Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 2. Финансовый контроль: понятие, задачи и виды
Значение и содержание финансового контроля опреде-ляет одна из главных функций — финансово-контрольная. Введение рыночных отношений заставляет по-новому взгля-нуть на функции контроля как одного из важнейших элемен-тов хозяйственного управления.
Понятие финансового контроля означает регламентиро-ванную нормами права деятельность государственных, муни-ципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового пла-нирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования. Значение финансового кон-троля заключается в том, что он является важнейшим сред-ством обеспечения законности в финансовой и хозяйствен-ной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйствен-ность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действенность финансового контроля, осуществляе-мого различными субъектами (органами государственной вла-сти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от из взаимодей-ствия в том числе и с правоохранительными органами.
К основным задачам финансового контроля можно отнес-ти следующие: 1) содействие сбалансированности между по-требностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов бюджетов государства; 2) обеспечение своевременно-сти и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; 3) выявление внутрипроизвод-ственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; 4) содействие рациональному расходованию материальных цен-ностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организаци-738
ях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; 5) обеспечение соблюде-ния действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относя-щихся к различным организационно-правовым формам; 6) со-действие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям, и т. д.
Таким образом, финансовый контроль можно определить как разновидность финансовой деятельности государства, осу-ществляемой всей системой органов государственной власти и управления, а также специальными контрольными органа-ми и состоящей в проверке законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использо-вания денежных фондов государства, а также субъектов хо-зяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации и воздействия.
Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный, вневедомственный и ведомствен-ный финансовый контроль, осуществляемый органами госу-дарственной власти и управления:
а) общегосударственный контроль имеет наивысшее зна- чение в силу особого статуса осуществляющих его органов — Федерального Собрания РФ и Правительства РФ. Общегосу- дарственный контроль имеет наивысшее значение в силу осо- бого статуса этих органов и осуществляется в рамках всего государства;
б) вневедомственный финансовый контроль, осуществля- емый специальными финансово-кредитными органами, таки- ми как Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служ- ба налоговой полиции РФ, Федеральное казначейство и др.;
в) ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов государственного уп- равления за деятельностью входящих в их систему предпри- ятий, организаций, учреждений.
739
Ведомственный контроль в настоящее время вызывает обоснованную критику, так как он все более не соответству-ет своему назначению. Ликвидация отраслевых министерств и связанной с ними системы ведомственного контроля яви-лась одной из предпосылок создания института аудита в РФ.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществ-ляется на конкретных предприятиях, в учреждениях и органи-зациях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отде-лом планирования и нормирования заработной платы и др.).
Независимый (аудиторский) финансовый контроль осу-ществляется физическими лицами — специально аттестован-ными аудиторами и юридическими лицами — аудиторскими фирмами независимо от вида собственности. Это прежде всего предпринимательская деятельность (т. е деятельность, направ-ленная на извлечение прибыли), основной целью которой яв-ляется установление достоверности бухгалтерской (финансо-вой) отчетности экономических субъектов и соответствия со-вершенных ими финансовых и хозяйственных операций нор-мативным актам, действующим в Российской Федерации.
Формы финансового контроля — это способ выражения и организации контрольных действий — проверки, ревизии. В зависимости от времени проведения финансовый контроль можно подразделить на предварительный, текущий и после-дующий.
• Предварительный финансовый контроль осуществля-ется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет расходов и доходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов до-говорных соглашений, учредительных документов и т. д.
• Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов в ходе осуществления хозяй-ственных или финансовых операций, когда, например, про-веряется соблюдение норм и нормативов расходования то-варно-материальных ценностей и денежных средств.
740
• Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом.
Указанные три вида контроля должны следовать один за другим, циклично приобретая качества предварительного, текущего и последующего.
Под методами финансового контроля понимают при-емы, средства и способы его осуществления. Основными ме-тодами финансового контроля являются следующие: наблю-дение, проверка, обследование, анализ и ревизия.
1. Наблюдение направлено на общее ознакомление с со-стоянием финансовой деятельности объекта контроля.
2. Проверка предусматривает исследование отдельных вопросов финансовой деятельности тех или иных субъектов на основе балансовых, отчетных и расходных документов, а также осмотра помещений и других объектов с целью выяв-ления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.
3. Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широ-кий круг показателей, что и отличает его от проверки. При осуществлении данного метода используются такие приемы, как анкетирование и опрос.
4. Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Рассматриваемый метод использует данные текущей или годовой отчетности, различные анали-тические приемы (средние и относительные величины, груп-пировки, индексный метод и др.), отличается системным и факторным подходом.
5. Ревизия является основным методом финансового кон-троля и представляет собой детальное исследование финан-сово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта с це-лью выявления нарушений законности, целесообразности и эффективности.
Законодательство закрепляет обязательный и регуляр-ный характер ревизии. Последняя проводится на месте и
741
основывается на проверке первичных документов, бухгалтер-ской и статистической отчетности, фактического наличия де-нежных средств и др.
Ревизии проводятся на основе заранее составленной про-граммы работы ревизоров. Последние наделены широкими правами:
• проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фак-тическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материаль-ных ценностей и основных фондов;
• проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые;
• привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;
• получать от должностных и материально ответствен-ных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.
Ревизии подразделяются на несколько видов.
По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя про-верку различных финансовых документов. На основе их ана-лиза можно определить законность и целесообразность рас-ходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.
По способу назначения ревизии делятся на плановые и внеплановые. Проведение плановых ревизий заранее плани-руется, они осуществляются в соответствии с планом, со-ставленным в вышестоящих органах, министерствах или ве-домствах. Плановые ревизии в производственной сфере про-водятся не реже одного раза в год, в непроизводственной сфере — не реже двух раз в год. Внеплановые ревизии осу-ществляются по случаю.
По степени охвата данных ревизии делятся на сплошные и выборочные. При сплошной ревизии проверяется вся фи-нансовая деятельность субъекта за весь ревизуемый период.
742
Выборочная ревизия предполагает проверку не всей финан-совой деятельности объекта, а выборочно за какой-то пери-од времени.
Непосредственно развитию государственного финансового контроля посвящен Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансо-вого контроля в Российской Федерации".
Субъектами государственного финансового контроля в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации с разграничением функций и полномочий явля-ются следующие органы:
• Счетная палата Российской Федерации:
• Центральный банк Российской Федерации;
• Министерство финансов Российской Федерации (Глав-ное управление Федерального казначейства, Департамент страхового надзора, контрольно-ревизионное управление);
• Министерство по налогам и сборам Российской Феде-рации;
• Государственный таможенный комитет Российской Фе-дерации;
• Федеральная служба России по валютному и экспорт-ному контролю;
• контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;
• иные органы, осуществляющие контроль за поступле-нием и расходованием средств федерального бюджета и фе-деральных внебюджетных фондов.
Государственный контроль в пределах своей компетен-ции осуществляют также органы представительной (законо-дательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Счетная палата Российской Федерации — субъект госу-дарственного финансового контроля. В соответствии с Феде-ральным законом от 11 января 1999 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Счетная палата является по-743
стоянно действующим органом государственного финансово-го контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и по-дотчетным ему.
Счетная палата РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами законности, объективности, не-зависимости и гласности.
В качестве основной деятельности Счетной Палаты РФ закон определяет следующие:
• организация и осуществление контроля за своевремен-ным исполнением доходных и расходных статей федерально-го бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объектам, структуре и целевому назначению;
• определение эффективности и целесообразности рас-ходов государственных средств и использования государствен-ной собственности;
• оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет-ных фондов;
• финансовая экспертиза федеральных законов и норма-тивных актов федеральных органов государственной власти;
• анализ выявленных отклонений от установленных по-казателей бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению;
• контроль за законностью и своевременностью движе-ния бюджетных средств и средств федеральных внебюджет-ных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных бан-ках и иных финансово-кредитных учреждениях;
• регулярное предоставление Совету Федерации и Госу-дарственной Думе информации о ходе исполнения федераль-ного бюджета и результатах проводимых контрольных ме-роприятий.
Счетная палата РФ состоит из Председателя, замести-теля Председателя, аудиторов аппарата Счетной палаты РФ.
Председатель Счетной палаты РФ назначается Государ-ственной Думой сроком на шесть лет.
744
Заместитель Председателя Счетной палаты РФ назнача-ется на должность Советом Федерации сроком на шесть лет.
Аудиторами Счетной палаты РФ являются должностные лица, возглавляющие основные направления ее деятельнос-ти, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюдже-та, объединенных общим названием. Каждая из палат Феде-рального Собрания РФ назначает по шесть аудиторов сроком на шесть лет.
Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты РФ, методологии контрольно-реви-зионной деятельности, отчетов и информационных сообще-ний, направляемых Федеральному Собранию, образуется Кол-легия Счетной палаты РФ. В ее состав входят: Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы.
Счетная палата РФ, осуществляя контрольную деятель-ность, вправе проводить комплексные ревизии и тематичес-кие проверки. При проведении ревизий и проверок ее долж-ностные лица не должны вмешиваться в оперативную дея-тельность проверяемых организаций, а также предавать глас-ности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и офор-мления ее результатов. О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата РФ информирует Совет Федера-ции и Государственную Думу.
По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата РФ направляет органам государственной вла-сти, руководителям проверяемых организаций представле-ния для принятия мер по устранению выявленных наруше-ний, возмещению причиненного государству ущерба, при-влечению к ответственности виновных должностных лиц.
В случаях выявления нарушений в хозяйственной, фи-нансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих го-сударству ущерб и требующих в связи с этим пресечения, Счетная палата РФ имеет право давать администрации про-веряемой организации обязательные для исполнения пред-писания. При неоднократном неисполнении предписаний Счет-
745
ная палата РФ вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов фи-нансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
Счетная палата РФ должна регулярно предоставлять све-дения о своей деятельности средствам массовой информации.
Министерство финансов Российской Федерации (Мин-фин РФ) в соответствии с положением, утвержденным По-становлением Правительства РФ от б март'а 1998 года, явля-ется федеральным органом исполнительной власти, обеспе-чивающим проведение единой финансовой, бюджетной, на-логовой и валютной политики в Российской Федерации и ко-ординирующим деятельность в этой сфере иных федераль-ных органов исполнительной власти.
Возглавляет Минфин РФ министр, назначаемый на дол-жность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Ст. 5 Положения к основным задачам Министерства фи-нансов РФ относит следующее:
• совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;
• разработка и реализация единой финансовой, бюджет-ной, налоговой и валютной политики в Российской Федера-ции;
• разработка проекта федерального бюджета; составле-ние отчета об исполнении федерального бюджета и консоли-дированного бюджета Российской Федерации;
• разработка и реализация единой политики в сфере раз-вития финансовых рынков в Российской Федерации;
• участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ре-сурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
• разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
746
• осуществление в пределах своей компетенции государ- ственного финансового контроля.
Минфин РФ в соответствии с возложенными на него за-дачами выполняет следующие функции:
• подготавливает предложения и реализует меры по со-вершенствованию бюджетной системы Российской Федерации, развитию бюджетного федерализма;
• осуществляет контроль за целевым и рациональным использованием средств федерального бюджета, государствен-ных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
• совместно с Центральным банком РФ проводит госу-дарственную политику в области эмиссии и размещения госу-дарственных ценных бумаг;
• осуществляет управление находящимся в его ведении государственным имуществом;
• участвует в разработке федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов;
• организует ревизии и финансовые проверки в органи-зациях по обращениям правоохранительных органов, орга-нов государственной власти субъектов Российской Федера-ции и органов местного самоуправления;
• осуществляет другие функции. Осуществляя государственный контроль, Министерство
финансов РФ имеет право:
• запрашивать у федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российс-кой Федерации необходимые материалы;
• ограничивать, приостанавливать, а в необходимых слу-чаях и прекращать в соответствии с законодательством Рос-сийской Федерации финансирование из федерального бюд-жета организаций при выявлении фактов нецелевого исполь-зования ими средств федерального бюджета, а также в слу-чае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;
747
• взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации;
• организовывать за счет средств федерального бюджета формирование Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и предоставлять помощь за счет средств этого фонда;
• осуществлять лицензионную деятельность и др. Финансовые органы субъектов Российской Федерации при
осуществлении государственного финансового контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ.
Налоговые органы Российской Федерации — субъект го-сударственного финансового контроля.
Налоговые органы действуют в соответствии с законом РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 "О налоговых органах Россий-ской Федерации" (в ред. ФЗ от 8 июля 1999 г. № 151-ФЗ), Положением о Государственной налоговой службе РФ, ут-вержденным Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340, и другими нормативными актами.
В состав единой централизованной системы налоговых органов РФ входят:
• центральный республиканский (Российской Федерации) орган государственного управления (Министерство по нало-гам и сборам РФ);
• государственные налоговые инспекции по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автоном-ным образованиям, районам, городам, районам в городах.
Налоговые органы РФ, входящие в систему федераль-ных органов исполнительной власти, подчиняются Президен-ту РФ и Правительству РФ.
Главными задачами налоговых органов Российской Фе-дерации являются осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления,
748
полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, уста-новленных федеральным законодательством Российской Фе-дерации, субъектов Российской Федерации и органов мест-ного самоуправления в пределах их компетенции.
Законодатель возложил на Министерство по налогам и сборам РФ выполнение следующих функций:
• проведение и организация работы государственных на-логовых инспекций по осуществлению контроля за соблю-дением законодательства о налогах и других платежах в бюд-жет;
• проведение в министерствах и ведомствах, на пред-приятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверок денеж-ных документов, регистров бухгалтерского учета, планов смет, деклараций и других платежей в бюджет;
• организация работы государственных налоговых инс-пекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозного имущества, перешедшего по праву наследования к государству и кладов;
• осуществление возврата излишне взысканных и упла-ченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;
• анализ отчетных, статистических данных и результа-тов проверок на местах, подготовка на их основе предложе-ний о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции. Госу-дарственные налоговые инспекции на территории субъектов Российской Федерации и городов с районным делением осу-ществляют функции, предусмотренные законодательством для Министерства по налогам и сборам РФ и государственной налоговой инспекции по районам, городам без районного де-ления и районам в городах.
В соответствии со ст. 18 Положения Государственная на-логовая инспекция выполняет следующие функции:
749
• осуществление контроля за соблюдением законодатель-ства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджет-ные государственные фонды;
• обеспечение своевременного и полного учета платель-щиков налогов и других платежей в бюджет, правильности начисления платежей гражданами России, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также поступления этих платежей в соответствующий бюджет;
• контроль за своевременностью представления платель-щиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расче-тов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также провер-ка достоверности этих документов в части правильности оп-ределения прибыли, дохода, иных объектов обложения и ис-числения налога и других платежей в бюджет;
• передача правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
• предъявление в суд и арбитражный суд исков;
• приостановление в определенных законом случаях опе-раций предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.
Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль)
В число субъектов, осуществляющих государственный финансовый контроль, входя банки и другие финансово-кре-дитные органы.
Банковский контроль представляет собой гибкую и все-объемлющую форму денежного контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью, который осуществляется бан-ками и иными кредитными учреждениями в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам1. В число осков-1 См.: Олейник О. Н. Основы банковского права. Курс лекций. М.: Юрист, 1999. С. 301—314.
750
ных целей данного вида финансового контроля входят повы-шение эффективности использования банковских ссуд и ук-репление платежной дисциплины. Осуществление банковс-кого контроля (предварительного и текущего) происходит в процессе проведения денежных операций посредством про-верки представленных документов, установления права хо-зяйствующего объекта на получение ссуды, проведение пла-тежей ссудных счетов. При оформлении кредита банк вправе проверить наличие у предприятия собственных оборотных средств, ознакомиться с финансовыми документами, показа-телями хозяйственной деятельности субъекта и т. д. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т. е. наличие у пред-приятия товарно-материальных ценностей, под которые она получается. Проверка осуществляется по данным бухгалтер-ского учета, отчетным балансам хозяйственных органов, а также в натуре на месте с проверкой условий хранения кре-дитуемых ценностей.
Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Ком-мерческие банки в соответствии с Постановлением Президиу-ма Верховного Совета РФ от 13 января 1992 года № 2167-1 "О безотлагательных мерах по реализации налично-денежного обращения в Российской Федерации" и Положением о пра-вилах организации наличного денежного обращения на тер-ритории РФ, утвержденным Советом директоров Банка Рос-сии 5 января 1998 г. № 14-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 21 ян-варя 1999 г. № 488-У) обязаны контролировать порядок веде-ния кассовых операций и работу организаций с денежной на-личностью. Принимая поручение хозяйствующего субъекта на перечисление денег другому предприятию или организа-ции, банк проверяет законность этой сделки: платеж должен производиться за поставленный товар либо произведенные работы в соответствии с договором или на другом, указанном в нормативном акте, основании. Объектом банковского конт-роля выступает оборачиваемость платежных средств. Банки
751
проверяют своевременность предъявления платежных доку-ментов поставщиком и оплату их покупателем в установлен-ные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть обоснованным, в противном случае причитающиеся суммы списываются со счетов заказчика.
Особое место в системе банковского контроля занима-ет Центральный банк РФ. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 394-1 "О Центральном банке Российской Федера-ции (Банке России)" (в ред. ФЗ от 8 июля 1999 г. № 139-ФЗ) одной из функций Банка России называет осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций.
Центральный банк РФ решает данную задачу следую-щим образом:
• путем проверки законности и целесообразности созда-ния кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о ре-гистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций;
• путем установления экономических нормативов, изда-ния нормативных актов, регулирующих деятельность кредит-ных учреждений;
• путем осуществления непосредственного контроля за законностью операций кредитных учреждений.
Банк России вправе осуществлять проверку операций банков своими силами либо поручить проведение таких про-верок аудиторским организациям. Он устанавливает объемы и сроки предоставления бухгалтерской и статистической от-четности, необходимой для надзора за деятельностью кре-дитных учреждений. У него есть право давать банкам обяза-тельные для исполнения предписания об устранении обнару-женных нарушений. В случае неисполнения предписаний Центробанк может предъявить требования о проведении ме-роприятий по финансовому оздоровлению, о реорганизации (ликвидации) банка, о замене его руководства.
За нарушение банковского законодательства Банк Рос-сии может применить следующие меры: взыскать денежный штраф; повысить нормы обязательных резервов для банков,
752
нарушающих установленные экономические нормативы; ото-звать лицензию на совершение банковских операций; назна-чить временную администрацию по управлению банком на период, необходимый для его оздоровления, и т. п.
Внутрихозяйственный контроль
Внутрихозяйственный контроль — это осуществляемая бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономичес-кими службами хозяйствующего субъекта проверка произ-водственной и хозяйственной деятельности организации (предприятия, учреждения) в целом либо ее отдельных струк-турных подразделений.
Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного кон-троля является главный (старший) бухгалтер.
Законодатель возложил на главного бухгалтера выполне-ние следующих функций:
• обеспечение контроля и отражение на счетах бухгал-терского учета всех осуществляемых организацией хозяй-ственных операций;
• предоставление оперативной информации;
• составление в установленные сроки бухгалтерской от-четности;
• проведение экономического анализа финансово-хозяй-ственной деятельности организации (предприятия, учрежде-ния) по данным бухгалтерского учета в целях выявления и мобилизации резервов.
При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации (предприятия, учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности. Юридической гарантией внут- 5 рихозяйственного контроля выступают нормы различных пра- § вовых актов, в том числе положений о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. В соответствии с пра- вилами осуществления бухгалтерского учета главный бухгал- тер совместно с руководителем предприятия подписывает все документы, служащие основанием для приемки и выдачи ма-
753
териально-товарных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных, финансовых обязательств и хозяй-ственных договоров. Указанные документы без подписи глав-ного бухгалтера считаются недействительными и к исполне-нию не принимаются. Главный бухгалтер не принимает к офор-млению и исполнению документы по операциям, противореча-щим действующему законодательству и нарушающим договор-ную и финансовую дисциплину. В случае получения незакон-ного распоряжения бухгалтер обязан до его исполнения пись-менно обратить на это внимание руководителя. При получе-нии письменного подтверждения о принятии указанных доку-ментов к учету главный бухгалтер исполняет его. При этом всю полноту ответственности за незаконность совершенных опе-раций несет руководитель предприятия (учреждения). Таким образом, главный (старший) бухгалтер обладает достаточны-ми правами для выявления и предупреждения нарушений фи-нансового законодательства.
Аудиторский (независимый) финансовый контроль
В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Ука-зом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263, аудиторс-кая деятельность (аудит) представляет собой предпринима-тельскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осу-ществлению независимых вневедомственных проверок бух-галтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а так-же оказанию им аудиторских услуг.
Основной цепью аудиторской деятельности является ус-тановление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчет-ности хозяйствующих субъектов и соответствия совершен-ных ими финансовых и хозяйственных операций норматив-ным актам РФ. В соответствии с п. 19 Временных правил орга-низация государственного регулирования аудиторской дея-тельности осуществляться Комиссией по аудиторской дея-754
телъности при Президенте РФ, действующей на основании Положения о данной комиссии, утвержденного Распоряже-нием Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54~рп. Комиссия является коллегиальным органом, главная задача которого состоит в разработке системы мер по государственной под-держке становления и развития рынка аудиторских услуг в РФ, а также защите интересов государства, хозяйствующих субъектов, аудиторов и аудиторских фирм.
Положение о Комиссии по аудиторской деятельности возлагает на нее выполнение следующих функций:
• выдача генеральных лицензий на осуществление ауди-торской деятельности;
• организация ведения государственных реестров ауди-торских фирм и их объединений;
• публикация в средствах массовой информации сведе-ний о выдаче (аннулировании) лицензий на осуществление аудиторской деятельности, о зарегистрированных объедине-ниях аудиторов и аудиторских фирм и т. д.
Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ имеет право направлять аудиторам, аудиторским фир-мам и их объединениям обязательные для исполнения пред-писания об устранении ими нарушений законодательства Рос-сийской Федерации в области аудиторской деятельности.
Аудиторы, прошедшие аттестацию, и аудиторские фир-мы начинают свою деятельность после государственной реги-страции в качестве субъекта предпринимательской деятель-ности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Порядок проведения аттестации утвержден Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. Лицензии на осуществление специального ауди-та выдаются: Центральным банком РФ для проведения бан-ковского аудита, Департаментом страхового надзора Мин-фина РФ для проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования. Лицензии на проведение об-щего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Минфин РФ. Порядок выдачи лицензии утвержден
755
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. № 472).
Аудиторские проверки бывают обязательными и иници-ативными. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами Российской Федерации, инициативная — по решению хо-зяйствующего субъекта.
В соответствии с Временными правилами обязательная аудиторская проверка может проводиться по поручению ор-ганов дознания, следователя при наличии санкции прокуро-ра, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.
При осуществлении своей деятельности аудиторы име-ют право:
• проверять у хозяйствующих субъектов в полном объе-ме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных цен-ностей;
• получать разъяснения по возникшим вопросам и до-полнительные сведения, необходимые для аудиторской про-верки;
• по письменному запросу получать необходимую для осу-ществления проверки информацию от третьих лиц, в том чис-ле при содействии государственных органов, поручивших проверку;
• самостоятельно определять формы и методы проведе-ния проверки, исходя из требования нормативных докумен-тов, конкретных условий договора с хозяйствующими субъек-тами, а также содержания поручения органов суда, проку-ратуры и т. д.; при этом допускается привлечение на договор-ной основе к участию в проверке аудиторов, работающих в других аудиторских фирмах.
Законодательством определены следующие обязанности аудитора:
756
• неукоснительное соблюдение законности в ходе про-ведения аудиторской проверки;
• квалифицированное предоставление аудиторских ус-луг;
• обеспечение сохранности документов, получаемых в ходе проверки, и неразглашение их содержания без согла-сия хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, спе-циально предусмотренных законом.
Результатом аудиторской деятельности является заклю-чение (ревизионный сертификат). Заключение аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению государ-ственных органов, приравнивается к заключению эксперти-зы, назначаемой в соответствии с процессуальным законода-тельством.
Текст аудиторского заключения состоит из:
• вводной части (юридический адрес аудиторской фир-мы, фамилии всех аудиторов, принимающих участие в про-верке, номер и дата выдачи лицензии и т. п.);
• аналитической части, в которой содержатся результа-ты экспертизы организации бухгалтерского учета, составле-ние соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля, а также факты выявленных существенных нару-шений в системе учета и отчетности, влияющих на их досто-верность, несоблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников хозяйствую-щего субъекта, государства и третьих лиц;
• итоговой части, содержащей сведения о подтвержде-нии достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100