Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 3. Бюджетное право, бюджетная система и бюджетный процесс
Организация и совершенствование управления в сфере правового регулирования финансов и финансовой деятельно-757
сти всегда были предметом внимания государства. Последние годы характеризуются масштабной перестройкой отечествен-ной законодательной системы в сфере финансово-правового регулирования экономики. За прошедшее десятилетие про-делана значительная работа по совершенствованию финансо-вого законодательства, в том числе меры по повышению эффективности управления бюджетной системой и бюджет-ным процессом, включая развитие бюджетного федерализма путем создания рациональной системы взаимоотношений бюд-жетов всех уровней и т. д.
Бюджет может рассматриваться в разных аспектах: как экономическая категория, то есть совокупность экономичес-ких отношений, возникающих в процессе создания, распре-деления и использования государственного централизованного фонда денежных средств или муниципального (местного) фон-да денежных средств; как правовая категория бюджет — это основной финансовый план государства или муниципального (местного) самоуправления, роспись его доходов и расходов; по своему материальному содержанию — это централизо-ванный фонд денежных средств.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, пред-назначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Исходя из данного определения выделяют три признака бюджета: 1) это обще-государственный, централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов; 2) это финансовый план государства, в котором указаны его дохо-ды и расходы в предстоящем году; 3) это основной финансо-вый план государства, на основании и во исполнение которо-го принимаются остальные финансовые планы.
Роль бюджета выражается в том, что он формирует фи-нансовую базу функционирования государства. Бюджет явля-ется мощным управляющим механизмом — с его помощью обеспечивается равномерное развитие экономики и культу-ры на всей территории страны. Средства бюджета предназна-758
чены для обеспечения финансирования финансово-экономи-ческого развития страны, обороны, безопасности и т. д. За счет средств соответствующих бюджетов содержатся государ-ственный аппарат и органы местного самоуправления (орга-ны представительской и исполнительной власти, судебная система, правоохранительные органы и т. д.). С помощью бюд-жета реализуются государственные и местные программы по развитию отраслей народного хозяйства, проведению конвер-сии военно-промышленного комплекса, охране окружающей среды, укреплению научно-технического потенциала и куль-туры страны, повышению материального уровня жизни на-селения и отдельных его групп, поддержке социально-эко-номического развития субъектов федерации и администра-тивно-территориальных единиц, по борьбе с преступностью и т. д.
Различают три вида бюджетов: 1) чрезвычайный бюд-жет; 2) консолидированный бюджет; 3) минимальный бюд-жет.
Согласно ст. 25 Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (в редакции Федерального закона от 31 июля 1995 г.) предусмотрена возможность при введении чрезвычайного положения в стране устанавливать особый, более жесткий правовой режим использования средств — чрезвычайный бюджет.
Чрезвычайный бюджет следует отличать от режима чрез-вычайного расходования средств, который вводится в случае увеличения дефицита бюджета до размеров, не покрывае-мых путем размещения государственных ценных бумаг. В рам-ках чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расхо-дования средств финансирование производится в режиме секвестра.
Секвестр есть специальный механизм бюджетного регу-лирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем незащищен-ным статьям бюджета.
759
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, консолидиро-ванный бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей терри-тории. Консолидированный бюджет используется для расче-тов и анализа.
Консолидированный бюджет: 1) Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ; 2) республики в составе Российской Федерации состоит из республиканского бюджета республики и бюджетов райо-нов, республиканских городов республики; 3) края (области) включает в себя краевой (областной) бюджет края (области) и бюджеты районов, краевых (областных) городов, расположен-ных на территории края (области); 4) района включает в себя районный бюджет района и бюджеты сел, поселков, городс-кие бюджеты районных городов, расположенных на террито-рии районов.
Впервые понятие консолидированного бюджета было введено Законом РФ от 15 апреля 1993 г. "Об основах бюд-жетных прав и прав по формированию и использованию вне-бюджетных фондов представительных и исполнительных ор-ганов государственной власти республик в составе Российс-кой Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, орга-нов местного самоуправления". Как уже отмечалось, консо-лидированный бюджет — это используемый для расчетов и анализа свод бюджетов нижестоящего бюджета (местного бюд-жета) и бюджета соответствующего субъекта федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета.
Согласно бюджетному законодательству, минимальный бюджет представляет собой расчетный объем доходов соот-ветствующего консолидированного бюджета нижестоящего уровня (сельского, поселкового, района, города), покрываю-щих гарантируемые соответствующими вышестоящими орга-нами власти максимально необходимые расходы. При этом часть расходов в случае недостаточности материального объ-760
ема закрепленных доходов покрывается отчислениями от ре-гулирующих доходов, дотациями и субсидиями. Расчеты ми-нимального бюджета служат исходной базой для формирова-ния отношений между вышестоящими и нижестоящими орга-нами власти, с тем чтобы обеспечить минимально необходи-мые расходы бюджета каждого уровня.
Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления" от 25 сентября 1997 г. (ст. 1) дает понятие минимального бюджета применительно к местным бюдже-там, увязывая его с государственными социальными стан-дартами: минимальный местный бюджет — это расчетный объем расходов местного значения, учитывающий государ-ственные социальные стандарты.
Бюджетный кодекс РФ вместо термина "минимальный бюджет" применяет более точный — "минимальная бюджет-ная обеспеченность", увязывая его с минимальными государ-ственными стандартами. При этом названные категории ка-саются бюджетов всех уровней.
Минимальная бюджетная обеспеченность определена как минимально допустимая стоимость государственных или му-ниципальных услуг в денежном выражении, предоставляе-мых органами государственной власти или органами местно-го самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 6 БК РФ).
Минимальные государственные социальные стандарты определены как государственные услуги, предоставленные гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней.
Бюджетное право — один из основных институтов фи-нансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие: структуру бюджетной системы Рос-сийской Федерации; перечень бюджетных доходов и расхо-дов; порядок распределения их между различными видами бюджетов; бюджетные права Российской Федерации, адми-нистративно-территориальных единиц; регламент бюджетного процесса; порядок формирования и использования государ-
761
ственных внебюджетных фондов в целях финансового обес-печения социально-экономического развития страны и дру-гих потребностей общества.
Бюджетное право регулирует отношения Российской Федерации, ее субъектов, административно-территориаль-ных единиц и соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с образовани-ем, распределением и использованием денежных фондов го-сударственных и административно-территориальных единиц общего назначения.
Субъектами бюджетного права являются носители юри-дических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию бюджетов всех уровней. В качестве субъектов бюджетного права РФ выступают: 1) го-сударство, государственные и административно-территори-альные образования (Российская Федерация в целом, субъек-ты Российской Федерации); 2) государственные и местные органы власти (представительные органы государственной вла-сти и местного самоуправления; исполнительные органы вла-сти и местного самоуправления). Субъекты бюджетного пра-ва при реализации своих прав и обязанностей вступают в бюд-жетные правоотношения.
Бюджетные правоотношения есть урегулированные нор-мами финансового права общественные отношения, в кото-рые вступают субъекты бюджетного права для реализации своих прав и выполнения обязанностей. Бюджетным правоот-ношениям свойственны особенности, касающиеся их содер-жания и субъектного состава: 1) они возникают в связи с об-разованием, распределением и использованием централизо-ванного государственного (местного) денежного фонда соот-ветствующей территории; 2) права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государственного или административно-территориального образования; 3) в дан-ных правоотношениях участвуют государственные или адми-нистративно-территориальные образования или соответству-762
ющие государственные (местные) органы власти, выражаю-щие их интересы.
Нормы бюджетного права по своему содержанию под-разделяется на материальные и процессуальные.
Бюджетные материальные нормы закрепляют структу-ру бюджетной системы Российской Федерации, перечень до-ходов и расходов бюджетов, распределение их между раз-личными бюджетами и т. д.
Бюджетные процессуальные нормы регламентируют по-рядок составления, рассмотрения, утверждения и исполне-ния бюджетов государства и местных бюджетов, а также по-рядок составления и утверждения отчета об исполнении бюд-жета.
Бюджетное законодательство есть совокупность норма-тивных актов, содержащих нормы бюджетного права. Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ, которой установлены исходные начала и принципы бюджетной дея-тельности в Российской Федерации. Так, ст. 71 и 72 определя-ют компетенцию Российской Федерации и сферу совместной деятельности Российской Федерации и ее субъектов в облас-ти бюджета. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета установлен ст. 101, 104, 106, 114 Конституции РФ.
Важнейшими нормативными актами, регулирующими бюджетные отношения, являются: Закон РСФСР от 10 ок-тября 1991 г. "Об основах бюджетного устройства и бюджет-ного процесса в РСФСР" (в редакции Федерального закона от 31 июля 1995 г.); Закон РФ от 15 апреля 1993 г. "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Россий-ской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, орга-нов местного самоуправления"; Федеральный закон от 15 ав-густа 1996 г. "О бюджетной классификации Российской Феде-рации (в редакции Федерального закона от 26 марта 1998 г.). Бюджетные отношения также регулируются нормативными
763
актами, издаваемыми Правительством РФ, правительствами субъектов Российской Федерации, органами местного само-управления. Значительная роль в регулировании бюджетных отношений принадлежит нормативным актам Министерства финансов РФ, министерств финансов субъектов РФ.
Каждое государство имеет свою организацию бюджет-ной системы и принципы ее построения, т. е. бюджетное уст-ройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное уст-ройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Названные нормы яв-ляются в бюджетном праве основополагающими. В соответ-ствии со ст. 3 Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (;в редакции Федерального закона от 31 июля 1995 г.) под бюд-жетным устройством понимается организация бюджетной си-стемы и принципы ее построения.
Бюджетное устройство страны определяется ее государ-ственным устройством. Для бюджетной системы федерально-го государства характерны три уровня — государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Фе-дерации и местные бюджеты. БК РФ не только закрепляет общее понятие бюджета (ст. 6), но и содержит легальные определения бюджета субъекта Российской Федерации и бюд-жета муниципального образования, а также целевого бюд-жетного фонда государственного внебюджетного фонда.
В соответствии со ст. 15 БК РФ бюджет субъекта Рос-сийской Федерации (региональный бюджет) — это форма образования и расходования денежных средств, предназна-ченных для обеспечения задач и функций, отнесенных к пред-метам ведения субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муници-пальных образований, находящихся на его территории, со-ставляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 БК РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и рас-764
ходования денежных средств, предназначенных для обеспе-чения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления
Консолидированный бюджет Российской Федерации
объединяет федеральный бюджет и консолидированные бюд-жеты субъектов Российской Федерации (ст. 16 БК РФ).
В ст. 17 БК РФ целевой бюджетный фонд определяется как фонд денежных средств, образуемый в соответствии с за-конодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых от-числений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюд-жетного фонда не могут быть использованы на цели, не соот-ветствующие назначению целевого бюджетного фонда.
Согласно ст. 6 БК РФ государственный внебюджетный фонд — это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В ст. 13 БК РФ указывает-ся цель создания: "Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюд-жета и бюджетов субъектов Российской Федерации и пред-назначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, соци-альное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установлен-ном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмот-ренном настоящим Кодексом".
Бюджетная система Российской Федерации представля-ет собой совокупность бюджетов трех уровней:
• первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
• второй уровень — бюджеты субъектов Российской Фе-дерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
• третий уровень — местные бюджеты (ст. 10 БК РФ).
765
Бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокуп-ность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российс-кой Федерации, местных бюджетов и бюджетов государствен-ных внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ). Она основана на прин-ципах, перечисленных в главе 5 БК РФ "Принципы бюджет-ной системы Российской Федерации" (ст. 28—38):
• единства бюджетной системы Российской Федерации;
• разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
• самостоятельности бюджетов;
• полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
• бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• сбалансированности бюджетов;
• эффективности и экономности использования бюджет-ных средств;
• общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
• гласности;
• достоверности бюджета;
• адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 28).
Каждый бюджет состоит из доходов и расходов. Первич-ным источником доходов бюджетов являются национальный доход общества, а расходы бюджетов, находясь в тесной вза-имосвязи с доходами, определяются задачами, стоящими пе-ред государством и муниципальными образованиями (мест-ными самоуправлениями).
Доходы бюджетов — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ор-ганов государственной власти субъектов Российской Федера-ции и органов местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).
Доходы бюджетов классифицируются по разным призна-кам:
766
• по социально-экономическому признаку;
• по условиям зачисления доходов в соответствующие бюджеты;
• по юридическим формам доходов.
По социально-экономическому признаку доходы бюдже-тов подразделяются на доходы от хозяйствующих субъек-тов, вне зависимости от формы собственности, на основе которой они осуществляют хозяйственную (в том числе пред-принимательскую) деятельность, и доходы от граждан.
По условиям зачисления доходов в соответствующие бюджеты доходы подразделяются на закрепленные и регу-лирующие.
По юридическим формам доходы бюджетов подразделя-ются на налоговые и неналоговые.
Новое бюджетное законодательство детально регламен-тирует доходы и расходы бюджетов. Многие положения, вы-работанные наукой финансового права, получили в БК РФ законодательное закрепление. БК РФ устанавливает не только общие положения о формировании доходов бюджетов, вне зависимости от их уровня в бюджетной системе, но и регла-ментирует доходы отдельных видов бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, мест-ных бюджетов. Формирование доходов бюджетов осуществ-ляется в соответствии с бюджетным и налоговым законода-тельством Российской Федерации. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюд-жеты других уровней бюджетной системы Российской Феде-рации для целевого финансирования централизованных ме-роприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целе-вых бюджетных фондов (ст. 39 БК РФ). Доходы бюджетов об-разуются за счет безвозмездных перечислений. В доходы бюд-жета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
К налоговым доходам относятся предусмотренные нало-говым законодательством Российской Федерации федераль-767
ные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы (п. 2 ст. 41 БК РФ). Размеры предоставленных нало-говых кредитов, отсрочек и рассрочек йо уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитыва-ется в доходах соответствующего бюджета (п. 3 ст. 41 БК РФ). К налоговым доходам БК РФ относят такие доходы, которые по ранее действующему законодательству имели режим "вне-бюджетных средств". Так, к неналоговым доходам в соответ-ствии со ст. 41 БК РФ относятся:
• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
• доходы платных услуг, оказываемых бюджетными уч-реждениями, находящимися в ведении соответственно феде-ральных органов исполнительной власти, органов исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответ-ственности, в том числе штрафы, конфискации, компенса-ции, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
• доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной систе-мы Российской Федерации;
• иные неналоговые доходы.
В соответствии со ст. 42 БК РФ в доходах бюджетов учи-тываются следующие средства, полученные от использова-ния имущества, находящегося в государственной или муни-ципальной собственности:
• средства, получаемые в виде арендной либо иной пла- ты за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государ- ственной или муниципальной собственности;
768
• средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
• средства, получаемые от передачи имущества, нахо-дящегося в государственной или муниципальной собственнос-ти, под залог, в доверительное управление;
• средства от возврата государственных кредитов, бюд-жетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных или муниципальных гарантий соот-ветствующим органам исполнительной власти в качестве обес-печения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным или муниципальным гарантиям;
• плата за пользование бюджетными средствами, предо-ставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
• доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в ус-тавных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Рос-сийской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
• часть прибыли государственных и муниципальных уни-тарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Новеллой бюджетного законодательства является норма, согласно которой доходы бюджетного учреждения, получен-ные от предпринимательской и иной деятельности, принося-щей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципаль-ной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответ-ствующие бюджета в полном объеме. Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Фе-
769
дерации средств, получаемых в процессе приватизации госу-дарственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством Российской Федерации о приватизации. В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечис-ления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. В соот-ветствии со ст. 45 БК РФ в доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным рас-четам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюд-жетной системы Российской Федерации, связанные с изме-нениями в налоговом и бюджетном законодательстве Россий-ской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после ут-верждения закона (решения) о бюджете и не учтенными за-коном (решением) о бюджете.
Особый порядок установлен для таких неналоговых дохо-дов, как штрафы и иные суммы принудительного изъятия. Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по мес-ту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Суммы конфиска-ций, компенсаций и иные средства, в принудительном по-рядке изымаемые в доход государства, зачисляются в дохо-ды бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями судов.
БК РФ закрепляет ранее известное бюджетному законо-дательству деление доходов бюджетов, вне зависимости от их уровня в бюджетной системе, на собственные доходы бюд-жетов и регулирующие. В ст. 47 БК РФ определены понятие собственных доходов бюджетов и их виды. Собственные до-ходы бюджетов — это доходы, закрепленные на постоян-ной основе полностью или частично за соответствующими
770
бюджетами законодательством Российской Федерации. К соб-ственным доходам бюджетов относятся:
• налоговые доходы, закрепленные за соответствующи-ми бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации;
• неналоговые доходы, а также безвозмездные перечис-ления.
При этом БК РФ закрепляет положение о том, что фи-нансовая помощь не является собственным доходом соответ-ствующего бюджета, бюджета государственного внебюджет-ного фонда, несмотря на необходимость осуществления уче-та в доходах того бюджета, который является получателем финансовой помощи в форме дотаций, субвенций, субсидий или иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.
В соответствии со ст. 48 БК РФ регулирующие доходы бюджетов — это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчисле-ний (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федера-ции или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Нормативы отчислений определяются законом о бюд-жете того уровня бюджетной системы Российской Федера-ции, который передает регулирующие доходы, либо зако-ном о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регули-рующие доходы. БК РФ не только закрепил общие положе-ния о формировании доходов бюджетов вне зависимости от их уровня в бюджетной системе, но и регламентирует дохо-ды отдельных видов бюджетов: федерального бюджета, бюд-жетов субъектов Российской Федерации и местных бюдже-тов. В доходы федерального бюджета зачисляются:
1) собственные налоговые доходы федерального бюд-жета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюд-жетной системы Российской Федераци. Собственные налого-
771
вые доходы федерального бюджета предусмотрены налого-вым законодательством РФ.
В ст. 50 БК РФ, кроме отсылочной нормы, предусматри-вающей применение налогового законодательства и федераль-ного закона об утверждении федерального бюджета на конк-ретный год при определении видов федеральных налогов, ставки и пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования, закрепляются два вида налоговых доходов федерального бюджета:
• таможенные пошлины, таможенные сборы и иные пла-тежи;
• государственная пошлина в соответствии с законода-тельством Российской Федерации;
2) собственные неналоговые доходы, которые форми-руются в соответствии с общими нормами БК РФ, закрепля-ющими неналоговые доходы бюджетов, вне зависимости от их уровня в бюджетной системе, в том числе:
• доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федера-ции, — в полном объеме;
• доходы от продажи имущества, находящегося в госу-дарственной собственности, — в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;
• часть прибыли унитарных предприятий, созданных Рос-сийской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливае-мых Правительством РФ.
В доходах федерального бюджета также учитываются:
• прибыль Банка России — по нормативам, установлен-ным федеральными законами;
• доходы от внешнеэкономической деятельности;
• доходы от реализации государственных запасов и ре-зервов;
772
3) безвозмездные перечисления, которые могут посту-пать в процессе исполнения федерального бюджета, в том числе средства по взаимным расчетам из бюджетов субъек-тов Российской Федерации;
4) остаток средств федерального бюджета на конец предыдущего года. В БК РФ предусмотрен порядок передачи собственных доходов федерального бюджета в бюджет дру-гих уровней в порядке бюджетного регулирования.
Собственные доходы федерального бюджета могут пере-даваться бюджетам субъектов Российской Федерации и мес-тным бюджетам по нормативам, устанавливаемым федераль-ным законом о федеральном бюджете на очередной финан-совый год на срок не менее трех лет и Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российс-кой Федерации". Срок действия нормативов может быть со-кращен только в случае внесения изменений в налоговое за-конодательство Российской Федерации.
В соответствии со ст. 54 БК РФ доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в до-ходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и рас-пределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фон-дами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 55 БК РФ формируются за счет собствен-ных и регулирующих налоговых доходов. Не учитываются доходы, передаваемые в порядке бюджетного регулирова-ния местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов Рос-сийской Федерации полностью поступают также неналого-вые доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждения-ми, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Иные неналоговые доходы
773
поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке и по нормативам, установленным федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. БК РФ устанавливает условия передачи субъектами Российской Федерации в порядке бюджетного регулирования собствен-ных доходов местным бюджетам. Субъекты Российской Фе-дерации могут передать местным бюджетам собственные до-ходы как от региональных налогов и сборов, так и от закреп-ленных за ними федеральных налогов и сборов. Доходы пере-даются на постоянной основе полностью или частично — в процентной доле, утверждаемой законодательными (предста-вительными) органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в нало-говое законодательство Российской Федерации.
Доходы местных бюджетов в соответствии со ст. 60 БК РФ формируют за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирую-щих налогов и сборов. В доходы местных бюджетов поступа-ют также неналоговые доходы.
Общие положения о расходах бюджетов
Бюджетное законодательство устанавливает, что фор-мирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной сис-темы Российской Федерации базируется на единых методо-логических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государствен-ных услуг, устанавливаемых Правительством РФ. Органы го-сударственной власти субъектов Российской Федерации, орга-ны местного самоуправления с учетом имеющихся финансо-вых возможностей вправе увеличивать нормативы финансо-вых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг. Расходы бюджетов в зависимости от их экономическо-го содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные
774
устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
Текушие расходы бюджетов — это часть расходов бюд-жетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддер-жки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функцио-нирование, а также другие расходы бюджетов, не включен-ные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной клас-сификацией Российской Федерации.
Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюд-жетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначен-ные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвести-ционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановитель-ного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых со-здается или увеличивается имущество, находящееся в соб-ственности соответственно Российской Федерации, субъек-тов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные рас-ходы бюджета в соответствии с экономической классифика-цией расходов бюджетов Российском Федерации.
В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия форми-рования бюджета развития определяются федеральным за-коном.
Бюджетное законодательство усматривает различные формы расходов бюджетов. В соответствии со ст. 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в сле-дующих формах:
1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
775
2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняе-мых физическими и юридическими лицами по государствен-ным или муниципальным контрактам;
3) трансфертов населению, включающих в себя ассигно-вания на реализацию органами местного самоуправления обя-зательных выплат населению, установленных законодатель-ством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
4) ассигнований на осуществление отдельных государ-ственных полномочий, передаваемых на другие уровни влас-ти;
5) ассигнований на компенсацию дополнительных расхо-дов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению или умень-шению бюджетных доходов;
6) бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
7) субвенций и субсидий физическим и юридическим ли-цам;
8) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
9) бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюд-жетам других уровней бюджетной системы Российской Фе-дерации, государственным внебюджетным фондам;

10) кредитов иностранным государствам;
11) средств на обслуживание и погашение долговых обя-зательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
Рассмотрим более подробно некоторые из перечислен-ных выше форм расходов бюджетов. Важнейшей формой трас-ходов бюджета являются ассигнования на содержание бюд-жетных учреждений. В ст. 70 БК РФ предусмотрены цели, на которые бюджетные учреждения могут расходовать бюд-жетные средства.
776
К ним относятся:
• оплата труда в соответствии с заключенными трудовы-ми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
• перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
• трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправ-ления;

• командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• оплата товаров, работ и услуг по заключенным госу-дарственным или муниципальным контрактам;
• оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утверж-денными сметами без заключения государственных или му-ниципальных контрактов.
Расходование бюджетных средств бюджетными учреж-дениями на иные цели не допускается. Бюджетное законода-тельство устанавливает, что все закупки товаров, работ и услуг за счет бюджетных средств на сумму свыше 2000 ми-нимальных размеров оплаты труда осуществляются исклю-чительно на основе государственных или муниципальных контрактов. БК РФ содержит легальное определение госу-дарственного или муниципального контракта, а также госу-дарственного или муниципального заказа.
Государственный или муниципальный контракт — дого-вор, заключенный органом государственной власти или орга-ном местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Россий-ской Федерации, субъекта Российской Федерации или муни-ципального образования с физическими и юридическими ли-цами в целях обеспечения государственных или муниципаль-ных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.
777
Государственный и муниципальный контракты размеща-ются на конкурсной основе, если иное не установлено феде-ральными законами, законами и иными нормативными акта-ми субъектов Российской Федерации, нормативными право-выми актами представительных органов местного самоуправ-ления. Общественные отношения, возникающие при заклю-чении государственного или муниципального контракта, ре-гулируются не только нормами БК РФ, но и соответствую-щими нормами ГК РФ, в частности нормами, регулирующи-ми поставку товаров для государственных нужд (ст. 525—534 ГК РФ); нормами, регулирующими подрядные работы для государственных нужд (ст. 763—768 ГК РФ), и др. БК РФ предусматривает в качестве обязательного условия государ-ственного или муниципального контракта включение в него гражданско-правовой формы обеспечения исполнения контрак-та — неустойки. Легальное определение неустойки содержится в ст. 330 ГК РФ, согласно которой неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, кото-рую должник обязан уплатить кредитору в случае неиспол-нения или ненадлежащего исполнения обязательства, в час-тности в случае просрочки исполнения.
БК РФ вводит понятие "государственный или муници-пальный заказ". В соответствии со ст. 72 БК РФ государствен-ный или муниципальный заказ представляет собой совокуп-ность заключенных государственных или муниципальных кон-трактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.
БК РФ регламентирует порядок ведения реестра заку-пок, которые осуществляют бюджетные учреждения, орга-ны государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муни-ципальные заказчики. В соответствии со ст. 73 БК РФ бюд-жетные учреждения, органы государственной власти Россий-ской Федерации, органы местного самоуправления, государ-ственные и муниципальные заказчики обязаны вести реест-
778
ры закупок. При этом бюджетные учреждения, органы госу-дарственной власти Российской Федерации, органы государ-ственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муниципаль-ные заказчики, осуществляющие закупки товаров, работ и услуг на сумму не более 1000 минимальных размеров оплаты труда за один вид товара или услуг (за один контракт), ведут реестры закупок, в которых должны быть указаны следую-щие сведения:
• краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
• наименование и местонахождение поставщиков, под-рядчиков и исполнителей услуг;
• цена и дата закупки.
В целях усиления контроля за расходованием бюджет-ных средств в законе (решении) о бюджете могут опреде-ляться обязательные для исполнения получателем бюджет-ных средств условия финансирования конкретных расходов, предусмотренных законом (решением) о бюджете.
Как отмечалось ранее, одной из форм расходов бюдже-тов являются трансферты населению. В соответствии со ст. 75 БК РФ трансферты населению — бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных вы-плат, установленных законодательством Российской Федера-ции, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.
Новеллой бюджетного законодательства России являет-ся норма БК РФ, предусматривающая возможность предо-ставления бюджетного кредита юридическим лицам, функ-ционирующим не на государственной, или муниципальной форме собственности. При этом устанавливается, что бюд-жетный кредит таким юридическим лицам может быть предо-ставлен только на основании возмездного договора, заклю-чаемого в соответствии с гражданским законодательством Рос-сийской Федерации, с учетом положений БК РФ и иных нор-
779
мативных правовых актов. Существенным условием договора о бюджетном кредите является условие о предоставлении заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату бюджетного кредита. В соответствии со ст. 76 БК РФ способами обеспечения исполнения обязательств по воз-врату бюджетного кредита могут быть только банковские га-рантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обяза-тельств должно иметь высокую степень ликвидности. Налого-вые кредиты могут предоставляться юридическому лицу толь-ко в форме бюджетного кредита в порядке, предусмотрен-ном БК РФ. Уполномоченные органы имеют право на провер-ку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита. Уполномоченные органы проводят также проверку целевого использования бюджетного кредита. Средства бюд-жетного кредита перечисляются заемщику на его счет в кре-дитной организации. Операции и платежи за счет средств бюджетного кредита осуществляются заемщиком самостоя-тельно в соответствии с целями бюджетного кредита, в по-рядке, предусмотренном БК РФ и гражданским законодатель-ством Российской Федерации. К отчету об исполнении бюд-жета прилагается отчет о предоставлении и погашении бюд-жетных кредитов. Нарушение установленного порядка пре-доставления бюджетных кредитов финансовыми органами, а также принятие в обеспечение имущества низкой ликвидно-сти являются нарушением бюджетного законодательства Рос-сийской Федерации и основанием для привлечения к ответ-ственности должностных лиц, допустивших выдачу бюджет-ных кредитов с нарушением установленного порядка. Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к плате-жам в бюджет.
На иных правовых основах бюджетные кредиты предо-ставляются государственным и муниципальные унитарным предприятиям. Порядок предоставления бюджетных креди-тов государственным и муниципальным унитарным предпри-780
ятиям предусмотрен в ст. 77 БК РФ, согласно которой бюд-жетные кредиты (процентные и беспроцентные) предостав-ляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами.
Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть бюд-жетный кредит и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки, предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законода-тельных (представительных) органов.
Органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномо-ченные органы ведут реестры всех предоставленных бюджет-ных кредитов по получателям бюджетных кредитов.
Субвенции и субсидии юридическим лицам и гражданам-предпринимателям также являются формами расходов бюд-жетов, предусмотренными БК РФ. Легальное понятие суб-венции и субсидии содержится в ст. 6 БК РФ, при этом суб-венция является не только формой расходов бюджета, но и формой финансовой помощи, применяемой в бюджетной сис-теме России при финансировании отдельных целевых расхо-дов. Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и без-возвратной основах на осуществление определенных целе-вых расходов; субсидия — бюджетные средства, предостав-ляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Рос-сийской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Порядок предоставления субсидий и субвенций коммер-ческим юридическим лицам, функционирующим не на госу-дарственной или муниципальной формах собственности, а также гражданам-предпринимателям, регламентируется ст. 78 БК РФ. В соответствии с данной статьей субсидии и субвен-ции юридическим лицам, которые не являются государствен-ными или муниципальными унитарными предприятиями,
781
бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпри-нимателям, допускается предоставлять:
• из федерального бюджета — в случаях, предусмот-ренных федеральными целевыми программами и федераль-ными законами, на условиях и в порядке, которые особо оп-ределены федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
• из бюджетов субъектов Российской Федерации — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми програм-мами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации, на условиях и в порядке, которые особо определены закона-ми субъектов Российской Федерации о бюджете на очеред-ной финансовый год;
• из местных бюджетов — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными зако-нами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представи-тельных органов местного самоуправления, на условиях и в порядке, которые особо определены правовыми актами орга-нов местного самоуправления.
Одной из важнейших форм расходов бюджетов, преду-смотренных БК РФ, являются расходы на финансирование инвестиций. При этом следует иметь в виду, что финансиро-вание инвестиций из бюджета осуществляется при включе-нии соответствующих объектов в федеральную целевую про-грамму, региональную целевую программу либо в соответ-ствии с решением федерального органа исполнительной вла-сти, органа исполнительной власти субъекта Российской Фе-дерации или органа местного самоуправления.
Новеллой БК РФ является норма, предусматривающая возможность предоставления бюджетных инвестиций юриди-ческим лицам, не являющимся государственными или муни-ципальными унитарными предприятиями, и условия их пре-доставления. В соответствии со ст. 80 БК РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющим-782
ся государственными или муниципальными унитарными пред-приятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть устав-ных (складочных) капиталов и имущества указанных юриди-ческих лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образо-ваний в уставных (складочных) капиталах таких юридичес-ких лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Бюджетные инвестиции, указанные в ст. 80 БК РФ, включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестицион-ного проекта, проектно-сметной документации, плана пере-дачи земли и сооружений, а также при наличии проекта до-говора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местно-го самоуправления и указанным юридическим лицом об уча-стии Российской Федерации, субъекта Российской Федера-ции или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. Проекты договоров оформляются в течение двух месяцев после вступления в силу закона о бюджете.
Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эк-вивалентной части уставных (складочных) капиталов и иму-щества, являясь собственностью соответствующего юриди-ческого лица, передаются в управление органам управления государственным или муниципальным имуществом.
Бюджетное законодательство предусматривает создание резервных фондов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в феде-ральном бюджете не может превышать 3 процента утверж-денных расходов федерального бюджета. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации уста-навливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации при утверждении бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год. Федеральным бюджетом на очередной фи-
783
нансовый год предусматривается создание резервного фонда Президента РФ, размер которого не должен превышать од-ного процента утвержденных расходов федерального бюд-жета. В БК РФ предусмотрены направления расходования средств резервных фондов. Средства резервных фондов рас-ходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финан-совом году.
Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим показателям очень разнообразны. При составлении, рассмот-рении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо со-поставить эти показатели. Для данной цели проводится их систематизация по однородным признакам с помощью бюд-жетной классификации. Бюджетная классификация утверж-дается соответствующим нормативным актом, приобретая при этом определенную юридическую силу. Первоначально бюд-жетная классификация утверждалась приказами Министер-ства финансов РФ. Впервые бюджетная классификация при-обрела юридическую силу с принятием Федерального закона от 15 августа 1996 г. "О бюджетной классификации Российс-кой Федерации"1, в котором содержится ее определение, с присвоением объектам классификации группировочных кодов. В главе 4 и в ст. 18 БК РФ бюджетная классификация опре-делена как группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников фи-нансирования дефицитных этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджет-ной системы РФ. Согласно ст. 19 БК РФ состав бюджетной классификации РФ включает: классификации доходов бюд-жетов РФ; функциональную классификацию расходов бюд-жетов РФ, экономическую классификацию расходов бюдже-тов РФ; классификацию источников внутреннего финансиро-1 См.: СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4030.
784
вания дефицитов бюджетов РФ; классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюдже-та; классификацию видов государственных внутренних дол-гов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; клас-сификацию видов государственного внешнего долга РФ и го-сударственных внешних активов РФ; ведомственную класси-фикацию расходов федерального бюджета.
Достижение сбалансированности бюджета в целом воз-можно только в результате повседневной деятельности госу-дарственных органов, называемой бюджетным регулирова-нием, направленным на перераспределение доходов и расхо-дов между бюджетами всех уровней. Возникающие при этом общественные отношения являются межбюджетными отно-шениями. Характеристике и анализу названных отношений посвящена глава 16 БК РФ "Межбюджетные отношения", где п. 1 ст. 129 гласит: "Межбюджетные отношения — отношения между органами государственной власти РФ, органами госу-дарственной власти субъектов РФ и органами местного само-управления". Межбюджетные отношения основываются на принципах: распределения и закрепления расходов бюдже-тов по определенным уровням бюджетной системы РФ; раз-граничения (закрепления) на постоянной основе и распреде-ления по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований; выравнивания уровней муниципальной бюджет-ной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образо-ваний; равенства всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ (п. 2 ст. 129 БК РФ). В целях достижения сбалансированности бюджетов от-дельные виды расходов и доходов могут передаваться из од-ного уровня бюджета другому. Так, отдельные виды расхо-дов передаются из федерального бюджета в бюджеты субъек-тов РФ путем включения соответствующих изменений в фе-деральный закон о федеральном бюджете на конкретный год и в Бюджетный кодекс РФ.
785
Законодатель четко определяет формы финансовой по-мощи, т. е. безвозвратной и безвозмездной передачи средств из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. К ним относятся: 1) предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченно-сти субъектов Российской Федерации; 2) предоставление суб-венций на финансирование отдельных целевых расходов; 3) представление бюджетной ссуды на покрытие временных кас-совых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.
Дотация (от лат. dotatio — дар, пожертвование) — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на без-возмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (ст. 6 БК РФ).
Субвенция (от лат. subvenire — приходить на помощь) — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юри-дическому лицу на безвозмездной н безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (ст. 6 БК РФ). Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации пре-доставляются на финансирование расходов, имеющих целе-вой характер, в том числе расходов по федеральным целе-вым программам; капитальных расходов; расходов, переда-ваемых из бюджетов других уровней, и иных целевых расхо-дов. Различают текущие и инвестиционные виды субвен-ций. К текущим относятся субвенции, направленные на фи-нансирование текущих расходов, предусмотренных соответ-ствующими бюджетами. Под инвестиционными понимаются субвенции, направляемые на финансирование инвестицион-ной и инновационной деятельности и других затрат, связан-ных с расширенным воспроизводством. Субвенционное фи-нансирование осуществляется в форме долевого участия фе-дерального бюджета в соответствующих расходах бюджетов субъектов Российской Федерации. Использование субвенций не ведет к изменению форм собственности на финансируе-мые с их помощью объекты и проекты.
786
Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предо-ставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года (ст. 6 БК РФ). Субъекты Российс-кой Федерации имеют право на привлечение целевых бюд-жетных ссуд на финансирование кассовых разрывов, обу-словленных сезонным характером затрат либо сезонным ха-рактером поступлений доходов, на срок до 6 месяцев на воз-мездных и безвозмездных условиях. Цели предоставления указанных ссуд, условия оплаты и возврата целевых бюд-жетных ссуд субъектам Российской Федерации определяют-ся федеральным законом о федеральном бюджете на очеред-ной финансовый год. Если полученные бюджетные ссуды не погашены до конца финансового года, возникшая задолжен-ность погашается за счет средств финансовой помощи, ока-зываемой бюджету субъекта Российской Федерации из феде-рального бюджета в очередном финансовом году. Если же данный бюджет не получает финансовой помощи из феде-рального бюджета, непогашенная часть бюджетной суды по-гашается за счет отчислений от федеральных налогов н сбо-ров, зачисляемых в данный региональный бюджет. Порядок предоставления бюджетных ссуд из федерального бюджета определяется Правительством РФ в соответствии с бюджет-ным законодательством.
Помимо названных форм финансовой помощи могут ис-пользоваться такие методы бюджетного регулирования, как субсидии, трансферты.
Субсидия (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физи-ческому или юридическому лицу на условиях долевого фи-нансирования целевых расходов.
Наряду с традиционными методами в последние годы стал применяться трансферт (от фр. transfer — переношу, пере-мещаю) — перевод средств из федерального фонда финансо-вой поддержки субъектов Российской Федерации в бюджеты
787
нижестоящих уровней. Названный фонд образуется за счет процентных отчислений от фактически поступающих в вы-шестоящий бюджет доходов. Формирование федерального фонда финансовой поддержки, в частности, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответ-ствующий год, что закреплено Федеральным законом "О бюджетной классификации" от 15 августа 1996 г., где гово-рится о средствах фонда финансовой поддержки, получае-мых из федерального бюджета в порядке финансовой помо-щи (трансфертов). Бюджетным кодексом РФ (ст. 75) предус-мотрены трансферты населению для финансирования обяза-тельных выплат: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных федеральным за-конодательством, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
При превышении уровня бюджетного дефицита вводит-ся механизм сокращения расходов (секвестр). Он означает пропорциональное снижение государственных ресурсов по всем статьям бюджета ежемесячно в течение оставшегося времени текущего фондового года.
Бюджетный процесс
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами пра-ва деятельность органов государственной власти, органов ме-стного самоуправления н участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проек-тов бюджетов государственных внебюджетных фондов, ут-верждению и исполнению бюджетов н бюджетов государствен-ных внебюджетных фондов, а также по контролю за их ис-полнением (ст. 6; ч. 3 БК РФ).
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ к участника-ми бюджетного процесса относятся:
• Президент страны;
• органы законодательной (представительной) власти;
788
• органы исполнительной власти;
• органы денежно-кредитного регулирования;
• органы государственного и муниципального финансо-вого контроля;
• государственные внебюджетные фонды;
• главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
• иные органы, на которые возложены бюджетные, на-логовые н иные полномочия;
• бюджетные учреждения;
• государственные и муниципальные унитарные пред-приятия;
• другие получатели бюджетных средств; кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со сред-ствами бюджетов.
Участниками бюджетного процесса, обладающими бюд-жетными полномочиями на федеральном уровне, являются: Президент РФ; Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ; Правительство РФ; Министер-ство финансов РФ; Федеральное казначейство; органы, осу-ществляющие сбор доходов бюджета; Банк России; Счетная палата РФ; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы.
В систему органов, обладающих бюджетными полномо-чиями, входят: 1) финансовые органы, определяемые ука-зом Президента страны; 2) органы денежно-кредитного регу-лирования, т. е. Банк России: 3) органы государственного (му-ниципального) финансового контроля, к которым относятся: Счетная палата Российской Федерации; контрольные и фи-нансовые органы исполнительной власти; контрольные орга-ны законодательных органов субъектов Российской Федера-ции и представительных органов местного самоуправления.
Бюджетные полномочия законодательных органов вклю-чают рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их
789
исполнении, осуществление последующего контроля за ис-полнением бюджета, формирование и определение правово-го статуса органов, осуществляющих контроль за исполнени-ем бюджета соответствующего уровня бюджетной системы, и др.
Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления: 1) составление проекта бюджета; 2) внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного органа: 3) ис-полнение бюджета 4) управление государственным, муници-пальным долгом; 5) ведомственный контроль за исполнением бюджета; 6) представлением отчета об исполнении бюджета и другие полномочия.
Бюджетные полномочия Банка России направлены на: совместную с Правительством страны разработку и представ-ление на рассмотрение Государственной Думы основных на-правлений денежно-кредитной политики; обслуживание сче-тов бюджетов; осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.
Большая роль по исполнению бюджета возлагается на главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств. Главным распорядителем средств федерального бюд-жета является орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по под-ведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией рас-ходов федерального бюджета.
Главным распорядителем средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета является орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюд-жетное учреждение, имеющие право распределять бюджет-ные средства по подведомственным распорядителям и полу-чателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией рас-ходов соответствующего бюджета. Полномочия главных рас-порядителей предусмотрены ст. 158 БК РФ.
790
Помимо понятия главного распорядителя бюджетных средств БК РФ ввел понятие — распорядитель бюджетных средств, к которому относится орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право рас-пределять бюджетные средства по подведомственным полу-чателям бюджетных средств (ст. 159 БК РФ).
Получателем бюджетных средств в бюджетном процессе выступает бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответ-ствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Бюджетный процесс состоит из нескольких стадий.
Первой стадией бюджетного процесса является состав-ление проекта бюджета, чему предшествует разработка про-гнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основа-нии которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
Бюджетная политика государства на очередной финансо-вый год содержится в Бюджетном послании Президента РФ, которое должно быть направлено Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.
Составление проектов бюджета — исключительная пре-рогатива Правительства РФ, соответствующих органов ис-полнительной власти субъектов РФ и органов местного само-управления. Непосредственно составление проектов бюдже-тов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финан-сового года.
Названная стадия состоит из нескольких этапов.
Первый этап формирования федерального бюджета — разработка федеральными органами исполнительной власти
791
и выбор Правительством РФ плана-прогноза функциониро-вания экономики РФ на очередной финансовый год.
Второй этап формирования федерального бюджета — распределение федеральными органами исполнительной вла-сти предельных объемов бюджетного финансирования на оче-редной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджета РФ и по получателям бюджетных средств, а также ряд иных полно-мочий.
Завершается данная стадия тем, что с 15 июля по 15 ав-густа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, представлен-ные Министерством финансов РФ, Министерством экономи-ки РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о феде-ральном бюджете для внесения его Государственную Думу.
Второй стадией бюджетного процесса является рассмот-рение и утверждение бюджета.
Одновременно с проектом федерального закона о феде-ральном бюджете Правительство РФ вносит в Государствен-ную Думу проекты федеральных законов: о внесении изме-нений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные вне-бюджетные фонды на очередной финансовый год — до 1 ав-густа.
Проект федерального закона о федеральном бюджете в течение трех дней направляется в Совет Федерации, коми-теты Государственной Думы, другим субъектам права зако-нодательной инициативы для внесения замечаний и предло-жений, а также в Счетную палату РФ на заключение.
Государственная Дума рассматривает проект федераль-ного закона о федеральном бюджете на очередной финансо-вый год в четырех чтениях. Государственная Дума рас-792
сматривает проект федерального закона о федеральном бюд-жете на очередной финансовый год в первом чтении в тече-ние 30 дней со дня его внесения в Думу Правительством РФ. В случае отклонения в первом чтении проекта федерально-го закона о федеральном бюджете Государственная Дума может: передать указанный проект в согласительную комис-сия, включающую представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ; вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку на срок до 20 дней; поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
Государственная Дума рассматривает законопроект во втором чтении в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.
При рассмотрении Государственной Думой проекта фе-дерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной клас-сификации расходов бюджетов Российской Федерации и глав-ным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации, а также расходы по иным программам. В третьем чтении законопро-ект рассматривается в течение 25 дней со дня принятия его во втором чтении.
Государственная Дума рассматривает законопроект в чет-вертом чтении в течение 15 дней со дня принятия его в третьем чтении.
Принятый федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня принятия передается на обяза-тельное рассмотрение в Совет Федерации, которое длится до 14 дней. В течение пяти дней со дня одобрения советом Федерации федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
В случае отклонения федерального закона Советом Фе-дерации он передается для преодоления возникших разно-гласий в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней
793
выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Государственная Дума повтор-но рассматривает федеральный закон в одном чтении. В слу-чае несогласия Думы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.
В случае отклонения Президентом страны федерального закона о федеральном бюджете он передается в согласитель-ную комиссию. Далее его утверждение осуществляется в опи-санном порядке.
В случае непринятия Государственной Думой федераль-ного закона о федеральном бюджете до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу данного закона до 1 января в очередного года в силу каких-либо причин, данный закон не вступает в силу до начала очередного фи-нансового года. В этом случае Дума может принять феде-ральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в 1 квартале очередного финансового года, в соот-ветствии с которым федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюд-жета в соответствии с указанным федеральным законом.
В федеральный закон о федеральном бюджете могут быть внесены изменения и дополнения, разработанные и представ-ленные Правительством Российской Федерации, а также иными субъектами, имевшими право законодательной ини-циативы, в форме проектов соответствующих федеральных законов. Государственная Дума рассматривает указанный за-конопроект во внеочередном порядке в течение 15 дней в трех чтениях.
Третьей стадией бюджетного процесса является испол-нение бюджета.
В настоящее время устанавливается казначейское испол-нение бюджетов. На органы исполнительной власти, возлага-794
ются организация исполнения и исполнение бюджетов, уп-равление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Ука-занные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджет-ных учреждений.
Бюджеты исполняются по доходам и расходам. В частно-сти, Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита феде-рального бюджета, а также с санкционированием и финанси-рованием расходов федерального бюджета, в Главной книге казначейства данные из которой являются основой для фор-мирования отчетов об исполнении федерального бюджета.
Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.
Четвертой, завершающей стадией бюджетного процесса являются подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюд-жетных учреждений.
В отличие от ранее действовавшего бюджетного законо-дательства, Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Прави-тельство РФ предоставляет в Государственную Думу и Счет-ную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое
795
направляется в Государственную Думу. Государственная Дума рассматривает представленный Правительством отчет в те-чение 1 , 5 месяца после заключения Счетной п а л а т ы Р Ф . При рассмотрении отчета Дума заслушивает доклады об исполне-нии федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также бюджетного за-конодательства и заключение Председателя Счетной пала-ты РФ.
Наряду с указанными лицами на заседании Государствен-ной Думы могут выступить либо представить доклады с ана-лизом рассмотренных в течение года дел, связанных с бюд-жетными спорами и нарушениями бюджетного законодатель-ства, Председатель Конституционного Суда РФ, Председа-тель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Вер-ховного Суда РФ.
По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает решение об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100