Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



Глава 20. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ
§ 1. Понятие и признаки административной ответственности
Во всех сферах государственной и общественной жизни, политической и культурной деятельности, в осуществлении гражданами своих прав и исполнении ими обязанностей ис-ключительно важное значение имеют ответственность госу-дарственных органов, общественных организаций и объеди-нений, должностных лиц, а также всех граждан России за правильное, добросовестное, неуклонное и эффективное ис-полнение возложенных на них обязанностей.
Административная ответственность выступает разновид-ностью юридической ответственности, обладает всеми при-знаками последней.
Большинство современных ученых-правоведов понима-ют юридическую ответственность как форму социальной от-ветственности, рассматривают ее в позитивном и негативном значении. В позитивном смысле юридическая ответственность, в том числе административная, означает ответственное от-ношение человека к своим обязанностям, ответственность за правильное выполнение физическим или юридическим ли-цом возложенных на него законом обязанностей; выражается в осознании лицом необходимости неуклонно и добросовест-но исполнять свои обязанности, в требованиях, предъявляе-мых к лицу обществом и государством, в системе мер, кото-рыми обеспечивается исполнение лицом лежащих на нем обя-занностей.
511
Если же обязанность не выполняется, наступает ответ-ственность в ее негативном значении как необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения за со-вершенное правонарушение. Являясь властно-принудитель-ным способом воздействия на субъектов правоотношений, административная ответственность состоит в наказании за на-рушение административно-правовых норм. Фактическим основанием ее применения является состав правонарушения, предусматривающий вид санкций. Административная ответ-ственность может наступить только за виновный противоправ-ный проступок. Необходимым субъективным основанием при-менения мер ответственности является наличие вины лица, нарушившего правовые обязанности. Административная от-ветственность всегда сопряжена с ограничением или лишени-ем прав лица, нарушившего административно-правовую нор-му, в порядке реализации санкций, указанных в норматив-ных правовых актах.
Административная ответственность — один из наиболее распространенных видов юридической ответственности — на-ступает как за нарушение правил дорожного движения, так и за совершение мелкого хищения или за сокрытие товара от таможенного контроля и во многих других случаях.
Административная ответственность — разновидность ад-министративного принуждения, вид юридической ответствен-ности — выражается в применении уполномоченными госу-дарственными органами или должностными лицами наказа-ний, установленных материальными нормами административ-ного права, к лицам, совершившим административное пра-вонарушение.
Для правонарушителя административная ответственность означает применение к нему санкций материальных админи-стративно-правовых норм, а также его обязанность претер-певать меры государственного принуждения, применяемые на основе норм права в установленном законодательством порядке.
512
Для выявления сущности административной ответствен-ности необходимо выделить основные признаки, отличающие ее от наиболее близких по юридической природе дисципли-нарной и уголовной ответственности:
1. Наличие собственной нормативной правовой основы, которую составляют Кодекс РФ об административных пра-вонарушениях (КОАП РФ), вступивший в силу с 1 июля 2002 г. и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Рос-сийской Федерации об административных правонарушениях. Это обусловлено тем, что административное законодатель-ство в соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федерация устанавливает общие положения и принципы законодательства об админис-тративных правонарушениях; перечень видов административ-ных наказаний и правила их применения; административную ответственность по вопросам, имеющим федеральное значе-ние, в том числе административную ответственность за на-рушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Россий-ской Федерации; порядок производства по делам об админи-стративных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных пра-вонарушениях; порядок исполнения постановлений о назна-чении административных наказаний (ст. 1. 3 КоАП РФ).
Отнесение указанных вопросов к компетенции Российс-кой Федерации оправданно, так как они во многом определя-ют сущность административной ответственности, ее прину-дительный характер. Применение санкций, предусмотренных административным законодательством, всегда сопряжено с ограничением конституционных прав и свобод, а подобные ограничения, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции России, могут быть определены только федеральным законом. Субъекты Российской Федерации не вправе принимать в указанной сфе-ре свои нормативные правовые акты. Собственное правовое регулирование в сфере административной ответственности
513
возможно только на основе федерального закона, устанав-ливающего разграничение предметов совместного ведения на федеральные и региональные (субъектов Российской Феде-рации) полномочия.
В отличие от этого уголовная ответственность устанав-ливается только Уголовным кодексом РФ, а дисциплинар-ная — как различными законами и подзаконными актами, так и локальными нормативными актами.
2. Основанием административной ответственности явля-ется состав административного правонарушения, уголов-ной — состав преступления, а дисциплинарной — состав дис-циплинарного проступка.
3. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица. Ст. 2.10 КоАП РФ определяет, что юридические лица подлежат ад-министративной ответственности за совершение администра-тивных правонарушений в случаях, предусмотренных стать-ями Особенной части указанного Кодекса или законами субъек-тов Российской Федерации об административных правонару-шениях. Субъектами уголовной и дисциплинарной ответствен-ности могут быть только физические лица.
4. Административная ответственность отличается от дру-гих видов юридической ответственности по видам и характе-ру применяемых санкций. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться ад-министративные наказания, установленные в ст. 3.2 КоАП Р Ф . Их перечень является исчерпывающим.
Наряду с административными наказаниями, ограничива-ющими имущественные права правонарушителя (штраф, воз-мездное изъятие, конфискация), административной юрисдик-ции присущи санкции, ограничивающие другие конституци-онные права: например, права на свободу передвижения (при применении административного ареста, административного выдворения). Кроме указанных санкций, предусмотрены и наказания, цель применения которых — недопущение реци-дива правонарушения. Превентивное наказание в виде пре-514
дупреждения не ограничивает конституционных прав и сво-бод. Предупреждение, вынесенное в письменной форме, воз-действует на нравственные устои правонарушителя, не по-сягая на его имущественные интересы.
Сочетание санкций, ограничивающих права и свободы граждан, с санкциями, воздействующими на моральные ус-тои бытия правонарушителя, свойственно только админист-ративной ответственности.
Перечень видов уголовных наказаний устанавливается ст. 44 УК РФ. В настоящее время он не предусматривает пре-вентивных санкций наподобие административного наказания в виде предупреждения. Применение уголовных наказаний по преимуществу ограничивает право на свободу (ограниче-ние свободы, арест, лишение свободы на определенный срок, а также пожизненное лишение свободы), возможность осу-ществления любых конституционных прав (в том числе права на жизнь) прекращается при назначении исключительной меры наказания — смертной казни.
Административные и уголовные наказания, ограничива-ющие имущественные права нарушителя, различаются по способу их применения: штраф как наиболее распространен-ная разновидность имущественных административных санк-ций может применяться только в качестве основного адми-нистративного взыскания; штраф как уголовное наказание может применяться в качестве как основного, так и дополни-тельного вида наказания.
Уголовное наказание влечет только присущее уголов-ной ответственности правовое последствие — судимость.
Дисциплинарные взыскания, помимо ст. 192 Трудового кодекса РФ (замечание, выговор, увольнение), устанавлива-ются федеральными законами, уставами и положения о дис-циплине. Они имеют воспитательное воздействие и, как пра-вило, сопровождаются отрицательными для трудовой деятель-ности правонарушителя последствиями, тем самым препят-ствуют его служебному продвижению и улучшению матери-ального благосостояния.
515
5. По субъектам осуществления ответственности. К ад-министративной ответственности граждане, должностные и юридические лица привлекаются уполномоченными на то органами (федеральными и мировыми судьями, органами ис-полнительной власти и др.), перечень которых дан в разделе III КоАП РФ. Рассматривают дела об административных пра-вонарушениях не только федеральные органы исполнитель-ной власти, но и их территориальные подразделения, а так-же соответствующие органы и учреждения исполнительной власти субъектов Российской Федерации; как правило, нака-зания налагаются от их имени уполномоченными должност-ными лицами. В отличие от этого исключительными полно-мочиями привлечения к уголовной ответственности наделена не исполнительная, а судебная власть. К дисциплинарной от-ветственности виновные привлекаются теми должностными лицами или руководителями, которым нарушители подчине-ны по работе (службе).
6. Процессуальный порядок привлечения к администра-тивной ответственности устанавливается административным законодательством. Раздел IV КоАП РФ предусматривает осо-бые процессуальные формы производства по делам об адми-нистративных правонарушениях. Они отличаются от проце-дуры привлечения к уголовной ответственности, которая ус-тановлена Уголовно-процессуальным кодексом РФ, во-пер-вых, значительной упрощенностью содержания стадий адми-нистративного производства; во-вторых, отсутствием многих обязательных в уголовном судопроизводстве процессуальных действий; в-третьих, различием субъектов процессуальных отношений, особенностями их правового положения.
Напротив, дисциплинарное производство, в отличие от порядка привлечения к административной ответственности, урегулировано в законодательстве только в общих чертах, в нем не устанавливаются стадии этого процесса, его особен-ности, права и обязанности участников.
Таким образом, административная ответственность — са-мостоятельный вид юридической ответственности — харак-516
теризуется наличием собственного основания — администра-тивного правонарушения, особых санкций — административ-ных наказаний, субъекта административного правонаруше-ния и субъекта функциональной власти, уполномоченного при-менять административные наказания в установленном зако-ном порядке.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100