Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



ЧАСТЬ II
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Раздел III ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
Глава 5. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Понятие и признаки государства
Сущность государства принято рассматривать с разных сторон, сводящихся к двум принципиально противополож-ным подходам: классовому и гуманистическому.
На основе классового подхода государство исследуется как машина для поддержания господства одного класса (мень-шинства) над другими классами (большинства). Сущность та-кого государства — в диктатуре экономически и политичес-ки господствующего класса. Именно так известные господ-ствовавшие классы проводили диктатуру рабовладельцев, фе-одалов, буржуазии, пролетариата. Исходя из таких представ-лений выдвинута формационная периодизация истории госу-дарства и права: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, капиталистическое, социалистичес-кое, коммунистическое. По идеологическим представлениям теоретиков классового подхода государство как орудие дик-татуры господствующего класса будет существовать не все-гда. Необходимость в нем отпадет по мере того, как обще-ство приобретет высшую степень сознательности своих чле-85
нов, когда утратит необходимость принуждение к соблюде-нию общественно полезных действий и охрана общепризнан-ных норм с помощью арсенала средств государственного на-силия. Однако это утопия. Диктатура класса определяет цели, задачи и функции подобного государства, создаваемого им права и осуществляемого на такой правовой основе управле-ния обществом. Как показала история многих государств, по-добный подход неизбежно ведет к тоталитаризму.
Рассмотрение государства на основе гуманистического подхода, т. е. с общечеловеческих, общесоциальных начал, предполагает его как активную деятельную силу, призван-ную решать общие дела в интересах всего общества. Здесь государственный механизм рассматривается не как орудие преимущественно подавления меньшинством большинства, а как средство реализации общих интересов, как инструмент достижения согласия и взаимоприемлемых целей, поиска ком-промиссов для преодоления социальных конфликтов и проти-воречий.
В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое на-чало (насилие), что характерно для эксплуататорских госу-дарств, либо общесоциальное (компромисс), что все в боль-шей мере проявляется в современных посткапиталистичес-ких и постсоциалистических обществах. Эти два начала соче-таются в сущности государства, характеризуют его во всей полноте. Поэтому современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Современная теория исходит из многомерности действительного бытия государства: его мож-но рассматривать с позиций национального, религиозного, географического и прочего подходов. Современная трактовка функционирования государственно организованного общества признает в деятельности государства наличие двух начал: классового и общесоциального.
86
Государство выражает публичную власть. Оно имеет ап-парат управления, материальные придатки, является поли-тической организацией, проникнутой самыми различными системами институтов и властеотношений. И. Кант писал, что государство есть объединение людей, подчиненных право-вым законам. Возникнув как продукт общественного созида-ния, государство становится по отношению к обществу уп-равляющей системой, деятельной силой, воздействующей на все важнейшие процессы, происходящие в нем.
По своей природе и сущности государство всегда прояв-ляет себя в активной деятельности по организации и упоря-дочению существования общества. В отношении господствую-щего класса государство выступает как особый орган, управ-ляющий общими делами индивидов и групп этого класса, а в отношении большинства населения — как орудие подавле-ния. В то же время государство как официальный предста-витель общества и управляющая система выполняет общесо-циальную деятельность, выражающуюся в реализуемых фун-кциях государственного управления. Так, государство при-звано поддерживать необходимые условия существования цивилизованного человеческого общежития, что проявляет-ся в функциях государственного управления различными сферами общественной деятельности, например правового регулирования, экономического регулирования и организа-ции социально-культурного развития, управления в отдель-ных отраслях народного хозяйства: транспорта, связи, про-свещения, здравоохранения и т. п. В этом и выражается сущ-ность и социальное назначение государства.
Государство в собственном смысле (классовый подход) есть политическая организация, сущность которой в дикта-туре экономически и политически господствующего класса меньшинства над подчиненными ему классами большинства. В общесоциальных представлениях (гуманистический подход) государство есть политическая организация—ассоциация, чле-ны которой объединяются в единое целое публично-властны-ми структурами и отношениями, есть орудие и средство до-стижения компромисса между ними.
87
Роль государства и его властно-управленческая деятель-ность с учетом разнообразных интересов и потребностей от-дельных слоев и групп населения велика, поскольку оно пред-ставляет собой национальную и социальную ценность.
Во-первых, государство — источник устойчивого право-порядка и безопасности общества, в том числе экономичес-кой, защитник прав и свобод человека и гражданина.
Во-вторых, оно обладает уникальными средствами уп-равления, в числе которых законодательство, государствен-ные финансы, профессиональные управленцы (государствен-ные служащие) и многие другие ресурсы.
В-третьих, государство — это организация, объединяю-щая все население страны независимо от национальных, религиозных, культурных и прочих социальных различий.
В то же время государство:
а) выступает организатором и проводником различных реформ;
б) есть арбитр во всевозможных общественных конф- ликтах;
в) формирует правовой климат в обществе, если его орга- ны и должностные лица действуют не вопреки закону, а в строгом соответствии с ним.
Государство как субъект управления общественными про-цессами, существуя не одно тысячелетие, проявило себя как универсальная организация общества. Оно есть форма и спо-соб упорядочения и обеспечения нормальных условий для жизнедеятельности людей. Это самая большая и всеобъем-лющая в мире организация, которой присуще такое каче-ство, как всеобщность. Государство обладает всеми чертами организации, имеет иерархическую структуру, аппарат уп-равления, т. е. государственный аппарат, подобного которому не имеет ни одна организация. Он специализирован по вет-вям власти, наделен публично-правовыми функциями, вы-ступает необходимым механизмом обеспечения реализации общественных функций государства внутри страны и на меж-дународной арене.
88
В литературе долгое время отсутствовало содержатель-ное и терминологическое разделение понятий "государство" и "общество". На несовпадение этих понятий первым обратил внимание Н. Макиавелли, но в его трудах отсутствует опре-деление термина "государство". Немецкий государствовед Г. Еллинек считал, что впервые отчетливо разграничил эти понятия Ж. -Ж. Руссо в своем "Общественном договоре". Поз-же Г. Гегель ввел понятие "гражданского общества" — как сферы реализации частных интересов граждан, свободной от вмешательства государства, и определил государство как по-литическую общность, область реализации гражданских по-литических прав граждан. Однако до сих пор существует тер-минологическая неопределенность в отношении содержатель-ной характеристики понятия "государство". Раскрытие его зависит от исследовательского подхода, поэтому нельзя дать однозначно исчерпывающее определение столь многогранно-го понятия.
Обобщенно определяя сущность государства на современ- ном этапе, можно выделить пять основных подходов: теоло- гический, классический (арифметический), юридический, со- циологический, кибернетический.
Теологический подход, исходивший из богоустановлен-ности государства, широко использовался в Средние века, в современной трактовке часто используется приверженцами мусульманского фундаментализма.
При классическое (арифметическом) подходе обычно выделяются признаки государства: основные — территория, население, публичная власть, и вторичные — налоги, зако-ны, суверенитет.
Юридический подход рассматривает государство как юридическую персонализацию нации (под нацией понимается население страны), анализируя государство как систему раз-личных структур (органов) и правоотношений между ними.
Социологический подход, использовавшийся Руссо, Гобб-сом и др., рассматривает государство как орган социальной солидарности, из чего исходят концепции государства-арбит-
89
pa, идеи классового государства, социального государства, технократического государства и т. п.
Кибернетический подход основан на одноименной школе государствоведения, возникшей в 60-е гг. XX в., он рассмат-ривает государство как особую уникальную систему, связан-ную потоками информации, рецепторами (приемниками) этой информации, с внешней средой (обществом, международной системой). Поступающие на "вход" системы импульсы внеш-ней среды (требования и поддержка) циркулируют в государ-ственной системе; в результате ее переработки на "выходе" системы государственными органами принимаются решения. Эти решения в виде законов, указов, постановлений прави-тельства вновь порождают информацию, которая вводится в систему (государство), и процесс продолжается.
Существуют и другие подходы к определению сущности государства. В соответствии с ними, государство — это:
• аппарат насилия экономически господствующего клас-са (классовый подход);
• институциональное воплощение власти (институцио-нальный подход);
• определенным образом организованное насилие (сило-вая концепция);
• организованное господство политической элиты (эли-тарный подход);
• совокупность правовых норм, регулирующих поведе-ние людей (нормативный подход);
• определенный нормативный порядок, обеспечивающий интеграцию и жизнедеятельность людей (Санистебан, испан-ская школа);
• правовая форма организации и функционирования по-литической власти (политико-правовой подход);
• специфическая макроорганизация, сервисный центр, "предприятие сферы услуг" (маркетинговый подход).
За всю историю существования государства и его изуче-ния как общественно-политического и правового образова-ния дано немало научных определений. Так, Платон считал, что "государство — это совместное поселение, которое воз-
90
никает тогда, когда каждый из нас сам для себя бывает недо-статочен и имеет нужду во многих"1. В числе множества та-ких потребностей выделяется коренная необходимость создать нормальные условия для жизни и деятельности граждан, обес-печить правовой и общественный порядок. Французский пра-вовед XVI в. Ж. Воден видел в государстве механизм управ-ления, организующую силу, способную вести народ в необхо-димом направлении2. В известной степени эти рассуждения продолжил английский философ и государствовед Т. Гоббс, для которого первоначальный смысл управленческой деятель-ности государства заключался в обеспечении порядка в обще-стве и безопасности для граждан. В общественном порядке, устанавливаемом государством, он усматривал величайшее социальное благо3. Общее понимание государства сохраняет-ся в европейском правоведении, несмотря на различие науч-ных подходов и школ, политических воззрений и позиций ученых, и в течение XIX—XX вв.4. Остановимся на тради-ционном и наиболее распространенном определении: государ-ство — универсальная общественно-политическая органи-зация, обладающая публичной властью и специализирован-ным аппаратом управления социальными процессами в пре-делах определенной территории, на которую распространя-ется его суверенитет.
Конкретнее сущность государства как многогранного со-циального образования можно выразить с помощью выделе-ния его признаков. Обычно выделяют следующие признаки государства:
• территория — это ограниченное пространство, в пре-делах которого распространяется суверенитет государства и где органы государственной власти осуществляют свои полно-1 Платон. Собр. соч. В 4 т. — Т. 3. М., 1994. С. 118.
2 См.: Воден Ж. Метод легкого понимания истории. — М., 2000. С. 151—158.
3 См.: Гоббс Т. Сочинения. Т. 2. — М., 1991. С. 96—97.
4 См., например, Коркунов Н. М. Русское государственное право. — СПб., 1909; Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. Ч. 1—3. — М., 1894—1898; Мамут Л. С. Государство в новом измерении. — М., 1999; Чиркин В. Е. Госу- дарствоведение. — М., 2000; Люшер Ф. Конституционная защита прав и сво- бод личности. — М., 2000; Бержель Ж.-Л. Общая теория права. — М., 2000.
91
мочия. Это физическая основа власти и юридической компе-тенции государственных органов; включает сушу, недра, вод-ное и воздушное пространство, континентальный шельф и др.;
• население — человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Следует различать понятия "на-селение" и "народ". Народ — это социальная общность, чле-ны которой обладают чувством общей культурной и истори-ческой идентичности благодаря общим чертам культуры и ис-торического сознания. Население может состоять из одного народа или из многих "больших" (многочисленных) и "малых" (малочисленных) народов;
• публичная власть — способность, возможность и право определять общественное поведение и деятельность населе-ния, проживающего на территории данного государства. Важ-ная черта политической власти в государстве — ее инсти-туциализированный характер, так как она осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую структуру. Отличительные черты государ-ственной власти — ее всеобщность, универсальность, обще-обязательность, легитимность;
• налоги — общеобязательные и безвозмездные плате-жи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, поддержания жизнедеятельности государства;
• право — система общеобязательных законодательно закрепленных правил поведения, которая является одним из важнейших средств управления и начинает формироваться с появлением государства. Государство осуществляет правотвор-чество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, ад-ресованные всему населению;
• армия — вооруженные силы выполняют функцию за-щиты государства от внешних угроз, являются необходимым атрибутом любого государства;
• государственный суверенитет — международная правосубъектность, способность государства проводить неза-висимую внешнюю и внутреннюю политику; верховенство
92
государственной власти на всей территории страны и незави-симость государства на международной арене. Различают вне-шний и внутренний суверенитет. Внутренний — верховен-ство в решении внутренних дел, внешний — независимость во внешних делах.
Иногда выделяют следующие дополнительные призна-ки: единый государственный язык, гражданство, государствен-ная символика, единая денежная система, единая информа-ционная система, международное признание.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100