Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 5. Международное морское, воздушное и космическое право
В течение столетий правовой основой деятельности госу-дарств в морских пространствах были международные обы-1050
чаи. На конгрессах в Вене (1815) и Париже (1856) и конфе-ренциях конца XIX — начала XX в. морские державы рас-сматривали отдельные вопросы морского права исключитель-но в целях обеспечения свободы действий для своих военных флотов, соглашаясь лишь на частичную регламентацию дея-тельности военных флотов во время морских войн (ограниче-ние использования минного оружия и т. д.).
Большой вклад в кодификацию норм международного морского права внесли I, II, III Конференции ООН по морс-кому праву (1958, 1960, 1982).
Международное морское право представляет собой сис-тему принципов и норм, определяющих статус морских про-странств, их дна и ресурсов, порядок пользования ими.
Назовем несколько важнейших понятий международно-го морского права.
Мировой океан — это юридическое понятие, обознача-ющее все связанные между собой моря земного шара, т. е. все его океаны, их моря, заливы, бухты и их недра (за ис-ключением Каспийского и Аральского морей).
Исходная линия — юридическая линия берега. Она про-водится самим государством, которому принадлежит морс-кое побережье, по линии наибольшего отлива, либо состоит из прямых линий, соединяющих крайние точки мысов или прибрежных островов.
Внутренние морские воды — это морские пространства, входящие в состав территории прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходной линии, от кото-рой отсчитывается ширина территориального моря. К внут-ренним морским водам относятся: моря, омывающие берега одного или двух государств с шириной входа менее 24 миль; воды заливов, бухт с шириной входа менее 24 миль; воды портов; заливы и проливы шириной более 24 миль, истори-чески принадлежащие данному государству. Всякая иност-ранная деятельность во внутренних водах возможна лишь с разрешения прибрежного государства. Иностранные суда, используемые в коммерческих целях (торговля, рыболовство),
1051
имеют право прохода по внутренним водам в порты по уста-новленным маршрутам и обязаны соблюдать внутреннее за-конодательство во время пребывания в портах.
Территориальные моря (территориальные воды) — это полоса морского пространства определенной ширины, отме-риваемая прибрежным государствам от исходной линии. Это часть государственной территории. В ст. 3 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. установлена предельная ширина тер-риториального моря (территориальных вод) — 12 морских миль. Большинство государств приняло максимальную ширину. Закон РФ "О государственных границах" 1993 г. подтвердил 12-мильную ширину территориального моря.
Прилежащая зона — это пояс морского пространства, расположенный за внешней границей территориального моря, шириной до 24 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Прибрежное государство в этой зоне осуществляет кон-троль, необходимый для предотвращения нарушений тамо-женных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря.
Исключительная экономическая зона представляет со-бой район шириной до 200 морских миль от исходящей линии и включает в себя морские воды, дно и недра под ним. В пределах этой зоны прибрежное государство имеет исклю-чительные права в целях разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых ресурсов в водах, на дне и его недрах, а также права на создание и эксплуатацию "искус-ственных островов" (нефтяных платформ).
Конвенция 1982 г. установила, что прибрежное государ-ство имеет исключительные суверенные права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов исключительной экономи-ческой зоны. В то же время в этой зоне сохраняется свобода судоходства, прокладки кабелей и трубопроводов, свобода фундаментальных научных исследований.
Континентальный шельф — это естественное продолже-ние сухопутной территории до внешней границы подводной
1052
окраины материка. Граница континентального шельфа в юри-дическом смысле не должна находиться далее 350 морских миль от исходной линии. Прибрежное государство осуществ-ляет над континентальным шельфом суверенные права в от-ношении разведки и разработки природных ресурсов — мине-ральных ресурсов дна и его недр. Права прибрежного государ-ства на континентальный шельф не затрагивают правовой ста-тус покрывающих его вод и воздушное пространство над ними. Такое государство не должно чинить препятствий судоход-ству, а также прокладке кабелей и трубопроводов.
Открытое море — это морское пространство, находя-щееся за пределами исключительных экономических зон при-брежных государств. Свобода открытого моря включает, в частности, свободу судоходства; полетов; прокладки подвод-ных кабелей; научных исследований; рыболовства. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.
Международное воздушное право — это отрасль меж-дународного права, представляющая собой совокупность об-щепризнанных и специальных принципов и норм, которыми определяются правовые положения воздушного пространства и находящихся в нем летательных аппаратов; устанавлива-ется режим использования этого пространства для целей граж-данской авиации; регулируются отношения, возникающие между пользователями по поводу воздушных передвижений, связанных с ними коммерческих операций и обеспечения бе-зопасности полетов. Верхний предел воздушного простран-ства оценивается высотой в 100—110 км.
Для разрешения вопросов международно-правовой ответ-ственности имеет значение деление воздушных судов на:
• государственные — военные, полицейские, специаль-ного назначения (самолеты глав государств). Они обладают иммунитетом, и ответственность за их действия несет госу-дарство;
• негосударственные суда, являющиеся объектами на-ционально-правового регулирования. За их действия отвеча-ет владелец судна.
1053
Государства обязаны осуществлять контроль за соответ-ствием зарегистрированных в нем воздушных судов требова-ниям безопасности полетов и за соблюдением ими междуна-родных норм.
Пользование воздушным пространством государства до-пустимо только с его разрешения. Как правило, между госу-дарствами заключаются двусторонние соглашения о воздуш-ном сообщении. В них обычно включается разрешение регу-лярных рейсов на длительный период. Правила полетов в воз-душном пространстве государства определяются его внут-ренним законодательством.
В соответствии с Чикагской конвенцией каждое государ-ство может запрещать перевозку на иностранных воздушных судах через свою территорию военного снаряжения и мате-риалов. Полеты иностранных воздушных судов должны про-ходить по предписанным маршрутам. Государство может по-требовать от каждого воздушного судна совершения посадки в назначенном аэропорту с целью таможенного или иного контроля.
Обеспечение безопасности гражданской авиации ведется двумя путями:
1) через обеспечение технической надежности авиацион-ной техники и наземного оборудования; развитие авиацион-ной техники — это одна из главных задач ИКАО;
2) через мероприятия, направленные на предупрежде-ние и пресечение актов незаконного вмешательства в дея-тельность гражданской авиации.
Установлена универсальная юрисдикция в отношении актов незаконного захвата находящегося в полете воздушно-го судна, насилия в отношении лиц на борту воздушного судна в полете.
Наиболее представительной (более 160 государств-чле-нов) и авторитетной из международных организаций в облас-ти гражданской авиации является ИКАО, действующая с 1947 г. В целом миссия ИКАО состоит в организации и коор-динации международного сотрудничества в деле практичес-1054
кого использования в глобальном масштабе воздушного про-странства, как международного, так и национального.
Международное космическое право представляет собой систему основных принципов международного права, специ-альных принципов и норм, определяющих основы космичес-кого пространства, естественных и искусственных небесных тел, космонавтов. Начало формирования международного космического права было положено запуском первого искус-ственного спутника Земли (4 октября 1957 г.).
Уже в 1967 г. принят Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, закре-пивший специальные принципы международного космичес-кого права. Московским договором 1963 г. запрещены испыта-ния ядерного оружия в атмосфере, космическом простран-стве и под водой.
За этим последовал ряд соглашений: о спасении космо-навтов; об ответственности за ущерб, причиненный косми-ческим объектом; о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство; о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Следующие направления в форми-ровании международного космического права — учреждение международных органов и организаций.
ООН создан Комитет по мирному использованию косми-ческого пространства с Правовым подкомитетом, в котором происходит основной процесс разработки норм международ-ного космического права.
Международное космическое право создается междуна-родным сообществом в целом, но решающая роль принадле-жит космическим державам, которые взяли на себя обяза-тельства делиться результатами с другими странами.
Космическое пространство является открытым между-народным пространством. Это пространство не подлежит на-циональному присвоению каким бы то ни было образом (вклю-чая Луну и другие небесные тела, которые используются исключительно в мирных целях, запрещающие создание на
1055
них военных сооружений, испытание ядерного оружия). Зап-рещен вывод на орбиту Земли любых объектов с ядерным и любым иным оружием массового поражения.
Договор о космосе 1967 г. установил общее правило, со-гласно которому государство несет ответственность за всю деятельность в космосе, независимо от того, осуществляется она правительством или физическим и юридическим лицом.
Вопросам ответственность за ущерб, причиненный кос-мическим объектом, посвящена Конвенция 1972 г. Она уста-новила "абсолютную" ответственность запускающего государ-ства за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если ущерб причинен не на поверхности Земли, а в космосе кос-мическому объекту одного государства таким же объектом другого, то последнее несет ответственность лишь при нали-чии вины. Претензии о возможности ущерба передаются по дипломатическим каналам.
Статус космонавтов и космических аппаратов. Космонав-ты — это "посланцы человечества во Вселенной", поэтому все государства обязаны оказывать им помощь в случае ава-рии. При вынужденной посадке они подлежат немедленному возвращению в государство регистрации аппарата.
Космонавты, независимо от гражданства, находятся под юрисдикцией и контролем государства "регистрации косми-ческого аппарата". Под юрисдикцией государства регистра-ции находятся также и космические объекты. Право собствен-ности на космические объекты и их части, обнаруженные на территории других государств, сохраняются, и они подле-жат возвращению за счет государства регистрации.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100