Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 3. Экологические права граждан
Система экологических прав гралодан
Экологические права граждан — закрепленные за ними возможности в сфере взаимодействия общества и природы. Существует две формы такого взаимодействия: первая сво-дится к воздействию человека на природу, вторая выражает-ся в том, что человек вынужден претерпевать на себе по-следствия собственного воздействия на нее. Из этого проис-текает необходимость поддержания качества окружающей среды на определенном уровне, который обеспечил бы само существование человека как биологического вида. В общем виде закрепленные законом возможности в рамках первой формы взаимодействия можно обозначить термином "право природопользования". Также в максимально обобщенном виде все возможности во второй сфере можно обозначить терми-ном "право на благоприятную окружающую среду". (Этот термин употребляется в ст. 42 Конституции РФ, согласно ко-торой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмеще-ние ущерба, причиненного его здоровью или имуществу эко-логическим правонарушением.)
Таким образом, существует две группы субъективных экологических прав: права в сфере природопользования ("пра-во природопользования") и права, обеспечивающие защиту от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды ("право на благоприятную окружающую среду").
873
В совокупности их можно обозначить термином "первичные (собственно экологические) права", в отличие от прав, реа-лизация которых непосредственно связана с вышеназванны-ми. Имеются в виду такие, как право на получение экологи-ческой информации, право на возмещение экологического вреда, право на участие в принятии экологически значимых решений (общественные экологические объединения, обще-ственный экологический контроль, общественная экологичес-кая экспертиза, референдум по экологическим вопросам).
Группу вышеназванных прав можно определить как пра-ва, производные от собственно экологических. Их также мож-но обозначить в качестве гарантий права на благоприятную окружающую среду, поскольку цель их существования — слу-жить средствами обеспечения его надлежащей реализации. Так, очевидно, что право на экологическую информацию об-ладает самостоятельным содержанием, но ведь эта инфор-мация нужна лишь постольку, поскольку подтверждает бла-гоприятность окружающей среды для жизни человека. В про-тивном случае реализация права на информацию порождает возможность реализации права требовать возмещения эколо-гического вреда. Право на возмещение экологического вреда факультативно по своей сути, поскольку может быть реали-зовано только в случае его причинения, т. е. нарушения пра-ва на благоприятную окружающую среду. Наконец, о том, что принимаемое решение является экологически значимым, можно говорить только в тех случаях, когда его реализация способна повлиять на состояние окружающей среды.
Таким образом, система экологических прав включает в себя первичные (собственно экологические) права: право при-родопользования и право на благоприятную окружающую среду, а также производные права, призванные обеспечить (гарантировать) надлежащую реализацию первичных.
Право природопользования
Объективно первой возможностью человека в сфере взаи-модействия общества и природы является право природополь-874
зования. А для классификации экологических прав в этой сфе-ре системообразующим представляется деление права при-родопользования на общее и специальное, осуществляемое с учетом двух критериев. Основополагающий критерий — формально-юридический, учитывающий основание возник-новения права природопользования. Специальное природо-пользование в любом случае нуждается в соответствующем обосновании, а право на его осуществление возникает лишь с момента получения в установленном порядке разрешения компетентного органа (лицензии) на природопользование. Спе-циальное природопользование в каждом конкретном случае осуществляется на основе индивидуального правового акта, закрепляющего в рамках требований закона (нормативного акта) возможности конкретного субъекта по использованию конкретного природного объекта. Соответственно, общим природопользованием следует признать такое, на осуществ-ление которого не требуется выдачи разрешения специаль-но уполномоченного органа.
Что касается содержательной стороны разграничения общего и специального природопользования, требуется об-ратиться к такому критерию, как экологические последствия осуществления того или иного вида деятельности. Если ис-пользование того или иного объекта не разрушает естествен-ных экологических систем и в силу этого не нуждается в специальном контроле со стороны государства, такое приро-допользование следует признать общим. Если же деятель-ность потенциально опасна для окружающей природной сре-ды, это подразумевает предварительное определение пре-делов ее осуществления и последующий контроль за их со-блюдением, что возможно только в рамках специального природопользования. Поэтому, например, охота — специаль-ное природопользование (виды и количество животных, под-лежащих отстрелу, определяются заранее), а рыболовство — общее (с учетом того, что оно должно осуществляться с ис-пользованием разрешенных орудий лова).
875
Право на благоприятную окружающую среду
Право на благоприятную окружающую среду по своей правовой природе можно отнести к числу естественных прав человека, присущих ему независимо от признания государ-ством. По сути, это право поглощается такими основополага-ющими правами, как право на жизнь и право на охрану здо-ровья, так как окружающая среда подразумевается благо-приятной именно для жизни и здоровья человека. С другой стороны, следует отметить, что оно является не чем иным, как разновидностью права общего природопользования, в рамках которого опосредуется реализация биологических по-требностей человека. Например, реализация потребности че-ловека в дыхании — непременное условие реализации права на жизнь. Поэтому использование атмосферного воздуха для дыхания не нуждается в особой правовой регламентации, правовые последствия наступают лишь в том случае, когда чьи-либо действия ухудшают состояние атмосферного воз-духа, причиняя вред здоровью гражданина. Очевидно, что право не регламентирует процесс реализации подобных по-требностей, но гарантирует их реализацию.
Право на экологическую информацию
Одним из способов обеспечения реализации права на бла-гоприятную окружающую среду является получение эколо-гической информации. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" граждане имеют право на получение своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Данная норма, во-первых, предъявля-ет дополнительные, по сравнению со ст. 42 Конституции РФ, требования к экологической информации, которая должна быть не только достоверной, но и своевременной и полной. Кроме того, что не менее существенно, под экологической здесь понимается информация не только о состоянии окружающей среды, но и о мерах по ее охране.
876
Представляется необходимым подробнее остановиться на вышеупомянутых требованиях к экологической информации. "Своевременность" означает, что информация должна быть предоставлена в сроки, установленные законодательством. На сегодняшний день они определяются п. 9 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан"1, согласно которому заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, в учреждение, орга-низацию, обязанные разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки — безот-лагательно, но не позднее 15 дней. В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных мате-риалов либо принятие других мер, сроки разрешения заяв-ления или жалобы могут быть в порядке исключения продле-ны руководителем или заместителем руководителя соответ-ствующего органа, предприятия, учреждения и организации, но не более чем на один месяц с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.
Полной информация будет в том случае, если она предо-ставлена в том объеме, в котором обладает (должен обладать) ею субъект, обязанный предоставить информацию. На сего-дняшний день законодательных ограничений на предоставле-ние информации о состоянии окружающей среды не суще-ствует. Согласно ст. 10 Федерального закона от 25 января 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации", государственные информационные ресурсы Российской Фе-дерации являются открытыми и общедоступными. Исключе-ние составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Однако к инфор-мации с ограниченным доступом запрещено относить как до-кументы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуа-1 См.: Свод законов СССР, т. 1, с. 373 (в ред. от 02.02.88).
877
циях, экологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граж-дан и населения в целом, так и документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной влас-ти и органов местного самоуправления по охране окружаю-щей среды.
Наконец, достоверная информация — та, что соответ-ствует действительности. Ст. 237 УК РФ устанавливает уго-ловную ответственность за сокрытие или искажение сведе-ний об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей. Административная ответственность за ана-логичный проступок предусмотрена в ст. 85 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды".
Право на возмещение экологического вреда
Получение гражданином информации о том, что окру-жающая его среда неблагоприятная, создает предпосылку реализации права на возмещение экологического вреда. Под вредом как таковым понимается всякое умаление имуществен-ного либо личного неимущественного блага. Экологический вред — это вред, причиненный неблагоприятным воздействием окружающей среды. Это может быть вред как здоровью, так и имуществу. Состав последнего определяется общими нор-мами гражданского права, а вот состав первого следует уточ-нить. Прежде всего, он включает убытки (имущественного характера). Это, с одной стороны, реальный ущерб, т. е. рас-ходы на восстановление нарушенного права: затраты на ле-чение и восстановление здоровья (что, если вдуматься, не всегда одно и то же), на уход за больным, на изменение места жительства, профессии и т. д. С другой стороны, име-ется в виду упущенная выгода, т. е. доходы, не полученные в связи с утратой трудоспособности, а также то, что упущены профессиональные или какие-либо иные возможности. Кро-ме убытков подлежит возмещению также моральный вред, т.
878
е. физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его права. Примени-тельно к рассматриваемой ситуации речь идет о страданиях от необходимости лечения, изменения места и образа жизни, упущенной выгоды, невозможности иметь детей или риска рождения детей с врожденной патологией либо предрасполо-женностью к определенным заболеваниям.
Экологический вред может быть возмещен в различных формах. Универсальной является исковая форма — когда воз-мещение производится в индивидуальном порядке на осно-вании решения суда по иску управомоченного лица. Основа-нием для подачи иска является факт причинения вреда; раз-мер возмещения определяется судом исходя из заявленного требования, т. е. возмещение производится только в том слу-чае, если истцу удастся доказать факт причинения вреда, его обусловленность неблагоприятным воздействием окружа-ющей среды и, в свою очередь, обусловленность последнего действиями ответчика.
Административная форма возмещения экологического вреда обладает целым рядом отличий. Основанием для вы-плат является решение не суда, а обладающего необходи-мыми полномочиями органа законодательной либо исполни-тельной власти. В этом решении определяется категория лиц, в отношении которых имеются достаточные основания пред-полагать причинение им экологического вреда. По примеру возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие ка-тастрофы на Чернобыльской АЭС, можно говорить о двух группах оснований: участие в определенной деятельности (лик-видация последствий катастрофы) либо проживание на оп-ределенной территории (подвергшейся радиоактивному заг-рязнению вследствие катастрофы). Для всех лиц, входящих в одну категорию, размер возмещения одинаков, так как оп-ределяется по формальным признакам, без учета индивиду-альных фактических обстоятельств.
Еще одно принципиальное отличие в том, что источни-ком выплат служат средства соответствующих бюджетов — в
879
зависимости от уровня принятия решения о компенсации. Это обусловлено принципом ответственности государства за то, что происходит на его территории. Если оно допустило осу-ществление экологически опасной деятельности без надле-жащего финансового обеспечения ответственности за причи-нение вреда, бремя этой ответственности ложится на него как на косвенного виновника.
Третья форма возмещения экологического вреда — стра-ховая. Возмещение производится страховой компанией на основании договора страхования при условии наступления страхового случая, которым в данной ситуации является при-чинение вреда. Выплаты производятся независимо от полу-чения возмещения в других формах. В то же время принци-пиальным отличием данной формы от остальных, возмож-ность применения которых возникает уже после причинения вреда, является необходимость предварительного соверше-ния определенных действий, а именно — заключения дого-вора страхования.
Особенности последнего зависят от вида страхования. Определенные категории лиц подлежат обязательному госу-дарственному личному страхованию (в основном — от риска радиационного ущерба). "Обязательное" означает, что лицо не может быть допущено к осуществлению определенного рода деятельности до заключения договора страхования. "Го-сударственное" — поскольку в осуществлении данного вида деятельности заинтересовано государство, страхование про-изводится за его счет. "Личным" оно является в силу того, что страхованию подлежат интересы личности, связанные с жизнью, здоровьем и пенсионным обеспечением. Другие раз-новидности обязательного экологического страхования менее развиты. В ряду же разновидностей добровольного страхова-ния следует упомянуть страхование ответственности. Имеет-ся в виду ответственность хозяйствующих субъектов за при-чинение вреда третьим лицам в ходе осуществления их дея-тельности.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100