Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 3. Государственное управление социально-культурной сферой
Конституция Российской Федерации провозглашает ее социально ориентированным государством, призванным обес-печить достойную жизнь и свободное развитие каждого че-ловека. Она гарантирует основные социальные права граж-дан: право на труд и отдых, фиксированную продолжитель-ность рабочего дня, защиту материнства и детства и др. Го-сударство призвано защитить права своих граждан на бес-платное образование и здравоохранение, способствовать по-вышению качества социальных стандартов и развитию услуг. Многообразие всех этих задач государственного управления находит отражение в социально-культурной сфере, под ко-торой понимается система разносторонних отношений между всеми субъектами, принимающими участие в социально-ду-ховной жизни, широкий круг общественных (национальных, межнациональных, религиозных и т. д.) отношений, при ко-торых удовлетворяются частные интересы отдельной лично-сти в сочетании с публичными интересами, решаются их про-блемы в области образования, науки, культуры и искусства, здравоохранения, социальной защищенности, проведения досуга, творческой и иной подобной деятельности.
Государство не может не сохранять важную регулирую-щую роль в социальной сфере. Значение государственного управления в социально-культурной сфере состоит в регули-ровании с помощью правовых, экономических и администра-494
тивных рычагов социально значимых процессов, оказываю-щих влияние на жизненные ситуации людей в разных ее областях. Государственное управление в этой сфере обще-ственной жизнедеятельности должно быть направлено на утверждение такого образа жизни, который способствует полноценному развитию личности, на поддержание на долж-ном уровне общественно полезной активности и мотивации населения, на создание равных условий для удовлетворения интересов и потребностей разных групп населения и конкрет-но каждого человека, на формирование морально-психоло-гически устойчивой, социально дееспособной и ответствен-ной личности как основы здорового и благополучного обще-ства. К основным функциям государственного управления социально-культурной сферой относятся создание благопри-ятных условий для воспроизводства населения страны, со-хранения здоровья и работоспособности населения, органи-зация профессиональной подготовки кадров для народного хозяйства, укрепление семьи и забота о подрастающем по-колении, сохранение и приумножение культурного достоя-ния, организация отдыха и досуга населения, создание бла-гоприятных условий для занятий наукой, туризмом, спортом и т. д.
В соответствии с Законом РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с учетом последующих изменений и допол-нений)1 организационной основой государственной политики России в области образования является Федеральная програм-ма развития образования, которая была принята Федераль-ным законом от 10 апреля 2000 г.2. Она определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее ре-ализации на 2000—2005 гг. При этом в соответствии с Законом "Об образовании", образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в
1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Вер- ховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1797; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.
2 См.: СЗ РФ. 2000. № 16. Ст. 1639.
495
очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах; в формах семейного образования, самообразования, экстерната. Допус-кается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной ос-новной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государствен-ный образовательный стандарт. Под получением гражда-нином образования понимается достижение и подтвержде-ние им определенного образовательного ценза, которое удо-стоверяется соответствующим документом.
Система образования в России представляет собой со-вокупность взаимодействующих преемственных образователь-ных программ и государственных образовательных стандар-тов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организа-ционно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и органи-заций.
В соответствии со ст. 37 Закона "Об образовании" в Рос-сийской Федерации создаются и действуют следующие госу-дарственные органы управления образованием:
• федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;
• федеральные ведомственные органы управления обра-зованием;
• государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти специаль-ной компетенции является Министерство образования РФ (Минобразования России), проводящее государственную по-литику, осуществляющее управление и координирующее в установленном порядке деятельность других федеральных органов исполнительной власти в области образования, моло-дежной политики, научной и научно-технической деятельно-сти учреждений среднего и высшего профессионального об-разования, научных и иных организаций системы образова-496
ния, подготовки и аттестации научных и научно-педагогичес-ких кадров высшей квалификации1.
Минобразования России в пределах своей компетенции инспектирует любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также предоставляет это право другим государственным органам управления образованием. Государственный контроль за ка-чеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях осуществляется Государственной аттестаци-онной службой, которая может направить образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, рекламацию на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственно-го образовательного стандарта. Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет за собой лишение образо-вательного учреждения его государственной аккредитации.
Федеральные ведомственные органы управления обра-зованием представлены подразделениями государственных органов. В субъектах Российской Федерации управление об-разованием осуществляют соответствующие министерства, комитеты, департаменты, главные управления, отделы об-разования и т. д. (например, в Ростовской области — Мини-стерство общего и профессионального образования Ростовс-кой области). Назначение руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации осуществля-ется по согласованию с Минобразования России. Местные органы самоуправления вправе создавать муниципальные органы управления образованием.
Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ2 уста-навливает, что научная (научно-исследовательская) деятель-ность — это деятельность, направленная на получение и
1 См.: Постановление Правительства Российской Федерации "Об утвержде- нии Положения о Министерстве образования Российской Федерации" от 24 марта 2000 г. № 258 // СЗ РФ. 2000. № 14. Ст. 1496.
2 См.: СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.
497
применение новых знаний, включающая фундаментальные и прикладные научные исследования. Субъектами такой де-ятельности являются: научный работник, специалист науч-ной организации и работник сферы научного обслуживания, а также научные организации.
Органы государственной власти Российской Федерации гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, защиту от недобросовест-ной конкуренции, свободу доступа к научной и научно-техни-ческой информации, подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов госу-дарственных научных организаций, финансирование проек-тов, выполняемых по государственным заказам.
Министерство промышленности, науки и технологий РФ (Минпромнауки России) является федеральным органом ис-полнительной власти, осуществляющим разработку и реали-зацию государственной промышленной, научно-технической и инновационной политики, определение путей и методов ее эффективного регулирования1.
Минпромнауки России осуществляет лицензирование видов деятельности в отраслях промышленности и науки, находящихся в сфере его ведения, формирует предложе-ния по проведению научно-исследовательскими организаци-ями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивает в установленном порядке их финанси-рование и осуществляет контроль за использованием выде-ленных на эти цели ассигнований; обеспечивает государствен-ную поддержку фундаментальной науки, имеющих общего-сударственное значение приоритетных направлений при-кладной науки, разрабатывает и реализует программы фун-даментальных и поисковых исследований межведомственно-
1 См.: Положение о Министерстве промышленности, науки и технологий РФ. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 года № 812 // СЗ РФ. 2000. № 45. Ст. 4473.
498
го характера, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, а также Рос-сийской академии наук и отраслевых академий, имеющих государственный статус.
Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функ-ции в области охраны объектов промышленной собственнос-ти, правовой охраны программ для ЭВМ, баз данных и топо-логий интегральных микросхем, а также в области авторско-го права и смежных прав по вопросам совершенствования законодательства, международного сотрудничества и взаи-модействия с общественными организациями, имеющим меж-ведомственный характер, за исключением вопросов пресече-ния нарушений указанных прав1. Роспатент выполняет функ-ции государственного патентного ведомства, установленные Патентным законом РФ от 23 сентября 1992 г.2 и Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 г.3 и функ-ции агентства по правовой охране программ для ЭВМ.
Основы законодательства о культуре устанавливают раз-деление компетенции государственного управления в облас-ти культуры между федеральными органами государствен-ной власти, органами государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации и органами местного самоуправления4.
1 См.: Постановление Правительства РФ "О Российском агентстве по па- тентам и товарным знакам и подведомственных ему организациях" от 19 сентября 1997 г. № 1203 // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4541.
2 См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. №42. Ст. 2319.
3 См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 42. Ст. 2322.
4 См.: Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 ок- тября 1992 г. № 3612-1 (в ред. ФЗ от 23. 06. 99 г. № 115-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992, № 46. Ст. 2615.
499
Министерство культуры РФ (Минкультуры России) — федеральный орган исполнительной власти, проводящий го-сударственную политику в области культуры, искусства, ох-раны и использования историко-культурного наследия1. Оно является специально уполномоченным государственным ор-ганом охраны памятников истории и культуры, а также ор-ганом государственного контроля за соблюдением установлен-ного порядка вывоза из России и ввоза на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариа-та, правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей.
Минкультуры России разрабатывает и реализует феде-ральные целевые программы развития культуры и искусст-ва; осуществляет государственный учет и охрану недвижи-мых памятников истории и культуры; осуществляет лицен-зирование деятельности музеев, хранение, учет и эксперти-зу культурных ценностей; принимает в установленном порядке решение о выдаче или отказе в выдаче юридическим лицам лицензий на осуществление деятельности, связанной с реа-лизацией предметов антиквариата на территории Российской Федерации, осуществляет выдачу лицензий.
Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Мин-печати РФ) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим разработку и реализацию государ-ственной политики в области средств массовой информации и массовых коммуникаций, телерадиовещания, информацион-ного обмена, вещания дополнительной информации, разви-тия компьютерных сетей общего пользования, печати, изда-тельской, полиграфической деятельности, распространения периодических изданий, книжной и иной печатной продук-
1 См.: Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Министерстве культуры Российской Федерации" от 6 июня 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 24. Ст. 2762.
500
ции, регулирования производства и распространения аудио-и видеопродукции, включая регистрацию и лицензирование в этих областях деятельности1.
В соответствии с возложенными на него задачами Мин-печати РФ осуществляет: разработку и ведение единых об-щероссийских реестров средств массовой информации и мас-совых коммуникаций; регистрацию средств массовой инфор-мации и массовых коммуникаций, информационных агентств, рекламных агентств; лицензирование телерадиовещания, вещания дополнительной информации, издательской и поли-графической деятельности, деятельности по изготовлению и уничтожению всех видов печатей и штампов органов государ-ственной власти и органов местного самоуправления, органи-заций всех форм собственности и физических лиц, деятель-ности по изготовлению и нумерации официальных бланков, а также иных видов деятельности, определенных законодатель-ством России и относящихся к его компетенции; контроль за соблюдением условий регистрации и лицензий, налагает взыс-кания, предусмотренные российским законодательством, выносит предупреждения; приостанавливает и аннулирует регистрации и лицензии.
Федеральным органом управления в области здравоохра-нения является Министерство здравоохранения РФ (Минзд-рав России)2, которое является федеральным органом испол-нительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья, а также в случаях, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации, координирующим деятельность в этой области других федеральных органов исполнительной власти.
1 См.: Положение о Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Утверждено Постановлением Прави- тельства РФ от 10 сентября 1999 г. № 1022 // Российская газета. 1999. 25 сен- тября.
2 См.: Положение о Министерстве здравоохранения РФ. Утверждено По- становлением Правительства РФ от 3 июня 1997 г. № 659 // СЗ РФ. 1997. №23. Ст. 2691.
501
В систему Минздрава России входят его территориаль-ные органы, государственные лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные учреждения, фармацевтические, аптечные предприятия и другие орга-низации, санаторно-курортные и реабилитационные учреж-дения, санитарно-профилактические учреждения, учреж-дения судебно-медицинской экспертизы, центры государ-ственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъек-тах Российской Федерации, районах и городах, иные пред-приятия, учреждения и организации, подведомственные Минздраву России. В его составе действует Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем, которое обеспечивает медико-санитарное обслуживание работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и санитарно-эпидемиологичес-кий надзор в этих объектах.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического бла-гополучия в Российской Федерации действует Государствен-ная санитарно-эпидемиологическая служба РФ, которая яв-ляется единой федеральной централизованной системой ор-ганов и учреждений, осуществляющей санитарно-эпидемио-логический надзор1. Основными ее задачами являются про-филактика инфекционных и массовых неинфекционных забо-леваний населения Российской Федерации, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, гигиеническое воспитание и образование населения.
Министерство труда и социального развития РФ (Мин-труд России) является федеральным органом исполнитель-ной власти, проводящим государственную политику и осуще-ствляющим управление в области труда, занятости и соци-альной защиты населения, а также координирующим дея-тельность по этим направлениям иных федеральных органов
1 См.: Положение о санитарно-эпидемиологической службе РФ. Утвержде-но Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554 // СЗ РФ. 2000. № 3 1 . Ст. 3295.
502
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации1.
Минтруд России возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения, службы по урегулированию коллективных трудовых споров и государственных инспекций труда (государственных инс-пекций труда в субъектах Российской Федерации, межреги-ональных государственных инспекций труда), создает их тер-риториальные органы. Совместно с органами социального обес-печения субъектов Российской Федерации и Пенсионным фондом РФ оно разрабатывает также государственную по-литику в области пенсионного обеспечения и контролирует назначение, перерасчет и выплаты государственных пенсий.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100