотношений, алиментных обязательств и др.),
- Трудовому (трудовой договор, рабочее время и время отдыха, оплата труда, системы и формы оплаты).
5
Главными задачами изучения дисциплины «Гражданское право» являются приобретение знаний об основных положениях гражданского права, в частности,
• Предмет, метод, источники, правовое положение субъектов гражданского права, осуществление и защита гражданских прав,
• право частной и публичной собственности, вещные права лиц, не являющихся собственниками имущества;
• наследственное право,
• интеллектуальная собственность,
• обязательственное право, включая основные виды договорных и внедоговорных обязательств.
Особое внимание уделено осуществлению предпринимательской деятельности, гражданско-правовым договорам в финансовой сфере (договор банковского счета, банковского вклада и др.), безналичным расчетам и другим вопросам, необходимым в практической работе будущих экономистов.
В рамках интегрированного курса «Право. Базовый курс» студент
приобретает знания нормативных правовых актов,
правоприменительной практики судов и других правоохранительных органов. Учебное пособие разработано в соответствии с программами по учебным курсам «Правоведение», «Гражданское право», утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации. Дисциплины данного курса «Основы права», «Гражданское право» рекомендуется для изучения студентами как экономических, так и иных гуманитарных, а также других специальностей.
6
ТЕМА 1. ПРАВО И СИСТЕМА ПРАВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие права.
1.2. Понятие и виды источников права.
1.3. Система права и правовая система.

1.3.1. Понятие, структура и виды правовых норм.
1.3.2. Основные отличительные признаки отраслей права.
1.3.3. Понятие и виды правовых систем.
1.4. Правосознание и правовая культура.
1.1. Понятие права
Традиционно понятие «право» рассматривается в объективном и субъективном смысле.
В объективном смысле под правом понимается совокупность общеобязательных правил поведения, регулирующих наиболее важные общественные отношения, исходящих от государства и обеспечиваемых принудительной силой государства.
В субъективном смысле право – это мера дозволенного поведения. Кроме того право рассматривают как естественное и как позитивное право.
Естественное право охватывает природные неотъемлемые права человека, принадлежащие ему от рождения (право на жизнь, свободу, независимость, честь, достоинство, неприкосновенность), и общие, исходные, начала права (справедливость, равенство, гуманизм, ответственность за вину). Оно зарождается и развивается в самом обществе независимо от государства. Позитивное право, напротив, -продукт деятельности государства. То есть это совокупность правил поведения, создаваемых и охраняемых государством. Нормы позитивного права выражаются в правовых обычаях, законах, судебных прецедентах и иных источниках права.
Идеальным было бы воплощение естественного права в позитивном.
Право имеет отличительные признаки от норм морали, нравственности.
1. Право носит общий характер (право не персонифицировано, т. е. право адресовано не конкретному человеку, а множеству людей, организаций, предприятий);
2. Право исходит от государства.
3. Право является общеобязательным и обеспечено
принудительной силой государства.
4. Право носит формальный характер, т.е. имеет определенную
форму, и выражается в определенных, признаваемых в данном
7
государстве источниках (законах, обычаях, судебных прецедентах, указах, распоряжениях, постановлениях и т. д.);
5. Право рассчитано на урегулирование неопределенного количество жизненных случаев, т.е. мы можем говорить о многократности использования правовых норм.
1.2. Понятие и виды источников права
Для того, чтобы использовать правовые нормы, необходимо представлять в чем выражаются нормы права.
Источник (форма) права - это способ выражения (оформления) и закрепления нормы права в объективной действительности.
В мире существуют следующие виды источников права:
1. Нормативный правовой акт - документ, изданный
компетентным органом государства и содержащий нормы права (законы
парламента, акты главы государства, министерств и ведомств и т. д.).
Этот вид источников права превалирует в странах с континентальной
(романо-германской) правовой системой (Россия, Германия, Франция).
2. Правовой обычай - это правило поведения, которое возникло и
существует в обществе и которому государство придало юридическую
общеобязательную силу (широко распространен в странах Африки). К
этой же группе следует отнести обычаи и обыкновения, сложившиеся в
практике экономической и политической сферы жизни общества
соответствующего государства.
3. Судебный и административный прецедент - это решения компетентного государственного органа (судебного или административного) по конкретному делу, которое является общеобязательным при разрешении всех подобных дел для всех последующих судов. Иными словами, судебный прецедент- это своеобразный образец для разрешения судом в последующем всех подобных дел. Судебный прецедент в качестве источника права наиболее распространен в странах с англо-саксонской правовой системой (Великобритания, Канада, США Австралия).
4. Нормативный договор - это договор между двумя или несколькими странами, в котором содержатся общеобязательные правила поведения. Такие договоры действуют на территории подписавших его государств.
5. Научная доктрина - это правовая теория какого-либо видного юриста, имеющая общеобязательную силу (доктрина религиозная -религиозное учение, которое содержит нормы права или из которого они выводятся путем толкования).
6. Мусульманские религиозные воззрения (священные для
исповедующих определенную религию писания и книги, например
Коран, Сунна, Иджма и Кияс для мусульман). Данные источники права
8
признаются в качестве основных в странах с религиозной правовой системой (Афганистан, Иран).
Основными источниками права на территории Российской Федерации являются нормативно-правовые акты.
1. Нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (Президент РФ, Государственная Дума РФ, Совет Федерации РФ, Правительство РФ и т. д.):
а) Конституция РФ Она имеет высшую юридическую силу,
верховенство и прямое действие на территории всей России. Все иные
нормативно-правовые акты, принимаемые на территории нашей страны,
не должны противоречить Конституции РФ. Особенность Конституции
РФ заключается еще и в том, что она принята особым субъектом -
народом России - на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года;
б) федеральные конституционные законы - это законы,
принимаемые в особом процессуальном порядке (2/3 голосов депутатов
Государственной Думы РФ и 3/4 голосов членов Совета Федерации РФ)
и только по тем вопросам, которые прямо указаны в Конституции РФ.
Например, в Конституции предусмотрено что, федеральные
конституционные законы должны быть приняты по вопросам
референдума, чрезвычайного и военного положения, гражданства и т. д.
Принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию
Президентом РФ и не может быть им отклонен;
в) федеральные законы - это законы, принимаемые Федеральным
Собранием РФ и подписываемые Президентом РФ. В эту же группу
входят и законы, принятые на референдуме - всенародном голосовании.
Особенностью законов, принятых на референдуме, является то, что они
могут быть изменены только в результате другого референдума.
Федеральные и федеральные конституционные законы имеют
верховенство на территории всей России и, по общему правилу, высшую
юридическую силу по отношению ко всем другим нормативно-
правовым актам;
г) законы, принятые Съездом народных депутатов РФ и
Верховным Советом РФ, в части, не противоречащей указанным выше
актам;
д) законы, принятые Съездом народных депутатов СССР и
Верховным Советом СССР, в части, не противоречащей указанным
выше актам;
е) указы Президента РФ Они издаются главой государства во
исполнение полномочий, предусмотренных Конституцией РФ. В
отличие от законов, указы Президента РФ могут быть как
нормативными, так и ненормативными, т. е. не содержащими нормы
права. К последним относятся указы о награждении граждан орденами и
медалями, о приеме в гражданство, о назначении и смещении высших
должностных лиц. Указы, изданные главой государства в пределах его
9
полномочий и не противоречащие Конституции, обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации;
ж) постановления Правительства РФ издаются во исполнение
Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента РФ. Они
обязательны к исполнению на территории всей страны, но в случае их
противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента
они могут быть отменены Президентом РФ;
з) подзаконные акты федеральных органов государственной
власти (распоряжения, инструкции и письма министерств и ведомств,
государственных комитетов и федеральных служб, Центрального банка
РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ). Все акты
федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и
законные интересы граждан или носящие межведомственный характер,
подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и
должны быть в установленном законом порядке опубликованы для
всеобщего ознакомления. Любые нормативные правовые акты,
затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не
могут применяться, если они не опубликованы.
2. Нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации:
а) конституции республик и уставы областей, краев, автономных
округов, городов федерального значения и автономной области;
б) законы субъектов Российской Федерации;
в) подзаконные нормативно-правовые акты органов
государственной власти субъектов РФ (постановления, указы,
распоряжения, инструкции губернаторов, президентов республик, мэров
городов федерального значения и т. д.).
3. Нормативно-правовые акты органов местного
самоуправления (решения представительных органов местного
самоуправления и глав администраций (мэров) городов, поселков,
районов).
Нормативные правовые акты создаются в результате правотворческой деятельности. Правотворчество - это особого рода деятельность в основном органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления по разработке и изданию норм позитивного права. Правотворчество необходимо отличать от правоприменения, под которым понимается деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, направленная на издание индивидуальных предписаний, устанавливающих права и обязанности конкретных лиц в конкретной ситуации (правительства, главы государств)
10
Вступление в силу правовых актов.
1 Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
2. Акты Президента Российской Федерации, имеющие
нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей
территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их
первого официального опубликования.
Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
3. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие
правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также
организаций, вступают в силу одновременно на всей территории
Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого
официального опубликования.
Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.
4. Нормативные правовые акты федеральных органов
исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности
человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций
или имеющие межведомственный характер подлежат государственной
регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и
обязательному официальному опубликованию, кроме актов или
отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие
государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за
11
невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.
Опубликование правовых актов.
«Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются:
• федеральные конституционные законы,
• федеральные законы,
• акты палат Федерального Собрания,
• указы и распоряжения Президента Российской Федерации,
• постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации,
• решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.
Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания.
Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в «Российской газете» или в Собрании законодательства Российской Федерации.
Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".
12
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
4. Нормативные договоры. Источниками права на территории России признаются и межгосударственные договоры, ратифицированные (одобренные) РФ. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Специальным видом нормативных договоров являются договоры субъектов РФ с федеральными органами государственной власти о разграничении предметов ведения и полномочий.
5. Обычаи делового оборота. Обычай делового оборота – это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Гражданский кодекс признал в общей форме возможность
применения к регулированию отношений между субъектами
предпринимательской деятельности обычаев делового оборота, не
противоречащих закону или договору.
1.3. Система права
Система права - это совокупность связанных между собой норм права и их объединений (институтов, отраслей и подотраслей), существующих в одном государстве. Необходимо отличать понятие «система права» от понятия «правовая система». Правовая система -это более широкое понятие, которое включает в себя, наряду с системой права, источники права, юридическую практику и систему органов, создающих, исполняющих и охраняющих право.
Элементы системы права:
1. Норма права - это общеобязательное правило поведения,
установленное или санкционированное государством и обеспеченное его
принудительной силой. Норма права устанавливает запрет на
совершение каких-либо действий или обязанность совершить какое-то
действие или предоставляет право на его совершение.
2. Институт права - это совокупность норм права, регулирующих однородный вид общественных отношений
3. Отрасль права - это совокупность норм права, регулирующих относительно обособленную, качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом. Отрасль права
13
складывается из нескольких институтов. Каждая отрасль права имеет свой особенный предмет и методы регулирования общественных отношений.
4. Подотрасль права - это совокупность институтов права, образующих внутри отрасли права обособленную группу, нормы которой регулируют свои, чем-то отличающиеся, общественные отношения (обязательственное право в гражданском праве).
1.3.1. Понятие, структура и виды правовых норм
Норма права есть общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения.
Норма права является правилом поведения общего характера, т.е. оно рассчитано на неопределенный круг субъектов и регулирование неопределенное количество жизненных случаев. Кроме этого, норма права характеризуется формализованностью, т.е. определенным способом закреплена в тексте закона, указа, иного источника права.
Норма права характеризуется четкой структурой, которую составляют следующие элементы: гипотеза, диспозиция, санкция.
Гипотеза – это часть правовой нормы, устанавливающая обстоятельства, при которых правило поведения (норма) подлежит применению и круг адресатов нормы.
Диспозиция – это часть юридической нормы, содержащая само правило поведения (т.е. права и обязанности), которому должны следовать лица, вступающие в правоотношения.
Санкция – это часть правовой нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие у субъектов правоотношений в результате нарушения ими правила поведения, содержащегося в диспозиции.
Нормы права классифицируются по различным основаниям.
По способу воздействия на поведение субъектов, закрепленному в гипотезе, они подразделяются на:
- управомочивающие (т.е. предоставляющие права);
- обязывающие к определенному поведению;
- запрещающие, (т.е. запрещающие какие-либо действия).
По степени детализированности правил поведения, закрепленному в диспозиции нормы, они делятся на:
- императивные, т.е. устанавливающие определенные границы, не
предусматривающие возможности отклонения от определенного нормой
правила поведения;
- диспозитивные, т.е. такие, которые содержат возможные
варианты поведения субъектов.
14
1.3.2. Основные отличительные признаки отраслей права
1. Предмет правового регулирования - то, на что направлено действие норм.
2. Метод правового регулирования - способ воздействия на конкретную сферу отношений. Вся система права делится на две большие группы:
а) Частное право - регулирует отношения преимущественно между
частными субъектами, касающиеся их личных интересов.
б) Публичное право - регулирует отношения по вмешательству
государства в общественную жизнь по поводу общезначимых
ценностей.
1.3.3. Понятие и виды правовых систем
Правовая система - это совокупность взятых в масштабе одной или нескольких стран, на определенном отрезке времени, взаимосвязанных между собой правовых явлений: позитивного права и его принципов, правосознания, источников права, деятельности людей и организаций, имеющих правовое значение. Традиционно выделяют три основные системы права:
1) Континентальная, или романо-германская, правовая
система.
Основные признаки этой системы:
а) источником права является нормативно- правовой акт;
б) правотворчеством занимаются специально уполномоченные
органы (парламенты, правительства, главы государств);
в) данная система права возникла на основе рецепции римского
права;
г) все отрасли права делятся на частные и публичные. Данная
правовая система свойственна Германии, Франции, Италии, Австрии,
России и др.
2) Англосаксонская правовая система.
Основные признаки этой системы:
а) господствующий источник права - судебный прецедент;
б) правотворчеством занимаются судебные органы;
в) внутренне делится на общее право и право справедливости.
Англосаксонская правовая система получила распространение в
таких государствах, как Великобритания, США, Канада, Новая Зеландия, Австралия.
15
3. Религиозные правовые системы (мусульманская, иудейская, христианская, индуистская правовые подсистемы).
Основные признаки:
а) основной источник права - религиозные учения (доктрины и
обычаи), содержащие охраняемые государством нормы права;
б) религиозные органы не отделены от государства и зачастую
выполняют функции правотворчества и суда;
в) принципы права совпадают с религиозными догмами;
г) все религиозные правовые системы отличаются особым
консерватизмом.
Наиболее яркими примерами религиозных правовых систем являются Афганистан и Иран.
1.4. Правосознание и правовая культура
Сознание - это отражение человеком окружающей объективной действительности.
Правосознание - это совокупность идей, представлений и чувств, в которых выражается отношение людей к праву и деятельности людей, связанной с правом, а также к другим правовым явлениям.
Признаки правосознания:
а) это одна из форм общественного сознания, наряду с
экономическим, политическим и другими видами сознания;
б) правосознание имеет особый предмет отражения - правовые
явления, включающие в себя: существующее в стране и за рубежом
позитивное право; представления о должном (идеальном) праве;
представление о праве ушедших времен как собственной страны, так и
других государств; представления о деятельности людей и организаций,
связанных с правом (правотворчеством, правоисполнением и
правоприменением); представления об источниках права.
Внутри любого правосознания принято выделять следующие структурные элементы:
1. Правовую идеологию - систематизированные правовые идеи, убеждения, представления, суждения и понятия, выработанные в процессе теоретического осмысления правовых явлений.
2. Правовую психологию - чувства, желания, представления, эмоции, привычки. Иными словами, это непосредственное, теоретически не осмысленное отношение к праву и другим правовым явлениям (стыд за совершенное преступление, недоверие законотворческим органам, страх перед ростом преступности и т. д.).
В зависимости от выбранного критерия классификации, выделяют разные виды правосознания:
а) обыденное - правосознание лиц, специально не изучавших право;
16
б) профессиональное - правосознание лиц, получивших
специальное юридическое образование;
в) научное - правосознание лиц, занимающихся изучением права с
использованием специальных научных методов.
В зависимости от субъекта, отражающего правовые явления, правосознание может быть:
а) общественным, т. е. правосознанием, которое преимущественно
господствует среди большинства членов общества;
б) правосознанием определенной социальной группы или класса
(интеллигенции, чиновников, пенсионеров, студентов
в)индивидуальным.
Правовая культура - это совокупность духовных и материальных ценностей, связанных с правом и другими правовыми явлениями. В теории права выделяют правовую культуру общества в целом и отдельного индивида. Правовая культура общества включает в себя:
1) уровень развития позитивного права (ясность и
непротиворечивость правовых норм, отсутствие пробелов в праве);
2) характер общественного правосознания;
3) практику реализации права как рядовыми членами общества, так и государственными и муниципальными служащими и иными должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления.
17
ТЕМА 2. ПРАВООТНОШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
2.1. Понятие и виды правоотношений.
2.2. Понятие и виды юридической ответственности.
2.1. Понятие и виды правоотношений
Правоотношения - это часть общественных отношений, урегулированные нормами права, субъекты которых имеют конкретные взаимные права и обязанности. Элементами правоотношения являются:
1) Субъекты правоотношений - это люди или группы людей, между которыми складываются отношения и которые являются носителями прав и обязанностей в правоотношении. В правоотношении всегда присутствует две или более стороны. Субъектами правоотношений могут быть: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица, народ, Российская Федерация, субъекты РФ, органы и должностные лица государственной власти и местного самоуправления, муниципальные образования.
2) Объекты правоотношений - это то, по поводу чего возникают эти общественные отношения. Объектами правоотношений могут быть материальные ценности, неимущественные блага.
3) Содержание правоотношения - это совокупность вытекающих из нормы права конкретных субъективных прав и юридических обязанностей. Под субъективным правом понимается предусмотренная нормой права и гарантированная государством, мера дозволенного поведения, а под юридической обязанностью - установленная в норме права и гарантированная государством мера должного, необходимого поведения.
Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются под воздействием конкретных жизненных обстоятельств. В юриспруденции определенные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений, принято именовать юридическими фактами.
Юридические факты делятся на события, действия и состояния.
1) События - это факты, имеющие место независимо от воли людей (землетрясение, пожар, оползни, извержение вулкана, ураган и т.д.).
2) Деяния (действия или бездействия) – факты, произошедшие по воле людей. Действия могут быть направлены на возникновение правовых последствий (индивидуальные юридические акты) или не направлены на возникновение правовых последствий, но вызывающие правовые последствия (юридические поступки). Среди юридических
18
актов важное значение имеют акты-документы различных государственных органов, юридических и физических лиц (судебные приговоры, решения, постановления, предписания, сделки, договоры). По критерию правомерности действия подразделяют на правомерные и неправомерные (противоправные).
3) иногда выделяют весьма распространенные прежде всего в семейном праве особые виды юридических фактов – состояния, например, родство, свойство, усыновление, брак, нуждаемость и др.
В некоторых случаях законодатель прямо называет юридические факты, влекущие возникновение определенных правоотношений. Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также
из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не
противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и органов местного
самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания
возникновения гражданских прав и обязанностей;
3) из судебного решения, установившего гражданские права и
обязанности;
4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

6) вследствие причинения вреда другому лицу;
7) вследствие неосновательного обогащения;
8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Классификация правоотношений может быть осуществлена по различным критериям, например, по отраслевому признаку. Каждая отрасль права может иметь определенные особенности классификаций правоотношений. Так, гражданские правоотношения могут быть классифицированы
1) по объекту правоотношения. При этом различают имущественные и личные неимущественные отношения,
19
2) по характеру взаимосвязи различают абсолютные и относительные.
Абсолютные правоотношения – это правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанных лиц (например, правоотношения между собственником или автором и другими лицами, которые не должны нарушать их прав). Относительные правоотношения – это правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит определенное обязанное лицо (например, должник и кредитор по договору займа).
К абсолютным правоотношениям относятся вещные правоотношения, к относительным – обязательственные. Вещные правоотношения характеризуют принадлежность субъекту материальных благ (например, право собственности, право хозяйственного ведения). Обязательственные правоотношения – это отношения, которые опосредуют передачу имущества, прав на объекты интеллектуальной собственности, выполнение работ или оказание услуг.
2.2. Понятие и виды юридической ответственности
В теории права под юридической ответственностью понимается несколько различных, но взаимосвязанных между собой явлений.
1. Юридическая ответственность - это обязанность
правонарушителя претерпеть наказание за совершенное им
правонарушение или преступление.
2. Юридическая ответственность - это вид государственного
воздействия на правонарушителя за совершенное им правонарушение.
Таким образом, это деятельность специальных государственных органов по реализации своих обязанностей наказывать правонарушителей, и, одновременно, претерпевание правонарушителем лишений, предусмотренных в наказании.
Юридическая ответственность имеет следующие признаки:
1. Это особый вид государственного принуждения.
2. Это принуждение, применяемое только к правонарушителям.
3. Юридическая ответственность носит, как правило, негативный для правонарушителя характер.
4. Юридическая ответственность, как и основания ее наступления, виды наказания, порядок привлечения к ответственности, предусмотрена нормами права и не может применяться произвольно тем или иным должностным лицом. К юридической ответственности могут привлекать только специально уполномоченные государственные органы (суд, прокуратура, органы внутренних дел, налоговая полиция, ФСБ и т. д.).
20
5. Реализация юридической ответственности происходит в особом процессуальном порядке с соблюдением специальных норм права, В зависимости от вида юридической ответственности (уголовная, административная), применятся тот или иной законодательно оформленный порядок привлечения лица к ответственности.
Выделяются следующие виды юридической ответственности:
а) уголовная. Основанием ее наступления является совершение
преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. Этот вид
юридической ответственности заключается в применении к преступнику
таких видов наказаний, как смертная казнь, лишение свободы,
конфискация имущества, штраф, исправительные работы, и реализуется
только судом в особом уголовно-процессуальном порядке (в строгом
соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса);
б) административная. Применяется к лицу, совершившему
административный проступок. Административная ответственность
предусматривает применение таких видов наказаний, как штраф,
конфискация имущества, лишение специального права (например, права
управления транспортным средством), и реализуется как судом, так и
другими органами (органами внутренних дел, комиссиями по делам
несовершеннолетних, административными комиссиями и т. д.);
в) гражданско-правовая. Основанием ее наступления является
совершение гражданско-правового деликта (например, причинение
вреда жизни или здоровью гражданина, неисполнение или
ненадлежащее исполнение условий заключенного договора). Эта
ответственность реализуется арбитражными судами и судами общей
юрисдикции и заключается в принуждении правонарушителя возместить
причиненный вред, выплатить штраф или неустойку;
г) дисциплинарная. Основанием наступления этого вида
юридической ответственности является совершение дисциплинарного
проступка (например, прогул в течение рабочего дня). Дисциплинарная
ответственность включает в себя такие виды наказаний, как замечание,
выговор, увольнение с работы по соответствующим основаниям, и
назначается администрацией организации или командирами воинских
частей и подразделений.
21
ТЕМА 3. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОСНОВА ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО ПРАВА
3.1. Частное и публичное право.
3.2. Понятие, предмет и система конституционного права.
3.3. Основные институты конституционного права.
3.1. Частное и публичное право
Деление права на частное и публичное берет свое начало с античного Рима. Источником всего публичного и частного права считаются законы XII таблиц. Классическое разграничение публичного и частного права дано известным римским юристом Ульпианом: «Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства, частное – к пользе отдельных лиц»1.
Разграничение частного и публичного права может быть произведено по различным критериям.
1) Материальный критерий – по содержанию регулируемых отношений. «Единственной теоретически правильной сферой гражданского права является сфера отношений имущественных»2.
2) Формальный критерий – по процессуальным особенностям судебной защиты. Публичное право охраняется в рамках уголовного и административного судопроизводства, а частное – в рамках гражданского.
3) По способам и приемам правового регулирования (методу регулирования) различают метод власти и подчинения (императивный метод, метод субординации), который характерен для публичного права, и метод равенства участников (диапозитивный метод, метод координации), который присущ частному праву. В публично-правовых отношениях один из участников обладает властными полномочиями по отношению к другому, а в частноправовых отношениях все участники юридически равны между собой.
4) По преобладанию определенного вида норм. Для публичного права характерно преобладание императивных норм, от которых участники правоотношений не могут отступать. Для частного права характерно преобладание диспозитивных норм, которые применяются лишь в том случае, когда участники правоотношений избрали иное поведение.
5) По составу участников правоотношений. В публичных
правоотношениях одним из участников является публичное образование
(Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования), от
1 Римское частное право. Учебник. Под ред. И.Б.Новицкого и И.С.Перетерского. М.,
1997. С. 4.
2 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 37 – 38.
22
имени которых выступают соответствующие органы. В частных правоотношениях участниками, как правило, выступают физические и юридические лица. Публичные образования могут быть участниками частных правоотношений, но лишь на началах равенства с другими субъектами.
Ни один из указанных критериев не является безусловным. Четкого разграничения между частным и публичным правом нет и на протяжении истории «граница между публичным и частным правом далеко не всегда проходила в одном и том же месте»3.
3.2. Понятие, предмет и система конституционного права
Конституционное право представляет собой отрасль публичного права, но закладывает основы не только для системы публичного, но и для системы частного права. Конституционное право – это совокупность правовых норм, охраняющих права человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти
Основным источником конституционного права является Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 193 года. Конституция устанавливает основополагающие принципы организации и жизнедеятельности общества и государства. Они касаются сущности и формы государства, механизма государственной власти, функционирования гражданского общества, прав и свобод человека и гражданина. Конституция обладают высшей юридической силой. Законы и все другие нормативно-правовые акты, принимаемые в стране, действия граждан, общественных объединений, должностных лиц и государственных органов не должны противоречить конституции.
Для конституции не существует каких-либо обязательных предписаний позитивного права. Нормы конституции являются важнейшим источником не только конституционного права, но и всех других отраслей права: они составляют основу правового регулирования всех общественных отношений в Российской Федерации.
Предметом конституционного права РФ являются общественные отношения в сфере охраны прав и свобод человека и гражданина, а также устройства государства и государственной власти, включая
1. Принципы государственного устройства. В них выражаются основные характеристики государства - суверенитет, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъекты государственной власти и способы и ее реализации, общие основы функционирования всей политической системы;
Покровский И.А. Указ. Соч. С. 40.
23
2. Основы правового статуса личности. Представляет собой совокупность гарантируемых конституцией прав и свобод, а также устанавливаемых конституцией обязанностей человека.
3. Основы федерализма. Это основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ за счет, которого обеспечиваются единство страны, децентрализация государственной власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а также равноправие и самоопределение народов в составе Федерации;
4. Основы построения государственного аппарата. Конституционные нормы закрепляют основные принципы построения системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности;
5. Основы политического режима. Это система приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе. Характер политического режима никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.
Система конституционного права РФ включает в себя следующие институты:
1. основы конституционного строя РФ;
2. основные права и свободы человека и гражданина в РФ;
3. федеративное устройство;
4. избирательная система (избирательное право);
5. президентская власть;
6. законодательная власть;
7. исполнительная власть;
8. государственная власть субъектов РФ;
9. судебная власть и прокуратура в РФ;
10. местное самоуправление;
11. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ. Следует обратить внимание, что все вышеперечисленные
институты представлены отдельными разделами в Конституции РФ. Исключение составляет лишь избирательная система (избирательное право), что характерно для многих конституций зарубежных стран.
24
3.3. Основные институты конституционного права 3.3.1.Конституционный строй Российской Федерации
Конституционный строй - это определенная форма, или определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции
Ст. 1 Конституции РФ закрепляет следующие основы конституционного строя Российской Федерации.
1. Россия – демократическое государство.
Это означает, что источником государственной власти является ее
народ. Демократическое государство основывается на принципе разделения властей.
2. Россия – правовое государство.
Важнейший признак правового государства – это верховенство
права, оно будет достигнуто, если реально гарантируется соблюдение прав и свобод человека и гражданина и воплощена в жизнь идея взаимной ответственности личности и государства.
3. Россия – федеративное государство.
Это означает, что Россия – государство, состоящее из частей,
имеющих статус субъектов государства (краев, областей, республик, автономных округов, городов федерального значения).
3.1. Россия – государство с республиканской формой
правления, при которой высшие должностные лица и законодательные
органы избираются народом.
3.2. Россия – суверенное государство.
Суверенитет – это свойство государства самостоятельно и
независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами.
4. Россия — социальное государство.
Это государство, политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
5. Россия — светское государство.
Это означает, что Россия – это такое государство, в котором не
существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным.
25
3.3.2. Система органов государственной власти и местного
самоуправления
Система государственного управления в Российской Федерации основана на принципе разделения властей, который закреплен в ст. 10 Конституции РФ. В соответствии с этим принципом государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Федеральную государственную власть в России осуществляют:
1. Президент Российской Федерации;
2. Федеральное собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума);
3. Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации (министерства, комитеты и др.);
4. Суды Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ главой государства является Президент. Несмотря на принцип разделения властей, Президент Российской Федерации не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место.
Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ.
Функции Президента России:
1. Президент — гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
2. Президент — гарант суверенитета Российской Федерации.
3. Президент — гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
4. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
5. Президент, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Выборы Президента проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы должны носить альтернативный характер. Президент должен обладать необходимым жизненным опытом, и поэтому установлено, что на эту должность может претендовать человек не моложе 35 лет.
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
Президент РФ осуществляет следующие функции:
1. назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
26
2. имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
3. принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
4. представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
5. по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
6. представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
7. формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
8. утверждает военную доктрину Российской Федерации;
9. формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

10. назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
11. назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
12. назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
13. назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
14. распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
15. назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
16. вносит законопроекты в Государственную Думу;
17. подписывает и обнародует федеральные законы;
18. обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
19. осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
27
20. решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
21. осуществляет помилование и т.д.
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации -является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Как представительный орган Федеральное Собрание является выразителем интересов всех граждан РФ. Фактически, представительный характер Федерального собрания, возникает в результате того, что депутаты Государственной Думы представляют своих избирателей, а члены Совета Федерации являются представителями субъектов Российской Федерации.
Функция Федерального Собрания, как законодательного органа проявляется в том, что только Парламент обладает исключительным правом принимать законы. Нормативные акты, принимаемые другими государственными органами, обладают меньшей юридической силой по сравнению с законами.
Федеральное Собрание состоит из двух палат: нижняя палата – Государственная Дума, верхняя палата – Совет Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ, Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Полномочия Государственной думы можно разделить на три блока:
1. Исключительные полномочия.
К ним относятся: дача согласия Президенту на назначение
Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности;
2. Законодательные полномочия.
Государственная Дума реализует в форме принятия федеральных
законов и федеральных конституционных законов. Конституционные законы, утверждаемые квалифицированным большинством, издаются по таким вопросам, как чрезвычайное положение, принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъекта Российской Федерации, описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна,
28
референдум, режим военного положения, введение на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, порядок деятельности Правительства, установление судебной системы, определение полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, созыв Конституционного Собрания. По другим вопросам, входящим в предмет ведения Российской Федерации, принимаются федеральные законы;
3. Полномочия в сфере обеспечения своей деятельности.
К ним относятся: избрание из своего состава Председателя и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком, образование комитетов и комиссий, проведение парламентских слушаний по вопросам ведения палаты, принятие Регламента и постановлений по вопросам внутреннего распорядка и др.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (всего 178 человек).
В соответствии с п. 1 ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся:
1. утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
2. утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
3. утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
4. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
5. назначение выборов Президента Российской Федерации;
6. отрешение Президента Российской Федерации от должности;
7. назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
8. назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
9. назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
1. федерального бюджета;
2. федеральных налогов и сборов;
29
3. финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
4. ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
5. статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
6. войны и мира (см. ст. 106 Конституции РФ).
Высшим органом исполнительной власти в Российской Федерации является Правительство Российской Федерации. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию и осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (или административной) деятельностью в стране.
Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы. Если Государственная Дума отклоняет предложенную кандидатуру и делает это троекратно, то Президент своей волей назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. В случае временного отсутствия Председателя его обязанности по поручению исполняет его первый заместитель.
Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Правительство может подать в отставку, которую Президент принимает или отклоняет. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, после чего Президент решает, согласиться ли с решением Государственной Думы и объявить об отставке Правительства либо нет. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
В соответствии со ст. 118 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
30
В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие суды:
1. федеральные суды, к которым относятся:
Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд
Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации;
2. суды субъектов Российской Федерации, к ним относятся:
Конституционные (уставные) суды субъектов Российской
Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации осуществлением государственной власти занимаются органы государственной власти субъектов РФ.
Ст. 12 Конституции РФ указывает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Местное самоуправление - это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
3.3.3. Конституционные права и свободы человека и гражданина
Под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.
Традиционно, права и свободы делятся на следующие группы:
1. личные,
2. политические
3. экономические, социальные и культурные.
31
Рассмотрим их более подробно.
1. Личные (гражданские) права и свободы.
Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, для защиты его как человеческой личности.
1.1. право на жизнь;
1.2. право на свободу и личную неприкосновенность;
1.3. право на неприкосновенность личной жизни; право на неприкосновенность жилища;
1.4. право на свободу передвижения и выбор места жительства;
1.5. свобода совести, вероисповеданий;
1.6. свобода мысли, слов;
1.7. уголовно-правовые и процессуальные гарантии.
2. Политические права.
В отличие от личных прав, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, политические права связаны с наличием гражданства, т. е. устойчивой политико-правовой связью человека с государством. К ним относятся:
2.1. право на участие в управлении делами государства;
2.2. право на объединение, свобода союзов, партий и т. п.;
2.3. право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования;
2.4. право избирать и быть избранным;
2.5. равное право доступа к любым должностям;
2.6. право обращений в государственные органы;
2.7. право на информацию.
3. Экономические права.
В своей основе они связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. К ним относятся:
3.1. право на частую собственность и ее наследование;
3.2. свобода экономической деятельности.
4. Социальные права включают в себя:
4.1. принцип свободы труда, право на труд в нормальных условиях;
4.2. право на отдых;
4.3. право на социальное обеспечение;
4.4. право на жилище;
4.5. право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
4.6. право на благоприятную окружающую среду;
4.7. право на образование.
32
5. Культурные права.
Культурные права и свободы связаны с доступом гражданина к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом.
5.1. свобода творчества и преподавания;
5.2. право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям;
5.3. право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям.
В Конституции зафиксированы следующие основные обязанности:
1. Обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15). Эта обязанность возлагается не только на граждан, но и на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.
2. Обязанность платить налоги и сборы.
3. Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
4. Обязанность получения детьми основного общего образования.
5. Обязанность заботиться о сохранении исторического и литературного наследия, беречь памятники истории и культуры.
6. Обязанность защищать Отечество.
33
ТЕМА 4. УГОЛОВНОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛИ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
4.1. Понятие, задачи, предмет уголовного права.
4.2. Преступления и наказания в уголовном праве.
4.3. Понятие, предмет и система административного права.
4.4. Понятие, задачи, предмет, принципы уголовного права.
4.1. Понятие, задачи, предмет уголовного права
Термин «уголовное право» появился в русском языке в эпоху Древней Руси, когда за преступление отвечали головой. Уголовное право – это отрасль публичного права, регулирующая отношения по борьбе с преступлениями.
Задачами уголовного права являются:
• охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств,
• обеспечение мира и безопасности человечества,
• а также предупреждение преступлений.
Предметом уголовного права являются уголовно-правовые отношения, т.е. отношения между государством и преступником, возникающие с момента совершения преступления и оканчивающиеся погашением (снятием) судимости либо освобождением виновного от уголовной ответственности и наказания. Преступление и наказание выступают основными категориями уголовного права.
Уголовный кодекс РФ как источник уголовного права. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. уголовное законодательство отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации своими актами не могут устанавливать уголовную ответственность. Основным источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ, действующий с 1 января 1997 г. Уголовное законодательство РФ состоит исключительно из указанного Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в Уголовный кодекс РФ.
Только уголовный закон, но не подзаконные акты, устанавливают круг преступлений и виды наказания.
Уголовный закон, устраняющий преступность дея

  По вопросам приобретения пишите zakaz@best-students.ru

У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100