Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 3. Развитие формы отечественного государства и права в период республики
В результате второй русской революции в феврале 1917 г. изменена система органов государственной власти. 2—3 мар-та 1917 г. Николай II отрекся, а его брат Михаил Александро-вич отказался принять престол. Фактически власть (прежде всего исполнительная) перешла в руки Временного прави-тельства, основной задачей которого стала подготовка Учре-дительного собрания, призванного установить новую форму российской государственности.
Данный период отечественной истории государства со-здал особый феномен — двоевластие, поскольку с февраля по июль 1917 г. Временное правительство осуществляло власть совместно с Петроградским Советом. Впрочем, не договорив-шись о создании коалиционного правительства, Временное правительство отстранило политического конкурента и с июля 1917 г. сосредоточило в своих руках фактически высшую за-конодательную и исполнительную власть.
80
1 сентября 1917 г. актом Временного правительства Рос-сия была объявлена республикой. Однако утвердиться новой государственной форме либерально-демократической респуб-лики было не суждено. В ходе Октябрьской революции 1917 г. установлена республика нового типа — советская, отличав-шаяся особой формой государственной власти. Принцип раз-деления властей был отметен как буржуазный, а закреплен иной — полновластия советов, система которых строилась на основе демократического централизма. Последующая ис-тория советской государственности вплоть до "перестрой-ки" конца 80-х гг. XX в. не изменила этому принципу.
Сложившаяся на II Всероссийском съезде Советов рабо-чих и солдатских депутатов система органов государственной власти и управления (эта классификация отражала модифи-кацию структурного и функционального разделения государ-ственных органов) как временных закреплена после разгона Учредительного собрания решениями III Всероссийского съез-да Советов, объединившего уже депутатов рабочих, солдат-ских и крестьянских, в качестве постоянных.
Всероссийский съезд Советов объявлялся высшим орга-ном государственной власти, в период между созывами кото-рого эту роль выполнял Всероссийский центральный испол-нительный комитет. Правительственным органом, следователь-но — высшим органом управления стал Совет народных ко-миссаров.
Органы власти на местах были представлены двухуров-невой системой представительных органов: губернскими, уезд-ными и волостными съездами Советов и местными Советами в городах и других административных округах и населенных пунктах. По мнению советских идеологов и политологов, их природа была смешанной, сочетала правительственное госу-дарственное управление и самоуправление трудящихся.
В ходе реализации Декларации прав народов России, утвержденной II Всероссийским съездом Советов, началось отделение бывших "национальных окраин Российской импе-81
рии", которые в соответствии с принципами самоопределе-ния наций приступили к формированию собственной государ-ственности. Это определило значительное сокращение тер-ритории Советской России в сравнении с имперской и станов-ление новой формы государственного устройства России.
Новая официальная идеология и правопонимание исхо-дили из негативного отношения к праву как институту бур-жуазному и исторически преходящему, вследствие чего пер-выми нормативными актами, или формами права, новой вла-сти стали декларации, декреты и т. п.
Однако реальное развитие социально-экономических и политических отношений в обществе привели к необходимос-ти закрепления нового государственного и общественного строя в конституции. Она утверждена 10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов и определила форму прав-ления РСФСР как советскую республику, форму государствен-ного устройства — как национальную федерацию, форму по-литического режима — как диктатуру пролетариата.
Конституция РСФСР 1918 г. закрепила систему органов государственной власти и управления, избирательную систе-му и систему прав и свобод советских граждан, носивших ярко выраженный классово-ограниченный характер. Осенью 1918 г. началась и первая советская кодификация, охватив-шая отрасли брачно-семейного и трудового права, прерван-ная периодом "военного коммунизма".
Очередной этап развития советской государственности и права связан с НЭПом (1921—1922 гг.). В этот период создан Союз Советских Социалистических Республик (СССР) — как союзное национально-федеративное государство социалис-тического, советского типа, что привело к созданию новых общесоюзных органов власти и управления, система которых закреплена в Конституции 1924 г.
Новая экономическая политика означала внедрение ли-беральных, рыночных начал в социалистическую экономику, основанную на приоритете социалистической собственности
82
и социалистической системе планового хозяйствования. Тем не менее это привело к утверждению трех форм собственно-сти: государственной, кооперативной и частной, допускаемой в ограниченных пределах. Этот период характеризуется пер-вой полной кодификацией отраслей советского законодатель-ства.
Однако уже к концу 20-х гг. XX в. наметился отход от НЭПа и получила развитие тенденция укрепления админист-ративно-командной системы управления, сохранившаяся до эпохи "перестройки".
В 30-е гг. XX в. укрепился политический режим, которо-му были свойственны черты авторитарного и тоталитарного.
В 1936 г. утверждена Конституция СССР, которая, при формальном расширении демократических прав и свобод со-ветских граждан, существенно сужала возможности их реа-лизации, не обеспечивая достаточными гарантиями.
В системе органов государственной власти и управления также произведены изменения: упразднялась система съез-дов Советов, сохранялась лишь одноуровневая система Сове-тов. Они получили новое наименование Советов депутатов трудящихся, возглавляемых Верховным Советом СССР, на-деленным правом издавать законы. К этому времени норма-тивно-правовой акт стал единственной действующей формой (источником) права, что привело к отождествлению понятий "право" и "закон" в юриспруденции; система нормативно-пра-вовых актов включала законы и подзаконные акты, причем последние могли издаваться органами как власти, так и уп-равления.
Утверждение новой Конституции 1936 г. не вызвало но-вой кодификации, но изменения в действующие кодексы были внесены. Характерная тенденция развития права этого пери-ода — репрессивная направленность уголовного права и про-цесса, свертывание либерально-демократических начал граж-данского права. В частности, Конституция 1936 г. установила новые формы социалистической собственности: государствен-
83
ную, колхозно-кооперативную и личную собственность совет-ских граждан, которая (в отличие от частной) не допуска-лась на крупные средства производства, не могла использо-ваться с целью извлечения нетрудовых доходов и прибыли.
Особо следует выделить период Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.), ознаменованный изменениями в госу-дарственном аппарате (создание Государственного комитета обороны и "милитаризованных" подразделений в правитель-стве) и праве, в целом не поколебавшими основ конституци-онно-правового строя советского государства.
В послевоенный период наметилась трансформация фор-мы политического режима при сохранении формы правления и формы государственного устройства.
В 50—70-е гг. проведена вторая полная кодификация со-ветского права, причем ряд кодексов действует по сей день, ожидая замены.
К очередной Конституции СССР 1977 г. советское государ-ство подошло уже в форме тоталитарного режима. Год спус-тя была принята последняя Конституция РСФСР (1978 г.).
Кардинальные перемены начались с середины 80-х гг. XX в. Были намечены и отчасти проведены экономические и политические реформы в русле либерализации и демократи-зации общественного и государственного строя. Однако рас-пад СССР и провозглашение Декларации о суверенитете России 12 июня 1990 г. определили начало нового этапа в раз-витии российской государственности и права. Название госу-дарства Российская Советская Федеративная Социалистичес-кая Республика 25 декабря 1991 г. было измено на Российс-кая Федерация — Россия. Современный период государствен-но-правового строительства базируется на Конституции Рос-сийской Федерации 1993 г.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100