Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 3. Форма государственного устройства
Форма государственного устройства — способ террито-риально-политической организации государства. Различают три
139
основных формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфе-дерация. Иногда выделяют такие формы государственного устройства, как союзы, содружества и объединения.
Унитарное государство (фр. unitaire, лат. unitas — един-ство) — единое централизованное государство, не разделен-ное на самоуправляющиеся единицы.
Унитарная форма государственного устройства характе-ризуется следующими признаками:
1) единая территория, существует административное де-ление, но административные единицы не имеют политичес-кой самостоятельности, хотя некоторым может быть предос-тавлен статус автономии (самоуправление) — национальной, территориальной, культурной;
2) единая конституция, действующая на всей террито-рии страны без каких-либо ограничений; единая система выс-ших органов государственной власти — парламент, глава го-сударства, правительство, судебные органы, юрисдикция ко-торых распространяется на всю территорию страны;
3) единая система права и судебная система, единое граж-данство;
4) единый государственный бюджет, налоговая, валют- ная системы.
Унитарность предполагает централизацию всего государ-ственного аппарата, прямой или косвенный контроль над ме-стными органами власти. Централизм проявляется в разной степени и в разных формах, вплоть до назначения централь-ными органами своих представителей для управления адми-нистративно-территориальными единицами вместо выборных органов власти. В то же время в большинстве современных демократических государств имеются выборные органы мес-тного самоуправления (например, коммунальные советы в Италии и Франции), которым государство делегирует часть функций: сбор местных налогов, благоустройство, строитель-ство, просвещение, здравоохранение и др. Местные судеб-ные органы власти — звенья единой судебной системы. Уни-тарными являются большинство современных государств.
140
Федеративное государство или федерация (лат. foede-ratio — союз, объединение) — форма государственного уст-ройства, при которой входящие в состав государственные об-разования — субъекты федерации — обладают определенной юридической и политической самостоятельностью. Федера-ция — это союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных государственных образований.
Федеративное государство характеризуется следующи-ми признаками:
1) федеративно-территориальное деление, т. е. террито-рия государства состоит из территорий субъектов федерации (штатов, провинций, кантонов, земель, республик, областей и т. п.) и в политико-административном отношении не пред-ставляет из себя единое целое (при единой системе охраны границ). Субъекты федерации могут иметь свое администра-тивно-территориальное деление;
2) государственные образования, составляющие федера-цию, являются ее равноправными субъектами, обладающи-ми относительной юридической, политической и экономичес-кой самостоятельностью;
3) субъекты федерации не обладают суверенитетом в пол-ном объеме и, как правило, не пользуются правом односто-роннего выхода;
4) субъекты федерации могут иметь свои конституции (или уставы), они разрабатываются на основе федеральной кон-ституции, не должны ей противоречить. Это правило рас-пространяется и на государства, вступившие в федерации, имея ранее принятую конституцию. Некоторые федерации не предоставляют право своим субъектам иметь конститу-цию;
5) субъекты федерации имеют свое законодательство, право издавать законы, указы и т. п. Эти законодательные акты имеют юридическую силу только на территории субъек- тов федерации, в отличие от федеральных законов, обяза- тельных на всей территории федерации. Законодательные акты субъектов федерации не должны противоречить феде-
141
ральным законам, в противном случае они считаются недей-ствительными;
6) субъекты федерации имеют свою систему законода-тельных и исполнительных органов власти. По отношению к федеральной системе они являются подсистемами; порядок их организации, процедуры и пределы юрисдикции опреде-ляются федеральной конституцией. Однако название органов власти и форма организации системы власти могут находить-ся в юрисдикции субъектов федерации. Органы власти и уп-равления субъектов федерации обычно копируют федераль-ную структуру, но могут и отличаться;
7) гражданство в федерации допускается двойное: каж-дый гражданин считается гражданином федерации и гражда-нином соответствующего государственного образования. За-конодательно оговаривается недопустимость привилегий од-ного гражданина по отношению к другим.
Федеральный парламент в федеративном государстве обычно двухпалатный. Верхняя палата представляет субъек-тов федерации на основе территориального или националь-но-территориального представительства и состоит из пред-ставителей всех субъектов федерации. Нижняя палата — орган федерального представительства и избирается по избиратель-ным округам.
В федеративном государстве сложной является пробле-ма разграничения компетенции между федеральными орга-нами власти и органами власти субъектов федерации. Обыч-но конституция федерации устанавливает перечень полномо-чий, которые относятся к ведению федерации. Все осталь-ные вопросы относятся к ведению ее субъектов. В федераль-ной конституции может устанавливаться также перечень воп-росов совместного ведения. Объем прав и полномочий субъек-тов федерации зависит от исторических традиций, уровня развития и других факторов, при этом равенство субъектов федерации является непременным условием федерации. На-блюдается тенденция к расширению функций центральных органов власти (США, Германия).
142
В истории развития государства встречаются различные виды федерации. Большинство из них сформированы по од-нородному принципу деления (штаты, кантоны, земли, про-винции); другие делятся на государственно-территориальные образования и автономии (Бельгия, Испания, Канада); тре-тьи — на национально-территориальные образования и ад-министративно-территориальные образования (Россия). В на-стоящее время в мире насчитывается около 50 федератив-ных государств.
Конфедерация — межгосударственный союз, образован-ный путем подписания международного договора, члены ко-торого полностью сохраняют свой государственный сувере-нитет.
Основные признаки конфедерации:
1) отсутствие единой территории межгосударственного союза — есть территория каждого отдельного государства;
2) каждое государство, входящее в конфедерацию, име-ет собственную независимую систему органов власти и уп-равления, самостоятельное гражданство, свою валюту, на-циональную армию, независимое законодательство, право-вую и судебную систему;
3) для координации действий государства—члены конфе-дерации создают один или несколько политико-администра-тивных органов. Законодательные органы формируются из равного количества представителей объединенных государств с одинаковыми полномочиями; исполнительные органы фор-мируются на коллегиальных началах; правительства госу-дарств-членов конфедерации могут выступать против конфе-деративных органов;
4) государства-члены конфедерации имеют неограничен-ное право выхода из союза;
5) финансовые средства конфедерации формируются из взносов членов союза: национальные вооруженные силы фор-мально находятся под общим командованием;
6) государства—члены конфедерации обычно проводят общую, согласованную международную политику, что не исключает самостоятельной позиции в конкретных вопросах;
143
7) юридически все государства—члены конфедерации рав-ноправны (часто в реальной жизни приоритетную роль игра-ет государство, имеющее более высокий экономический, во-енный и т. п. уровень).
Главная цель создания конфедерации — достижение об-щих интересов (экономических, политических, военных). Кон-федерации обычно недолговечны, они либо распадаются, либо превращаются в федерации. Доминирующая тенденция раз-вития чаще всего такова, что государства эволюционируют от полной независимости через конфедерацию к федерации. Такова, например, история формирования США. Конфедера-ция выступает промежуточным этапом формирования более полного союза. Швейцария, например, до сих пор офици-ально именуется конфедерацией, хотя фактически является федерацией. Исторически могут преобладать и обратные тен-денции: распад федераций и образование конфедераций (рас-пад СССР и образование СНГ) или полностью независимых государств (распад Югославии, Чехословакии). Конфедератив-ные принципы могут использоваться и в ходе современных интеграционных процессов (например, опыт создания Евро-пейского сообщества — ЕС).


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100