Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 2. Понятие и состав административного правонарушения
Согласно ст. 2. 1 КоАП РФ административным правона-рушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за кото-рое настоящим Кодексом или законами субъектов Российс-кой Федерации об административных правонарушениях ус-тановлена административная ответственность.
В данном определении законодатель отказался от мате-риального признака административного правонарушения — общественной опасности, раскрывающего социальную сущ-ность правонарушения и заключающегося в способности дея-ния причинить вред охраняемым законодательством обще-ственным отношениям. В условиях формирования правового государства, когда в обществе утверждается верховенство закона, административное правонарушение четко определя-ется через юридический (формальный) признак. Это позволя-ет признать таковым действие (бездействие), запрещенное административным законодательством. Подразумевается, что сам факт внесения описания деяния в Кодекс РФ или закон субъекта Российской Федерации об административных пра-вонарушениях указывает на его общественную опасность. Сущность формального определения административного пра-вонарушения раскрывается через признаки противоправно-сти и виновности.
Важнейший признак административного правонаруше-ния — противоправность — запрещенность деяния Кодексом
517
РФ или законами субъектов Российской Федерации об адми-нистративных правонарушениях.
К административным правонарушениям относятся дея-ния (действие либо бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации об административных пра-вонарушениях.
Под противоправным действием понимаются целеуст-ремленные, волевые поступки нарушителя, причиняющие ущерб или вред охраняемым законом правам и интересам. Большинство административных правонарушений соверша-ется путем физического или словесного воздействия. Напри-мер, подкуп избирателей, участников референдума (ст. 5.16 КоАП РФ), мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ), разгла-шение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14 КоАП РФ) и др.
Противоправное бездействие выражается в неисполне-нии или ненадлежащем исполнении юридических обязаннос-тей, возложенных на физических лиц, а также несоблюде-нии установленных нормативными правовыми актами правил и норм юридическими лицами. Бездействие признается про-тивоправным, если лицо имело юридически закрепленную обязанность и физическую возможность действовать в соот-ветствии с законом. В частности, безбилетный проезд (ст. 11.18 КоАП РФ), невыполнение работодателем обязательств по коллективному договору (ст. 5.31 КоАП РФ), неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда (ст. 15.10 КоАП РФ).
Виновность предполагает реализацию одной из составля-ющих принципа презумпции невиновности (ст. 1 . 5 КоАП РФ), в соответствии с которым лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонару-шения, в отношении которых установлена его вина. КоАП РФ исключает объективное вменение — административную ответственность за невиновное причинение вреда.
518
Любой проступок — факт реальной действительности. Чтобы установить его административную противоправность необходимо установить наличие закрепленной законом сово-купности признаков, при которых действие (бездействие) счи-тается административным правонарушением, т. е. его соста-ва. Совершение деяния, содержащего все признаки состава, является фактическим основанием наступления администра-тивной ответственности.
Состав административного правонарушения образуют следующие элементы:
• объект правонарушения — общественные отношения, на которые посягает деяние (виды правоохраняемых обще-ственных отношений указаны в названиях глав II раздела КоАП). Например, глава 17 объединяет правонарушения, объектом которых являются общественные отношения, обес-печивающие нормальное функционирование институтов го-сударственной власти;
• объективная сторона правонарушения — конкретная разновидность противоправного деяния (действия или бездей-ствия), наносящего вред или ущерб правам граждан или об-щегосударственным (публично-правовым) и частным интере-сам, охраняемым административным законодательством. При-знаки объективной стороны проступка обычно указываются в диспозиции правовой нормы. К ним относятся: обязательный — деяние (в отдельных составах и наступившие последствия), а также факультативные — способ, время, место, средства совершения проступков. Так, ст. 20.20 КоАП РФ устанавлива-ет ответственность за распитие алкогольной и спиртосодер-жащей продукции в общественных местах. Объективная сто-рона данного правонарушения характеризуется действием (распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции) и местом (улицы, стадионы, скверы, транспортное средство общественного пользования и т. п.);
• субъективная сторона административного правонару-шения характеризует психоэмоциональное отношение лица
519
к деянию и предполагает выявление признаков вины в фор-ме умысла или неосторожности.
Административное правонарушение признается совер-шенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознава-ло противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо отно-силось к ним безразлично. Например, мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ), нарушение правил осуществления валютных опе-раций (ст. 15.25 КоАП РФ).
Административное правонарушение признается совер-шенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступ-ления таких последствий, хотя должно было и могло их пред-видеть. В частности, самовольное проникновение на охраня-емый в установленном порядке объект (ст. 20. 17 КоАП РФ);
• субъект административного правонарушения — вме-няемое физическое лицо, достигшее к моменту правонару-шения шестнадцатилетнего возраста, или юридическое лицо.
Не подлежит административной ответственности физи-ческое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемос-ти, т. е. не могло осознавать фактический характер и проти-воправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или ино-го болезненного состояния психики.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае со-вершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих слу-жебных обязанностей.
520
Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специаль-ными полномочиями осуществляющее функции представите-ля власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не на-ходящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или адми-нистративно-хозяйственные функции в государственных орга-нах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Си-лах Российской Федерации, других войсках и воинских фор-мированиях Российской Федерации. Совершившие админис-тративные правонарушения в связи с выполнением организа-ционно-распорядительных или административно-хозяйствен-ных функций руководители и другие работники иных орга-низаций, а также лица, осуществляющие предприниматель-скую деятельность без образования юридического лица, не-сут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Настоящая дефиниция, приведенная в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, базируется на синтезе двух определений, содер-жащихся соответственно в ст. 285 и 201 УК РФ: должностно-го лица и лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации1. Тем самым законода-тель, формулируя обобщающее понятие должностного лица, единое для всего Кодекса, предпринял попытку устранить логическое несоответствие статуса должностного лица в сфе-рах публично-правовых отношений и частного права.
Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП РФ, как правило, следствие противо-правного бездействия: нарушитель не соблюдает своих дол-жностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных по-1 Более подробно см. § 5 гл. 29 настоящего учебника.
521
следствий. Описание конкретной формы нарушения служеб-ных обязанностей содержится в диспозиции соответствующей статьи КоАП РФ. В частности, ст. 5.39 предусматривает от-ветственность должностного лица за отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свобо-ды гражданина, либо несвоевременное предоставление та-ких документов и материалов, непредоставление иной ин-формации в случаях, предусмотренных законом.
Должностное лицо может быть привлечено к админист-ративной ответственности за совершение проступка как дей-ствием, так и бездействием. Например, ненадлежащее уп-равление юридическим лицом (ст. 14.21 КоАП РФ) определе-но как использование полномочий по управлению организа-цией вопреки ее законным интересам и (или) законным инте-ресам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков.
Вместе с тем КоАП РФ содержит ряд правонарушений, которые могут быть совершены должностным лицом только путем действия. Так, ст. 14.22 КоАП РФ предполагает ответ-ственность лица, выполняющего управленческие функции в организации, за совершение сделок и иных действий, выхо-дящих за пределы его полномочий.
Новое административное законодательство несколько изменило порядок привлечения к ответственности отдельных категорий специальных субъектов, которые помимо общих для всех субъектов признаков (возраста и вменяемости) обла-дают дополнительными, определяемыми, как правило, их служебным положением.
Согласно ст. 2. 5 КоАП РФ:
1) военнослужащие и призванные на военные сборы г р а ж -дане несут ответственность за административные правона-рушения в соответствии с дисциплинарными уставами;
2) сотрудники органов внутренних дел, органов уголов-но-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за ад-522
министративные правонарушения в соответствии с норматив-ными правовыми актами, регламентирующими порядок про-хождения службы в указанных органах.
В то же время лица, на которых распространяется дей-ствие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях за нарушение:
• законодательства о выборах и референдумах;
• законодательства в области обеспечения санитарно-эпи-демиологического благополучия населения;
• правил дорожного движения;
• требований пожарной безопасности вне места службы;

• законодательства об охране окружающей природной среды;
• таможенных правил;
• правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах про-пуска через Государственную границу Российской Федера-ции;
• в области налогов, сборов и финансов;
• за невыполнение законных требований прокурора, сле-дователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об админист-ративном правонарушении.
К специальным субъектам не могут быть применены ад-министративные наказания в виде административного арес-та, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.
Новеллой законодательства об административных право-нарушениях является установление административной от-ветственности юридических лиц.
В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмот-ренных статьями раздела II Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонаруше-523
ниях. В частности, за экологические правонарушения, пре-дусмотренные ст. 8.1 — 8.15 КоАП РФ. В случае, если в ста-тьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что уста-новленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, дан-ные нормы в равной мере действуют в отношении и физичес-кого и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. Например, осуществление пред-принимательской деятельности без государственной регист-рации (ст. 14.1 КоАП РФ).
Закон устанавливает особенности привлечения к ответ-ственности юридических лиц при их реорганизации. Так, при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правона-рушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
При присоединении юридического лица к другому юри-дическому лицу к административной ответственности за со-вершение административного правонарушения привлекает-ся присоединившее юридическое лицо.
При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юриди-ческих лиц к административной ответственности за соверше-ние административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сдел-кам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответ-ственности за совершение административного правонаруше-ния привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
В указанных случаях административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к ад-министративной ответственности юридическому лицу о фак-524
те административного правонарушения до завершения ре-организации. Изложенные обстоятельства учитываются при наложении административного наказания в виде штрафа, возмездного изъятия или конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения юридичес-кому лицу за совершение административного правонаруше-ния до завершения реорганизации юридического лица.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100