Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 2. Теории происхождения государства
Государство — это сложная, многофункциональная, внутренне дифференцированная целостность. Поэтому боль-шим разнообразием отличаются не только трактовки поня-тия "государство", но и подходы к проблеме его происхож-дения. Обычно выделяют следующие концепции происхож-дения государства:
• теологическая — божественное происхождение госу-дарства;
• патерналистская — государство как результат объ-единения семей;
• общественного договора — государство как результат договора между правящей элитой и обществом;
• классовая (марксистская) — государство как результат разделения общества на классы, правление экономически господствующего класса.
Наряду с этим в современной научной литературе суще-ствует взгляд о трех эволюционных путях возникновения го-сударства:
• военном (силовая концепция — государство есть ре-зультат завоевания и выделения элитарной верхушки из сре-ды военных);
• аристократическом (выделение управленческой арис-тократии из среды жрецов, старейшин, верхушки общества);
93
• плутократическом (сосредоточение власти в руках фи-нансовой верхушки и состоятельных лиц).
Как свидетельствуют исторические данные, на практи-ке эти пути обычно сочетались, но в целом образование го-сударства всегда связано с выделением элиты — первой сту-пени в образовании государства.
Существуя на протяжении тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием общества. С точки зрения вза-имоотношений государства, общества и личности можно вы-делить основные этапы эволюции государства. Современное понимание государства раскрывается через призму разнооб-разных концепций, определяющих его как правовое и со-циальное.
Известно много определений и концепций правового го-сударства. В самом широком смысле правовое государство — это правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.
Первые суждения о некоторых признаках правового го-сударства встречаются в трудах античных мыслителей: Арис-тотеля, Цицерона и др. Основы концепции правового государ-ства заложены во второй половине XVIII в. Дж. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом. В XIX—XX вв. конституционная проблема стала предметом политических и юридических исследований виднейших ученых Г. Еллинека, К. Шмитта, М. М. Ковалевского, Б. А. Кистяковского, П. И. Нов-городцева. Сам термин "правовое государство" окончательно утвердился в XIX в. в трудах немецких юристов К. Т. Вельке-ра, Р. фон Моля и др.
Появление правового государства обусловлено развити-ем самого общества и становится возможным в результате вызревания и развития гражданского общества. Гражданс-кое общество — это многообразие негосударственных взаи-моотношений свободных и равноправных индивидов в усло-виях рынка и демократической правовой государственности; сфера реализации частных интересов граждан, в которые не должно вмешиваться государство.
94
Обычно выделяют следующие признаки правового госу-дарства:
• верховенство правового закона;
• обеспечение прав и свобод личности;
• организация государственной власти на основе прин-ципа разделения властей;
• правовая форма взаимоотношений (взаимность прав, обязанностей и ответственности) индивида, общества и госу-дарства.
Однако представление о том, каким должно быть пра-вовое государство, в различных концепциях существенно отличается. Обычно абсолютизируется один из признаков правового государства.
В классической либеральной трактовке, характерной для западных устойчивых демократий, выделяется приоритет прав и свобод личности. Правовое государство рассматривается как тип государственной организации, соответствующий демо-кратическому устройству политической системы, адекватный демократическому гражданскому обществу. Это демократи-ческое конституционное государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и права личности, подчиняющим государство воле суверенного народа. Взаимо-отношения в таком государстве определяются конституцией, выступающей как бы "общественным договором" между на-родом и властью. В отношениях между государством и обще-ством приоритет принадлежит правам человека, которые могут быть нарушены государством. Поэтому граждане дол-жны иметь реальную возможность защитить себя от произво-ла государственных органов власти. В этой трактовке, восхо-дящей еще к Дж. Локку, государство как бы противостоит гражданскому обществу, которое выступает оборотной сто-роной правового государства. Данная трактовка в наибольшей степени соответствует эпохе свободной конкуренции и ран-нелиберального государства.
В современных условиях, существенно отличающихся от эпохи "свободной конкуренции", возникают и новые трактов-
95
ки понятия "правовое государство". В XX в. становится все труднее провести грань между государством и обществом. С одной стороны, большее значение приобретает государствен-ное регулирование экономической и социальной жизни об-щества, государство становится все более социальным; с дру-гой — появление такого феномена, как "политическая систе-ма общества", свидетельствует о том, что государство утра-тило свое монопольное положение как единственный инст-румент политики, оно оказывается опутанным сложной се-тью других общественно-политических институтов, форми-рующихся в среде гражданского общества, но являющихся элементами политической системы общества. Поэтому неко-торые современные исследователи придерживаются мнения, что сама идея разделения социальной системы на правовое государство и гражданское общество применима лишь к ран-ней стадии развития капитализма и в наше время вообще неактуальна. А правовому государству в его классической ли-беральной трактовке стала противопоставляться концепция "социального государства". Данный термин не утратил свое-го значения и в наше время. Особенно актуальность его со-храняется для посттоталитарных государств, строящих но-вую политическую систему. Однако данное понятие требует наполнения новым содержанием. Правовое государство озна-чает более высокую ступень развития государства и обще-ства даже по сравнению с конституционным государством в его классической либеральной трактовке. Это государство, приобретшее новое качество, вставшее на более высокую ступень развития государственности. Это реально сложив-шиеся правовые взаимоотношения между государством, лич-ностью и обществом, означающие не противопоставление общества государству, а отношения партнерства между госу-дарством и обществом.
Следовательно, исторически процесс формирования пра-вового государства состоит в распространении принципа су-веренности на право, приоритета права перед властью, волей гражданина, общества или какой-либо его части, болынин-96
ства или меньшинства (в то время как для демократического конституционного государства основным принципом являет-ся суверенитет народа). Можно сказать, что правовое госу-дарство — это правовая форма осуществления государствен-ного суверенитета народа. Приоритет права означает уста-новление зафиксированных между всеми сторонами право-вых отношений, что особенно сложно между властью и пра-вом в силу традиционного суверенитета власти и традиций попрания закона и в силу того, что само право создается властью, обладающей преимущественным правом на законо-творчество. Такая ситуация самоограничения долгое время представлялась противоестественной, негативная практика оказалась труднопреодолимой, поэтому требуется глубокое преобразование общества и его правосознания для формиро-вания правового государства.
Формирование правового государства может происходить одновременно на трех уровнях:
• государственном;
• общественном;
• личном. На государственном уровне этот процесс предполагает:

• разработку конституционных документов и борьбу за введение конституционного правления, верховенство закона во всех сферах жизни общества, утверждение приоритета права над государством, связанность законом самого госу-дарства и его органов, установление правовых основ полити-ческой деятельности;
• эффективные формы надзора и контроля за соблюде-нием законности, адекватность самих законов необходимому правопорядку, для чего приоритет соотношения закона с под-законными актами отдается в пользу первого;
• четкое разделение властей, распределение функций и полномочий государственных и негосударственных институ-тов, гарантированность государством прав и свобод граждан.
На общественном уровне правовое государство предпо-лагает общее социальное, экономическое, культурное раз-
97
витие общества, его цивилизационных, технологических и научных основ. Ни власть, ни право не могут быть реальны-ми гарантами исполнения законов, если они не легитимиро-ваны обществом. Их легитимность, признание обществом обус-ловливает обязательность исполнения законов обществом, государством, исключает противоправную практику с обеих сторон. Становление гражданского общества — одно из глав-ных условий формирования правового государства, а функ-ционирование правового государства — главное условие су-ществования гражданского общества.
Основой реально значимых правовых отношений в пра-вовом государстве оказываются не сами по себе правовые нормы, но определенный личный уровень общей правовой и политической культуры граждан, господство в обществе и в сознании людей определенных демократических традиций, нравственных норм, определенного уровня самоконтроля, ответственности, самодисциплины и самоуправления.
Можно выделить следующие приоритетные направле-ния формирования правового государства:
1) превращение закона в решающее средство управле-ния всеми сторонами жизни общества;
2) создание общественной ситуации, при которой соблю-дение закона выгоднее, чем его нарушение, что зависит от уровня правовой культуры населения;
3) действенность механизма правоохранительных органов, активно содействующих становлению правопорядка;
4) децентрализация управления, развитие самоуправле-ния и самоорганизации общества.
Правовое государство и гражданское общество форми-руются совместно, процесс их создания занимает длительное историческое время. Ни правовое государство, ни гражданс-кое общество не вводятся единовременным актом и не могут стать результатом чистого законодательства.
Социальное государство — конструктивный ответ на не-совершенство "правового государства" в его классической либеральной трактовке. Провозглашение в правовом государ-
98
стве приоритета индивидуальной свободы, равенства прав граждан, невмешательства государства в дела гражданского общества не смогло оградить общество от глубокого соци-ального неравенства. Это превращало конституционные права в формальные, а само понятие "демократическое правовое государство" делало во многом декларативным и обесцени-вало его. В результате формируется концепция социального государства или государства "всеобщего благоденствия", его главная цель — обеспечение каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, а в иде-але — сближение условий существования и жизненных шан-сов, возможностей для самореализации личности.
Понятие "социальное государство" широко вошло в пос-левоенный период с середины XX в. в политическую и обще-ственную теории для обозначения государства современного демократического типа в условиях относительно стабильной и развитой экономики. Любое государство социально, поэто-му термин "социальное государство" предназначен подчерк-нуть способность государства осуществлять современную со-циальную политику — создать системы социальной защиты, социальных гарантий и социального партнерства и приори-тет этих задач. Исторически формирование социального го-сударства стало итогом политики "социального реформизма". Эта политика, проводимая в ряде западных стран, включала в себя сильную социальную составляющую: создание госу-дарственной системы социального страхования, социального обеспечения и социальной поддержки малоимущих слоев на-селения, системы бесплатного здравоохранения, образова-ния, пенсионного обеспечения, системы решения социальных конфликтов путем социального партнерства.
Классический пример социального государства — "швед-ская модель". Швеция — первая страна, где была создана система социальной защиты (в 1937 г. впервые введен отпуск для женщин по беременности и родам, обязательный 12-днев-ный оплачиваемый отпуск) и разработана система "социаль-99
ного партнерства" — система гармонизации социально-клас-совых отношений созданием механизма взаимодействия между рабочими, работодателями и профсоюзами (через систему коллективных договоров); проведена налоговая политика, на-правленная на выравнивание доходов населения. Сходная по-литика проводится в Дании, Норвегии и ряде других стран.
В либеральной трактовке правовое государство как бы противостоит социальному, так как правовое государство на первое место выдвигает свободу индивида, предполагает ог-раничение государственного вмешательства, социальное же — предполагает государственное регулирование и вмешатель-ство в вопросы производства и распределения общественных материальных и культурных благ.
В современных условиях сочетание этих тенденций раз-вития государства означает следующее: государство должно быть социальным по целям и правовым по форме взаимоот-ношений между личностью, обществом и государством. Оно осуществляет свои цели как социальное государство в фор-ме правовой государственности и идет, таким образом, го-раздо дальше, стремясь наполнить правовые формы более справедливым содержанием.
Формирование эффективной модели государства связа-но с поиском новой парадигмы, соответствующей реалиям постиндустриального общества. Например, маркетинговая модель государства рассматривает его как некую админист-ративную структуру, действующую не столько методами властно-директивного управления или по принципам соци-ального макрорегулирования, а согласно специфической ло-гике рыночных отношений, где гражданское общество вы-ступает в роли клиента, получающего услуги, а государство — в роли "сервисного центра". В западных индустриальных стра-нах динамика взаимоотношений государства, гражданского общества и частного сектора привели к существенному сбли-жению показателей макроэкономического управления и ад-министрирования с менеджментом и стилем деятельности эффективных частных организаций. На подобных идеях зиж-дятся концепции государственного менеджеризма.
100


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100