Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 2. Нормативно-правовой акт как источник права
Нормативно-правовой акт — основной источник права со-временного государства. В нем содержится большинство пра-вовых норм, регулирующих наиболее социально значимые общественные отношения. Нормативно-правовой акт имеет общерегулятивный характер, а правовые нормы, содержа-щиеся в нем, в отличие от иных источников права, являются конкретными, достаточно определенными и носят, как пра-вило, общий характер.
Нормативно-правовой акт — это официальный акт пра-вотворчества, представляющий собой властное предписание, содержащее нормы права.
Отличительные признаки нормативно-правового акта, выражающие его сущность и значение:
1) особый порядок создания нормативно-правового акта. Нормативно-правовой акт создается в результате правотвор-ческой деятельности и представляет собой официальный акт правотворчества. Правотворческая деятельность — осуществ-ляемая в установленном законом порядке компетентными го-сударственными органами (законодательными, исполнитель-ными, судебными) и непосредственно народом (референдум) деятельность по подготовке, установлению, изменению и от-мене норм права;
2) нормативно-правовой акт имеет общерегулятивный ха-рактер. В нормативно-правовых актах содержатся только нор-мы права, обладающие государственной обязательностью. Нормативно-правовые акты необходимо отличать от индиви-168
дуальных правовых актов. Индивидуальный правовой акт рас-пространяет свое действие на конкретных субъектов права, рассчитан на одноразовое применение и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, приговор суда по конкретному уголовному делу);
3) нормативно-правовой акт представляет сосбой офици-альный государственный документ; имеет обязательные ат-рибуты: название акта (закон, указ, постановление); наиме-нование органа, принявшего акт (парламент, президент, пра-вительство и т. д.), номер и дату принятия и др.;
4) нормативно-правовой акт всегда имеет внутреннюю структуру, посредством которой нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, гла-вам, статьям.
Все нормативно-правовые акты могут быть условно раз-делены на несколько групп.
1. По объему действия нормативно-правовые акты под- разделяются на:
• общегосударственные, распространяющие свое дей- ствие на всю территорию государства;
• региональные, распространяющие свое действие на тот или иной регион, округ;
• местные, действующие в пределах отдельной местности.
2. По характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на:
• акты общего действия;
• акты чрезвычайного действия, действующие только при наступлении исключительных обстоятельств.
3. По кругу лиц, выступающих субъектами конкретных правоотношений, регулируемых тем или иным нормативно- правовым актом, они могут быть подразделены на:
• общеправовые акты, распространяющие свое действие на всех лиц, находящихся на территории данного государ- ства;
• специальные правовые акты, распространяющиеся на строго определенный контингент лиц, находящихся на дан- 169
ной территории (законодательные акты о статусе военно-служащих, о государственной регистрации юридических лиц и. т. д.).
4. По содержанию нормативно-правовые акты могут быть подразделены на:
• отраслевые нормативно-правовые акты, содержащие в себе нормы только одной отрасли права (например, Трудо-вой кодекс РФ);
• комплексные, содержащие в себе нормы нескольких отраслей права (например, Земельный кодекс РФ).
5. По основным субъектам государственного правотвор- чества нормативно-правовые акты подразделяются на:
• акты законодательной власти (законы);
• акты исполнительной власти;
• акты судебной власти.
6. Наиболее важной является классификация норматив- но-правовых актов, в основе которой лежит их юридическая сила. По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на:
• законы;
• подзаконные акты. Закон — нормативно-правовой акт, принятый высшим
представительным органом государства либо волеизъявлени-ем народа (в порядке референдума) и регулирующий наибо-лее важные общественные отношения.
Закон составляет основу правовой системы современного государства; обладает высшей юридической силой по отно-шению ко всем иным нормативно-правовым актам. Важней-шим принципом правового государства в связи с этим высту-пает верховенство закона в регулировании общественных от-ношений.
Важнейшие признаки закона, отличающие его от иных нормативно-правовых актов:
1) закон принимается высшими законодательными орга-нами (государства или субъекта федерации) либо населением страны в результате референдума;
170
2) предметом правового регулирования законами высту-пают наиболее значимые в социальном плане общественные отношения;
3) для закона характерен особый порядок принятия — специальная законотворческая процедура, состоящая из сле-дующих стадий:

• законотворческая инициатива;
• обсуждение законопроекта;
• принятие закона;
• опубликование закона. 4. Законы могут быть отменены либо изменены только
органами законодательной власти.
Законы едины по способу формирования, положению в правовой системе и роли в регулировании общественных от-ношений. Они подразделяются на:
Конституционные законы — законы основополагающие, издаваемые по вопросам, регулирующим основы конститу-ционного и общественного строя государства, правовое по-ложение личности и т. д. Федеральные конституционные за-коны Российской Федерации — законы, издаваемые по воп-росам, прямо обозначенным в Конституции РФ 1993 г.
Обыкновенные законы — законы, издаваемые в строгом соответствии с законами конституционными, регламентиру-ющие отдельные сферы общественных отношений.
Подзаконные акты — нормативно-правовые акты, со-держащие нормы права, изданные компетентными органами государства на основе и во исполнение законов и не проти-воречащие им.
Важнейшие подзаконные акты:
1) указы главы государства (например, Президента РФ); издаются по вопросам, не регламентированным законами. В случае, если то или иное общественное отношение имеет достаточную значимость, но при этом законом не отрегули-ровано, оно может стать предметом правового регулирова-ния президентского указа;
171
2) акты правительств (например, постановления Прави-тельства РФ); издаются на основе законов и указов Прези-дента с целью более детальной регламентации отдельных воп-росов, установленных вышеуказанными нормативно-правовы-ми актами;
3) ведомственные нормативно-правовые акты — прика-зы, инструкции, распоряжения, издаваемые отдельными министерствами, ведомствами, департаментами по вопросам, регулирующим ограниченную сферу общественных отноше-ний, находящуюся в компетенции данных органов;
4) местные подзаконные акты — нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти на местах, издаваемые местными органами представительной власти и органами местного самоуправления (мэром, префек-турой, муниципалитетом и т. д).


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100