Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 2. Форма государственного правления
Форма государственного правления — внешнее выраже-ние содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти; фор-ма организации государственной власти. В зависимости от положения и характера высшего органа государственной вла-сти различают две основные формы правления — монархию и республику.
133
Монархия (от греч. monarchia — единовластие) — форма правления государства, при которой в руках его единолично-го главы (монарха) сосредоточена полностью или частично, фактически или формально верховная государственная власть. Из определения монархии можно выделить ее отличитель-ные признаки юридического свойства:
1) существование единоличного главы государства — мо-нарха (фараон, король, царь, шах, князь, султан и др.);
2) обладание монархом всей полнотой власти, которая является безраздельной, верховной и суверенной (независи-мой);
3) занятие трона в порядке престолонаследия, т. е. путем передачи власти по наследственному праву и в порядке род-ства, т. е. по фамильному праву;
4) бессрочность монарха, т. е. пожизненность его правле-ния;
5) представительство во внешних отношениях не по по-ручительству (мандату), а по собственному праву;
6) юридическая безответственность монарха, неприкос-новенность и неподсудность его личности.
В различные исторические эпохи существовали два ос-новных типа монархии: неограниченная (абсолютная) и огра-ниченная (конституционная). Оба эти типа, различающиеся степенью ограничения власти главы государства, сохраняют-ся и в современном мире.
Абсолютная монархия характерна для рабовладельчес-ких и феодальных обществ, в которых она выражалась деспо-тическим владычеством. Классический деспотизм присущ го-сударствам Древнего Востока (Ассирия, Вавилон и др.). При абсолютном монархическом правлении самодержец является единственным субъектом и творцом права. Пользуясь неогра-ниченными правами, он отправляет свою власть через лично ему подчиненную систему государственной бюрократии; его подвластные (или подданные) — лишь объекты права. Кара-тельная функция также находится в его руках. Расцвет мо-134
нархического абсолютизма в Западной Европе приходится на XVII—XVIII вв., в России — XVIII—XIX вв. В наше время эта форма правления сохраняется в некоторых странах Азии: в Непале, где вся власть принадлежит королю, а также в Сау-довской Аравии, Катаре, Омане, где существует теократи-ческая разновидность абсолютной монархии, при которой гла-ва государства является одновременно и религиозным главой.
В результате буржуазных революций, происходивших в Европе в XVIII—XX вв., их политическим завоеванием яви-лись конституционные ограничения абсолютных монархий. Конституция провозглашает и гарантирует права личности, их признание обязательно для верховной власти и всех орга-нов государственного управления, при этом законодательные функции передаются парламенту, а исполнительные — пра-вительству. В зависимости от объема полномочий, сохраняе-мых монархом, конституционная монархия подразделяется на два вида: дуалистическую и парламентскую.
Дуалистическая монархия — это переходная модель государственного правления. Здесь монарх обладает обшир-ными полномочиями по руководству исполнительной властью, формированию правительства, которое несет ответственность перед ним, а не перед парламентом. В этом случае законода-тельные функции парламента имеют к нему лишь формаль-но-юридическую принадлежность. Дуалистическая монархия присуща странам с сильными пережитками феодализма, на-пример, России начала XX в., где существовали два полити-ческих учреждения: монарх, формировавший правительство, и учреждение парламентского типа (Государственный совет и Государственная дума, которым члены правительства были неподотчетны).
Парламентская монархия — гораздо более демокра-тическая модель государственного правления, действующая в целом ряде современных государств (Великобритания, Да-ния, Испания, Швеция, Япония и др.). Права монарха огра-ничены. Будучи номинальным главой государства, он руко-135
водствуется "правилом английской королевы": царствует, но не правит. Монарх назначает главу правительства и мини-стров, но они подконтрольны парламенту, все исходящие от него акты нуждаются в одобрении членов Кабинета мини-стров. Монарх в таких странах символизирует историческую преемственность государства, олицетворяет единство нации, являясь фигурой скорее символической, своего рода данью традиции, нежели властной.
Известна также особая разновидность монархии — вы-борная или так называемая избирательная, в которой соче-таются элементы монархии и республики. Такая монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием пред-ставителей монархических штатов федерации.
Республика (от лат. Res publika — общественное дело, государство) — одна из форм правления (наряду с монар-хией), при которой все высшие органы государственной вла-сти либо избираются, либо формируются общенациональны-ми представительными учреждениями.
Республиканская форма правления возникла в античную эпоху как альтернатива монархической. Наибольшее распро-странение получила в Новое и Новейшее время. Обычно вы-деляют следующие виды этой формы правления: президент-ские, парламентские и смешанные республики. К началу XXI в. в мире насчитывается 65 президентских, 13 парламент-ских и 20 полупрезидентских государств.
Парламентская республика — форма республиканско-го правления и организации государственной власти, при ко-торой парламент занимает ведущее положение в политичес-кой системе. Становление парламентской республики проис-ходит в середине XIX в. и исторически связано с формиро-ванием представительной формы демократии в странах За-падной Европы.
В парламентской республике органы исполнительной и судебной власти избираются либо утверждаются парламен-том, которому принадлежат властные приоритеты законода-136
тельной власти, и это "старшинство" не подвергается сомне-нию. Парламент задает тон в политической жизни страны, воплощая ее верховную власть. Парламент наделяется пол-номочиями, позволяющими контролировать правительство. Отличительный признак парламентской республики — кол-лективная ответственность правительства перед парламентом, "ответственное правительство", которое формируется и кон-тролируется парламентом. Традиционно выделяют четыре основных элемента парламентского режима:
1) дуализм исполнительной власти (наличие института премьер-министра);
2) политическая ответственность правительства перед парламентом;
3) возможность досрочного роспуска одной из палат пар-ламента главой государства;
4) глава государства не избирается всенародно.
Иногда выделяют также такие признаки, как одновре-менное формирование парламента и правительства по ито-гам выборов, возможность совмещения правительственной должности и парламентского мандата, предоставление пра-вительству права законодательной инициативы.
Можно с уверенностью утверждать, что в парламент-ской республике идеи представительства и представитель-ной демократии реализуются наиболее полно. Ведущая роль законодательной власти определяется тем, что она является представительной и получает легитимацию непосредственно от источника власти — народа. Представительная власть в лице парламента способствует легитимации государственно-го строя и стабилизации политической системы, является по-литической трибуной и способом формирования цивилизован-ной оппозиции, обеспечивает большую подконтрольность элит и пресекает попытки государственных чиновников действо-вать незаконно. В то же время парламентская форма правле-ния при определенных условиях (отсутствии партии парла-ментского большинства), может демонстрировать негативные стороны и сдерживать развитие общества, так как привязан-
137
ность правительства к парламенту может быть фактором не-стабильности и приводить к "министерской чехарде" и частой смене правительства (примером может служить Италия, где за послевоенный период (1946—1993 гг.) сменилось 52 прави-тельства). Большинство западных государств управляются парламентским путем (Италия, Германия, Швеция, Австрия, а также государства бывшей Британской империи).
Президентская республика, связанная с институтом президентства, — довольно позднее явление в истории че-ловечества, исключение составляет лишь форма правления США, существующая с конца XVIII в. При президентской форме правления представительные органы играют суще-ственную роль в системе государственной власти, но не до-минирующую (США, Сирия, Зимбабве, Бразилия, Мексика, Уругвай). Выделяют три основных элемента президентства:
1) отсутствие дуализма исполнительной власти, т. е. пре-зидент является и главой государства, и главой правитель-ства;
2) президент избирается всем народом;
3) парламент не вправе сместить правительство с помо-щью вотума недоверия, а президент не может распустить парламент.
Некоторые специалисты полагают, что решающим кри-терием является не формирование, а смещение правитель-ства, так как в парламентских и президентских системах раз-ных стран неодинакова процедура образования правительства. При президентской системе президент и парламент избира-ются на отдельных выборах, поэтому не только законода-тельная (представительная) власть, но и президентская власть получает легитимацию непосредственно от народа. Данное об-стоятельство существенно трансформирует принцип разде-ления властей в пользу президентской власти и снижает роль законодательной власти, ибо правительство не назначается и не может быть отозвано парламентом. Баланс властей при президентской системе достигается своеобразной системой "сдержек и противовесов", однако эта система, по мнению
138
исследователей, предрасположена к усилению исполнитель-ной власти и возникновению авторитарных тенденций, что особенно опасно для нестабильных политических систем.
Смешанная республика сочетает в себе элементы пре-зидентской и парламентской. Характерна как для "старых" демократий (Франция, Швейцария), так и для вновь образо-вавшихся республик: Польша, Чехия, Болгария, Румыния, Сербия, Литва, Латвия, Эстония, Украина, Армения, Мол-дова, Россия.
При смешанных формах правления наблюдается стрем-ление ограничить власть парламента и усилить исполнитель-ную власть (полупарламентская система), что объясняется стремлением создать более стабильное правительство, кото-рое не могло бы быть отозвано парламентом по причинам фракционной борьбы, или, наоборот, усилить ответственность правительства перед парламентом (полупрезидентская рес-публика). Для этого создается правительство с "двойной от-ветственностью", ответственное как перед президентом, так и перед парламентом. При этом президент играет более су-щественную роль, чем при парламентской модели, избирает-ся на прямых выборах и существенно влияет на создание правительства. Выделяют следующие черты смешанной рес-публики:
1) президент глава государства, но не глава правитель-ства;
2) наличие института премьер-министра;
3) правительство "двойной ответственности";
4) возможность досрочного роспуска одной из палат пар-ламента главой государства;
5) глава государства избирается всенародно.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100