Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 6. Понятие и роль налогов
Появление налогов всегда связывают с возникновением государства, поэтому история налогов насчитывает тысяче-летия. Однако в современном понимании налоги стали разви-ваться в период становления и развития буржуазного обще-ства, а принципы налоговой системы были сформулированы экономистом А. Смитом в конце XVIII в. В России термин "налог" не применялся вплоть до середины XVIII в. Для обо-804
значения фискальных платежей использовались термины "дань", "подать", поэтому, например, налоговая политика страны называлась податной политикой. Впервые в литера-туре термин "налог" употребляется в работе "О крепостном состоянии крестьян в России" историка А. Я. Поленова (1738— 1816) в 1765 г. В научном обороте и законодательстве термин "налог" утвердился лишь в XIX в.
Содержание государственного аппарата управления и принуждения требует финансовых ресурсов, поэтому исто-рически первая функция налогов — фискальная: она создает условия для функционирования государства и объективные предпосылки для его вмешательства в экономические отно-шения, то есть обуславливает регулирующую функцию на-логов. Ведь налоги, являясь активным участником перерасп-ределительных процессов, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, рас-ширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Налоги и их функции отражают базисные отношения, кото-рые используются государством в налоговой политике. Госу-дарство придает совокупности организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, образующей нало-говый механизм, юридическую форму посредством налогово-го законодательства и регулирует его, изменяет соотноше-ние между двумя названными функциями в зависимости от конкретных социально-экономических и политических усло-вий развития общества.
В обществе в целом распространено негативное отноше-ние к налогам. Опросы показывают, что большинство выска-зывается за снижение налогов или даже за их отмену. В со-ветский период, в 1960 г., была предпринята попытка посте-пенного снижения, вплоть до отмены, налогов с заработной платы рабочих и служащих. Тогда эта идея была достаточно реальна в силу однотипности экономических условий, жест-кой регламентации уровня заработка. Экономическая реформа не только сохранила налоги с населения, но и расширила их финансовую роль.
805
Помимо финансовой роли налоги имеют и большое соци-альное значение. При этом имеется в виду не только исполь-зование налогов в качестве инструмента воздействия на оп-ределенные общественные процессы. Налоги, особенно пря-мые, имеют значение в качестве контрольного института, института конституционного права.
Некоторые государства (Бруней, Кувейт, Катар) не взи-мают прямых налогов, использование которых можно конт-ролировать, а косвенные налоги по существу скрывают от каждого налогоплательщика сумму, которую он платит госу-дарству. Таким образом, необходимость налоговой реформы диктуется не только экономическими преобразованиями, но и ломкой политических отношений, становлением демокра-тической системы.
Неразрывная связь государства с налогами и ее значе-ние озвучено в известной фразе Бенджамина Франклина: "Платить налоги и умереть должен каждый". Именно вокруг права вводить новые налоги складывались гражданские пра-ва, развивался парламентаризм. Современные конституцион-ные системы складывались в борьбе за осуществление пол-номочий парламента в области финансов. После этого парла-менты стали рассматриваться как законодательные органы, являющиеся одной из основ демократического строя. Право представителей народа соглашаться или не соглашаться на взимание налогов — основное в финансовых полномочиях парламента. Таким образом, само появление и развитие на-логового права связано с демократизацией общества, идеей правового государства. С точки зрения правовой природы на-логообложение есть мера упорядочения, введения в опреде-ленные рамки имущественных отношений между участника-ми общественного производства и государства, поэтому ос-новная задача налогового права — защита права собственно-сти, поддержание баланса интересов налогоплательщика и государства. При этом под защитой прав и законных интере-сов участников отношений в сфере налогообложения, с одной стороны, понимается обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц (как форма за-806
щиты прав и интересов налогоплательщиков и (или) платель-щиков сборов), и с другой — защита права и законных инте-ресов государства, осуществляемая путем привлечения ви-новных лиц к ответственности за совершение налоговых пра-вонарушений.
Право парламента как представителя всего народа ут-верждать налог не согласовывается с каждым конкретным членом общества, с его интересами. Более того, во многих странах (в том числе и в Российской Федерации) существует конституционный запрет на решение вопросов о налогообло-жении путем референдума. Отсюда — главная юридическая черта налога: односторонний характер его установления. Взи-мание налога для осуществления финансовой деятельности государства не связано с индивидуальными потребностями конкретного налогоплательщика и не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в его пользу после уплаты налога, поэтому налог является индивидуаль-но безвозмездным.
Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Прин-ципу безвозвратности не противоречит возврат налога в слу-чае его переплаты или в качестве льготы, так как государ-ство определяет все эти случаи в одностороннем порядке и они не влияют на характер платежа в целом. Одностороннее движение средств и его принципы прямо противоположны принципам гражданского оборота, поэтому приводным меха-низмом налогообложения может быть только принуждение. В большинстве случаев налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно, но отступление от установленных правил приводит к применению санкций.
Налог выступает средством упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. Одной из сто-рон он указывает меру обязанности, а другой — меру дозво-ленного поведения. Принудительный характер налога не ме-шает рассматривать налог как способ защиты частной соб-ственности от незаконных притязаний казны и ее агентов, как средство поддержания баланса прав и законных интере-сов граждан и их объединений, с одной стороны, общества и
807
государства как выразителя интересов общества — с другой. С этой позиции Налоговый кодегСс РФ (ст. 8 НК РФ) дает сле-дующее определение налога: налог — это обязательный ин-дивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с органи-заций и физических лиц в форме отчуждения принадлежа-щих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финан-сового обеспечения деятельности государства и (или) муни-ципальных образований.
Данное определение позволяет отделить налоги от сбо-ров и пошлин, при уплате которых всегда присутствует спе-циальная цель и возмездность платежа. Цель взыскания по-шлины или сбора состоит лишь в покрытии издержек учреж-дения, в чью пользу уплачивается пошлина, но на практике довольно часто плата за услуги превышает связанные с ус-лугами расходы, а в ряде случаев не платеж устанавливает-ся ради покрытия расходов, а само действие признается обя-зательным ради взыскания платежа, например, в отношении установления различных регистрации и т. п.
Различие между пошлиной и сбором часто не проводит-ся. В Налоговом кодексе РФ понятием "сбор" охватываются как собственно сборы (платежи за обладание специальным правом), так и пошлины (платежи за совершение юридичес-ки значимых действий). В соответствии с ст. 8 НК РФ под сбором понимается "обязательный взнос, взимаемый с орга-низаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов го-сударственными органами, органами местного самоуправле-ния, иными уполномоченными органами и должностными ли-цами юридически значимых действий, включая предоставле-ние определенных прав или выдачу разрешений".
Долгое отсутствие в российском законодательстве чет-кого разграничения понятий "налог", "пошлина", "сбор" при-вело к установлению традиции, по которой платеж, являю-щийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором, и на-оборот. Это обстоятельство затушевывает истинную природу
808
того или иного платежа, затрудняет его анализ налогопла-тельщиком (иногда это делается умышленно), создает угрозу нарушения установленных правил налоготворчества.
Понятие и правовое значение элементов закона о налоге
Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор инфор-мации, который бы конкретно утвердил обязанное лицо, раз-мер налогового обязательства и порядок его исполнения, гра-ницы требования государства в отношении имущества нало-гоплательщика. Если элемент установлен, но не определен, недостатки закона восполняются ведомственными норматив-ными актами, а таже решениями судов и арбитражных су-дов. Налоговый кодекс РФ, определяющий основные принци-пы налоговой системы, устанавливает четкую презумпцию пра-воты налогоплатщика, поступающего в подобной ситуации наиболее выгодным для себя образом. Из предложенной кон-ституционным правом строгой привязки налогового регули-рования к закону следует, что осуществление налоговых за-конов не может быть целиком отдано на усмотрение госу-дарственных органов управления, так как толкование, свя-занное с целью получения дохода, вело бы к постоянному расширению налоговых обязанностей, поэтому в налоговом праве ради соблюдения Конституции РФ действует принцип законности и в толковании налоговых законов действуют осо-бые нормы. Нечеткость, двусмысленность или неполнота за-кона о налоге могут привести, с одной стороны, к возможно-сти уклонения от уплаты налога на законных основаниях (на-логовые лазейки), с другой стороны —ж злоупотреблениям в налоговых органах, выражающимся в расширительном тол-ковании положений закона. Поэтому элементы закона о нало-ге имеют универсальное значение. Если законодатель не ус-тановил и/или не определил хотя бы один из них, обязан-ность налогоплательщика не может считаться установленной, и он имеет все законные основания не уплачивать налог, а в
809
ряде случаев уплачивать налог наиболее выгодным для себя способом. Ст. 17 НК РФ устанавливает элементы закона о на-логе, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными. К ним отно-сятся:
• налогоплательщик;
• объект налогообложения;
• налоговая база;
• налоговый период;
• налоговая ставка;
• порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога могут
предусматриваться налоговые льготы и основания для их ис-пользования налогоплательщиком.
Рассмотрим обязательные элементы закона о налоге.
Налогоплательщик (ст. 19 НК РФ) — это лицо, на кото-ром лежит юридическая обязанность уплатить налог. Этому понятию близко другое — "носитель налога", оно существу-ет в связи с экономической возможностью переложения тя-жести налога с субъекта налогообложения, то есть лица, уплачивающего налог в бюджет, на другое лицо. Носитель налога — это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в итоге, то есть по завершении процессов переложения на-лога (например, субъектами акциза являются организации, производящие и реализующие подакцизный товар, но так как акциз включен в цену товара и не выделен в ней, то покупатель в составе цены и оплачивает его, поэтому этот конечный потребитель и является носителем акциза). От име-ни налогоплательщика налог может быть уплачен иным ли-цом (представителем), если при этом соблюдается ограниче-ние в отношении налоговых оговорок. Существуют два вида представительства — законное представительство (ст. 27 НК РФ) и представительство по назначению (уполномоченное представительство на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством для физических и юридических лиц (ст. 29 НК РФ).
810
В соответствии с экономическими связями налогоплатель-щика с государством устанавливается принцип постоянного местопребывания (резидентства), согласно которому налого-плательщики подразделяются на резидентов и нерезидентов. Важное различие этих групп налогоплательщиков состоит в том, что у резидентов налогообложению подлежат все дохо-ды, полученные как на территории данного государства, так и вне его (полная налоговая обязанность), у нерезидентов — только доходы, полученные из источников в данном государ-стве (ограниченая налоговая обязанность). Есть и другие раз-личия в налогообложении этих групп налогоплательщиков — порядок декларирования и уплаты налога и т. д.
Объект налогообложения — это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обя-занность субъекта заплатить налог (совершение оборота по реализации товара, работы, услуги, ввоз товара на террито-рию РФ, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи ценных бумаг, вступление в наследство, получение дохода и т. д.). В законе о каждом налоге обязательно гово-рится о том, при наличии каких обстоятельств возникает обя-занность уплаты. Согласно ст. 38 НК РФ "объектами налого-обложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реа-лизованных товаров (выполненных работ и услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физи-ческую характеристики, с наличием которого у налогопла-тельщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога".
Налоговая база служит для того, чтобы количественно выразить предмет налогообложения. В соответствии со ст. 53 НК РФ она "представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения." Нало-говая база необходима для исчисления налога. Но она непо-средственно не является обстоятельством, порождающим обя-занность уплатить налог (объектом налогообложения). Нало-811
говая база — это та величина, к которой непосредственно применяется ставка налога, определенная (ст. 53 НК РФ) как величина налоговых начислений на единицу измерения нало-говой базы.
Налоговый период — срок, в течение которого заверша-ется процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства. Согласно ст. 55 НК РФ "под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая к уплате. Налого-вый период может состоять из одного или нескольких отчет-ных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи."
Порядок исчисления налога определен ст. 52 НК Р Ф .
Обязанность исчислить сумму налога может быть возло-жена на налогоплательщика (ст. 19 НК РФ), налоговый орган (ст. 31, 32, 35 НК РФ) или третье лицо ("сборщик налогов", "налоговый агент" — ст. 24, 25 НК РФ).
Сроки уплаты налога (ст. 57 НК РФ) устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты оп-ределяются календарной датой или истечением периода вре-мени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделя-ми и днями, а также указаниями на событие, которое долж-но наступить или произойти, либо действие, которое долж-но быть совершено.
Порядок уплаты налога (ст. 58 НК РФ,) — это т е х н и ч е с -кие приемы внесения налогоплательщиком или агентом сум-мы налога в соответствующий бюджет (фонд). Это связано с направлением платежа, средствами уплаты налога, механиз-мом платежа. Конкретный порядок уплаты налога устанавли-вается применительно к каждому налогу.
Налоговые льготы (ст. 56 НК РФ) — это предоставляе-мые в соответствии с законодательством о налогах и сборах преимущества одним налогоплательщикам по сравнению с
812
другими, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Цель налоговых льгот — сокращение размера налогового обязательства нало-гоплательщика, реже — отсрочка или рассрочка платежа (они фактически являются кредитом, предоставляемым бесплат-но или на льготных условиях), а это косвенно приводит к сокращению налоговых обязательств налогоплательщика.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяю-щие основания, порядок и условия применения льгот по нало-гам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Налоговые правоотношения — это охраняемые государ-ством общественные отношения, возникающие в сфере на-логообложения, которые представляют собой социально зна-чимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, пре-дусмотренных нормами налогового права.
Рассматриваемые общественные отношения имеют слож-но-составной характер. Поэтому система налоговых правоот-ношений представляет собой совокупность следующих право-вых отношений:
1) властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
2) правовых отношений, возникающих в процессе испол-нения соответствующими лицами своих налоговых обязанно-стей по исчислению и уплате налогов или сборов;
3) правовых отношений, возникающих в процессе нало-гового контроля и контроля за соблюдением налогового зако-нодательства;
4) правовых отношений, возникающих в процессе защи-ты прав и законных интересов участников налоговых право-отношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государ-ства и др.), т. е. в процессе обжалования актов налоговых ор-ганов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;
5) правовых отношений, возникающих в процессе при-влечения к ответственности за совершение налоговых пра-вонарушений.
813
Основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений предусмотрены в налоговом за-конодательстве.
Участниками налоговых правоотношений являются:
1) налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы (МНС РФ), финансовые органы (Минфин РФ), таможенные органы (ГТК РФ), органы налого-вой полиции (ФСНП РФ), сборщики налогов и сборов (напри-мер, по земельному налогу — органы местного самоуправле-ния в сельской местности), органы внебюджетных фондов — это основные участники налоговых правоотношений;
2) органы, осуществляющие регистрацию организации индивидуальных предпринимателей, места жительства фи-зического лица, актов гражданского состояния, учет и реги-страцию имущества и сделок с ним (регистраторы), органы опеки и попечительства, социальные учреждения, процессу-альные лица, участвующие в мероприятиях налогового кон-троля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, сви-детели) и кредитные организации (банки).
Налогоплательщики и плательщики сборов — это орга-низации и физические лица, на которых в соответствии с положениями налогового законодательства возложена обязан-ность уплачивать соответственно налоги и/или сборы (ст. 19 НК РФ). При этом под налогоплательщиками и плательщика-ми сборов — организациями понимаются:
1) российские организации, т. е. юридические лица, об-разованные в соответствии с законодательством Российской Федерации,
2) иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской пра-воспособностью, созданные в соответствии с законодатель-ством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Под налогоплательщиками и плательщиками сборов — физическими лицами понимаются граждане России, иност-ранные граждане и лица без гражданства (индивидуальные
814
предприниматели и лица, не имеющие такого статуса), на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги или сборы.
Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществ-ляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществ-ляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуаль-ными предпринимателями. Понятие "индивидуальные пред-приниматели", используемое в налоговом законодательстве шире аналогичного, закрепленного в ст. 23 Гражданского ко-декса РФ понятия "лица, осуществляющие предприниматель-скую деятельность без образования юридического лица".
Кроме того, следует заметить, что для целей налогооб-ложения отдельные налогоплательщики могут быть призна-ны по отношению друг к другу взаимозависимыми лицами. Это значит, что налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам, осуществляющимся между такими лицами (ст. 20 НК РФ).
Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
В соответствии с действующим налоговым законодатель-ством налогоплательщики (плательщики сборов) обладают следующими правами:
1) получать от налоговых органов по месту учета бес-платную информацию о действующих налогах и сборах, за-конодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содер-жащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также
815
о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
2) получать от налоговых органов и других уполномочен-ных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии основа-ний и в порядке, установленном законодательством о нало-гах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штра-фов;
6) представлять свои интересы в налоговых правоотно-шениях лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требо-вания об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов со-блюдения законодательства о налогах и сборах при соверше-нии ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерные акты и требования на-логовых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13) требовать соблюдения налоговой тайны;
14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решени-816
ями налоговых органов или незаконными действиями (бездей-ствием) их должностных лиц и др.
Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (платель-щиков сборов) гарантируется положениями ст. 22 НК РФ, со-гласно которой участники налоговых правоотношений имеют право на административную и судебную защиту своих прав и законных интересов, порядок предоставления которой регла-ментирован нормами глав 19 и 20 НК РФ. Кроме того, перечис-ленные выше права налогоплательщиков обеспечиваются со-ответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов (ст. 33 НК РФ). Неисполнение или ненадлежащее ис-полнение обязанностей по обеспечению прав налогоплатель-щиков влечет юридическую ответственность, предусмотрен-ную административным и уголовным законодательством.
В соответствии с положениями ст. 23 НК РФ налогопла-тельщики (плательщики сборов) обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обя-занность предусмотрена настоящим Кодексом;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (рас-ходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4) представлять в налоговый орган по месту учета в уста-новленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а так-же бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о на-логах и сборах, а также не препятствовать законной дея-тельности должностных лиц налоговых органов при исполне-нии ими своих служебных обязанностей;
817
7) предоставлять налоговому органу необходимую инфор-мацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом;
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность дан-ных бухгалтерского учета и других документов, необходи-мых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержан-ные) налоги;
9) нести иные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством.
Кроме того, налогоплательщики — организации и инди-видуальные предприниматели •— помимо перечисленных выше обязанностей должны письменно сообщать в налого-вый орган по месту учета:
1) об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;
2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или лик-видации;
4) об объявлении несостоятельности (банкротстве), о лик-видации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
5) об изменении своего места нахождения или места жи-тельства — в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возло-женных на него обязанностей налогоплательщики (платель-щики сборов) несут предусмотренную законодательством Рос-сийской Федерации (налоговым, административным и уголов-ным) ответственность.
818
Налоговые органы как участники налоговых правоотношений
Налоговыми органами в Российской Федерации являют-ся Министерство РФ по налогам и сборам и его территори-альные подразделения. В случаях, прямо предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают тамо-женные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Министерство по налогам и сборам России является федеральным органом исполнительной власти и осуществ-ляет государственный контроль за соблюдением законода-тельства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в Рос-сийской Федерации.
Деятельность налоговых органов как участников налого-вых правоотношений регулируется нормами налогового зако-нодательства (в частности, положениями Конституции РФ, Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943—1 "О налоговых органах Российской Федерации", не противоречащими НК РФ, По-ложение о МНС РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 783. и др.) и ведомственными инструк-тивными актами, издаваемыми самим министерством. Нало-говые органы в Российской Федерации представляют собой единую централизованную систему, отделены от финансовых органов и имеют собственную структуру, состоящую из трех уровней: федерального, регионального и местного. Создание на местах налоговых органов, не входящих в систему МНС РФ, не допускается.
Необходимо отметить, что ряд полномочий налоговых органов передан по законодательству государственным вне-бюджетным фондам и таможенным органам, которые, как и органы налоговой полиции, налоговыми органами не являют-ся, действуют строго в пределах своей компетенции, опреде-ленной соответствующими законодательными актами.
819
Права, обязанности и ответственность налоговых органов
Налоговые органы вправе:
1) требовать от налогоплательщика или налогового аген-та документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и пере-числения) налогов, а также пояснения и документы, подтвер-ждающие правильность исчисления и своевременность упла-ты (удержания и перечисления) налогов;
2) проводить налоговые проверки в порядке, установлен-ном НК РФ;
3) производить выемку документов при проведении нало-говых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонаруше-ний, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сбо-ров или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уп-латой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
5) приостанавливать операции по счетам налогоплатель-щиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, платель-щиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотрен-ном настоящим Кодексом;
6) осматривать (обследовать) любые используемые нало-гоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от мес-та их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
820
7) определять суммы налогов, подлежащие внесению на-логоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), рас-четным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (об-следованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщи-ком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение бо-лее двух месяцев налоговому органу необходимых для расче-та налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нару-шением установленного порядка, приведшего к невозможно-сти исчислить налоги;
8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений зако-нодательства о налогах и сборах и контролировать выполне-ние указанных требований;
9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном настоящим Ко-дексом;

10) контролировать соответствие крупных расходов фи-зических лиц их доходам;
11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, пла-тельщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поруче-ний (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых аген-тов сумм налогов и пени;
12) привлекать для проведения налогового контроля спе-циалистов, экспертов и переводчиков;
13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значе-ние для проведения налогового контроля;
821
14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приос-тановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных ви-дов деятельности;
15) создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ;
16) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбит-ражные суды иски:
а) о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
б) о признании недействительной государственной регис- трации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предприни- мателя;
в) о ликвидации организации любой организационно-пра- вовой формы по основаниям, установленным законодатель- ством Российской Федерации;
г) о досрочном расторжении договора о налоговом креди- те и договора об инвестиционном налоговом кредите;
д) о взыскании задолженности по налогам, сборам, со- ответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджет- ные фонды), числящейся более трех месяцев за организаци- ями, являющимися в соответствии с гражданским законода- тельством Российской Федерации зависимыми (дочерними) об- ществами (предприятиями);
е) в иных случаях, предусмотренных НК РФ. Налоговые органы обязаны:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) осуществлять контроль за соблюдением законодатель-ства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
3) вести в установленном порядке учет налогоплатель-щиков;
4) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно
822
информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
6) соблюдать налоговую тайну;
7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, на-логовое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Налоговые органы несут также другие обязанности, пре-дусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законо-дательства о налогах и сборах, содержащего признаки пре-ступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы на-логовой полиции для решения вопроса о возбуждении уго-ловного дела.
За неправомерные действия или бездействие должност-ные лица налоговых органов несут гражданскую, дисципли-нарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Гражданско-правовая ответственность налоговых органов и их должностных лиц носит имущественный характер. Поэтому налоговые органы и их должностные лица несут имуществен-ную ответственность за убытки, причиненные налогоплатель-щикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (реше-ний) или бездействия должностных лиц и других работников налоговых органов при исполнении ими служебных обязанно-стей. Причиненные налогоплательщикам и иным участникам налоговых правоотношений убытки возмещаются за счет фе-дерального бюджета.
823
Должностные лица и иные сотрудники налоговых орга-нов являются государственными служащими РФ. Поэтому общие правила привлечения должностных лиц налоговых ор-ганов к дисциплинарной ответственности установлены ст. 14 ФЗ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей (совершения долж-ностного проступка) на работника налогового органа могут налагаться меры дисциплинарной ответственности (замеча-ние, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение). До решения вопроса о применении дисциплинарной ответственности работник нало-гового органа может быть временно (но на срок не более одного месяца) отстранен от исполнения должностных обя-занностей.
Основания для привлечения должностных лиц налоговых органов к уголовной ответственности предусмотрены гл. 30 Уголовного кодекса РФ ("Преступления против государствен-ной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления"). Указанная глава, в част-ности, содержит ст. 285 "Злоупотребление должностными полномочиями", ст. 286 "Превышение должностных полномо-чий", ст. 289 "Незаконное участие в предпринимательской деятельности", ст. 290 "Получение взятки", ст. 292 "Служеб-ный подлог" и ст. 293 "Халатность".
Налоговая обязанность и ее исполнение
Ст. 57 Конституции РФ устанавливает "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы", т. е. нало-говая обязанность — это одна из разновидностей обязаннос-тей, которые государство возлагает на граждан и организа-ции, и заключается она в обязанности заплатить в опреде-ленном размере и в установленный срок налог или сбор. Осо-бенностью налоговой обязанности является то, что предус-матривается она законодательством о налогах и сборах, а ее
824
исполнение обеспечивается силой государственного принуж-дения, осуществляемого налоговыми органами.
Обязанность по уплате налога или сбора возникает, из-меняется и прекращается при наличии оснований, установ-ленных законодательством о налогах и сборах в ст. 44 НК РФ. Налоговая обязаность возлагается на налогоплательщика с момента возникновения у него соответствующего объекта налогообложения. В качестве оснований возникновения нало-говой обязанности может быть признано, например, получе-ние валовой прибыли (налог на прибыль), совершение оборо-та по реализации товаров, работ и услуг (НДС), изготовле-ние подакцизной продукции (акцизы), реализация товаров, работ и услуг в розницу или оптом за наличный расчет (налог с продаж) и т. д.
Приостановление налоговой обязанности осуществляет-ся по решению налогового органа лишь в тех случаях, когда налогоплательщик — физическое лицо признан безвестно отсутствующим или недееспособным, а принадлежащего ему имущества недостаточно для исполнения указанной обязан-ности (ч. 3 ст. 51 НК).
Основаниями прекращения обязанности по уплате нало-га или сбора являются:
• уплата налога, сбора;
• смерть налогоплательщика или признание его умер-шим;
• ликвидация организации-налогоплательщика после про-ведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюдже-тами, иные обстоятельства, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога, (ч. 3 ст. 44 НК).
К числу иных обстоятельств, с которыми законодатель-ство связывает прекращение обязанности по уплате налогов относятся:
• удержание суммы налога налоговым агентом (ст. 24 НК);
• взыскание налога налоговым органом в бесспорном по-рядке со счета налогоплательщика в банке (ст. 46 НК);
825
• погашение налоговой обязанности посредством обра-щения судом взыскания на имущество налогоплательщика (ст. 47, 48);
• исполнение обязанности по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица его правопреемником (ст. 50);
• исполнение обязанности по уплате налогов, причита-ющихся с физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом налогоплательщика (ст. 51);
• погашение налоговой обязанности по заявлению нало-гоплательщика (решению налогового органа, суда) посредством зачета соответствующей суммы по другому излишне упла-ченному налогу (ч. 5 ст. 78, ч. 1 ст. 79).


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100