Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 2. Административно-правовые
нормы и отношения.
Источники административного права
Административно-правовым нормам присущи все общие характеристики правовых норм, образующих в своем отрас-левом единстве правовую систему. Вместе с тем они имеют ряд отличительных особенностей, что обусловлено специфи-кой регулируемых административным правом управленчес-ких отношений. Свое воплощение административное право находит именно в составляющих его правовых нормах, кото-рые в свою очередь находят реализацию в управленческих правоотношениях. Административно-правовые нормы — это установленные государством правила поведения, регулиру-ющие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе государственной деятельности.
Особенности административно-правовых норм проявля-ются в том, что они: выражают сущность исполнительной власти, устанавливая правовое положение и исполнитель-ную компетенцию государственных органов; регулируют дея-тельность по осуществлению исполнительно-властных пол-номочий государственных органов; регулируют формы и ме-422
тоды их осуществления; устанавливают определенный поря-док взаимоотношений между субъектами управления. Кроме того, административно-правовые нормы отличаются тем, что имеют собственные средства защиты от посягательств (в слу-чае неисполнения их или ненадлежащего исполнения). За их нарушение наступает административная ответственность, а в некоторых случаях и дисциплинарная ответственность. Иног-да административно-правовые нормы регулируют обществен-ные отношения, составляющие предмет иных отраслей пра-ва. Такое регулирование, помимо указанных в предыдущем параграфе, наблюдается в области земельного права, приро-доохранного права, банковского права и других. С помощью норм административного права может осуществляться и за-щита норм различных отраслей права. Так, нарушение дол-жностными лицами законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа в раз-мере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5. 27 Кодекса об административных правонаруше-ниях РФ). Административно-правовыми нормами обеспечива-ется применение законодательства в целом. Во исполнение законов органы исполнительной власти принимают постанов-ления и распоряжения, которые являются подзаконными нор-мативными правовыми актами. Рассматриваемые нормы час-то устанавливаются субъектами исполнительной власти в процессе ее реализации, для которых эти нормы впослед-ствии являются обязательными. Посредством административ-но-правовых норм устанавливается и обеспечивается режим законности и государственной дисциплины в сфере государ-ственного управления. Нормы административного права оп-ределяют должное поведение всех лиц и организаций, дей-ствующих в данной сфере.
Административно-правовая норма имеет традиционную структуру: гипотезу — условие действия нормы; диспози-цию — предписания, запреты, дозволения; санкцию — меры административного или дисциплинарного воздействия. Име-ющиеся здесь особенности проявляются в следующем. Не во
423
всех случаях четко выражена гипотеза, которая может со-держаться в иных нормах данного акта либо в иных норма-тивных актах. В некоторых случаях она излагается в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, заключение контракта о службе, совершение ад-министративного правонарушения и т. п.). В нормах, устанав-ливающих административную ответственность за совершение административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией. По способу изложения диспозиция может быть прямой (предписывающей поступать строго в соответствии с описанным правилом поведения), альтернативной (предостав-ляющей участнику административно-правового отношения возможность варьировать свое поведение в установленных пределах), бланкетной (содержащей правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым актам). Структура многих административно-право-вых норм не всегда содержит санкции. В таких случаях сан-кции предусматриваются нормами, содержащимися в других актах. Например, административно-правовые нормы, регу-лирующие управленческую деятельность, исходят из того, что отношения между вышестоящими и нижестоящими субъектами (служащими государственных органов) строятся на дисциплинарной власти. В данном случае санкции содер-жатся в нормах общего характера, которые относятся к ин-ституту государственной гражданской службы. Конкретные административные санкции закреплены в нормах, предус-матривающих конкретные составы административных пра-вонарушений. По содержанию регулируемых отношений сан-кции в административном праве разделяют на: администра-тивные, дисциплинарные, административно-материальные, административно-процессуальные. По степени определенно-сти административно-правовые санкции могут быть: абсолют-но-определенные (например, такие меры административных наказаний, как предупреждение, административное выдво-рение), относительно-определенные (например, штраф, ли-шение специального права, административный арест и иные,
424
размер или величина, которых могут варьироваться) и аль-тернативно-определенные (например, санкция, предусматри-вающая штраф или лишение специального права за совер-шенное правонарушение).
Для административно-правовых норм характерно много-образие, которое отражает их различие по видам, класси-фицируемых по ряду оснований.
1. По способу воздействия на поведение субъектов адми-нистративного права: обязывающие (предписывают обязатель-ное совершение определенных действий, устанавливая обя-занность действовать в соответствии с требованиями данной нормы, например обязанность подчинения законному распо-ряжению представителя власти), запретительные (устанав-ливают запрет на совершение определенных действий в ус-ловиях, предусмотренных правовой нормой), уполномочива-ющие или дозволительные (предоставляют возможность дей-ствовать по своему усмотрению, используя или не используя предоставленное субъективное право), стимулирующие или поощрительные (мотивированно побуждают к совершению каких-либо действий с помощью средств морального или ма-териального воздействия, например предоставлением льгот и стимулов (государственным служащим), рекомендательные (устанавливают варианты желательного и целесообразного поведения).
2. По целевому назначению: регулятивные (регулируют общественные отношения, возникающие в сфере государ-ственного управления) и охранительные (обеспечивают за-щиту государственно-управленческих отношений).
3. По содержанию предмета регулирования: материаль-ные (устанавливают комплекс прав, обязанностей и ответ-ственность участников административно-правовых отношений, т. е. их административно-правовой статус; в этом смысле их еще называют статичными) и процессуальные (регламенти-руют процедуру, порядок реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными нормами, процедуру приме-нения ответственности; их именуют динамичными).
425
4. По юридической силе: законодательные (оформленные актами, имеющими силу законов) и подзаконные (оформлен-ные подзаконными актами, например содержатся в актах Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).
5. По конкретному содержанию и уровню обобщенности: общие (регулируют государственно-управленческие отноше-ния общего характера) и особенные (регулируют особенности управления в конкретной сфере общественных отношений).
6. По предмету ведения органов публичной власти: феде-ральные (относящиеся к компетенции федеральных органов исполнительной власти и изданные федеральными норматив-ными правовыми актами), субъектов федерации (относящие-ся к компетенции органов исполнительной власти субъектов федерации и закрепление в их актах), местного самоуправ-ления (принятые актами органов местного самоуправления по предметам их ведения).
7. По территориальному масштабу: общегосударственные (действуют в пределах юрисдикции государства), территори-альные (действуют в административных границах соответ-ствующего субъекта федерации), межтерриториальные (дей-ствуют в границах нескольких территориальных образований).
8. По объекту регулирования отраслей государственного управления: общеотраслевые (регламентируют наиболее важ-ные стороны государственно-управленческой деятельности, распространяясь на все сферы и отрасли), межотраслевые (регламентируют все или несколько отраслей государствен-ного управления, отличаясь специализацией, например ад-министративно-правовые нормы, имеющиеся в таможенном, налоговом законодательстве), отраслевые (регулируют управ-ленческие отношения в определенных отраслях).
9. По адресату регулирования — регламентирующие об-щий и специальный административно-правовой статус субъек-тов государственно-управленческих отношений (граждан, орга-низаций, органов исполнительной власти, государственных служащих и т. д.).
426
10. По кругу лиц: распространяющиеся на физических (распространяют действие на всех граждан либо на отдель-ные их группы, например распространение льгот для муни-ципальных служащих) и юридических лиц (распространяют действие на все организации, предприятия, учреждения, независимо от форм собственности, например по уплате на-логов, либо на отдельные их категории, например по упла-те налогов страховыми организациями).
11. По пределу действия во времени: бессрочные (дей-ствуют постоянно, т. е. без указания срока действия вплоть до официальной отмены компетентным органом) и срочные (действуют временно, т. е. в течение указанного срока дей-ствия).
12. По условиям действия: обычные (действуют в обыч-ных условиях при ординарных обстоятельствах) и экстраор-динарные (действуют в чрезвычайных ситуациях при экст-раординарных обстоятельствах).
Реализация административно-правовых норм — это про-цесс практического воплощения в общественных отношениях государственного управления требований правомерного по-ведения его субъектов в соответствии с установленными пра-вилами. Существует четыре формы реализации админист-ративно-правовых норм: две основные — исполнение и при-менение; и две вспомогательные — соблюдение и использо-вание.
Исполнение административно-правовых норм выражает-ся в активных правомерных действиях субъекта по выполне-нию предписаний, запретов и дозволений. Данная форма реа-лизации присуща всем участникам административно-право-вых отношений.
Применение административно-правовых норм свойствен-но только уполномоченным государственным органам и дол-жностным лицам, выражаясь изданием индивидуальных пра-вовых актов на основе материальных и процессуальных норм для конкретных административно-правовых отношений. При-мером правоприменительной деятельности может служить
427
принятие государственным органом решения по конкретной жалобе гражданина, решения о государственной регистра-ции юридического лица, выдача лицензии и т. п. Некоторые административно-правовые нормы применяются в судебном порядке, например при вынесении постановлений об адми-нистративных наказаниях за совершение определенных ад-министративных правонарушений. Граждане не имеют пол-номочий по применению административно-правовых норм.
Соблюдение административно-правовой нормы заключа-ется в пассивном поведении субъектов, добровольно воздер-живающихся от совершения запрещенных ею действий. Вспо-могательный смысл этой формы реализации в том, что со-блюдение, по сути, является конкретным выражением ис-полнения. Соблюдение может осуществляться без вступле-ния субъекта в конкретные административно-правовые от-ношения.
Использование административно-правовых норм выража-ется в добровольном совершении субъектами правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в управлении. Поскольку этой форме реализации свой-ственны альтернативы определения субъектом своего пове-дения в рамках установленного нормой права правила, то ее также можно считать вспомогательной.
Основными требованиями реализации норм администра-тивного права являются законность, обоснованность, целесо-образность.
Общественные отношения, урегулированные админист-ративно-правовыми нормами, приобретают правовую форму и становятся административно-правовыми отношениями. Ад-министративно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, субъекты которых выступают носителями прав и обязаннос-тей в сфере и по поводу государственного управления.
Особенности административно-правовых отношений, об-ладающих всеми основными признаками, свойственными вся-ким иным правоотношениям, выражаются рядом отличитель-ных черт:
428
• возникают, изменяются и прекращаются в сфере госу-дарственного управления в связи с практической реализа-цией исполнительно-распорядительных функций органов пуб-личной власти в лице соответствующих органов и должност-ных лиц;
• одной из сторон и обязательным участником этих отно-шений всегда выступает орган публичной власти, представ-ляющий публичный интерес государства;
• являются публично-властными управленческими отно-шениями, построенными на началах "власть-подчинение";
• имеют разнообразие субъектов при отсутствии юриди-ческого равенства сторон;
• связаны с правовым управляющим воздействием субъек-та управления на объект, которым выступают воля, созна-ние, поведение управляемых;
• могут возникать независимо от желания (согласия) сто-рон по инициативе любой из них (в том числе не обязатель-но наделенной публично-властными полномочиями или тре-тьей стороны, не участвующей в данном правоотношении);
• многие органы исполнительной власти и их должност-ные лица обладают правом издания нормативных актов, дей-ствуя по поручению государства;

• субъективные права сторон, равно как и споры, свя-занные с ними, рассматриваются уполномоченными на то органами и должностными лицами и разрешаются ими, как правило, в административном, т. е. во внесудебном, порядке путем непосредственно юридически властного и односторон-него распоряжения;
• в случае нарушения одной из сторон требований адми-нистративно-правовых норм ответственность наступает перед государством в лице его органов и должностных лиц, в чем проявляется их публичность.
Государственное управление охватывает многообразные сферы, в силу чего административно-правовые отношения различны по своему характеру, направленности, содержа-нию. Соответственно виды административно-правовых от-429
ношений различаются рядом оснований. По исполнению фун-кции административного права, относящиеся к его предме-ту, общественные отношения делят на регулятивные (возни-кающие на основе норм административного права и строго им соответствующие) и охранительные (возникающие вслед-ствие неправомерного поведения субъектов как реакция об-щества, государства, граждан на такое поведение). По юри-дическому содержанию они делятся на материальные (возни-кающие в сфере управления) и процессуальные (складыва-ются в сфере управления в связи с разрешением индивиду-ально-конкретных дел). В зависимости от государственного устройства различают отношения, возникающие между: цен-тральными органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации (на-пример, между Правительством РФ и правительствами (ад-министрациями) субъектов Российской Федерации); органа-ми исполнительной власти субъектов федерации, находящи-мися на одном уровне (например, администрациями Красно-дарского и Красноярского краев); органами исполнительной власти субъектов федерации, стоящими на разных уровнях (например, правительством и префектурами округов города Москвы). По состоянию прав и обязанностей участников: вер-тикальные (возникающие на основе одностороннего волеизъ-явления управомоченного государственного органа или дол-жностного лица, которому подчинен другой) и горизонталь-ные (между несоподчиненными субъектами и в связи с реа-лизацией гражданами прав в управленческой сфере). В зави-симости от конкретных целей возникновения общественных отношений: внутренние (связанные с формированием управ-ленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением полно-мочий и ответственности между служащими аппарата органа управления) и внешние (связанные с непосредственным воз-действием на объекты, не входящие в систему исполнитель-ной власти, например на граждан, общественные объедине-ния, коммерческие структуры). В зависимости от субъектов:
430
между вышестоящими и нижестоящими (например, ректора-том и факультетом), различными неподчиненными друг дру-гу органами, а также между ними и гражданами. По харак-теру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, они делятся на отношения, порождае-мые правомерными или неправомерными фактами (именуе-мыми по аналогии с гражданско-правовой терминологией ад-министративными деликтами). В зависимости от характера самих отношений они бывают связаны с непосредственным управлением и не связаны с непосредственным управлением. По областям управленческой деятельности: в сферах хозяй-ственно-экономической, социально-культурной, администра-тивно-политической. По способам защиты: в административ-ном либо в судебном порядке. В теории административного права выделяют также основные и неосновные администра-тивно-правовые отношения. Они выражают сущность управ-ления и могут быть определены формулой "команда-исполне-ние". К основным относятся: 1) отношения между должност-ными лицами и подчиненным им по службе административ-но-управленческим аппаратом; 2) отношения между должно-стными лицами и гражданами, несущими определенные ад-министративно-правовые обязанности. Неосновными считаются отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, не связанными между собой соподчиненностью (например, между двумя однопоряд-ковыми органами исполнительной власти, возникающие при подготовке совместного акта).
Структурный состав административных правоотношений имеет свойственную им организацию, элементами которой выступают их субъект, объект и содержание. Эти три эле-мента — субъекты (участники), объекты (то, на что направ-лено регулирование и по поводу чего возникли отношения) и содержание (юридические факты) образуют структуру ад-министративно-правовых отношений.
Субъекты — это те, кто наделены государственно-вла-стными полномочиями и на кого административно-правовы-
431
ми нормами возложены определенные обязанности по осу-ществлению управленческих функций.
Объекты регулирования административно-правовых норм — общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти (общие), и поведение субъектов (непосредственные). В каждом конкретном админис-тративно-правовом отношении его участники осуществляют те предоставленные им права и возложенные на них обязаннос-ти, которые связаны с объектом данного правоотношения.
Содержание — юридические факты, т. е. такие конкрет-ные обстоятельства, с наличием которых законодатель свя-зывает основания возникновения, изменения или прекраще-ния административно-правовых отношений (действия и собы-тия). В качестве наиболее распространенных в администра-тивно-правовых отношениях юридических фактов выступа-ют, как правило, действия — результат активного волеизъ-явления субъекта (например, подача жалобы в орган испол-нительной власти, осуществление проверки и т. п.), а в неко-торых случаях — события — явления, не зависящие от воли и сознания людей, субъектов правоотношения (рождение, болезнь, смерть человека, стихийные бедствия, чрезвычай-ные обстоятельства и т. д.). Действия бывают правомерные, т. е. соответствующие требованиям административно-право-вых норм, и неправомерные, т. е. нарушающие их. В админи-стративно-деликтном смысле юридические факты делят по волевому признаку на деяния-действия и деяния-бездействие. Правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты. Особой разновидностью действий явля-ются юридические формы исполнительной деятельности — индивидуальные акты управления (приказ министра о струк-турных изменениях в ведомстве, постановление начальника органа внутренних дел о наложении штрафа и т. п.). Админи-стративные правонарушения влекут за собой возникновение таких административно-правовых отношений, содержанием которых является применение к виновному соответствующих мер юридической ответственности, предусмотренной адми-
432
нистративно-правовой нормой. Содержание административ-но-правового отношения имеет двойственный характер. Юри-дической частью его являются права и обязанности участни-ков в сфере управления, а фактической — сами действия, в которых реализуются эти права и обязанности. В экстраорди-нарных условиях действуют специальные, соответствующие ситуации полномочия органов исполнительной власти, в свя-зи с чем под влиянием форс-мажорных обстоятельств и воз-никают особые административно-правовые отношения.
Существование неисчислимого количества администра-тивно-правовых норм, порождаемых потребностями регули-рования многообразия административно-правовых отношений, обусловлено разнообразием и широтой круга источников, в которых они содержатся.
Источники административного права — юридические акты государственных органов, в которых содержатся адми-нистративно-правовые нормы. Юридический смысл их озна-чает формы внешнего выражения административно-правовых норм, т. е. по сути и есть те акты, в которых они содержатся. Многообразие постоянно развивающихся и находящихся в непрерывной динамике общественных отношений в сфере государственного управления, неразрывно взаимосвязанных со всеми иными сферами, объективно характеризует боль-шое количество источников административного права. Рас-сматривая систему нормативных правовых актов, образую-щих круг источников административного права, следует иметь в виду, что согласно пункту "к" ст. 72 Конституции РФ адми-нистративное и административно-процессуальное законода-тельство находится в совместном ведении Российской Феде-рации и ее субъектов. Поэтому к ним относятся нормативные правовые акты, издаваемые органами государственной влас-ти федерального и регионального (субъектов Российской Фе-дерации) уровней. Важным конституционным положением является и то, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоре-чить федеральным законам, а в случае противоречия между федеральными законами и иными актами, изданными в Рос-
433
сии, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76). При этом сис-тема источников административного права не ограничивает-ся нормативными актами Российской Федерации и включает в себя указы и законы СССР, постановления Правительств СССР и РСФСР, ведомственные нормативные акты, кото-рые применяются в части, не противоречащей современному российскому законодательству.
В зависимости от юридической силы весь их массив мож-но распределить на группы. В обобщенном виде они могут быть представлены следующим образом:
1) законодательные акты:
• федеральные законы (Конституция Российской Феде-рации, федеральные конституционные законы, федеральные законы);
• законы субъектов Российской Федерации (в том числе конституции республик и уставы иных субъектов);
2) подзаконные акты:
• акты палат Федерального Собрания Российской Феде-рации (регламенты, постановления, декларации, резолюции и др.). — нормативные указы Президента РФ и утверждае-мые им документы;
• постановления Правительства РФ и утверждаемые им документы (положения, правила и др.);
• акты федеральных министерств и иных органов испол-нительной власти (приказы, постановления, положения, ин-струкции, разъяснения и др.);
• нормативные акты глав субъектов Российской Федера-ции и органов исполнительной власти (указы глав республик, постановления губернаторов и др.);
• нормативные правовые акты представительных и ис-полнительных органов местного самоуправления в случае наделения их законом отдельными государственными полно-мочиями в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ;
3) нормативные договоры:
• международные договоры и межгосударственные со-глашения;
• административные договоры;
434
4) нормативные акты высших федеральных судов и кон-ституционных (уставных) судов субъектов Российской Феде-рации.
Практика применения административно-правовых норм, разрозненных по огромному массиву источников, постоянно выдвигает задачу их систематизации. С учетом специфики административно-правовых норм здесь сложилось три основ-ных направления: кодификация, инкорпорация и хронологи-ческие собрания нормативных актов. Важнейшей формой си-стематизации законодательства является кодификация. Од-нако она затруднена исключительной мобильностью админи-стративно-правовых норм и необычайной широтой регулиру-емых ими общественных отношений. Поэтому речь может идти лишь о специальной кодификации, охватывающей нормы какого-либо административно-правового института, напри-мер Кодекс этичного поведения государственных служащих. На сегодняшний день кодифицирован только один институт — административная ответственность (Кодекс Российской Фе-дерации об административных правонарушениях). В истории административного законодательства нередко используется инкорпорация — объединение и расположение в системати-зированном виде норм по важнейшим институтам. Как свое-образный способ полезна и форма хронологических изданий, так как она позволяет проследить движение, развитие (до-полнения, изменения) тех или иных актов, быстро отыскать нужную норму.
Субъектами административного права признаются лица и организации, которые в соответствии с установленными действующим законодательством нормами могут выступать участниками (сторонами) административных правоотношений. По российскому административному законодательству ими являются:
• граждане России;
• иностранные граждане и лица без гражданства;
• государственные органы, их структурные подразделе-ния, предприятия, учреждения и иные государственные орга-низации; .
435
• общественные (негосударственные) объединения;
• служащие государственных органов и организаций, общественных (негосударственных) объединений;
• представители общественных формирований, наделен-ные административными обязанностями и правами.
Как видно, субъектами административно-правовых от-ношений могут быть индивиды и организации. При этом они объединены одним общим для них свойством — обладанием административной правосубъектностью, позволяющей раз-личать момент, с которого субъекты становятся элементами административно-правовых отношений:
• российские граждане — с момента рождения;
• иностранные граждане и лица без гражданства — с момента пересечения ими государственной границы Российс-кой Федерации, т. е. нахождения под ее юрисдикцией;
• юридические лица — с момента образования (регист-рации) их в установленном порядке;
• государственные и общественные (негосударственные) служащие — с момента назначения их на соответствующую должность.
Необходимо различать понятия "субъект административ-ного права" и "субъект административно-правовых отноше-ний". Субъект административного права может быть опреде-лен в нормах права общим образом, субъект же правоотно-шения всегда конкретен. Кроме того, субъект права может относительно долго не вступать ни с кем в административ-ные правоотношения, т. е. не быть в течение какого-то вре-мени их субъектом. Субъекты административного права мо-гут стать субъектами административно-правовых отношений, если имеют место: административно-правовые нормы, пре-дусматривающие права и обязанности субъекта; админист-ративная правоспособность и дееспособность субъекта; осно-вание возникновения, изменения и прекращения правоотно-шения. Административная правоспособность — установ-ленная и охраняемая государством возможность субъекта всту-пать в административно-правовые отношения. Администра-436
тивная дееспособность — способность субъекта своими дей-ствиями приобретать и создавать для себя юридические обя-занности, реализовывать их в рамках конкретных админист-ративно-правовых отношений и нести за них ответственность. Для граждан России административная дееспособность насту-пает по достижении 16-летнего возраста. В качестве субъек-тов административного права можно рассматривать Российс-кую Федерацию, субъекты Российской Федерации, государ-ственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью, но в конк-ретных административно-правовых отношениях они непосред-ственно не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления. Стоит подчеркнуть, что субъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отноше-ний тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рам-ках конкретных административно-правовых отношений. Для этого требуется, чтобы они были наделены административ-ной право- и дееспособностью.
Совокупность установленных административным законо-дательством прав и обязанностей, полномочия, гарантии их реализации и ответственность субъектов административного права образуют их административно-правовой статус. У каж-дого такого субъекта, выступающего стороной в админист-ративно-правовых отношениях, проявляются свои статусные характеристики и по объему, и по структуре, и по свой-ствам образующих его элементов.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100