Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 3. Административное наказание
Основная форма реализации административной ответ-ственности — административное наказание.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение админи-стративного правонарушения и применяется в целях предуп-реждения совершения новых правонарушений как самим пра-вонарушителем, так и другими лицами.
Основным субъективным фактором, предотвращающим совершение лицом нового правонарушения, выступает осо-знание неотвратимости применения карательных санкций, предусмотренных законом. Превентивная цель применения ад-министративного наказания состоит в предотвращении совер-шения не только административного проступка, но и дис-циплинарных проступков, преступлений и иных правонару-шений, в том числе и их рецидивов.
Административное наказание не может иметь своей це-лью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или при-чинение ему физических страданий, а также нанесение вре-да деловой репутации юридического лица.
Ст. 3.2. КоАП РФ определяет следующие виды админис-тративных наказаний:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
525
4) конфискация орудия совершения или предмета адми-нистративного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного фи-зическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российс-кой Федерации иностранного гражданина или лица без граж-данства;
8) дисквалификация.
Административные наказания, перечисленные в пунк-тах 3—8, устанавливаются только КоАП РФ.
Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанав-ливаться и применяться только в качестве основных адми-нистративных наказаний.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонаруше-ния, а также административное выдворение за пределы Рос-сийской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в каче-стве как основного, так и дополнительного административ-ного наказания.
За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное адми-нистративное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответ-ственности.
Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юри-дического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ).
Предупреждение — особая разновидность правоохрани-тельной санкции. В отличие от других видов административ-
526
ных наказаний, предусмотренных КоАП РФ, вынесение пре-дупреждения не влечет за собой ограничений конституцион-ных прав и свобод нарушителя, а представляет собой офици-альное порицание физического или юридического лица. Ос-новная цель вынесения указанного наказания — превентив-ное воздействие на волю нарушителя, препятствующее ре-цидиву проступка. Предупреждение выносится только при совершении административных правонарушений, не представ-ляющих значительную общественную опасность и не повлек-ших причинение значительного вреда. Например, это нака-зание предусмотрено за воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 5.38 КоАП РФ). Предупреждение, как правило, альтерна-тива административному штрафу (ст. 6.3, 13.11, 19.1 КоАП РФ и др.).
Особенность предупреждения выражается также в фор-ме наложения наказания. Специальное указание в КоАП РФ на письменную форму его вынесения отличает предупрежде-ние от устного замечания правонарушителю, предусмотрен-ное ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного проступка, которое не представляет собой наказания.
Наиболее распространенным административным наказа-нием является административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ) — денежное взыскание, которое может выражаться в величи-не, кратной:
1) минимальному размеру оплаты труда (без учета рай-онных коэффициентов), установленному федеральным за-коном на момент окончания или пресечения административ-ного правонарушения (далее — минимальный размер опла-ты труда);
2) стоимости предмета административного правонаруше-ния на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения администра- 527
тивного правонарушения, либо сумме незаконной валют-ной операции.
Размер административного штрафа, исчисляемого ис-ходя из минимального размера оплаты труда, не может пре-вышать:
а) для граждан — двадцать пять минимальных разме- ров оплаты труда;
б) д л я должностных лиц — пятьдесят м и н и м а л ь н ы х р а з - меров оплаты труда;
в) для юридических лиц — одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.
Вместе тем он не может быть менее одной десятой ми-нимального размера оплаты труда.
Так, отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39 КоАП РФ) влечет применение к должностному лицу административного штрафа в размере от 5 до 10 минималь-ных размеров оплаты труда. Вмешательство с использовани-ем должностного или служебного положения в работу изби-рательной комиссии, комиссии референдума (ст. 5.2 КоАП РФ) — от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда. Рас-поряжение объектом нежилого фонда, находящимся в феде-ральной собственности, без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 7.24 КоАП РФ).
Административный штраф за нарушение законодатель-ства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исклю-чительной экономической зоне Российской Федерации, анти-монопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российс-кой Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, ал-когольной и спиртосодержащей продукции, налагаемый на
528
должностных лиц и юридических лиц, может быть установ-лен с превышением указанных размеров, но не может пре-вышать для должностных лиц двести минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц — пяти тысяч мини-мальных размеров оплаты труда. Например, нарушение пра-вил (стандартов, норм) или условий лицензии, регламенти-рующих деятельность во внутренних морских водах, в тер-риториальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должност-ных лиц в размере от 100 до 150 минимальных размеров оп-латы труда с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой (ст. 8.17 КоАП РФ).
Размер административного штрафа, исчисляемого ис-ходя из стоимости предмета административного правонару-шения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сбо-ров, не может превышать трехкратного размера стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов. Так, приобретение ввезенных на таможенную терри-торию Российской Федерации с нарушением таможенных пра-вил товаров и (или) транспортных средств влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной третьей до двукратно-го размера стоимости товаров и (или) транспортных средств с их конфискацией или без таковой (ст. 16.21 КоАП РФ).
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодатель-ством Российской Федерации.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения представляет собой их принудительное изъятие и последующую реализацию с пере-дачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета (ст. 3 . 6 КоАП РФ).
Данное административное наказание заключается в при-нудительном изъятии, т. е. независимо от волеизъявления
529
собственника, правонарушитель в этом случае утрачивает право собственности на изъятый предмет. Возмездное изъя-тие относится к административным наказаниям, ограничива-ющим имущественные права нарушителя. Возмездное изъя-тие назначается судьей. Постановление о возмездном изъя-тии огнестрельного оружия и боевых припасов исполняется органом внутренних дел.
В отличие от конфискации предмета, представляющей собой его безвозмездное изъятие, бывшему собственнику возмездно изъятого предмета компенсируется часть его сто-имости.
Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых при-пасов и других дозволенных орудий охоты (ст. 20. 8 КоАП РФ) не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.
Ст. 3.7 КоАП РФ определяет, что конфискацией орудия совершения или предмета административного правонаруше-ния является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.
Конфискация предмета, так же как и его возмездное изъятие, представляет собой разновидность администра-тивных наказаний, ограничивающих имущественные пра-ва нарушителя; при применении обоих наказаний наруши-тель перестает быть собственником отчужденного движи-мого имущественного объекта. Так, незаконное перемеще-ние товаров и (или) транспортных средств через таможен-ную границу Российской Федерации (ст. 16.1 КоАП РФ) может повлечь конфискацию предметов административно-го правонарушения.
Конфискация назначается судьей. Конфискованный пред-мет принудительно обращается в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, его при-нудительное обращение в муниципальную, частную или иную собственность не допускается.
530
Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не мо-жет применяться к лицам, для которых охота или рыболов-ство является основным законным источником средств к су-ществованию.
Не является конфискацией изъятие из незаконного вла-дения лица, совершившего административное правонаруше-ние, орудия совершения или предмета административного правонарушения:
• подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
• изъятых из оборота либо находившихся в противоправ-ном владении лица, совершившего административное право-нарушение, по иным причинам и на этом основании подле-жащих обращению в собственность государства или уничто-жению.
Лишение специального права — это лишение физичес-кого лица, совершившего административное правонаруше-ние, ранее предоставленного ему специального права. Оно устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотрен-ных статьями Особенной части КоАП РФ (ст. 3.8). Лишение специального права назначается судьей.
Наличие у гражданина или должностного лица специ-ального права подтверждается разрешительными докумен-тами органов исполнительной власти или исполнительно-рас-порядительных муниципальных органов (при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию). К таким доку-ментам относятся:
• водительское удостоверение;
• сертификат соответствия, подтверждающий соответ-ствие товаров и услуг установленным стандартам;
• разрешение на право пользования радиоэлектронными средствами или высокочастотными устройствами;
• лицензия;
531
• свидетельство о государственной регистрации индиви-дуального предпринимателя;
• документ, удостоверяющий государственную регистра-цию движимого объекта (например, автомобиля), охотничий билет и др.
Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Так, за нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов должностное лицо может быть лишено права управления воздушным суд-ном на срок до одного года (ст. 11.5 КоАП РФ).
Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, ко-торое пользуется транспортным средством в связи с инва-лидностью, за исключением случаев управления транспорт-ным средством в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ), уклонения от прохождения в установленном порядке меди-цинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП РФ), а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспор-тного происшествия, участником которого он являлся (ст. 12.27 КоАП РФ).
Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.
Административный арест заключается в содержании на-рушителя в условиях изоляции от общества и устанавливает-ся на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне прове-дения контртеррористической операции — до тридцати су-ток (ст. 3.9 КоАП РФ). Административный арест назначается судьей.
Административный арест — единственный из видов ад-министративных наказаний, ограничивающих свободу нару-шителя. Это наказание применяется лишь в исключительных случаях за совершение административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти, обществен-532
ный порядок и установленный порядок управления. Админис-тративный арест может быть применен при совершении граж-данами правонарушений, посягающих на интересы службы, как правило, при совершении проступков, выявляющих при-знаки злостного неповиновения нарушителя законным требо-ваниям государственных должностных лиц: судьи (ст. 17.3 КоАП РФ), военнослужащего в связи с исполнением обязан-ностей по охране Государственной границы РФ (ст. 18.7 КоАП РФ), сотрудников милиции, военнослужащих и сотрудников уголовно-исполнительной системы при охране общественно-го порядка (ст. 19.3 КоАП РФ),
КоАП РФ предусмотрена возможность увеличения адми-нистративного ареста до 30 суток за нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст. 20.5)
Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды админи-стративных правонарушений и не может применяться к бе-ременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрас-те до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста во-семнадцати лет, инвалидам I и II групп.
Срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства
заключается в принудительном и контролируемом перемеще-нии указанных граждан и лиц через Государственную грани-цу Российской Федерации за пределы Российской Федера-ции, а в случаях, предусмотренных законодательством Рос-сийской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Рос-сийской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ).
Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанав-ливается в отношении иностранных граждан или лиц без граж-данства и назначается судьей, а в случае совершения иност-ранным гражданином или лицом без гражданства админист-533
ративного правонарушения при въезде в Российскую Феде-рацию — соответствующими должностными лицами
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящий должности в исполнитель-ном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпри-нимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим ли-цом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 3.11 КоАП РФ). Административ-ное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
Дисквалификация устанавливается на срок от шести ме-сяцев до трех лет.
Дисквалификация может быть применена к лицам, осу-ществляющим организационно-распорядительные или адми-нистративно-хозяйственные функции в органе юридическо-го лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осу-ществляющим предпринимательскую деятельность без обра-зования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим. Например, фиктивное банкротство может по-влечь дисквалификацию на срок до трех лет, преднамерен-ное банкротство — на срок от одного года до трех лет (ст. 14.12 КоАП РФ).
Гл. 4 КоАП РФ посвящена вопросам назначения админи-стративного наказания. Ст. 4.1 Кодекса определяет общие пра-вила назначения административного наказания.
Во-первых, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
Во-вторых, при назначении административного наказа-ния физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновно-го, его имущественное положение, обстоятельства, смягча-534
ющие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В-третьих, при назначении административного наказа-ния юридическому лицу учитываются характер совершенно-го им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоя-тельства, отягчающие административную ответственность.
В-четвертых, назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неис-полнение которой административное наказание было назна-чено.
И наконец, в-пятых, никто не может нести администра-тивную ответственность дважды за одно и то же админист-ративное правонарушение.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны учитывать обстоятельства, смягчающие и отягчающие административ-ную ответственность (ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ).
Постановление по делу об административном правона-рушении не может быть вынесено по истечении двух меся-цев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, конти-нентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, ва-лютного законодательства Российской Федерации, законода-тельства Российской Федерации об охране окружающей при-родной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе — по истечении одного года со дня совершения административно-го правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сро-ки начинают исчисляться со дня обнаружения администра-тивного правонарушения.
535
За административные правонарушения, влекущие при-менение административного наказания в виде дисквалифи-кации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся адми-нистративном правонарушении — одного года со дня его об-наружения.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела или пре-кращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, пре-дусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
В случае удовлетворения ходатайства лица, в отноше-нии которого ведется производство по делу об администра-тивном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жи-тельства данного лица срок давности привлечения к админи-стративной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступле-ния материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, счита-ется подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100