Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 2. Развитие формы российского государства и права в период монархии
Монархический период отечественной государственности относится к историческим эпохам Средневековья и Нового времени, причем ее развитие протекало в целом в соответ-ствии с закономерностями, характерными для западных ев-ропейских государств, хотя период даннической зависимости от Орды определил известное временное ее отставание. Вме-сте с тем российское (русское) государство принимало изве-стные характерные для тех эпох формы и в той же последо-вательности их меняло.
Сложившись как раннефеодальное государство с арис-тократическим режимом (разновидность средневекового, не-демократического), оно просуществовало как единое до се-редины — конца XII в. Причем юридическим основанием его распада можно считать решение Любечского съезда князей (1097 г.), установившее новый порядок наследственного прав-ления уделами; этот порядок заменил прежний — назначе-ния князей в уделы Великим киевским князем. Были и дру-гие внутриполитические, экономические, социальные при-чины политической раздробленности, а также внешнеполи-тические — вторжение татаро-монголов и исчезновение ста-рого торгового пути "из варяг в греки".
Раннефеодальная монархия на Руси характеризуется сле-дующими чертами. Главой государства являлся князь, носив-ший титул Великого киевского князя, находившийся в дого-ворных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Усиление власти последних в XI—XII вв. привело к появлению нового высшего органа власти наряду с Вели-65
ким князем — княжеского, феодального съезда, на котором могли решаться вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета и др.
Закрепление земельных владений феодалов, служивших князю, в родовую собственность (родовое потомственное вла-дение) привело к тому, что собственники "отчин" (вотчин) приобрели свободу службы, а сами вотчины превратились в местные центры управления населением, изъятым из адми-нистрации и юрисдикции князя. Такая система управления соответственно называется дворцово-вотчинной, потому что основным центром управления был дворец князя, слуги кото-рого одновременно являлись должностными лицами в систе-ме центрального государственного управления.
Для средневековых европейских государств в целом ха-рактерно слияние административных и судебных полномо-чий в одних органах. При этом вся система государственного управления делится на три уровня: высшее, центральное и местное.
Органами высшего государственного управления явля-лись князь и совет при князе, состоявший из бояр и "княжих мужей". Таким образом, высшая власть, в том числе законо-дательная, исполнительная и судебная, осуществлялась со-вместно этими органами, следовательно, монархия являлась дуалистической: два властных элемента — монархический и аристократический. Третий, возможный, элемент — демо-кратический — представлен слабо. Вече в рассматриваемый период являлось лишь совещательным при киевском князе органом, мнение которого было факультативно.
Местное управление и суд осуществлялось наместника-ми, назначавшимися Великим князем. Следовательно, систе-ма государственного управления была централизованной.
Важнейшие функции древнерусского государства — во-енная, правотворческая, правоохранительная, налогово-фи-нансовая. Что касается последней, то ее оформление связа-но с реформой княгини Ольги (945 г.), которой взамен т. н.
66
"полюдья" установлены места сбора дани ("погосты"), его сроки и размеры ("уроки"). А с начала XI в., после принятия христианства как государственной религии, введена еще и "десятина" — налог в пользу церкви; взимались и иные ка-зенные сборы.
В период зарождения древнерусской государственности источником (формой) права являлся правовой обычай, санк-ционированный киевскими князьями уже во время оформле-ния раннефеодальной монархии, в XI в., в виде сборника правовых норм, получивший название Русская Правда. Ис-точники последней — договоры русских князей с византий-цами, княжеские церковные уставы, судебная практика.
С того времени нормативно-правовые акты, законы с разными наименованиями стали ведущей, почти единствен-ной действующей формой права в русском, российском госу-дарстве. Правовые обычаи заняли место неофициальных ис-точников права.
В период политической раздробленности на Руси (XII— XV вв.) государство теряет не только территориальное, но и политическое единство, существенно ограничивается суве-ренитет русских князей в пользу золотоордынских ханов, отношения между Русью и Золотой Ордой устанавливаются в форме протектората; русские князья обязываются данью хану.
В вопросах внутреннего управления отдельными удела-ми и "землями" князья были достаточно автономны. После разгрома Киева в XIII в. татаро-монголами Киев перестал быть политическим центром Руси; образовался конгломерат фео-дальных государственных образований, первоначально их было 12. Этот период можно определить как период сеньори-альной монархии.
Монархическая форма государственного правления, ха-рактеризующаяся прежде всего ее наследственностью, ос-тавалась преимущественной в русских княжествах, однако в Новгородской земле с ХШ, а в Псковской — с XIV в. сложил-ся республиканский строй.
67
В княжествах форма государственности была копией ки-евской, соответственно и система управления оставалась ха-рактерной для периода раннефеодальной монархии с учетом того, что территория и население уменьшались, а также была установлена экономическая и политическая зависимость от Орды.
Новгородская же и Псковская аристократические, а к концу существования (конец XV — начало XVI вв.) олигархи-ческие республики имели иную систему государственного управления. Она включала вече как высший, в том числе и законодательный, представительный орган власти, князя, посадника и тысяцкого (либо второго посадника) как выбор-ных должностных лиц, наделенных судебной и исполнитель-ной властью, а также элемент аристократический — т. н. "Ос-поду", правительственный, скорее совещательный орган.
Новгороду и Пскову известны также местные органы самоуправления — кончанское и уличанское (названия ад-министративных единиц в городах) вече и их исполнитель-ные органы — старосты, а также корпоративные органы са-моуправления — сотни (для купцов) и братчины (для ремес-ленников).
Были в республиках и свои источники права — своеоб-разные основные законы: Новгородская (XV в.) и Псковская (1467 г.) судные грамоты, основанные отчасти на Русской Правде, а более на местной судебной практике.
В остальных русских землях в качестве действующих источников (форм) права применялись Русская Правда (в но-вой редакции, т. н. Пространной), княжеские уставы, указы, грамоты — нормативно-правовые акты, принимавшиеся, как правило, князем совместно с его советом (прообраз Боярской думы).
В конце XV — начале XVI в. русское государственное единство восстановлено. Этот процесс включал два аспекта: воссоединение земель и создание единого централизованно-го аппарата государственного управления. В конце XV в. пос-ле отказа от уплаты дани Орде Великий московский князь
68
Иван Ш провозгласил себя самодержцем, т. е. монархом, об-ретшим вновь суверенитет над всей Русской землей.
Государство было реконструировано в той форме, кото-рую имело до распада, но уже при ближайших преемниках Ивана Ш оно было трансформировано в соответствии с зако-номерностями, характерными для европейских государств.
Первый самодержец преодолел и правовой партикуля-ризм, утвердив первый общерусский источник права центра-лизованного государства — Судебник 1497 г., с помощью ко-торого была установлена юрисдикция Великого московского князя и самодержца всея Руси на всей государственной тер-ритории и над всем населением.
В середине XVI в. Русское государство принимает но-вую форму правления — сословно-представительную монар-хию, по сути также дуалистическую, государственную власть в которой делят монарх и орган сословного представитель-ства — Земский собор, впервые созванный царем (с 1547 г. введен новый титул главы государства) Иоанном IV Грозным в 1549 г. С этого времени Земские соборы стали созываться периодически на разные сроки в течение около полутораста лет (по мнению одних историков, последний Собор был со-зван в 1653 г., по мнению других, и это вернее, — в 1682 г.).
Земские соборы (подобно западноевропейским аналогам) имели аристократический и представительный элемент в своем составе: верхняя палата включала Боярскую думу, аристо-кратический, основанный на принципе местничества, орган и Освященный собор — собрание верхушки духовной иерар-хии, тогда как нижняя — выборных от различных групп слу-жилых людей и городских жителей. Выборы регламентирова-лись лишь в общих чертах царскими грамотами, а проводи-лись под руководством новых органов местного самоуправле-ния, введенных в ходе местной реформы середины XVI в. взамен наместников и волостелей, т. н. "кормленщиков", — земских и губных изб. Состав избы был выборным, наделен-ным административно-финансовыми и судебно-полицейски-ми функциями.
69
Таким образом, в данный период высшими органами го-сударственной власти и управления стали царь и Боярская дума как постоянно взаимодействующие органы и Земский собор — периодически созываемый, имеющий чаще всего совещательный, а иногда учредительный характер орган.
Функциями центрального управления и суда с середины XVI в. стали ведать приказы, построенные на принципе еди-ноначалия, аристократические по сути, но уже с чиновно-штатным элементом бюрократические органы (судья или бо-ярин приказа — глава, а дьяки и подьячие — служащие, чиновники).
Местное государственное управление было тогда возло-жено на органы территориального самоуправления.
В период сословно-представительной монархии издан но-вый Судебник (1550 г.), т. н. Царский, взамен прежнего т. н. Княжеского. Следовательно, закон остался высшим по юри-дической силе, основным источником права. В условиях пра-вового партикуляризма особая сфера правоотношений регла-ментировалась каноническим правом.
С момента создания Русской православной церкви ей был передан в юрисдикцию ряд гражданско-правовых и уголовно-правовых дел, а также дел специальной подсудности. Особая подсудность их церковной юстиции сохранялась и в рассмат-риваемый период, несмотря на первые нападки государства на церковь, отраженные в деятельности Стоглавого Церков-ного Собора (1551 г.).
Период сословно-представительной монархии непосред-ственно предшествует периоду абсолютной, неограниченной монархии, формированию которой способствует функциони-рование органов сословного представительства, расширяю-щих социальную опору монарха, солидарных с ним в борьбе с оппозиционно настроенной феодальной (боярской) аристо-кратией. Вместе с тем, сыграв обусловленную ходом истори-ческого развития монархической государственности роль, Земские соборы на Руси перестают созываться сразу после укрепления позиций монарха, превратившегося в неограни-
70
ченного единоправителя, опирающегося на бюрократию — но-вую основу государственного механизма. Эта трансформация стала результатом реформ, проведенных первыми Романо-выми, в частности Алексеем Михайловичем и его сыновья-м и — Федором и Петром Алексеевичем, во второй половине XVII — первой четверти XVIII вв.
Становление российского абсолютизма имело ряд осо-бенностей в сравнении с западноевропейским.
1. Абсолютная монархия в Европе складывалась в усло-виях утвердившихся капиталистических отношений и отме-ны прежних феодальных институтов, в частности крепостной зависимости, тогда как в России этот процесс сопровождался развитием крепостничества.
2. Социальной основой западноевропейского абсолютизма являлся союз дворянства с горожанами, а российского — дво-ряне, помещики и служилые сословия, совокупно противо-поставленные феодальной аристократии. Причем консолида-ция сословий и юридическое закрепление их статусов было завершено именно в данный период.
Вместе с тем абсолютной монархии в России присущи все классические признаки этой формы правления:
• максимальное сосредоточение власти в руках одной личности;
• наличие сильной, постоянной и регулярной армии;
• ликвидация всех сословно-представительных учрежде-ний;
• ликвидация органов территориального самоуправления. Утверждение российского абсолютизма сопровождалось
широкой экспансией государства, вторжением его во все сфе-ры общественной, корпоративной и частной жизни, что при-вело к расширению государственной территории и выходу к морям, дальнейшему закрепощению крестьян, детальной рег-ламентации прав и обязанностей отдельных сословий и соци-альных групп.
Официальная идеология периода становления и оформ-ления абсолютизма может быть определена как патриархаль-
71
ная, поскольку в идеологических трактатах и законодатель-стве того времени монарх определялся как "отец народа", "отец отечества", соответственно был оформлен и полити-ческий режим как полицейский или, по выражению Петра Великого, "регулярный".
С оформлением абсолютизма утвердилась и новая форма государственного устройства. В 1721 г. Россия стала империей, а ее глава — императором. Впоследствии эта форма струк-турно оформилась предоставлением ряду территорий опре-деленной автономии.
Высшим органом государственной власти и управления в период абсолютизма стал единолично монарх — глава госу-дарства; ему всецело и неограниченно принадлежала зако-нодательная, исполнительная и судебная власть. Он являлся и главнокомандующим армии. С упразднением патриаршества (оно установлено в России в 1589 г.) в начале XVIII в. и под-чинением церкви монарх стал осуществлять руководство и огосударствленной религиозной системой. Был изменен так-же порядок престолонаследия. Указом 1722 г. было закрепле-но право монарха по собственной воле назначать своего на-следника. Этот указ завершил оформление абсолютной влас-ти монарха, определение которой дано в ряде законов Петра Великого. Например, толкование к арт. 20 Артикула воинско-го законодательно устанавливало следующую дефиницию: "Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять".
Юридическим источником закона признана воля монар-ха, в бытность Петра выражаемая не только в нормативно-правовых актах с различными наименованиями (указ, устав, табель, артикулы и др.), но и устно. Законодательные акты издавались самим царем либо от имени монарха Правитель-ствующим Сенатом, учрежденным в 1711 г. в качестве бю-рократического коллегиального органа, заменившего арис-тократическую Боярскую думу. Царь стал главой всех госу-
72
дарственных учреждений: присутствие монарха автоматически прекращало действие администрации и передавало власть ему. Все государственные органы обязаны исполнять реше-ния монарха.
Монарх был верховным судьей и источником всей судеб-ной власти, в юрисдикцию его входило рассмотрение любо-го дела независимо от решения судебных органов. Монарху принадлежало право утверждения смертных приговоров и право помилования. Причем при Петре I отменено право пе-чалования патриарха, т. е. подачи последним прошений за го-нимых властью.
В области государственного управления в сферу компе-тенции монарха выделялись вопросы наибольшей государ-ственной важности, другие же передавались на разреше-ние подчиненных и ответственных перед ним центральных органов.
Высшим органом центрального управления и суда стал Правительствующий Сенат, ликвидированный лишь советс-кой властью в 1917 г., хотя к этому времени он был уже пре-вращен из правительственного органа в высший суд.
В ходе административных реформ Петра I, проведенных в первой четверти XVIII в. с целью модернизации и европеи-зации российской государственности, созданы новые органы центрального управления и суда — коллегии, заменившие собой прежние приказы. В их организацию положены новые принципы: бюрократического назначения, коллегиальности, отраслевого разграничения компетенции.
В ходе создания новых органов управления были введе-ны иные титулы и чиновничьи ранги, утверждена законода-тельная основа государственной службы — Табель о рангах 1722 г., установившая деление службы на три вида: статскую (гражданскую), военную и придворную с присвоением чинов-никам классных разрядов, число которых составляло четыр-надцать. При продвижении по службе учитывались новые критерии — профессиональные качества, выслуга, личная преданность монарху.
73
Изменилась и система местного управления. После лик-видации губных и земских изб (в городах в 1699 г., а повсеме-стно в 1702 г.) выделено из общеимперского местного само-стоятельное городское управление — бурмистерские избы (позднее ратуши и магистраты) в качестве органов городско-го самоуправления, а в уездах и губерниях, новых админис-тративных округах, созданных в 1708 г. в ходе проведенного административно-территориального деления государства, введены должности воевод в провинциях и губернаторов в губерниях, объединивших местную административную, су-дебную и военную правительственную власть.
В этот же период созданы органы государственного фи-нансового контроля и надзора — фискалитет (1711 г.) и над-зора за законностью — прокуратура (1722 г.).
В 1718 г. учрежден также новый орган охраны порядка — полиция, законодательной основой организации которой стал в 1782 г. Устав благочиния, или полицейский.
Российский абсолютизм сохранился вплоть до упраздне-ния монархии в 1917 г., хотя уже начиная с реформ 60—70 гг. XIX в. он эволюционировал в направлении к конституцион-ной монархии. Разумеется, этот длительный период его су-ществования характеризовался государственно-правовыми реформами, направленными на оптимизацию, модернизацию, европеизацию государственного строя и правовой системы России, сопровождавшихся изменением режима.
Например, вторая и третья четверти XVIII в. характери-зовались частыми дворцовыми переворотами, отступлениями от прогрессивных начал государственности, введенных Пет-ром I:
1) в ходе местной реформы 1727 г. упразднены местные суды, ранее структурно и функционально обособленные от административных органов, что вновь привело к совмеще-нию судебной и исполнительной власти на местах;
2) несколько позже упразднили фискалитет;
3) периодически не функционировала прокуратура.
74
С другой стороны, в этот же период определилась тен-денция к превращению России в просвещенную монархию, элементы которой характерны для правления Петра I, Ели-заветы Петровны, а в полной мере — для эпохи Екатерины II Великой.
Просвещенный абсолютизм, порожденный новой идео-логией переходной от Средневековья к Новому времени эпо-хи, характерный не только для России, но и для ряда ев-ропейских монархий, стал особым этапом государственно-политического и правового развития, связанным в социаль-но-экономическом аспекте с разложением феодализма и на-чалом формирования капиталистического уклада, а в поли-тическом аспекте — с поиском новых форм взаимоотноше-ний господствующих слоев с государственной организацией. Этот режим в целом характеризовался государственной по-литикой меркантилизма, поощрением культуры, народным светским образованием и просвещением, декларативной гу-манизацией права и правосудия, формальным провозглаше-нием принципа соблюдения законов, одинаковых для всех подданных, и т. п.
В последней четверти XVIII в. была законодательно за-креплена сложившаяся сословная дифференциация, юриди-чески оформлены статусы двух привилегированных сословий: дворянства и горожан (манифест 1762 г., Жалованные грамо-ты 1785 г.)
В ходе областной (губернской) реформы 1775—1780 гг. созданы местные органы сословного самоуправления в губер-ниях и уездах (дворянские собрания) и городах (общая и ше-стигласная думы), структурно и функционально обособлен-ные от органов администрации судебные органы (суды — для дворян, магистраты — для горожан, расправы — для свобод-ных крестьян). Это означало вторую, более удачную в XVIII в. попытку отделения суда от администрации на местном уров-не. Однако правосудие в определенной мере ставилось под контроль губернатора — главы губернской администрации (в уездах последней ведал капитан-исправник, уездный началь-
75
ник, а в городе — городской голова). В целом была усовер-шенствована система административного деления страны и местная организация правительственного управления, совме-щаемого с сословным самоуправлением, и суда, природа ко-торого также была смешанной и включала публичный (госу-дарственный) и общественный элементы.
Новый значительный этап развития российской государ-ственности — административные реформы первой четверти XIX в., проходившие в русле формальной либерализации ре-жима, приведшие вместе с тем к усилению централизации и бюрократизации государственного механизма. В этот период получили частичную реализацию планы усовершенствования государственного аппарата, разработанные М. М. Сперанс-ким. Система высших и центральных органов государственно-го управления подразделялась на органы верховного (возглав-ляемые императором) и подчиненного (возглавляемые назна-ченным чиновником) управления. Данная классификация дол-жна была заменить неосуществленное разделение властей; последнее, несомненно, нанесло бы урон абсолютной власти наследственного монарха (старый порядок престолонаследия был восстановлен Павлом I в 1797 г.).
К органам верховного управления отнесены Государствен-ный совет (1810 г.), Комитет министров (1812 г.) и Собственная его императорского величества канцелярия (1826 г.). К орга-нам подчиненного управления — Правительствующий Сенат, реформированный в 1802 г., фактически превратившийся в высший суд империи, и министерства, созданные в 1802 г. в качестве органов центрального отраслевого управления, за-менившие коллегии, но, в отличие от последних, организо-ванные по принципу единоначалия. Эта система государствен-ного управления просуществовала без кардинальных изме-нений до начала XX в.
Однако в 60—70-е гг. XIX в. проведены широкомасштаб-ные либерально-демократические реформы, традиционно для России направленные на модернизацию и европеизацию об-
76
щественно-политического строя. В первую очередь это крес-тьянская реформа (1861 г.), давшая крепостным крестьянам личную свободу безвозмездно (формально) и землю — за вы-куп. Крестьяне, изъятые из администрации и юрисдикции помещиков, наделялись правом формировать органы сослов-ного самоуправления (сельские и волостные сходы) и суда (волостные суды с местной сословной подсудностью дел).
В ходе проведения земской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформ создавались органы территориального всесословного самоуправления (земские собрания — в уездах и губерниях, городские думы — в городах), наделенные лишь хозяйствен-ными, не политическими функциями.
Судебная реформа (1864—1899 гг.) — наиболее прогрес-сивная и радикальная — положила начало реальному разде-лению властей, обособив судебную власть от законодатель-ной и исполнительной, суд — от администрации и следствия; провозгласила новые принципы демократического правосу-дия: независимость суда, несменяемость судей, бессословность суда с равенством всех сословий перед судом и законом, глас-ность, публичность, состязательность судебного процесса с разделением последнего на уголовный, гражданский и общий (суммарный), с обеспечением защиты в суде. В организацию суда положены принципы разделения общей и местной юсти-ции, сочетания коронного (публичного) и общественного на-чала в его структуре и назначения и выборности в формиро-вании судейского корпуса. На прокуратуру возлагалась новая функция — поддержания государственного обвинения в уго-ловном процессе.
Новыми демократическими институтами правосудия ста-ли мировые судьи, присяжные и частные поверенные (адво-каты), суды присяжных; создан новый правоохранительный институт — нотариат.
В этот же период введены органы корпоративного само-управления в области просвещения, образования (ректорс-кие советы), а университетам предоставлена автономия.
77
В ходе военной реформы 1865—1874 гг. прежняя рекрут-ская система комплектования вооруженных сил заменена все-общей воинской повинностью, следовательно, более демо-кратичным порядком.
Несмотря на некоторые отступления от первоначальных либеральных планов реформ в ходе так называемых контр-реформ 1880—1890 гг. XIX в., последовавших за убийством Александра II, в целом первые привели к повышению уровня политического и правового сознания общества, заложили ос-новы гражданского общества. Эти преобразования знамено-вали первый шаг российского государства на пути построе-ния конституционного.
Очередные радикальные политические реформы стали следствием первой русской революции 1905—1907 гг. Октябрь-ским манифестом 1905 г. декларировались права и свободы российских подданных; реформирован Государственный со-вет и сформирована представительная Государственная дума, составившие в совокупности с императором новый трехзвен-ный законодательный орган. Исполнительную власть осуще-ствлял император совместно с назначаемым им правитель-ством — Советом министров. По сути, эти преобразования означали новый очередной шаг на пути к оформлению кон-ституционной монархии в России; данный период в литера-туре справедливо определяют как неоабсолютизм. Новый ста-тус высших государственных органов и самого монарха за-креплен основными государственными законами Российской империи в ред. 23 апреля 1906 г.
Однако эта прогрессивная тенденция эволюции российс-кой государственности была прервана так называемым "тре-тьеиюньским переворотом", совершенным монархом, изме-нившим единолично избирательный закон. Вместе с тем это событие не привело к ликвидации в целом новых высших органов государственной власти и управления, установлен-ных конституционным законом 23 апреля 1906 г.
Последнее десятилетие царствования Романовых неиз-бежно влекло революционный слом монархической государ-
78
ственности. Императорский период истории России отмечен радикальным изменением системы права.
Основным источником права в период абсолютной монар-хии оставалось Соборное уложение 1649 г., свидетельствую-щее о значительном повышении уровня юридической техни-ки и развитии важнейших принципов и институтов права в целом. Сохраняя традиционную казуистичность норм права, Уложение свидетельствует об их постепенной абстрактиза-ции, расширении и дифференциации действия закона в про-странстве, времени и по кругу лиц.
Круг источников (форм) права — нормативно-правовых актов — пополнился новыми наименованиями (манифесты, указы, уставы, регламенты и др.), причем закон оставался ведущим. Новая тенденция к систематизации нормативного материала проявилась уже в Соборном уложении, в его струк-туре — 25 глав объединяли нормы права по предмету или субъектам регулирования; наметилась уже тогда частичная кодификация отраслевых норм: в 1667 г. утвержден Новотор-говый устав, а в 1669 г. — Новоуказные статьи о разбойных, татебных делах и убийствах, в 1676 г. — Новоуказные статьи о поместьях, в 1681 г. — Новоуказные статьи о вотчинных и поместных делах и др.
Результаты кодификационной работы первой четверти XVIII в.:
1) первый действующий уголовный кодекс — Артикул воинский 1715 г.;
2) прообраз процессуального кодекса — Краткое изобра-жение процессов и судебных тяжб 1715 г.;
3) прообраз административного кодекса — Генеральный регламент 1720 г. и др.
Наметилась систематизация источников гражданского права. Деятельность по систематизации и кодификации про-должалась в течение всего XVIII в., однако более эффек-тивной она стала в первой трети XIX в., когда были созданы специальные государственные органы с соответствующей компетенцией, в частности. Второе отделение Собственной
79
его императорского величества канцелярии. В результате в 1830 г. создано первое Полное собрание законов Российской империи, объединившее законодательство 1649—1825 гг. в форме инкорпорации, а в 1832 г. — Свод законов Российской империи, 15 томов которого включали лишь действующее законодательство того же хронологического периода, но расположенного в соответствии с предметом правового регу-лирования.
Деятельность по систематизации продолжалась до 1916 г. В рассматриваемый период впервые сложились и основные отрасли права: государственное (теперь это конституцион-ное), гражданское, административное, уголовное, процессу-альное и др.; продолжалась, как более успешная, кодифика-ция уголовного законодательства (1845 г., 1885 г.).


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100