Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 2. Государственное управление в хозяйственно-экономической сфере
Становление цивилизованной, социально ориентирован-ной рыночной экономики в России существенно зависит от эффективного сочетания административно-правовых форм, методов и способов государственного управления. Вопрос о необходимости и пределах государственно-управленческих воздействий на экономику имеет принципиальное значение. Часто употребляемое понятие "управление экономикой" в
489
силу глобальности и неконкретности управляемого объекта вряд ли отвечает его реальному содержанию. Такое понятие отражает скорее прежнюю советскую практику тотального централизованного государственного планирования и управ-ления народным хозяйством страны и совершенно неприем-лемо для объективного отражения изменившейся роли рос-сийского государства и его институциональных воздействий на экономику, по крайней мере в ее структурном смысле. С другой стороны, обобщая отечественный и зарубежный опыт и учитывая взаимообусловленность экономических и соци-альных реформ в современной практике, можно сделать вы-вод, что в условиях рынка наиболее адекватной формой уп-равленческих воздействий государства, необходимых для ста-бильного экономического роста и социального развития, яв-ляется управление экономическими и социальными процес-сами. Здесь административно-правовому регулированию при-суще преобладание императивного метода воздействия с при-менением в сочетании с ним и диспозитивных начал.
Государственное управление административно-правовы-ми средствами в хозяйственно-экономической сфере имеет целенаправленное воздействие на естественные и обществен-ные процессы для обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы. Отсюда следует, что предпочтительным является такое государственное ре-гулирование экономики, при котором государство, не вме-шиваясь в оперативную деятельность предприятия, тем бо-лее в сферу внутрикорпоративных отношений, устанавлива-ет необходимые правовые рамки, наряду с экономическими и социальными нормативами, вводя их в практику законода-тельным путем. Организация государственного управления социально-экономическими процессами имеет своей целью выработку оптимальной стратегии и тактики (концепций, про-гнозов, программ) развития экономики (в целом, по секторам и регионам) с подготовкой необходимых институциональных решений и действий. Эффективность осуществления государ-ством его роли в экономике страны зависит от ее отраслевой
490
и региональной структуризации, от квалификации государ-ственных служащих и многих других факторов, как внутрен-них, так и внешних. Специфика современного государственно-го управления в хозяйственно-экономической сфере отдель-ной страны не может быть замкнута в национальных рамках. Она определяется общемировыми тенденциями, влиянию ко-торых подвержено любое государство: глобализация, откры-тость и постоянное расширение информационного простран-ства общественных коммуникаций, технический прогресс, раз-вивающийся рынок (самоорганизация и координация) — все это наряду с глобальными проблемами и вызовами современ-ности детерминирует цели, функции, формы, методы и сред-ства государственного управления (сочетание публично-пра-вового и частноправового, с учетом имплементации норм меж-дународного права в национальном законодательстве и т. д.).
Хозяйственно-экономическая сфера, выступающая
объектом государственного управления, представляет собой совокупность отраслей народно-хозяйственных комплексов (промышленный, топливно-энергетический, аграрный, транс-портный, связи и т. д.), подотраслей (например, в промыш-ленности — машиностроительный комплекс, металлургичес-кий, нефтехимический), в которых осуществляется произ-водство промышленной, сельскохозяйственной и иной про-дукции, перевозка грузов, оказание информационных, транс-портных и иных услуг и т. д. Система государственного уп-равления народнохозяйственными комплексами должна соот-ветствовать принципам рыночной организации таким обра-зом, чтобы она могла в полной мере задействовать не только механизм рыночной конкуренции, но и оказывать эффектив-ное государственное регулирование. Такое регулирование осуществляется косвенно, через экономические рычаги, а также посредством координационно-организационного влия-ния со стороны государственных органов. Прямые государ-ственные решения, принятые в административно-правовых формах, приобретают возможность целенаправленного воз-действия на социально-экономические процессы.
491
Задачи и функции, порожденные изменениями социаль-но-экономической ситуации, предопределяют изменения в структуре, функциях и полномочиях органов государствен-ной власти, главным образом исполнительной, осуществляю-щих государственное управление в сфере хозяйственно-эко-номической деятельности: промышленности, сельском хо-зяйстве, на транспорте, в связи и других областях. В струк-туре органов исполнительной власти общее управление на-родно-хозяйственными комплексами осуществляется Прави-тельством РФ, имеющим в своем составе экономические и отраслевые министерства. Так, социально-экономическую политику проводит Министерство экономического развития и торговли РФ, которое определяет пути и методы развития российской экономики. Полномочия по осуществлению госу-дарственного управления в ключевых направлениях этого развития закреплено за отдельными функциональными ве-домствами. Например, управление конкретными отраслями народно-хозяйственных комплексов выполняют: Министерство путей сообщения РФ, Министерство по атомной энергии РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство сельского хо-зяйства РФ, Государственный комитет по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Министерство связи и информатизации и ряд других.
В задачи и функции Минэкономразвития России, осуще-ствляющего руководство общими вопросами государственной социально-экономической политики, в том числе торговой политики, в рассматриваемой области входят: разработка и реализация государственной политики в области внутренней торговли, потребительского рынка и сферы услуг; координа-ция внешнеторговой деятельности субъектов Российской Фе-дерации по вопросам совместного ведения с ними Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для досту-па российских товаров и услуг на внешний рынок, для увели-чения объемов экспорта российских товаров; разработка и реализация мер по обеспечению интеграции экономики Рос-сии в мировую экономику; разработка предложений о фор-492
мировании государственной политики в отношении свободных экономических зон1. Оно разрабатывает предложения о со-вершенствовании ценового регулирования в отраслях, где применяется государственное регулирование цен (тарифов), прогнозирует динамику цен и индексы-дефляторы и участву-ет в осуществлении контроля за применением государствен-но регулируемых цен (тарифов).
При Министерстве действует Государственная инспек-ция по торговле, качеству товаров и защите прав по-требителей, основными задачами которой являются: госу-дарственный контроль за соблюдением норм и правил торгов-ли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью то-варов народного потребления; деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании, по не-допущению поступлений на потребительский рынок недобро-качественных товаров2.
Объектами государственного контроля Госторгинспекции в соответствии с возложенными на нее задачами являются предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), граждане, производящие и реализующие товары или услуги. Госторг-инспекция имеет право: осуществлять проверки торговых и промышленных предприятий; производить контрольные по-купки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для прове-дения исследования их качества; составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом, изготовителем пред-писания; передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускаю-1 См.: Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о Министерстве экономической Федерации" от 21 декабря 2000 г. № 990 // СЗ РФ. 2001. № 1 (часть II). Ст. 125.
2 См.: Постановление Правительства РФ "О государственной инспекции по торговле, качеству товаров Министерства внешних экономических связей и торговли РФ" от 14 июля 1997 г. № 866 // СЗ РФ.
493
щих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуске и реализации недоброкачественной продукции; выносить реше-ния о применении в установленном порядке штрафных санк-ций к изготовителю, продавцу за реализацию товаров (ус-луг), произведенных (оказываемых) с отступлением от требо-ваний стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров (услуг).


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100