Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 5. Отдельные виды преступлений
Конкретные виды преступлений и наказания, которые могут быть применены за их совершение, указываются в Осо-бенной части УК РФ.
Особенная часть уголовного права — это совокупность установленных уголовным законом в определенной логичес-кой последовательности норм, определяющих круг и призна-ки общественно опасных деяний, признаваемых преступны-ми, а также виды и пределы наказаний, предусмотренных за их совершение.
В основе построения системы Особенной части УК РФ лежит принцип родового объекта. В соответствии с этим прин-ципом Особенная часть подразделяется на разделы, которые в свою очередь состоят из глав, расположенных внутри раз-делов в зависимости от видового объекта соответствующей группы преступлений. Так, раздел X Особенной части УК РФ "Преступления против государственной власти" включа-ет в себя главы: "Преступления против основ конституцион-ного строя и безопасности государства", "Преступления про-тив государственной власти, интересов государственной служ-бы и службы в органах местного самоуправления", "Преступ-ления против правосудия" и "Преступления против порядка управления". Соответственно все преступления, размещен-ные в указанном разделе, посягают на один родовой объект —
1 В ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ" от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ в ст. 8 определено, что суды присяжных вво-дятся на всей территории страны с 1 января 2003 г. поэтапно до 2007 г.
932
общественные отношения, обеспечивающие легитимность и нормальное функционирование всех ветвей государственной власти в Российской Федерации. Видовыми объектами этих преступлений являются взаимосвязанные, сходные обще-ственные отношения, обеспечивающие защиту основ консти-туционного строя и безопасность государства, нормальное функционирование органов государственной власти и инте-ресы государственной и муниципальной службы, нормальная деятельность и интересы правосудия, установленный поря-док управления.
Особенная часть уголовного права отражает те измене-ния, которые происходят в политической и социально-эконо-мической жизни нашей страны. Так, развитие рыночной эко-номики обусловило закрепление в разделе VIII Особенной части УК РФ норм, способствующих проведению экономи-ческой реформы. Еще более показателен пример, связанный с регламентацией ответственности за компьютерные преступ-ления. Бурный рост новых информационных технологий, по-всеместное распространение компьютерных систем повлекли за собой появление и развитие новых видов преступлений, совершенных при помощи компьютеров. Первоначально, стол-кнувшись с компьютерной преступностью, правоохранитель-ные органы начали борьбу с ней при помощи традиционных правовых норм о краже, присвоении, мошенничестве, зло-употреблении доверием и др. Однако данный подход оказался не вполне удачным, поскольку многие компьютерные пре-ступления не содержат составов традиционных преступле-ний. Например, простейший вид компьютерного мошенниче-ства — перемещение денег с одного счета на другой — не охватывается ни составом кражи (ввиду отсутствия предмета кражи, "деньги" существуют не в объективной, а в вирту-альной действительности), ни составом мошенничества, по-скольку при совершении преступления применяется специ-фический способ обмана — "обман компьютера". Несоответ-ствие криминальной реальности и уголовно-правовых норм
933
потребовало внесения в уголовное законодательство специа-лизированных норм (ст. 272—274), предусматривающих от-ветственность за преступления в сфере компьютерной инфор-мации.
В настоящее время Особенная часть УК РФ содержит в достаточной степени отвечающий современным потребнос-тям общества и государства исчерпывающий перечень пре-ступлений, конкретно называет их и описывает их основ-ные признаки. Обязанность дознания, следственных и су-дебных органов — в каждом случае правильно установить в совершенном деянии признаки состава преступления, пре-дусмотренного определенной статьей Особенной части УК РФ, и только на основе этого привлечь виновного к уголов-ной ответственности.
Успех крупномасштабных преобразований всех сфер жизни нашего общества, построение демократического пра-вового государства, становление и развитие цивилизованной экономики во многом зависит от компетентности и професси-онализма, честности и ответственности руководителей всех уровней. В связи с этим повышенную опасность представляют преступные проявления среди самих руководящих работни-ков органов власти и управления.
Распространение в России, помимо государственных и общественных структур, организаций других форм собствен-ности и возникновение разнообразных видов служебной дея-тельности потребовало внесения в уголовное законодатель-ство соответствующих изменений. В Уголовный кодекс РФ включены нормы, охраняющие интересы службы не только в органах государственной власти, но и в органах местного самоуправления, а также в коммерческих и иных организа-циях. Это позволяет рассматривать преступления против ин-тересов службы как единую систему. Она включает в себя: преступления против государственной власти, интересов го-сударственной службы и службы в органах местного самоуп-равления (глава 30); преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23); преступления
934
против правосудия (ст. 299—305, 315), преступления против военной службы (глава 33), ряд специальных должностных зло-употреблений в сферах соблюдения конституционных прав и свобод (ст. 140, ст. 149) и государственного регулирования эко-номической деятельности (ст. 169, 170) и др.
Преступления против государственной власти,
интересов государственной службы и службы
в органах местного самоуправления
До принятия нового уголовного законодательства анало-гичные преступления определялись как должностные, что происходило от названия главы УК РФ РСФСР, в которой они были размещены. Преступления, предусмотренные гла-вой 30 УК РФ, отличаются от других преступных посяга-тельств рядом специфических признаков: а) совершаются спе-циальными субъектами (должностными лицами или лицами, занимающими государственные должности); б) совершаются с использованием авторитета власти; в) существенно нару-шают легитимный порядок деятельности органов государствен-ной власти и местного самоуправления, права и законные интересы граждан и организаций.
В современной юридической литературе для определе-ния наиболее опасных деяний из данной группы преступле-ний используется термин "коррупционные преступления", т. е. предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, субъектом которых являются должностные лица и которые совершаются посредством использования должност-ных полномочий из корыстной заинтересованности и в целях личного обогащения1. К таким преступлениям относят злоупо-требление должностными полномочиями (ст. 285), незакон-ное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289), получение взятки (ст. 290), служебный подлог (ст. 292). Эти
1 См.: Гаухман Л. Д. Коррупция и коррупционное преступление // Закон-ность. 2000. № 6.
935
составы определяют "коррупцию" как использование долж-ностным лицом предоставленных ему полномочий и вытекаю-щих из них возможностей для незаконного личного обогаще-ния. Достигается это путем получения с использованием дол-жностных полномочий материальных и иных благ в ущерб интересам государства. Объективно такие действия выража-ются в сращивании государственной власти и организованной преступности.
Родовым объектом преступлений, размещенных в гла-ве 30 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечи-вающие легитимность и нормальное функционирование всех ветвей государственной власти в Российской Федерации.
Видовой объект — общественные отношения, обеспечи-вающие нормальное функционирование органов государствен-ной власти и интересы государственной и муниципальной службы.
Непосредственный объект — общественные отношения, обеспечивающие нормальную, соответствующую закону уп-равленческую деятельность органов публичной власти (госу-дарственных и местного самоуправления), а также интересы государственной и муниципальной службы применительно к деятельности конкретного органа или учреждения.
Объективная сторона рассматриваемых преступлений состоит в различных формах преступного нарушения нор-мальной, установленной нормативными правовыми актами деятельности органов государственной власти, интересов го-сударственной службы и службы в органах местного самоуп-равления. Преобладающее большинство этих преступлений совершается путем действия: превышение должностных пол-номочий (ст. 286), присвоение полномочий должностного лица (ст. 288), незаконное участие в предпринимательской деятель-ности (ст. 289), получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291), служебный подлог (ст. 292). Например, превышение должно-стных полномочий (ст. 286) заключается в совершении долж-ностным лицом действий, направленных против интересов службы и явно выходящих за пределы его служебной компе-936
тенции. Так, образует состав преступления, предусмотрен-ного ст. 286, единоличное принятие решения руководителем жилищной службы (отдела) префектуры о выделении квар-тиры лицу, не являющемуся очередником.
Такие преступления, как злоупотребление должностны-ми полномочиями (ст. 285), отказ в предоставлении информа-ции Федеральному Собранию Российской Федерации или Счет-ной палате Российской Федерации (ст. 287), халатность (ст. 293), могут быть совершены как действием, так и бездействием. Без-действие представляет собой невыполнение должностным ли-цом возложенных на него служебных обязанностей, которые оно должно было исполнять и для совершения которых име-ло реальную возможность. К примеру, самоустранение руко-водителя государственного учреждения от контроля за расхо-дованием материальных ценностей и денежных средств, со-вершенное из личной заинтересованности, образует состав преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ.
Значительная часть преступлений, предусмотренных дан-ной главой, по своей законодательной конструкции образует формальные составы (ст. 287 (кроме п. "в" ч. 3), 289, 290, 291, 292), поэтому преступления признаются оконченными с момента совершения указанных в диспозициях статей дей-ствий (бездействия). Остальные преступления (ст. 285, 286, п. "в" ч. 3 ст. 287, 288, 293) — с материальным составом, по-скольку в их объективную сторону в качестве обязательного признака включены общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граж-дан и организаций либо охраняемых законом интересов об-щества и государства. Именно с момента наступления таких последствий преступления считаются оконченными. Во мно-гих преступлениях (ч. 1 и 2 ст. 285, ч. 1, 2 и п. "а", "б" ч. 3 ст. 286, ст. 288, ч. 1 ст. 293) последствием выступает суще-ственное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Понятие "существенное нарушение прав и законных интересов" является оценочным, и органы дозна-
937
ния, следствия, прокуратуры, суд самостоятельно опреде-ляют тот вред, который причинен деянием должностного лица. Оценка наступившего последствия как существенного или не-существенного нарушения прав и законных интересов граж-дан, организаций, общества и государства признается основ-ным критерием разграничения преступления и должностного проступка, влекущего дисциплинарную ответственность.
В материальных составах обязательным элементом объек-тивной стороны является причинная связь между действия-ми (бездействием) и существенным нарушением прав и за-конных интересов.
Субъективная сторона рассматриваемых преступлений характеризуется умышленной виной (за исключением халат-ности, являющейся преступлением, совершаемым по неосто-рожности) в форме прямого или косвенного умысла. Напри-мер, при получении взятки должностное лицо осознает, что получает незаконную имущественную выгоду за совершение действий (бездействия) в интересах взяткодателя и желает получить ее (прямой умысел). Превышая должностные пол-номочия, виновный осознает, что совершаемые им действия явно выходят за рамки служебной компетенции, предвидит, что своими действиями может существенно нарушить права и законные интересы граждан, общества или государства, не желает наступления таких последствий, но сознательно допускает их наступление или относится к ним безразлично (косвенный умысел).
Для злоупотребления должностными полномочиями, по-лучения взятки, служебного подлога обязательным призна-ком преступления является специальный мотив — корыстная или иная личная заинтересованность.
Субъектом группы преступлений, вошедших в главу 30 УК РФ (кроме присвоения полномочий должностного лица и дачи взятки), являются наделенные соответствующими пол-номочиями работники органов государственной власти, госу-дарственной службы и службы в органах местного самоуп-равления.
938
Уголовный кодекс РФ (примечание к ст. 285) определяет четыре категории таких работников:
• должностные лица;
• лица, занимающие государственные должности Рос-сийской Федерации;
• лица, занимающие государственные должности субъек-тов Российской Федерации;
• государственные служащие и служащие органов мест-ного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц (в специально предусмотренных случаях).
Под должностными лицами, применительно к рассмат-риваемой главе УК РФ, понимаются лица, постоянно, вре-менно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие органи-зационно-распорядительные либо административно-хозяй-ственные функции только в государственных органах, орга-нах местного самоуправления, государственных и муници-пальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Фе-дерации (п. 1 примечания к ст. 285).
Раскрытие содержания указанных функций дано в по-становлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе"1. К лицам, осуществляющим функ-ции представителя власти, относятся работники, осуществ-ляющие законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работники государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном за-коном порядке распорядительными полномочиями в отноше-нии лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для испол-нения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета
1 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4.
939
Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты за-конодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Рос-сийской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работ-ники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, орга-нов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федера-ции, состоящие на государственной службе аудиторы, госу-дарственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране об-щественного порядка, обеспечению безопасности и иных функ-ций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).
Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кад-ров, организацию труда или службы подчиненных, поддер-жание дисциплины, применение мер поощрения и наложе-ние дисциплинарных взысканий. Это означает, что всякий работник государственного или муниципального учреждения, имеющий в своем служебном подчинении других сотрудни-ков, руководящий их деятельностью, направляющий и орга-низующий их работу, является должностным лицом в связи с наличием у него организационно-распорядительных обязан-ностей. К числу таких работников относятся, например, ру-ководители государственных и муниципальных учреждений науки, культуры, образования, руководители структурных подразделений (заведующие отделами, лабораториями, ка-федрами и т. п.). Профессорско-преподавательский состав вуза совершает действия организационно-распорядительного ха-рактера во время приема переводных экзаменов и зачетов, участия в работе приемной или Государственной аттестаци-онной комиссии.
К административно-хозяйственным функциям относят-ся полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и бан-940
ковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: при-нятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных цен-ностей, определение порядка их хранения и т. п. Такими пол-номочиями в том или ином объеме обладают начальники фи-нансово-экономических, хозяйственных, снабженческих от-делов и служб, их заместители, главные и старшие бухгал-теры, экономисты органов государственной власти и местно-го самоуправления, государственных и муниципальных уч-реждений.
Согласно УК РФ функции представителя власти либо организационно-распорядительные или административно-хо-зяйственные функции могут выполняться как постоянно, так и временно или по специальному полномочию. Пленум Вер-ховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. разъяснил: выполне-ние перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, воз-ложенные на него законом (стажеры органов милиции, про-куратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоря-жением вышестоящего должностного лица либо правомоч-ным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.).
Не являются субъектами преступлений, предусмотрен-ных гл. 30 УК РФ, служащие государственных органов и ор-ганов местного самоуправления, государственных и муници-пальных учреждений, исполняющие в них профессиональ-ные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хо-зяйственным функциям. Например, специалисты, советники, эксперты, референты и др.
Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие дол-941
жности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральны-ми конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государствен-ных органов.
Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, зани-мающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредствен-ного исполнения полномочий государственных органов.
Государственные служащие и служащие органов мест-ного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям гл. 30 УК РФ в случаях, специально предусмотренных соответствую-щими статьями. Например, за присвоение полномочий долж-ностного лица (ст. 288) или служебный подлог (ст. 292).
Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
Главой 23 УК РФ установлена уголовная ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Это позволило устранить пробелы в уго-ловном законодательстве, существовавшие до 1997 года.
Многообразие форм собственности, закрепленное ст. 8 Конституции РФ, позволяет создавать предприятия различ-ных организационно-правовых форм, находящихся не толь-ко в государственной и муниципальной собственности, но и в частной (юридических лиц и граждан), коллективной (общая совместная, общая долевая) собственности, а также собствен-ности общественных объединений. Могут создаваться и пред-приятия смешанной формы собственности.
Работники аппарата негосударственных предприниматель-ских структур (как руководители, так и специалисты) могут совершать действия, по объективным характеристикам со-впадающие с признаками должностных преступлений. Одна-942
ко по своей социальной сущности эти действия отличаются от аналогичных, совершенных работниками государственно-го и муниципального аппаратов при исполнении возложен-ных на них обязанностей.
Руководители и служащие коммерческих и иных органи-заций не обладают полномочиями должностных лиц и поэто-му не могут нести ответственность за преступления, преду-смотренные гл. 30 УК РФ. Такой вывод следует из примеча-ния к ст. 285 УК РФ.
Уголовная ответственность руководителей и служащих коммерческих и некоммерческих организаций может насту-пить лишь в том случае, если соответствующее деяние пря-мо предусмотрено в уголовном законе в качестве преступле-ния (ст. 201—204).
Субъектом преступлений против интересов службы в рас-сматриваемых организациях может быть не любой служа-щий, а лишь выполняющий в ней управленческие функции, т. е. постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющий организационно-распорядительные или адми-нистративно-хозяйственные обязанности (прим. 1 к ст. 201).
Содержание организационно-распорядительных или ад-министративно-хозяйственных обязанностей лиц, выполняю-щих управленческие функции в коммерческих или иных орга-низациях, аналогично подобным обязанностям должностных лиц в государственных или муниципальных органах и учреж-дениях. К организационно-распорядительным обязанностям относятся: руководство организацией, ее структурными под-разделениями, направлениями деятельности (организация и планирование работы, контроль и проверка исполнения, под-бор и расстановка кадров, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и т. п). В администра-тивно-хозяйственные входят обязанности, связанные с пра-вом распоряжения и управления имуществом, установление порядка его хранения, переработки и реализации, организа-ция реализации товаров и оказания услуг, учет и контроль
943
над расходованием материальных средств и др. В связи с этим к лицам, выполняющим в коммерческих и иных организаци-ях управленческие функции, можно отнести членов советов директоров, президентов, директоров, управляющих, вице-президентов, руководителей структурных подразделений, бухгалтера и т. д.
Родовым объектом этих преступлений являются обще-ственные отношения, обеспечивающие нормальное развитие экономики Российской Федерации.
Видовой объект — общественные отношения, обеспечи-вающие нормальное (регламентированное законом) функци-онирование коммерческих и некоммерческих организаций в соответствии с целями и предметом их деятельности, пре-дусмотренными в учредительных документах, интересы служ-бы в этих структурах.
Непосредственным объектом преступлений данной груп-пы являются интересы службы в конкретной коммерческой или иной организации.
Статьями 201 и 204 установлена уголовная ответствен-ность за злоупотребления полномочиями и коммерческий под-куп.
Согласно ст. 201 злоупотребление полномочиями — умыш-ленное преступление, совершаемое лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организа-ции, с использованием своих полномочий вопреки законным интересам этой организации в целях извлечения выгод и пре-имуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам. С объективной стороны преступление включа-ет: а) деяние в виде использования лицом своих полномочий;
б) несоответствие деяния законным интересам организации;
в) преступные последствия в виде существенного вреда, при- чиненного правам и законным интересам граждан или орга- низаций либо охраняемым законом интересам общества или государства; г) причинную связь между деянием и послед- ствиями.
944
Использование полномочий состоит в принятии решений и совершении действий на основе имеющихся у лица право-вых или фактических возможностей, предоставленных ему в связи с выполнением управленческих функций.
Лицо использует свои полномочия вопреки законным ин-тересам организации, если оно, в частности, не осуществ-ляет добросовестно и разумно возложенные на него обязан-ности, скрывает личную заинтересованность в сделках, со-вершаемых организацией, принимает чужую сторону в кон-фликте интересов. Лицо всегда использует свои полномочия вопреки интересам организации, нарушая умышленно пра-вовой порядок и создавая тем самым основания для привле-чения организации или ее должностных лиц к ответственно-сти либо способствуя подрыву деловой репутации собствен-ной организации.
Субъективная сторона — умысел прямой или косвенный и цель — извлечение выгод и преимуществ для себя или дру-гих лиц либо нанесение вреда другим лицам. При этом лицо предвидит наступление общественно опасных последствий от преступления в форме причинения вреда интересам органи-зации или ее клиентов.
Статья 204 предусматривает ответственность за коммер-ческий подкуп. Юридико-технически она построена аналогич-но статьям, устанавливающим ответственность за дачу и по-лучение взятки. Законодатель указывает, однако, на су-щественные различия между коммерческим подкупом и взят-кой. Они определяются спецификой деятельности взяткопо-лучателей как субъектов публичного права, выступающих от имени государства, и лиц, в отношении которых осуществля-ется коммерческий подкуп, как субъектов частного права, выступающих в качестве участника договорных или иных отношений, которые складываются в процессе гражданско-правовой деятельности, но подчиняются требованиям пуб-личного права.
Предметом подкупа может быть любое имущество как объект гражданского права, т. е. вещи, включая деньги, цен-945
ные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, а равно работы и услуги, также выступающие в ка-честве объектов гражданского права (ст. 128 ГК РФ).
Это преступление выражается в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерчес-кой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного иму-щества, а равно незаконное оказание ему услуг имуществен-ного характера за совершение действий (бездействия) в ин-тересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служеб-ным положением.
Объективная сторона состава преступления, предусмот-ренного ч. 1 рассматриваемой статьи, включает: а) передачу денег, ценных бумаг, иного имущества либо оказание услуг за совершение действий (бездействия) в интересах дающего; б) условие незаконности передачи имущества или оказания услуг; в) связь действий (бездействия), ожидаемых от подку-паемого лица, с его служебным положением.
Передачей лицу имущества или незаконным оказанием услуг является любое вручение ценностей имущественного характера или любое поддающееся легальной имуществен-ной оценке в соответствии с законом безвозмездное удовле-творение потребностей лица, не приносящее прибыли, вы-год или иных преимуществ коммерческой или иной организа-ции, в которой подкупаемое лицо выполняет управленчес-кие функции.
Незаконными передача или оказание услуг являются в случае, когда такого рода действия прямо запрещены дей-ствующими нормативными правовыми актами либо учреди-тельными документами либо не вытекают в соответствии с законом из характера заключаемого соглашения, оказывае-мой услуги либо иного вида правомерной деятельности лица, либо осуществляются тайно либо под прикрытием соверше-ния иных законных действий.
В интересах дающего действия совершаются, если они: 1) удовлетворяют потребности, приносят выгоды и преиму-щества как лицу, осуществляющему подкуп, так и другим
946
лицам по его указанию; 2) противоречат интересам коммер-ческой или иной организации, в которой подкупаемое лицо выполняет управленческие функции.
Совершение действий (бездействие) в связи с занимае-мым служебным положением имеет место при использовании правовых и фактических возможностей, т. е. охватывает как действия (бездействие), входящие в круг правомочий данно-го лица, так и действия (бездействие), выходящие за него, но основанные на служебном авторитете, осведомленности, доступе данного лица к информации и т. п.
Совершенные действия должны быть либо незаконными по своему характеру, либо направлены против законных ин-тересов коммерческой или иной организации.
Часть 3 ст. 204 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в указанных организациях, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно за незаконное пользование услу-гами имущественного характера за совершение действий (без-действие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
Объективная сторона этого преступления включает: а) не-законное получение имущества либо незаконное пользова-ние услугами имущественного характера за совершение дей-ствий (бездействия) в интересах дающего; б) связь ожидае-мых действий со служебным положением подкупленного лица.
Преступление имеет формальный состав и является окон-ченным в момент передачи предмета подкупа либо оказания услуги имущественного характера (по ч. 1), а по ч. 3 настоя-щей статьи — в момент получения (принятия) предмета под-купа и незаконного пользования услугами имущественного характера.
Субъективная сторона коммерческого подкупа по обоим составам преступления — прямой умысел. Лицо осознает и в том и в другом случае факт подкупа (передачи, принятия имущества, услуг), его общественную опасность и цели со-вершения каких-либо действий в интересах дающего или
947
третьих лиц по его указанию в связи с занимаемым им слу-жебным положением.
Субъектом незаконного получения имущества или услуг является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Субъектом передачи имущества или незаконного оказания услуг может быть лю-бое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Следует особо отметить, что в примечании к ст. 201 УК РФ (п. п. 2, 3) установлен особый (частно-публичный) порядок возбуждения уголовного преследования за преступления про-тив интересов службы в коммерческих и иных организациях: если преступление причинило вред интересам исключитель-но коммерческой организации, не являющейся государствен-ным или муниципальным предприятием, уголовное пресле-дование осуществляется по заявлению самой коммерческой организации или с ее согласия. Если же деяние причинило вред интересам других организаций, а также интересам граж-дан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.
Статья 202 УК РФ направлена на защиту отношений, воз-никающих в связи с осуществлением полномочий частными нотариусами и аудиторами. Сфера применения этой статьи — деятельность по оказанию правовых услуг, юридическому обслуживанию населения и юридических лиц частными нота-риусами, осуществляющими, за некоторыми исключениями, функции государственных нотариусов, и аудиторами, кото-рые решают задачи, связанные с обеспечением правопоряд-ка в сфере экономики.
Объективная сторона злоупотребления полномочиями частными нотариусами и аудиторами включает: а) соверше-ние вопреки задачам своей деятельности действий, состоя-щих в использовании полномочий нотариуса и аудитора, оп-ределенных в законодательном порядке; б) причинение су-щественного вреда; в) причинную связь между действиями и последствиями.
948
Деятельность частного нотариуса регламентируется Ос-новами законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. Злоупотребление частным нотариусом своими полномочиями состоит в совершении вопреки задачам его деятельности дей-ствий, как формально входящих в его компетенцию, так и выходящих за ее пределы, но не основанных на его юриди-ческих и фактических возможностях: незаконное удостове-рение сделок, неправомерное использование предоставлен-ной ему информации, осуществление посреднических функ-ций, понуждение к совершению сделок, введение клиента в заблуждение и т. п.
Аудиторская деятельность в России осуществляется на основе ФЗ "Об аудиторской деятельности" от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ, ст. 779—783 ГК РФ, Постановления Правитель-ства РФ от 29 марта 2002 г. № 190 "О лицензировании ауди-торской деятельности", Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 "О вопросах государственного регули-рования аудиторской деятельности в Российской Федерации". Преступное использование частным аудитором своих полно-мочий предполагает, что аудитор совершает различного рода действия, включая дачу заключений, консультаций, прове-дение проверок, посредничество в переговорах, на основе своих правовых и фактических возможностей, в частности доступа к информации, потенциального правового значения совершаемых действий, авторитета, имеющихся связей, про-фессиональных познаний, но использует их вопреки задачам своей деятельности. Вопреки задачам своей деятельности пол-номочия используются, если аудитор: а) искажает содержа-ние бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов; б) дает заведомо неверную нормативно-правовую оценку совершенных ими финансовых и хозяйственных опе-раций; в) совершает действия и оказывает услуги ненадле-жащего характера и ненадлежащим организациям.
Извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц соответственно может состоять в получении повышенно-го гонорара, улучшении положения на рынке того или иного
949
хозяйствующего субъекта, повышении собственной дело-вой репутации или репутации иных физических и юриди-ческих лиц, препятствовании осуществлению следственно-судебной деятельности либо применению иных мер госу-дарственного воздействия, неправомерном содействии в получении долга и т. п.
Нанесение вреда другим лицам может состоять в причи-нении имущественного ущерба либо ущерба деловой репута-ции.
Существенным является вред, выразившийся в привле-чении к уголовной ответственности отдельных лиц либо в незаконном привлечении этих лиц к ответственности вслед-ствие сокрытия совместно с аудитором значительных нару-шений порядка ведения бухгалтерской отчетности либо дру-гих нарушений, возникновении крупных убытков, оценка ко-торых определяется судом с учетом обстоятельств дела, по-тере рабочих мест, лишении налоговых и иных поступлений государству, утрате положения на рынке, подрыве деловой репутации в стране и за рубежом и других последствий, оце-ниваемых судом. Состав преступления материальный, необ-ходимо установить причинную связь между совершенными действиями и наступлением последствий.
Субъективная сторона — прямой умысел и цели извле-чения выгод и преимуществ для себя или для других лиц либо нанесения вреда другим лицам. Субъект осознает обще-ственную опасность своих действий и их последствий и жела-ет их наступления, достижения противоправных целей.
Субъектом преступления является частный нотариус, т. е. лицо, получившее лицензию на право нотариальной деятель-ности и наделенное в соответствующем порядке полномочия-ми нотариуса. В соответствии со ст. 8 Основ нотариус, зани-мающийся частной практикой, вправе иметь контору, откры-вать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, нанимать и увольнять работников, выступать в суде и арбитражном суде и т. п., а также иметь личную пе-чать, наделенную соответствующими атрибутами (ст. 10 Ос-950
нов). Субъектами данного преступления могут быть также аудиторы, т. е. физические лица, прошедшие аттестацию и занимающиеся аудиторской деятельностью в составе ауди-торской фирмы либо самостоятельно и зарегистрированные в качестве предпринимателей, получившие лицензию на осу-ществление аудиторской деятельности и включенные в госу-дарственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.
Статья 203 предусматривает ответственность за превы-шение полномочий служащими частных охранных или де-тективных служб. Частная детективная и охранная деятель-ность регламентируется Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11 марта 1992 г., а также подзаконными нормативными правовыми ак-тами. Частная детективная и охранная деятельность — это оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специаль-ное разрешение (лицензию) органов внутренних дел в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. При этом на граждан, осуществляющих частную детективную и охран-ную деятельность, действие законов, закрепляющих право-вой статус работников правоохранительных органов, не рас-пространяется (ст. 1 Закона).
Превышением полномочий, предоставленных служащим частных охранных или детективных служб, является выпол-нение действий, которые лицо вообще не вправе совершать либо которые оно должно совершать с соблюдением уста-новленных законом условий и порядка, оснований и форм совершения этих действий, либо совершение действий в от-ношении ненадлежащего лица. Во всяком случае в соответ-ствии с законом граждане, занимающиеся частной детектив-ной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо опе-ративно-розыскные действия, отнесенные к исключительной компетенции органов дознания.
Частным детективам и лицам, осуществляющим охран-ную деятельность, также запрещается игнорировать согла-сие владельцев на изучение предметов и документов, скры-951
вать факты готовящихся или совершенных преступлений от правоохранительных органов, выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, осуществлять видео-, аудио-запись, фото- и киносъемку в служебных или иных помеще-ниях без письменного согласия на то соответствующих долж-ностных или частных лиц; прибегать к действиям, посягаю-щим на права и свободы граждан; совершать действия, ста-вящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан; фальсифицировать материалы или вво-дить в заблуждение клиента; разглашать собранную инфор-мацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интере-сам своего клиента или в интересах третьих лиц; передавать свою лицензию для использования ее другими лицами; соби-рать сведения, связанные с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц, а также про-водить сыскные действия, нарушающие конституционные права граждан (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и т. д.), за которые установлена ответственность (ст. 7 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятель-ности в Российской Федерации").
Преступление является оконченным в момент соверше-ния действий, образующих превышение полномочий и свя-занных с насилием либо угрозой применения насилия.
Субъективная сторона — прямой умысел, когда лицо осо-знает общественную опасность превышения полномочий, их противоречие интересам деятельности и их связь с насилием либо угрозой насилия.
Субъект преступления — частный детектив, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыск-ную деятельность как основной вид занятости, осуществляю-щий ее без совмещения с занятием государственной службой или с выборной должностью в общественных организациях; или охранник, получивший лицензию в порядке, установлен-ном для частных детективов на оказание услуг в сфере охра-ны (ст. 11 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"), а также руководи-тели частной охранной или детективной службы.
952
Преступления в сфере компьютерной информации
В Уголовном кодексе Российской Федерации впервые в нашей стране криминализирован такой вид правонарушений, как компьютерные преступления.
Сам термин "компьютерное преступление" стал впервые употребляться в американской литературе в начале 1960-х гг., когда были выявлены случаи совершения преступлений с ис-пользованием ЭВМ. С уголовно-правовой точки зрения поня-тие компьютерного преступления существует только в тех государствах, где имеется законодательство в этой сфере. Так, к примеру, в ФРГ в 1984 году был принят специальный закон о компьютерных преступлениях. В США действуют сле-дующие законы: федеральный закон об ответственности за преступления, связанные с компьютерами, закон о поддель-ных средствах доступа, компьютерном мошенничестве и зло-употреблении, федеральный закон о частной тайне; в Вели-кобритании — закон о защите данных; во Франции — закон об обработке данных, о файлах данных и личных свободах. Уголовная ответственность за компьютерные преступления предусмотрена в США, ФРГ, Франции и т. д.
В последние годы в Российской Федерации компьютери-зация достигла такого уровня, что возникла необходимость правового регулирования общественных отношений в этом направлении, что послужило поводом возникновения в но-вом уголовном кодексе главы XXVIII, рассматривающей про-блемы борьбы с компьютерными преступлениями.
Вместе с тем Уголовный кодекс РФ ни разу не упомина-ет термин "компьютерное преступление". Глава 28 названа "Преступления в сфере компьютерной информации". В нее включены три статьи: ст. 272 "Неправомерный доступ к ком-пьютерной информации", ст. 273 "Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ" и ст. 274 "Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или
953
их сети". Законодатель подошел к определению характера этих преступлений с тех позиций, что главным признаком стал не сам компьютер как орудие преступления, а опреде-ленные отношения. Таковыми, исходя из смысла норм, яв-ляются информационные отношения хранения, поиска, рас-пространения и предоставления потребителю компьютерной информации.
Родовым объектом преступлений в сфере компьютер-ной информации является общественная безопасность и об-щественный порядок, видовым — совокупность обществен-ных отношений по правомерному и безопасному использова-нию компьютерной информации.
Непосредственным объектом являются безопасность кон-кретной компьютерной информации.
Предмет преступлений такого вида представляет собой компьютерная информация. Информационным законодатель-ством России охраняются: сведения, отнесенные (соответству-ющим федеральным законом) к государственной тайне; све-дения, отнесенные к служебной и коммерческой тайне; све-дения, имеющие статус персональных данных. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об информации, информати-зации и защите информации"1, вступившего в силу 20 фев-раля 1995 г., под информацией понимаются "сведения о ли-цах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления". Компьютерная ин-формация — это информация, зафиксированная на машин-ном носителе или передаваемая по телекоммуникационным каналам в форме, доступной восприятию ЭВМ.
Закон об информации называет два вида правового ре-жима документированной информации, свободный доступ к которой ограничен: информация, отнесенная к государствен-ной тайне, и конфиденциальная информация2.
1 См.: СЗ РФ.1995 № 8. Ст. 609.
2 См.: там же.
954
Отнесение информации к государственной тайне или к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в частности, За-коном РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне").
Конституция РФ в ст. 23 провозглашает право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В ч. 1 ст. 24 Конституции РФ указано, что сбор, хране-ние, использование и распространение информации о част-ной жизни лица без его согласия не допускаются. Законом об информации сведения о гражданах (персональные данные), т. е. о фактах, событиях и обстоятельствах жизни граждани-на, позволяющие идентифицировать его личность, отнесены к конфиденциальной информации. Законодательством также определены сведения, право свободного доступа к которым не может быть ограничено.
В ст. 128 ГК РФ информация названа одним из видов объектов гражданских прав; ст. 39 ГК РФ устанавливает меры гражданско-правовой защиты информации, составляющей служебную или коммерческую тайну. Нужно отметить, что эти меры не являются правовыми режимами информации в отличие от содержащей государственную тайну или конфи-денциальной, поскольку отнесение информации к государ-ственной тайне осуществляется уполномоченными органами в соответствии с Законом РФ "О государственной тайне", и, кроме того, эти режимы устанавливаются лишь для доку-ментированной информации, т. е. зафиксированной на мате-риальном носителе с реквизитами, позволяющими ее иден-тифицировать. Для отнесения информации к служебной и ком-мерческой тайне ее документирование не обязательно, дос-таточно, чтобы эта информация отвечала следующим усло-виям, установленным в ст. 139 ГК РФ: имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвест-ности ее третьим лицам; к ней нет свободного доступа на законном основании; обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности; сведения, составляющие служебную и коммерческую тайну, не отнесены законом к сведениям, которые не могут ее составлять.
955
Кроме того, законами охраняются различные сведения, связанные с профессиональной деятельностью (врачебная, но-тариальная, адвокатская тайна и т. д.); сведения, составляю-щие тайну следствия и судопроизводства; сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них, и т. д. Все эти сведения, при условии их фиксирования на машинном носите-ле, в ЭВМ, ее системе или сети, могут выступить в качестве предмета преступлений, предусмотренных в главе 28 УК РФ. Любая иная, не охраняемая законом компьютерная информа-ция не является предметом этих преступлений.
Однако при использовании машинной информации в ка-честве средства совершения другого преступления отноше-ния по ее охране страдают неизбежно, т. е. она сама стано-вится предметом общественно опасного деяния. Невозможно противоправно воспользоваться информацией, хранящейся в ЭВМ, не нарушив при этом ее защиты, т. е. не совершив одного из действий, перечисленных в ст. 20 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите инфор-мации": утечки, утраты, искажения, подделки, уничтоже-ния, модификации, копирования, блокирования и других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и системы. Даже если не пострадают сведения конкретной ЭВМ, правомерно употребляемые ее законным пользователем, практически неизбежно подвергнутся ущербу те, с которы-ми она связана сетью. Таким образом, даже при совершении такого классического преступления, как электронное хище-ние денег, ответственность за это должна наступать по пра-вилам идеальной совокупности преступлений.
Объективная сторона рассматриваемых преступлений характеризуется тем, что большинство из них сформулиро-ваны как материальные, то есть предполагают не только со-вершение общественно опасного деяния, но и наступление общественно опасных последствий, а также установление причинной связи между этими двумя признаками. Сами же общественно опасные деяния чаще всего выступают здесь в форме действий и лишь иногда бездействия (ст. 274). Фа-956
культативные признаки объективной стороны значения для квалификации не имеют.
Так, ст. 272 УК РФ устанавливает ответственность за не-правомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, бло-кирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.
Под доступом к компьютерной информации подразуме-вается всякая форма проникновения к ней с использованием средств (вещественных и интеллектуальных) электронно-вычислительной техники, позволяющая манипулировать ин-формацией (уничтожать ее, блокировать, модифицировать, копировать). В то же время овладение ЭВМ, не имеющей источников питания, а также машинным носителем инфор-мации как вещью не рассматривается как доступ к компью-терной информации и в соответствующих случаях может по-влечь ответственность по статьям о преступлениях против собственности или самоуправстве.
Точно так же не образует объективной стороны данного преступления уничтожение или искажение компьютерной информации путем внешнего воздействия на машинные но-сители теплом, магнитными волнами, механическими удара-ми и другими подобными методами.
Доступ к компьютерной информации считается неправо-мерным, если: а) лицо не имеет права на доступ к данной информации; б) лицо имеет право на доступ к данной инфор-мации, однако осуществляет его помимо установленного по-рядка, с нарушением правил ее защиты.
Неправомерный доступ к компьютерной информации ча-сто сопровождается нейтрализацией интеллектуальных средств ее защиты. Такие действия уже сами по себе могут образовывать состав оконченного преступления, предусмот-ренного ст. 272 УК РФ, либо, если при этом не наступили последствия в виде уничтожения, блокирования, модифика-ции либо копирования компьютерной информации (соответ-ствующей "сторожевой" программы для ЭВМ), должны рас-сматриваться как покушение на неправомерный доступ к ком-пьютерной информации.
957
Уничтожение компьютерной информации — это стира-ние ее в памяти ЭВМ. Одновременный перевод информации на другой машинный носитель не считается в контексте уго-ловного закона уничтожением компьютерной информации лишь в том случае, если в результате этих действий доступ правомерных пользователей к информации не оказался су-щественно затруднен либо исключен.
Имеющаяся у пользователя возможность восстановить уничтоженную информацию с помощью средств программно-го обеспечения или получить данную информацию от другого пользователя не освобождает виновного от ответственности.
Уничтожением информации не является переименование файла, где она содержится, а также сама по себе автомати-ческая замена старых версий файлов более поздними.
Блокирование компьютерной информации — это искус-ственное затруднение доступа пользователей к компьютер-ной информации, не связанное с ее уничтожением.
Модификация компьютерной информации — это внесе-ние в нее любых изменений, кроме связанных с адаптацией программы для ЭВМ или базы данных.
Адаптация программы для ЭВМ или базы данных — "это внесение изменений, осуществляемых исключительно в це-лях обеспечения функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользо-вателя или под управлением конкретных программ пользова-теля"1.
Копирование компьютерной информации — это повто-рение и устойчивое запечатление ее на машинном или ином носителе. Копирование компьютерной информации может быть осуществлено путем записи содержащегося во внутренней памяти ЭВМ файла на дискету, его распечатки и т. д. Копи-рование компьютерной информации от руки, путем фотогра-фирования текста с экрана дисплея, а также считывание информации путем перехвата излучений ЭВМ, расшифровки
1 Часть 1 ст. 1 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. "О правовой охране про-грамм для электронных вычислительных машин и баз данных".
958
шумов принтера и проч. не подразумевается в диспозиции данной статьи УК РФ.
От копирования компьютерной информации в смысле, придаваемом этому понятию данной нормой уголовного зако-на, следует отличать размножение информации. В последнем случае информация повторяется не на обособленном от ори-гинального носителе, а на оригинальном носителе (например, в памяти ЭВМ заводятся несколько файлов одного и того же содержания) либо на однородном носителе, оставшемся в распоряжении пользователя (например, копия заводится в память ЭВМ, образующей с данным компьютером систему, либо на дискете, сознательно оставленной в компьютере).
В вину лицу, проникшему к компьютерной информации для ознакомления с ней, не может быть поставлено ее копи-рование, обусловленное не зависящим от его воли автомати-ческим действием программных средств правомерного пользо-вателя (например, если файлы периодически копируются при всяком обращении к ним кого бы то ни было).
Копирование компьютерной информации следует рассмат-ривать как неблагоприятное последствие, предусмотренное данной статьей уголовного закона, лишь в том случае, если она охраняется законом именно от несанкционированного копирования.
Нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети — это временное или устойчивое создание помех для их функ-ционирования в соответствии с назначением. Нарушение ра-боты ЭВМ может быть следствием: поражения компьютерной информации в собственном смысле этого термина; выхода из строя программного обеспечения; нарушения целостности техники, на которой реализовано (установлено) данное про-граммное обеспечение; повреждения систем связи.
Несколько ЭВМ могут быть объединены в систему ЭВМ для совокупного решения задач (например, когда у каждой из них в отдельности не хватает мощности или быстродей-ствия). Такое объединение предполагает их связь телекомму-никационными каналами, программное, ресурсное, органи-зационное обеспечение их взаимодействия.
959
Сеть ЭВМ — это способ установления связи между уда-ленными ЭВМ; пользователи сети ЭВМ получают техничес-кую возможность доступа к информации, циркулирующей в сети и других связанных с нею ЭВМ, со своих рабочих мест. Это не исключает ранжирования возможностей пользовате-лей, установления барьеров на пути проникновения любого из них к закрытой для него компьютерной информации.
Для квалификации преступлений в сфере компьютерной информации из всех признаков субъективной стороны значе-ние имеет только один — вина. При этом, исходя из ч. 2 ст. 24 УК РФ, для всех преступлений данного вида необходимо наличие вины в форме умысла, и лишь два квалифициро-ванных состава предусматривают две ее формы: умысел по отношению к деянию и неосторожность в отношении насту-пивших общественно опасных последствий (ч. 2 ст. 273 и ч. 2 ст. 274).
Факультативные признаки субъективной стороны так же, как и в вопросе о стороне объективной, не будут иметь зна-чения для квалификации преступления. Так, мотивами со-вершения таких деяний чаще всего бывают корысть либо хулиганские побуждения, но могут быть и соображения ин-тереса, чувство мести; не исключено совершение их с це-лью скрыть другое преступление и т. д.
Естественно, что особую трудность вызывает проблема отграничения неосторожного и невиновного причинения вре-да, что связано с повышенной сложностью и скрытностью процессов, происходящих в сетях и системах ЭВМ.
Субъект некоторых составов является специальным. Так п. 2 ст. 272 и ст. 274 УК РФ предусматривают в качестве спе-циальных субъектов лиц, имеющих в силу своего служебно-го положения доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сетей. В остальных случаях им может стать, в принципе, любой чело-век, особенно если учесть возрастающую компьютерную гра-мотность населения. Ответственность за данные преступле-ния наступает с 16 лет, что, в принципе, не отвечает требо-ваниям времени — большинство хакеров являются несовер-шеннолетними, известно много случаев совершения обще-ственно опасных деяний лицами в возрасте до 16 лет.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100