Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



Глава 25. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
В условиях развития рыночных отношений и дальнейше-го интегрирования России в мировую экономику финансовое право как отрасль, российского права приобретает все более важное значение. Экономика — это базис, а право и полити-ка — это элементы надстройки; если векторы поступатель-ного развития базиса и надстройки (экономики и права — фи-нансового, налогового в частности) совпадают, то следствием должен стать активный прогресс Необходимо наличие посто-янного баланса между состоянием экономики и нормами пра-ва (финансового, гражданского и др.), которые регулируют связанные с ней (экономикой) общественные отношения, то есть наличие баланса системы "право — экономика".
Очевидно, что соотношение объективных экономических процессов и соответствующих норм права не может быть за-стывшим явлением Так, например, говоря о стабильности налогового законодательства, следует отметить, что оно дол-жно быть одновременно и гибким. Оптимальной представля-ется ситуация, когда финансовое правотворчество осуществ-ляется несколько перспективно, основываясь на прогнозах предстоящего (например, пять лет) развития экономики
Финансовое право по своей природе является публич-ным правом (государствоведческим), и именно с помощью финансового законодательства государство реально осуще-ствляет управление. Именно финансы являются основными носителями информации в механизме государственного уп-равления. Посредством финансов осуществляются прямые и обратные связи в экономических, социальных и политичес-ких системах. Финансы есть органический элемент системы
715
государственного управления, а главное — финансы явля-ются инструментом системного саморегулирования государ-ства и общества в целом1.
§ 1. Понятие финансов и предмет финансового права
Изучение финансового права традиционно начинается с освоения понятий "финансы", "финансовая система" и "фи-нансовая деятельность". В научной литературе понятие "фи-нансы" рассматривается в двух аспектах: 1) как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе созда-ния, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству и местному са-моуправлению для выполнения своих задач и функций; 2) как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных го-сударством и местным самоуправлением для осуществления своих задач и функций. Таким образом, финансы есть эконо-мическая категория, определяющее значение для которой имеет ее общественная сущность, то есть это общественные отношения, складывающиеся в обществе в процессе распре-деления и перераспределения стоимости валового обществен-ного продукта и части национального дохода в связи с обра-зованием и использованием фондов денежных средств2.
Финансы — это не сами денежные средства, а отноше-ния между людьми по поводу образования, перераспределе-ния и использования фондов денежных средств Как указано выше, финансы служат экономическим инструментом рас-пределения валового общественного продукта и националь-ного дохода. Они являются средством контроля за производ-ством и распределением материальных благ, а также сред-1 См.: Горбунова О. Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых инструментов в условиях перехода к рынку. М.: Юрист, 1996. С. 8. 2 См.: Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие. 2-е изд. испр., и доп. М.: Юриспруденция, 2000. С. 4.
716
ством стимулирования развития государства и общества в нужном в каждый данный период развития направлении. Финансы и финансовые отношения — это обязательно де-нежные отношения, однако отнюдь не все отношения по поводу денег являются финансовыми Так, деньги, обслужи-вающие отношения купли-продажи, поставки, администра-тивных штрафов, финансовыми не являются Эго обществен-ные отношения, регулируемые другими отраслями права: ад-министративным, гражданским и т. п.
Итак, финансы выражают реально существующие об-щественные отношения, которые и называются финансовы-ми. В связи с этим понятия "финансы" и "финансовые отно-шения" в науке принято считать синонимами.
В историческом аспекте финансы как явление обществен-ной жизни возникают с появлением государства и денег. День-ги, выполняя функцию средства обращения, являются важ-нейшей предпосылкой появления финансов как самостоятель-ной сферы денежных отношений. Нередко утверждается те-зис о том, что нет лучшего способа управления государством, чем управление при помощи денег; более эффективного сред-ства управления человечество пока не придумало. Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования де-нежных фондов, которые затем используются на нужды об-щества, государство стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям. Финансы поми-мо этого являются и лучшим информационным источником.
Наглядным примером этому служит современное развитие Рос-сии1.
Как уже указывалось, финансы — это не все денежные отношения в обществе, а только их часть, а именно те, кото-рые связаны "с формированием, распределением и исполь-зованием фондов денежных средств в целях выполнения фун-кций и задач государства и обеспечения условий расширен-
1 См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. О. Н. Горбуновой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. С. 15—19.
717
ного воспроизводства"1. Финансы охватывают две группы об-щественных отношений: 1) денежные отношения, связан-ные с формированием и использованием централизованных денежных фондов; 2) денежные отношения, опосредующие формирование и использование децентрализованных денеж-ных фондов предприятий и организаций. В первую группу включаются отношения по: а) уплате налогов и налоговых птатежей в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды; б) выделению средств из бюджета и из государственных и муниципальных внебюджетных фон-дов; в) распределению бюджетных средств между звеньями бюджетной системы и т. д. Вторая группа охватывает отноше-ния по формированию, распределению, а в ряде случаев и использованию доходов и прибыли предприятий и организа-ций и т. д.2.
Выделяют четыре специфических признака финансов (финансовых отношений): во-первых, это всегда денежные отношения; во-вторых, распределительные, так как они воз-никают не на стадии производства, обмена или потребления общественного продукта, а на стадии его распределения; в-третьих, безэквивалентные, поскольку на стадии распреде-ления "имеет место одностороннее (без встречного эквива-лента) движение денежной формы стоимости", в отличие от стадии обмена, где наблюдается "двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денеж-ной форме, а другая — в товарной"3. В-четвертых, существен-ным признаком финансов является их движение в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование кото-рых осуществляется через денежные фонды.
Денежные фонды есть относительная обособленная часть финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение и отно-
1 См.: Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: Финансы и статистика, 1997. С. 63.
2 См.: Карасева М. В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М.: Юристъ, 1999. С. 8—13.
3 Родионова В. М., Вавилов Ю. Я., Гончаренко Л. И. и др. Финансы / Под ред. В. М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1993. С. 10.
718
сительную самостоятельность функционирования. В настоя-щее время к денежным фондам, через которые осуществля-ется мобилизация и использование финансовых ресурсов, относятся: бюджеты (федеральный, субъектов РФ и муници-пальных образований); внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского стра-хования) и т. д.
Функции финансов выражают выполняемую ими соци-альную роль в экономической жизни общества и государства
и включают в себя две функции: распределительную и конт-рольную1.
Распределительная функция заключается в том, чтобы распределять стоимость валового общественного продукта и тем самым обеспечить каждого субъекта хозяйствования не-обходимыми ему финансовыми ресурсами. Благодаря финан-сам денежные средства поступают в распоряжение государ-ства, муниципальных образований, предприятий, организа-ций, физических лиц.
Контрольная функция финансов заключается в их спо-собности количественно отслеживать весь ход распредели-тельного процесса. Финансы постоянно сигнализируют о том, как складывается процесс мобилизации финансовых ресур-сов в те или иные денежные фонды, как используются фи-нансовые ресурсы и т. д. Контрольная функция финансов ре-ализуется через деятельность финансовых и налоговых орга-нов, которые непосредственно следят за использованием до-ходной и расходной частей бюджетов в бюджетной системе РФ, распределением доходов предприятий и т. д.
Финансы проявляются не стихийно, а только в процессе планомерной деятельности государства и местного самоуп-
1 См.: Вельский К. С. Финансовое право. М.: Юрист, 1995. С. 3—7; Граче-ва Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. С. 9; Финансовое право. Практикум / Под ред. И. В. Рукавишниковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. С. 7—14.
719
равления. Эта деятельность, направленная на создание, рас-пределение и использование определенных фондов денеж-ных средств, в юридической литературе получила название "финансовая деятельность". Финансовая деятельность госу-дарства и муниципальных образований представляет собой процесс планомерного образования, распределения и исполь-зования государством и муниципальными образованиями фи-нансовых ресурсов через свои денежные фонды для выпол-нения поставленных задач. Финансовая деятельность осуще-ствляется государством и муниципальными образованиями в лице соответствующих органов. В процессе финансовой дея-тельности осуществляется организация государственного и муниципального финансового контроля, кредитования, рас-четов и денежного обращения, валютного регулирования.
Юридической формой осуществления финансовой дея-тельности являются финансово-правовые акты,, издаваемые
уполномоченными органами государственной власти и управ-ления1.
Субъектами финансовой деятельности выступают госу-дарство в лице компетентных органов на уровне как федера-ции, так и ее субъектов. К таким органам относятся лишь те, для которых указанная деятельность является специальной или составляет часть их компетенции.
Финансовая деятельность входит в компетенцию пред-ставительных органов государственной власти (Федерально-го Собрания РФ и его палат), исполнительных органов госу-дарственной власти. Так, финансовая деятельность является частью компетенции Правительства РФ, органов исполнитель-ной власти общей компетенции на уровне субъектов РФ, Го-сударственного таможенного комитета РФ, министерств, имеющих централизованные фонды, а также выступающих в ряде случаев как уполномоченные государством органов по управлению казенными предприятиями.
К органам исполнительной власти специальной компетен-ции, осуществляющим финансовую деятельность, относятся
1 См.: Савин А. Ю. Финансовое право. М.: Финстатинформ, 1997. С. 11. 720
Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ, Федеральное казначейство РФ, Министерство по нало-гам и сборам РФ, Федеральная служба налоговой полиции и др.1.
Кроме того, финансовую деятельность государства осу-ществляют и органы судебной власти. В соответствии со ст. 1 и 3 Закона РФ "О государственной пошлине" от 9 декабря 1991 г. в редакции от 31 декабря 1995 г.2 суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ осуществля-ют взимание госпошлины при подаче в суд исковых заявлений и жалоб. Таким образом, финансовая деятельность государ-ства составляет часть компетенции органов судебной власти.
Наконец, финансовую деятельность государства осуществ-ляет Центральный банк РФ, коммерческие банки3. Муници-пальные образования осуществляют финансовую деятельность в лице органов местного самоуправления, а также непосред-ственно через население муниципального образования4.
Государство и муниципальные образования как субъек-ты финансовой деятельности воздействуют на объект этой деятельности. Объектом финансовой деятельности в ы с т у п а -ют экономические отношения, а точнее, отношения собствен-ности, и, как результат, доходы, накопления и т. д. субъек-тов хозяйствования и физических лиц, а также собственные финансовые ресурсы государства и муниципальных образо-ваний. Государство воздействует на те конкретные доходы,
1 См.: Указ Президента Российской Федерации "Структура исполнительных органов государственной власти" от 17 мая 2000 г. //Российская газета. 2000. 20 мая.
2 См.: СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 19; № 35. Ст. 4128.
3 См.: ст. 23 Федерального закона "О Центральном банке Российской Феде- рации (Банке России)" от 12 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1593.
4 См.: ст. 6, 8, 13 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25 сентября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464; ст. 14, 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 ав- густа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. С. 917; 1997. № 12. Ст. 1378.
721
накопления, финансовые ресурсы субъектов, которые в наи-большей мере отвечают его финансовой политике на том или ином этапе. Государство и муниципальные образования уста-навливают правовой режим этих доходов, упорядочивают их движение в русле, обеспечивающем достижение своих це-лей в финансовой деятельности. Итак, в ходе финансовой деятельности имеет место управляющее воздействие субъекта финансовой деятельности на ее объект и, соответственно, определенного рода подчинение объекта субъекту этой дея-тельности. Отсюда между субъектом и объектом финансовой деятельности государства и муниципальных образований су-ществуют отношения управления, а сама финансовая деятель-ность выступает видом управленческой деятельности го-сударства и муниципальных образований.
Характеристиками финансовой деятельности являются ее функции, а также средства, способы и формы, с помощью которых она осуществляется.
Функции финансовой деятельности государства и му-ниципальных образований — это основные направления их деятельности по: а) образованию денежных фондов; б) рас-пределению финансовых ресурсов; в) использованию финан-совых ресурсов; г) осуществлению государственного и муни-ципального контроля за движением финансовых ресурсов; д) эмиссии денежных знаков.
Средствами финансовой деятельности государства и муниципальных образований выступают правовые нормы, нормы бухгалтерского учета (технико-юридические в тех слу-чаях, когда содержатся в правовых актах), операционно-тех-нические, коммуникативные и транспортные средства (раз-личные формы документов; например, бланки платежных документов, счета-фактуры, бюджетные поручения, а так-же факсы, телефоны и т. д.).
Способы осуществления финансовой деятельности го-сударства и муниципальных образований представляют со-бой конкретные пути, методы достижения целей названной деятельности включают в себя общие способы и специальные
722
способы. Общие способы используются при осуществлении практически всех функций финансовой деятельности. К ним относятся: командно-волевой (императивный), рекомендатель-ный и способ согласования. Специальные способы "работают" в процессе реализации определенных функций этой деятель-ности; например, метод обязательных платежей, метод доб-ровольных платежей, штрафной метод и метод финансовых изъятий.
Формами осуществления финансовой деятельности го-сударства и муниципальных образований выступают: право-вая форма и неправовая форма. Правовая форма финансовой деятельности реализуется посредством принятия финансово-правовых актов: нормативных (законы и подзаконные акты); индивидуальных (налоговое извещение об уплате налога на имущество и др.); смешанных (федеральный закон о бюдже-те на предстоящий финансовый год содержит нормативные и индивидуальные предписания). Неправовая форма финансо-вой деятельности выражается в осуществлении ее субъекта-ми процедурных мероприятий, носящих вспомогательный организационный характер: установление налогов, сборов, льгот, порядок утверждения бюджета и т. д.
Таким образом, понятие "финансы" означают обществен- ные отношения в сферах аккумуляции и перераспределе- ния денежных средств. Посредством финансовой деятельно- сти государства и муниципальных образований обеспечива- ются публично-правовые интересы указанных субъектов (формирование государственного, региональных и муници- пальных бюджетов, осуществление государственной финан- совой, налоговой, кредитной, валютной политики и т. д.), а также частноправовые интересы физических и юридичес- ких лиц. ; Финансы как общественные отношения, возникающие
? при создании и использовании определенных фондов денеж-
ных средств, отличаются друг от друга, но одновременно характеризуются некоторыми общими чертами, позволяющи-ми объединить их в отдельные, относительно обособленные
723
группы1. Группу однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств называют финансовым институтом. Совокупность групп эко-номических (финансовых) отношений (финансовых институ-тов) образует единую финансовую систему2.
Под финансовой системой Российской Федерации пони-мают: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответ-ствующих денежных фондов; б) совокупность государствен-ных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Следует подчеркнуть, что в экономической и юридической литературе финансовая система, ее структура определяется авторами по-разному.
Ряд экономистов финансовую систему рассматривают как совокупность: 1) финансов предприятий, учреждений и орга-низаций; 2) страхования; 3) государственных финансов. В свою очередь, финансы предприятий, учреждений организаций, по их мнению, подразделяются на финансы коммерческих организаций и общественных объединений; страхование де-лится на социальное, личное, имущественное; страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. Государственные финансы включат в себя: государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит. При данной классификации учитывалась роль субъекта в обще-ственном производстве: являются ли субъекты непосредствен-но его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование.
Другие авторы при характеристике финансовой системы исходят из участия субъекта экономических отношений в об-разовании и распределении стоимости совокупного обществен-ного продукта (СОП) в связи с присвоением первичных дохо-дов. Такими субъектами экономических отношений являются
1 См.: Финансы / Под ред. проф. В. М. Родионовой. М.: Финансы и кредит, 1994. С. 20.
2 См.: Дадашев А. 3., Черник Д. Г. Финансовая система России. М.: Финансы и кредит, 1997. С. 10—11.
724
хозяйствующие субъекты, работники и государство как ре-гулятор условий хозяйствования и природопользования. Раз-нообразие личных, коллективных и общественных потребно-стей и характер их удовлетворения, по мнению указанных авторов, обеспечивается соответствующей системой финан-совых отношений и ресурсов, поэтому в финансовой системе функционируют три взаимосвязанные подсистемы: 1) подси-стема финансовых отношений и ресурсов, возникающих у хо-зяйствующих субъектов; 2) подсистема финансовых отноше-ний и ресурсов, возникающих у работников; 3) подсистема финансовых отношений, возникающих у государства. При этом финансы хозяйствующих субъектов включают финансы ком-мерческих предприятий и организаций (нефинансовые пред-приятия, кредитные организации) и финансы некоммерчес-ких организаций. Государственные и муниципальные финан-сы объединяют бюджетные и внебюджетные финансы.
В юридической литературе авторы либо воспроизводят указанные структуры финансовой системы с некоторыми из-менениями, либо предлагают иную структуру, отражающую особенности развития государства в условиях перехода к рын-ку. Так, по мнению одних ученых, в финансовую систему входят следующие финансовые структуры (группы экономи-ческих отношений): 1) государственные финансы; 2) финан-сы предприятий, учреждений, организаций всех форм соб-ственности; 3) кредитование; 4) страхование. При этом госу-дарственные финансы объединяют бюджет страны, внебюд-жетные фонды, государственный кредит, а институт креди-тования образует отношения, возникающие между вкладчи-ками и коммерческими банками, иными кредитными учреж-дениями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд1.
Согласно другим, финансовую систему составляют сле-дующие звенья (институты): 1) бюджетная система с входя-
1 См.: Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пекеляев С. Г. Финансовое право России: Учебник. М.: Текс, 1995. С. 6; Грачева Е. Ю. Финансовое право: Схемы, комментарии: Учебное пособие. М.: Новый юрист, 1998. С. 11.
725
щими в нее государственными и местными бюджетами; 2) вне-бюджетные целевые фонды; 3) финансы предприятий, объ-единений, организаций, учреждений, отраслей народного хо-зяйства; 4) имущественное и личное страхование; 5) кредит (государственный, муниципальный и банковский)1. Подобное мнение о содержании финансовой системы широко распро-странено среди представителей финансово-правовой науки. Вместе с тем в экономической финансовой литературе вы-сказано суждение о более узком составе финансовой систе-мы, исключающее из нее кредит в связи с присущими ему особенностями. Однако каждое из названных звеньев финан-совой системы обладает своей спецификой, одновременно вза-имодействуя между собой как составная часть единой катего-рии. Взаимодействует с ними и кредит. Другие ученые, не упоминая среди звеньев финансовой системы банковский кре-дит, включают в нее государственный кредит2. Иным обра-зом, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты: 1) бюджетная система, состоящая из Фе-дерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов органов местного самоуправления; 2) государственные вне-бюджетные фонды (глава 17 Бюджетного кодекса РФ)3; 3) фон-ды, консолидированные в бюджете; 4) внебюджетные децен-трализованные фонды; 5) фонды страхования; 6) кредит (го-сударственный и банковский); 7) финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды)4.
Все указанные авторы подчеркивают, что центральное место в финансовой системе России принадлежит бюджет-ной системе, с помощью которой образуются фонды денеж-ных средств государственных и административно-территори-
1 См.: Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф., д. ю .н. Н. И. Химичева. М.: Юристъ, 1999. С. 21.
2 См.: Финансы / Под ред. В. М. Родионовой. С. 20.
3 См.: СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
4 См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. О. Я. Горбуновой. 2-е изд. М.: Юристъ. 2000. С. 20.
726
альных образований. Все звенья финансовой системы так или иначе определяются или связаны с бюджетной системой.
При анализе содержания финансовой системы следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 10 Бюджетного ко-декса РФ бюджеты государственных социальных внебюджет-ных фондов (экологические, дорожные и др.) и бюджеты их территориальных подразделений входят в бюджетную систе-му Российской Федерации. В финансовую систему включают-ся также негосударственные фонды; федеральные и регио-нальные негосударственные пенсионные фонды; фонды бан-ковской системы; фонды страховых организаций; фонды об-щественных и региональных организаций; фонды иных юри-дических лиц. При этом, учитывая развитие местного само-управления, законодательное закрепление основных прин-ципов организации местных финансов, на наш взгляд, необ-ходимо рассматривать местные финансы в качестве само-стоятельного звена финансовой системы.
Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25 сентября 1997 года определил основные принципы организации мест-ных финансов. В соответствии с ним местные финансы вклю-чают средства местного бюджета, государственные, муници-пальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Формирова-ние и использование местных финансов основывается на прин-ципах самостоятельности, государственной финансовой под-держки, гласности и осуществляется в соответствии с Кон-ституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции" от 28 августа 1995 года1, другими федеральными зако-нами, конституциями, уставами и законами субъектов Рос-сийской Федерации, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправле-1 См.: СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506: 1997. № 1 2 . Ст. 1378.
727
ния. Местные финансы определяются как совокупность де-нежных средств, формируемых и используемых для реше-ния вопросов местного значения.
Стоит учесть и ту точку зрения, согласно которой не включается в финансовую систему фонд банковского креди-тования, поскольку "Центральный банк РФ независим от ор-ганов исполнительной власти и подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ, и более того, финансовая и кредитная системы Российской Федерации относительно автономны. Из чего делается вывод, что "банковское креди-тование не входит в финансовую систему Российской Феде-рации"1. Если можно согласиться с мнением о наличии опре-деленной автономии кредитной системы как совокупности кредитных организаций, то исключать фонды денежных средств кредитных организаций из финансовой системы как совокупности определенных общественных (денежных) отно-шений, возникающих при создании, распределении и исполь-зовании государством и местным самоуправлением фондов денежных средств, вряд ли возможно. Фонды кредитных орга-низаций даже при ликвидации государственной монополии в банковской деятельности включаются в категорию "финансы хозяйствующих субъектов" и обеспечивают сбалансирован-ное движение соответствующих потоков в процессе воспро-изводства общественного продукта. При недостаточности соб-ственных финансовых ресурсов (прибыли, амортизационных отчислений) хозяйствующие субъекты привлекают созданный кредитными организациями ссудный капитал, без которого немыслимо функционирование общественного производства. При этом нельзя не учитывать и фонды денежных средств Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и иных кредитных организаций, основанных на праве государ-
1 Карасева М. В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М.: Юристъ, 1999. С. 36.
728
ственной или муниципальной собственности, играющих зна-чительную роль в процессе воспроизводства общественного продукта.
Из всех приведенных выше точек зрения наиболее опти-мальной представляется позиция: финансовая система Рос-сийской Федерации есть совокупность трех основных звень-ев: 1) государственных финансов: 2) местных финансов; 3) ча-стных финансов1.
Итак, понятия "финансы", "финансовая деятельность" и "финансовая система" находятся во взаимосвязи и диалекти-ческом единстве, что позволяет логически перейти к рассмот-рению предмета и особенностей метода правового регулиро-вания финансового права.
В связи с активным развитием правовой системы Россий-ской Федерации, в частности финансового права, некоторые вопросы его предмета являются дискуссионными. В прошлом предмет финансового права традиционно определялся исклю-чительно через отношения, возникающие в процессе финан-совой деятельное государства. С принятием Конституции РФ изменилась структура государства как субъекта финансовой деятельности. Согласно ст. 11 государственнная власть пред-ставлена государственными органами только на уровне своей федерации и ее субъектов. При этом в ст. 12 подчеркнуто, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, то есть они не .представля-ют государство. В науке финансового права возник вопрос: следует ли отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности муниципальных образований, включать в пред-мет финансового права.
Однако исключение отношений, возникших в процессе финансовой деятельности муниципальных образований (орга-нов местного самоуправления), противоречило бы принципу
1 См.: Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. С. 8.
729
единства финансовой системы и конституционному требова-нию о проведении в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114 Конституции РФ). Объединяет эти отношения с отношениями, возникающими в ходе финансо-вой деятельности государства, и публичный характер тех и других1.
Финансовое право закрепляет структуру финансовой си-стемы, распределение компетенции в данной области между Российской Федерацией и ее субъектами, местным самоуп-равлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в про-цессе финансовой деятельности государства и муниципаль-ных образований, от лица которых выступают соответствую-щие государственные и муниципальные органы. Данные от-ношения и составляют предмет финансового права.
Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления госу-дарством и местным самоуправлением финансовой деятель-ности по образованию, распределению и использованию де-нежных средств. Главная особенность общественных отноше-ний, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая особенность — они представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов, денежных средств. Это — финансо-вые отношения, одной из сторон в которых выступает госу-дарство или орган местного самоуправления.
Своеобразие предмета регулирования обуславливает и особенности метода регулирования финансового права: в ка-честве основного метода финансово-правового регулирова-ния выступают государственно-властные предписания одним
1 См.: Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. С.36—37.
730
участникам финансовых отношений со стороны других, дей-ствующих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Финансово-правовому ре-гулированию свойственны и иные методы: рекомендации, со-гласования и т. п. Указанные методы получают все более ши-рокое применение и могут находиться в том или ином соче-тании с основным методом финансово-правового регулирова-ния — методом властных предписаний.
Итак, методами финансово-правового регулирования яв-ляются: 1) метод властных предписаний; 2) метод рекоменда-ций; 3) метод согласования и др.
Большая часть властных предписаний исходит от финан-сово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. Здесь нет под-чинения в полном объеме, как при отраслевом управлении, за каждой нормой финансового права кроется ее экономи-ческое содержание.
Таким образом, финансовое право есть самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой совокуп-ность норм права, регулирующих общественные отношения, связанные с созданием, распределением и использованием государством и местным самоуправлением определенных фон-дов денежных средств, необходимых им для выполнения за-дач и функций государственных и муниципальных образова-ний.
Место финансового права в системе российского права обусловлено его особенностями и связью с другими отрасля-ми. Особенности финансового права раскрываются при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.
Финансовое право распространяется на одну из облас-тей деятельности государства и тесно соприкасается с кон-ституционным и административным правом. Конституционное право закрепляет основы организации и деятельности пред-ставительных и исполнительных органов власти. Финансовое же право распространяется на оба эти вида государственной
731
деятельности, поскольку финансовая деятельность может осу-ществляться и теми и другими органами1.
Финансовое право находится в тесной связи с гражданс-ким правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения. Также налицо связь финансового права с муниципальным, концентрирую-щим в себе нормы многих отраслей права, в том числе и нормы финансового права, предметом которого являются от-ношения органов местного самоуправления в области их фи-нансовой деятельности2.
Финансовое право как отрасль права имеет свои первич-ные, исходные элементы, которыми являются финансово-правовые нормы.
Финансово-правовые нормы — это установленные госу-дарством и обеспеченные мерами государственного принуж-дения правила поведения в отношениях, возникающих в про-цессе образования, распределения и использования денеж-ных фондов государства и муниципальных образований. Они устанавливаются государством в строго определенном поряд-ке, по определенной форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок. Основная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят госу-дарственно-властный характер. Структура финансово-право-вой нормы включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию.
В зависимости от характера воздействия на участни-ков финансового отношения нормы финансового права под-разделяются на три вида: 1) обязывающие (например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отно-шений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и определенный срок); 2) запрещаю-
1 См.: Конституционное право России (конспект лекций в схемах). М.: ПРИОР, 2000. С. 4.
2 См.: Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право России. М., 1997; Старилов Ю. Н. Административное право. История, наука, предмет, нор- мы. Воронеж, 1998. 4.1. Гл. 4.
732
щие (например, согласно норме п. 5 ст. 12 Налогового кодек-са РФ "не могут устанавливаться региональные или местные налоги и/или сборы, не предусмотренные настоящим Кодек-сом"); 3) уполномочивающие (например, данные нормы со-держатся в нормативных актах, регулирующих кредитные отношения).
Нормы финансового права в зависимости от их содержа-ния подразделяются на материальные и процессуальные. Ма-териальные финансово-правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов финансовых правоотношений, компе-тенцию и структуру органов управления финансами и т. д. Про-цессуальные финансово-правовые нормы определяют порядок деятельности субъектов финансовых правоотношений.
Финансовые правоотношения есть урегулированные фор-мами финансового права общественные отношения, возника-ющие в сфере финансовой деятельности, одним из субъек-тов которых всегда является управомоченный орган государ-ства (финансовый орган, кредитное учреждение, высший или местный орган государственной власти). Указанные правоот-ношения почти всегда возникают по поводу денег — денеж-ного платежа в доход государства, государственного расхода и т. п.
В финансовых правоотношениях выступают два право-вых элемента: 1) государственно-властный; 2) имуществен-ный. Эта деятельность основывается на государственных ак-тах. В то же время мобилизация и расходование государ-ством денежных средств представляет собой деятельность ма-териального, имущественного характера. Поэтому финансо-вые правоотношения являются властно-имущественными от-ношениями.
Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определен-ных в правовых нормах условий, то есть обстоятельств, име-нуемых юридическими фактами. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или со-бытия. Для финансовых правоотношений наиболее характер-
733
ны такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов. На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные фи-нансово-правовые акты, которые также ведут к возникнове-нию, изменению или прекращению финансовых правоотно-шений. Например, распоряжение министерства о передви-жении средств по статьям смет подведомственных учрежде-ний в рамках свободной сметы этого министерства, извеще-ние налогоплательщика налоговым органом о необходимости уплаты определенной суммы налога. С определенным собы-тием правовая норма может связывать возникновение, изме-нение и прекращение финансовых правоотношений. Напри-мер, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по пово-ду налоговых платежей.
Классификация финансовых правоотношений осуществ-ляется по различным основаниям. Так, финансовые правоот-ношения в зависимости от подотрасли, раздела, института финансового права подразделяются на следующие виды: бюд-жетные; налоговые; неналоговые; финансовые правоотноше-ния в области государственного кредита; финансовые право-отношения в области страхования; правоотношения, возни-кающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании; финансо-вые правоотношения в области банковской деятельности; финансовые правоотношения, возникающие в области денеж-ного обращения и расчетов; валютные правоотношения.
По характеру финансово-правовых норм финансовые правоотношения подразделяются на материальные и процес-суальные. Первые возникают на основе материальных норм финансового права, а процессуальные, соответственно, — на процессуальных.
На основании особенностей их объекта финансовые пра-воотношения делятся на имущественные (налог, трансферт и т. д.) и неимущественные (проект бюджета, бюджет как за-кон и плановый акт и т. д.).
734
По структуре их юридического содержания финансо-вые правоотношения подразделяются на простые и сложные. Простые характеризуются тем, что их содержание состоит из одного права и одной обязанности. Сложные состоят из нескольких взаимосвязанных субъективных прав и обязанно-стей.
Система финансового права представляет собой совокуп-ность финансово-правовых норм, которые группируются внутри отрасли в определенные правовые институты. Финансовое право состоит из двух частей — Общей и Особенной. Общая часть финансового права включает в себя нормы, регулирую-щие общие принципы, правовые формы и методы финансо-вой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое по-ложение, а также правовое положение всех субъектов—уча-стников финансовых правоотношений. Кроме того, сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля и финансовой ответственности. Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном поряд-ке и логической последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена.
Финансовая деятельность государства основывается на принципах, основных положениях, закрепленных Конститу-цией РФ. Важнейшими из них являются: законность, глас-ность, плановость, федерализм.
Принцип законности выражается в том, что весь процесс созидания, распределения и использования фондов денеж-ных средств детально регламентируется нормами финансо-вого права, соблюдение которых обеспечивается возможнос-тью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
Принцип гласности проявляется в процессе доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массо-вой информации, содержания проектов различных финансо-во-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, ре-зультатов проверок, ревизий и т. д.
735
Принцип плановости означает, что вся финансовая дея-тельность государства и местного самоуправления базирует-ся на системе финансово-плановых актов.
Принцип федерализма проявляется в установлении Кон-ституцией РФ разграничения компетенции Российской Феде-рации и субъектов Российской Федерации в области финансов.
Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, ре-гулирующие финансовые отношения. В зависимости от юри-дической силы актов источники финансового права можно разделить на различные группы. Акты федеральных органов подразделяются на законы Российской Федерации и подза-конные федеральные акты.
Законы Российской Федерации: а) Конституция РФ, за-коны и иные правовые акты, принимаемые в Российской Фе-дерации; б) акты палат Федерального Собрания РФ.
Подзаконные федеральные акты: указы, распоряжения Президента РФ: постановления, распоряжения Правитель-ства РФ; нормативные акты, приказы, постановления, инст-рукции федеральных органов исполнительной власти.
Законы субъектов Российской Федерации.
Подзаконные акты субъектов Российской Федерации: указы, распоряжения президентов (губернаторов); постанов-ления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации; нормативные акты министерств субъектов Рос-сийской Федерации; приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации.
Акты органов местного самоуправления есть норматив-ные акты местной администрации, которые действуют толь-ко на территории муниципального образования: распоряже-ния и решения.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
В качестве источника российского права, в том числе финансового права, в последние годы в теории права все
736
чаще признается судебный прецедент1. Судебный прецедент есть правило поведения, сформулированное судом при рас-смотрении конкретного дела в судебном решении, имеющее общеобязательное значение. Судебный прецедент как источ-ник финансового права представлен главным образом реше-ниями Конституционного Суда РФ. В настоящее время им вынесено более 10 решений по вопросам, касающимся госу-дарственных финансов.
Финансовое законодательство есть совокупность норма-тивных актов, содержащих нормы финансового права. Фи-нансовое законодательство Российской Федерации составля-ют: Конституция РФ, Закон РСФСР "О Государственной на-логовой службе РСФСР" от 21 марта 1991 года, Указ Прези-дента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 "О Министерстве Рос-сийской Федерации по налогам и сборам", Закон РФ "О фе-деральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г., Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г., Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г., Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 г., Указ Президента РФ "Об аудиторской деятельности в Рос-сийской Федерации" от 22 декабря 1993 г., Федеральный за-кон "О финансовых основах местного самоуправления в Рос-сийской Федерации" от 10 сентября 1997 г., Закон РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18 октября 1991 г., (в редакции от 10 ф е в р а л я 1999 г.), Федеральный за-кон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 2 декабря 1990 г. (в редакции от 23 февраля 1999 г.), Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27 ноября 1992 г. (в редакции от 31 декабря 1997 г.), Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г., Закон РФ "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. (в редакции от 23 июля 1998 г.) и иные нормативно-правовые акты.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100