Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 2. Механизм действия экологического права
Экологическое нормирование
Основу эколого-правового механизма составляет инсти-тут экологического нормирования. Соответствующие нормы содержатся в Главе V Федерального закона "Об охране ок-ружающей среды", устанавливающей правовые основы нор-мирования в области охраны окружающей среды. Основопо-лагающе значение данного института состоит в том, что именно он определяет, с одной стороны, требования к состо-янию окружающей среды, соответствие которым позволяет утверждать, что среда благоприятна для жизни и здоровья
1 См.: СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.
2 См.: СЗ РФ. 1999. № 1 8 . Ст. 2222.
864
человека; с другой — устанавливает критерии правомернос-ти поведения природопользователей (воздействие на окру-жающую среду в пределах установленных нормативов явля-ется правомерным, а их превышение влечет применение к природопользователю мер юридической ответственности). Экологические нормативы можно разделить на две группы в зависимости от того, что именно подлежит нормированию — качество окружающей среды или деятельность, влияющая на ее состояние. При этом нормативы качества окружающей среды — объективная основа для нормативов допустимого воздействия на нее; последние определяются таким образом, чтобы воздействие на окружающую среду не привело к ухуд-шению ее качества сверх допустимых пределов.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохране-ния естественных экологических систем, генетического фон-да растений, животных и других организмов. В силу того, что воздействие на окружающую среду может осуществляться тремя способами —химическим, физическим, биологическим воздействием, к таким нормативам относятся:
• нормативы, установленные в соответствии с химичес-кими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) хи-мических веществ, включая радиоактивные вещества; нор-мативы, установленные в соответствии с физическими пока-зателями состояния окружающей среды, в том числе с пока-зателями предельно допустимых уровней (ПДУ) радиоактив-ности и тепла; нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других орга-низмов, используемых как индикаторы качества окружаю-щей среды, а также нормативы предельно допустимых кон-центраций микроорганизмов;
• нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности. В
865
зависимости от способа воздействия выделяют следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
1) нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) веществ и микроорганизмов. Эти нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также техноло-гических нормативов. О нормативах допустимой антропоген-ной нагрузки на окружающую среду будет сказано ниже. Тех-нологические нормативы устанавливаются для источников воздействия на основе использования наилучших существу-ющих технологий и отражают допустимую массу выбросов и сбросов в расчете на единицу выпускаемой продукции. Необ-ходимо учитывать, что при невозможности соблюдения нор-мативов допустимых выбросов и сбросов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы. Установление лимитов на выб-росы и сбросы допускается только при наличии планов сни-жения выбросов и сбросов, согласованных с органами испол-нительной власти, осуществляющими государственное управ-ление в области охраны окружающей среды;
2) нормативы образования отходов производства и по-требления и лимиты на их размещение;
3) нормативы допустимых ф и з и ч е с к и х воздействий (ко-личество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий). Они устанавливаются для каждого источника такого воздействия с учетом влияния других ис-точников физических воздействий;
4) нормативы допустимого и з ъ я т и я компонентов природ-ной среды, которые устанавливаются в соответствии с огра-ничениями объема их изъятия в целях сохранения природ-ных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устой-чивого функционирования естественных экологических сис-тем и предотвращения их деградации;
866
5) нормативы допустимой антропогенной нагрузки на ок-ружающую среду; устанавливаются д л я субъектов хозяйствен-ной и иной деятельности в целях оценки и регулирования воз-действия на окружающую среду всех стационарных, пере-движных и иных источников, расположенных в пределах кон-кретных территорий и акваторий. Такие нормативы устанав-ливаются по каждому виду воздействия и совокупному воз-действию всех источников, находящихся на этих территори-ях и акваториях;
6) согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" законодательством Российской Федера-ции и ее субъектов могут устанавливаться нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуще-ствлении хозяйственной и иной деятельности. В качестве при-мера можно привести территориальные нормативы, устанав-ливающие требования к размерам той или иной территории. Так, ст. 111 Водного кодекса РФ предусмотрены водоохран-ные зоны вокруг поверхностных водных объектов, в преде-лах которых устанавливается специальный режим деятель-ности.
Экологический мониторинг
Следующий необходимый элемент механизма действия экологического права — экологический мониторинг. Это ком-плексная система наблюдений за состоянием окружающей сре-ды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факто-ров. Глава X Федерального закона "Об охране окружающей среды" определяет требования к организации государствен-ного экологического мониторинга (государственного монито-ринга окружающей среды), который осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том чис-ле — в районах расположения источников антропогенного воз-действия и воздействия этих источников на окружающую сре-ду, а также обеспечения потребностей государства, юриди-ческих и физических лиц в достоверной экологической ин-
867
формации, необходимой для предотвращения и уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружа-ющей среды.
Осуществление экологического мониторинга подразуме-вает последовательное выполнение двух основных задач. Во-первых, это наблюдение за состоянием окружающей сре-ды, необходимое для своевременного выявления изменений в нем, их оценки, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий тех изменений, которые носят негативный характер. Во-вторых, получен-ная информация предоставляется уполномоченным органам, чтобы обеспечить реализацию иных функций государствен-ного управления природопользованием и охраной окружаю-щей среды.
В Российской Федерации существует Единая государ-ственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), функции общего руководства которой осуществляет Мини-стерство природных ресурсов Российской Федерации, а ос-новным исполнителем является Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Рос-гидромет). В деятельности системы участвуют Федеральная служба земельного кадастра, Министерство сельского хо-зяйства РФ, Министерство здравоохранения РФ и другие заинтересованные министерства и ведомства.
Экологический контроль
В числе функций государственного управления приро-допользованием и охраной окружающей среды, реализацию которых обеспечивает проведение экологического мониторин-га, следует упомянуть экологический контроль — систему мер, направленных на предотвращение, выявление и пресе-чение нарушений экологического законодательства, обеспе-чение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятель-ности требований в области охраны окружающей среды. Эко-868
логический контроль осуществляется в соответствии с норма-ми главы XI Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Экологический контроль проводится в целях обеспечения органами государственной власти и местного самоуправле-ния, юридическими и физическими лицами исполнения зако-нодательства в области охраны окружающей среды. Если объект экологического мониторинга — окружающая среда, за состоянием которой осуществляется наблюдение, то объект экологического контроля — деятельность человека, способ-ная отрицательно повлиять на окружающую среду. Что каса-ется взаимосвязи этих двух институтов, то экологический мониторинг является информационной основой осуществле-ния экологического контроля — выявление негативных из-менений в состоянии окружающей среды дает основания пред-положить, что такие изменения обусловлены нарушением тре-бований экологического законодательства кем-либо из при-родопользователей.
Действующее законодательство предусматривает осуще-ствление следующих видов экологического контроля:
• государственный экологический контроль; осуществ-ляется федеральными органами исполнительной власти и орга-нами исполнительной власти субъектов Российской Федера-ции и подразумевает последовательное решение двух задач. Первая стадия — это собственно контроль, т. е. организация проверок, экспертиз и других действий, направленных на выявление нарушений экологического законодательства. Для этого государственные инспектора при исполнении своих дол-жностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке посещать организации, объек-ты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государ-ственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны; знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контро-ля материалами; проверять работу очистных сооружений и
869
других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окру-жающей среды. Вторая задача факультативная, поскольку подлежит решению лишь в том случае, когда проверкой вы-явлены нарушения экологического законодательства — име-ется в виду принятие мер по их пресечению. Для этого госу-дарственные инспектора вправе предъявлять требования и выдавать предписания об устранении нарушений, приоста-навливать деятельность юридических и физических лиц, при-влекать правонарушителей к административной ответствен-ности, а также осуществлять иные определенные законода-тельством полномочия;
• муниципальный экологический контроль; осуществ-ляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органа-ми;
• производственный экологический контроль; осуществ-ляется в процессе хозяйственной и иной деятельности ее субъектами, которые обязаны предоставлять сведения об организации производственного экологического контроля в органы, осуществляющие государственный и муниципальный контроль;
• общественный экологический контроль; осуществля-ется общественными и иными некоммерческими объединени-ями в соответствии с их уставами, а также гражданами.
Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
Важнейший элемент механизма государственного управ-ления природопользованием — экологическая экспертиза. Это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение до-пустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздей-ствий этой деятельности на окружающую природную среду и
870
связанных с ними социальных, экономических и иных послед-ствий реализации объекта экологической экспертизы. Ее про-ведение осуществляется в соответствии с Федеральным за-коном от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе"1. В содержательном плане экологическую экспертизу можно на-звать видом экологического контроля, но с учетом наличия между этими двумя процедурами принципиального различия. Объект экологического контроля — уже осуществляемая де-ятельность, влияющая на состояние окружающей среды, в то время как объектом экологической экспертизы выступает деятельность только намечаемая. Экологический контроль ведется за экологически опасной деятельностью, а экологи-ческая экспертиза такой деятельности предшествует. Таким образом, она выполняет превентивную функцию, предупреж-дая причинение вреда окружающей среде, так как проводит-ся на стадии принятия решения, способного отрицательно повлиять на окружающую среду.
Действующее законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы — государственную и обще-ственную. Государственная экологическая экспертиза орга-низуется и проводится специально уполномоченными госу-дарственными органами в области экологической экспертизы на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Фе-дерации. Общественная экологическая экспертиза организу-ется и проводится по инициативе граждан, общественных объединений, органов местного самоуправления обществен-ными объединениями, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окру-жающей среды, в том числе организация и проведение эко-логической экспертизы, зарегистрированными в установлен-ном порядке.
Проведение государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы является обязательным. В то же время экологи-1 СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.
871
ческая экспертиза осуществляется исходя из презумпции по-тенциальной экологической опасности любой намечаемой хо-зяйственной и иной деятельности — заказчик такой деятель-ности должен обосновать ее безопасность для окружающей среды, без чего не сможет получить разрешение на ее осу-ществление. Обоснование производится путем проведения
оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
ОВОС — это процесс, способствующий принятию эколо-гически ориентированного управленческого решения о реа-лизации намечаемой деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологи-ческих последствий, учета общественного мнения, разработ-ки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. Если экологическая экспертиза проводится на стадии принятия решения, способного отрицательно повлиять на окружающую среду, то ОВОС — на стадии подготовки такого решения. ОВОС проводится субъектом, заинтересованным в осуществ-лении подлежащей оценке деятельности (заказчиком), либо по его заданию третьим лицом (исполнителем). Заказчику необходимо положительное заключение государственной эко-логической экспертизы, а экспертиза не состоится без пре-доставления материалов ОВОС, поскольку ее результаты документируются в материалах по оценке воздействия, ко-торые являются частью документации, обязательно представ-ляемой на экологическую экспертизу.
Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномо-ченным государственным органом для проведения экологи-ческой экспертизы конкретного объекта. В состав экспертной комиссии включаются внештатные эксперты, а также штат-ные сотрудники специально уполномоченного государствен-ного органа в области экологической экспертизы. Экспертом может быть любой специалист, обладающий необходимыми познаниями по рассматриваемому вопросу.
Результат проведения государственной экологической экспертизы — ее заключение — документ, содержащий обос-872
нованные выводы о допустимости воздействия на окружаю-щую среду намечаемой деятельности и о возможности реали-зации объекта экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. Зак-лючение может быть положительным или отрицательным. Правовым последствием отрицательного заключения являет-ся запрет реализации объекта государственной экологичес-кой экспертизы.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100