Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



Глава 19. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРАМИ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
§ 1. Территориальные, отраслевые
и межотраслевые начала
в государственном управлении
Особенности государственного управления в тех или иных сферах общественных отношений обусловлены многими фак-торами самого разного свойства. В современных условиях они проистекают прежде всего из конституционно-правовой ос-новы государства, закрепляющей его как институт полити-ческой власти и форму существования самого общества. Ис-ходя из конституционного закрепления Российской Федера-ции правовым, демократическим, социальным и светским го-сударством с республиканской формой правления, выстраи-вается административно-правовая организация государствен-ного управления. Соответственно предопределяются терри-ториальные, отраслевые и межотраслевые начала осуществ-ляемого государством, в лице уполномоченных органов и дол-жностных лиц, управления.
Основы организации государственного управления могут быть рассмотрены через призму сочетания двух важнейших аспектов: административно-политического и административ-но-экономического. Если первый аспект, производный от кон-ституционного закрепления федеративной формы государ-ственного устройства, предопределяет территориальные ос-новы государственного управления, то второй подразумева-ет его отраслевые и межотраслевые начала. Здесь в полной
485
мере проявляется практическое значение определения пред-метов исключительного ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и их совместного ведения, при том следует учитывать — органы местного самоуправле-ния не входят в систему государственной власти, но могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Отсюда берут начало проблемы разграничения предметов ведения, компетенции и полномочий органов исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровнях го-сударственного управления. И отсюда же исходят террито-риальные начала осуществления государственного управле-ния, создания организационных структур исполнительной власти в пределах Российской Федерации относительно либо безотносительно границ ее субъектов. В зависимости от это-го создаются органы исполнительной власти и иные государ-ственные структуры для решения закрепленных за ними за-дач и функций согласно проведенному в соответствии с зако-нодательством разграничению.
С позиций административного права все многообразие общественных отношений, составляющих предмет регулиро-вания данной отрасли российского права с применением со-ответствующего ей метода правового регулирования, распа-дается на три весьма объемные сферы: хозяйственно-эко-номическую, социально-культурную и административно-политическую. Каждая из них складывается определенного рода общественными отношениями, возникающими в какой-либо их области, где в силу родовой общности и специфики последних проявляются характерные особенности государ-ственного управления. Общее руководство этими сферами осуществляется органами исполнительной власти общей ком-петенции (Правительство РФ, правительство республики в составе Российской Федерации, администрации, мэрии и т. д. в других субъектах Российской Федерации). Специализиро-ванное руководство указанными сферами осуществляют орга-ны исполнительной власти отраслевого и межотраслевого характера. При этом нужно различать административное пра-486
во как отрасль системы права и отрасль государственного управления.
Административно-правовое значение отрасли государ-ственного управления заключается в понимании ее системной взаимосвязи определенного рода общественных отношений и их субъектов в процессе управления определенной группой родственных объектов, объединенных по их практическому назначению. Федеральное законодательство содержит норма-тивное определение отрасли государственного управления применительно к определенной разновидности субъектов об-щественной деятельности по функциональному признаку. Так, Закон РФ "О стандартизации" от 10 июня 1993 г. № 5154-1 (с последующими изменениями и дополнениями)1 закрепляет понятие отрасли управления как совокупности субъектов хо-зяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию: (выполняющих работы и ока-зывающих услуги) определенных видов, которые имеют од-нородное потребительское и функциональное назначение.
Традиционно отраслевыми органами государственного управления выступают министерства. Однако в настоящее время эти органы исполнительной власти проводят государ-ственную политику и осуществляют управление в установ-ленной сфере деятельности, а также координируют в случа-ях, установленных федеральными законами, указами Пре-зидента РФ и постановлениями Правительства РФ, деятель-ность в этой сфере федеральных органов исполнительной власти2. Поэтому их можно отнести к отраслевым органам го-сударственного управления с известными оговорками. Отрас-левыми министерствами в "чистом виде" являются, напри-мер, Министерство путей сообщения РФ, Министерство сель-
1 См.: Ведомости РФ. 1993. № 25. Ст. 917; СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 4; 2002. № 1. Ст.; № 28. Ст. 2791; № 30. Ст. 3033.
2 См.: Указ Президента РФ "О системе федеральных органов исполнитель- ной власти" от 14 августа 1996 г. № 1176. СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4081.
487
ского хозяйства РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство культуры РФ. С другой стороны, к отрасле-вым органам управления вряд ли можно отнести Министер-ство РФ по антимонопольной политике и поддержке пред-принимательства, Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ.
Одновременно в структуре федеральных органов испол-нительной власти существуют комитеты, агентства (Государ-ственный комитет РФ по строительству и жилищно-комму-нальному комплексу, Российское авиационно-космическое агентство, Российское агентство по судостроению и др.), чья управленческая деятельность носит отраслевой характер. Сле-дует отметить и то, что отраслевые предприятия, учрежде-ния и организации (в основном негосударственные), как пра-вило, имеют достаточную самостоятельность, они не подчи-няются и не зависят от вышестоящих органов отраслевого государственного управления.
В системе отраслевого управления в настоящее время наметились две группы органов: органы специализированного отраслевого управления (Министерство путей сообщения РФ, Министерство сельского хозяйства РФ и т. д.) и органы уп-равления укрупненными отраслями (Министерство транс-порта РФ).
Межотраслевое государственное управление — испол-нительная и распорядительная деятельность государственных органов, наделенных полномочиями подведомственного ха-рактера по отношению к организационно не подчиненным объектам. Субъекты межотраслевого управления не имеют отраслевого профиля деятельности и специализируются на выполнении межотраслевых функций. Согласно Указу Пре-зидента РФ от 14 августа 1996 г. федеральные органы межот-раслевого управления создаются в форме государственных комитетов и федеральных комиссий — федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесен-ным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.
488
На практике органы, выполняющие специализирован-ные межотраслевые функции, создаются в форме федераль-ных министерств, государственных комитетов, российских агентств, федеральных служб и надзоров. Они осуществля-ют полномочия в отношении организационно не подчинен-ных им органов исполнительной власти, а также предприя-тий, учреждений и организаций.
К субъектам межотраслевого управления федерального уровня можно отнести: Министерство экономического раз-вития и торговли РФ; Министерство промышленности, на-уки и технологий РФ; Министерство труда и социального развития РФ; Министерство финансов РФ; Министерство имущественных отношений РФ; Министерство РФ по анти-монопольной политике и поддержке предпринимательства; Государственный комитет РФ по стандартизации и метроло-гии; Государственный комитет РФ по статистике; Федераль-ную службу России по финансовому оздоровлению и банк-ротству; Российское агентство по патентам и товарным зна-кам и др.
Субъекты межотраслевого управления обладают подве-домственными полномочиями именно межотраслевого харак-тера. Они могут касаться вопросов, имеющих значение для нескольких отраслей либо конкретных отраслей, а также других субъектов межотраслевого управления.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100