Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



Раздел VI
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 17. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
§ 1. Понятие административного права: предмет, метод, система, принципы
В правовой системе Российской Федерации администра-тивное право представляет собой относительно самостоятель-ное подразделение, образуемое правовыми нормами, регу-лирующими качественно специфические общественные от-ношения. Совокупность общественных отношений, складыва-ющихся в сфере государственного управления, которые воз-никают, изменяются и прекращаются в процессе организа-ции и функционирования исполнительной власти, составляет предмет административного права. Эта группа правоотноше-ний непосредственно связана с государственно-управленчес-кой деятельностью, а потому и обобщенно именуется управ-ленческими. Исторически административное право вначале находилось в составе государственного права, и лишь при-мерно к середине XIX в. оно оформилось в самостоятельную отрасль. Как наука административное право выделилось из науки об управлении. Став самостоятельной отраслью в сис-теме российского права, административное право подразде-ляется на административно-правовые институты, представ-ляющие собой обособленные комплексы правовых норм, пред-назначенных для регулирования общественных отношений конкретного вида. В числе примеров таких институтов мож-но назвать институты административно-правового статуса,
412
административной ответственности, административного про-цесса, административно-правового режима.
Предметную сущность административного права состав-ляют: функционирование исполнительной власти, осуществ-ляющей государственное управление, виды административ-но-правовых норм, источники и система этой отрасли права, их взаимосвязи и развитие, правовое положение субъектов и объектов государственного управления, правовые формы и методы управления, административная ответственность и способы обеспечения законности в сфере исполнительной вла-сти, административная юрисдикция государственных органов, отраслевое, межотраслевое и территориальное управление. В предмет административно-правового регулирования входят не все управленческие отношения. Например, отношения по управлению негосударственными формированиями — в част-ных предприятиях и т. п. — не имеют административно-пра-вового характера, а потому не подпадают под его регулиро-вание. В то же время нормы административного права ока-зывают свое регулирующее воздействие на деятельность не-государственных формирований, что особенно заметно в слу-чаях, когда последние взаимодействуют с государственными органами и их должностными лицами. С другой стороны, не все отношения с участием органов исполнительной власти подвергаются административно-правовому регулированию, а значит, не все из них включаются в предмет административ-ного права. Например, приобретая имущество, тот или иной государственный орган фактически совершает имуществен-ную сделку в соответствии с нормами гражданского права. Заключение .подобных сделок, т. е. участие в гражданско-правовых отношениях, разумеется, не входит в содержание действий по реализации исполнительной власти.
Административное право охватывает очень широкий круг общественных отношений и может в определенных ситуаци-ях распространять свое регулирование и на те сферы обще-ственных отношений, которые составляют предмет иных от-раслей права. Даже в гражданском праве, хотя и в малом
413
количестве, присутствуют нормы, которые можно охаракте-ризовать как административно-правовые. Предмет админист-ративного права не охватывает абсолютно все обществен-ные отношения, возникающие в сфере государственного уп-равления. Полнота их регулирования обеспечивается взаимо-действием административного права с другими отраслями российского права, как в публичной, так и в частной сферах общественных отношений. Прежде всего, с конституционным правом, которое закрепляет основные принципы организа-ции и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы формирования государственных органов, взаимоотношения с другими субъектами государственной власти, действующими в соответствии с конституционными принципами единства власти и ее разделения, федерализма, разграничения пред-метов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, права и свободы граждан, часть ко-торых реализуется в государственном управлении. В консти-туционных нормах и положениях административное право берет свое начало, детализирует и конкретизирует их, опре-деляя правовую реализацию прав и свобод граждан, компе-тенцию различных звеньев системы исполнительной власти, формы и методы государственной управленческой деятель-ности и т. п.
Управленческие отношения, связанные с формировани-ем бюджета, налоговой системы и т. п., регулируются финан-совым правом, тесно взаимодействующим с административ-ным правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в об-ласти управления использованием и охраной природных ре-сурсов, регулируется нормами административного права. В этом смысле административное право не только взаимодей-ствует с отраслями российского права, но также является "материнской отраслью" для ряда отраслей публичного пра-ва — финансового, таможенного, информационного.
414
Первоначально финансовое право развивалось то вмес-те, то в качестве института и подотрасли административно-го права, и даже в настоящее время, когда финансовое пра-во сформировалось как самостоятельная отрасль, прослежи-ваются тесные связи этих отраслей через общие участки пра-вового регулирования, через общие правовые институты. Финансовое право со своими подотраслями бюджетного и налогового права насыщено административно-правовыми нор-мами.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях в суде основывается на общих процессуальных началах. При рассмотрении жалоб на действия должностных лиц в соот-ветствии с нормами Гражданского процессуального кодекса РФ мы наблюдаем связь административного права с граж-данским процессуальным правом. Применение администра-тивных наказаний в определенных случаях производится су-дом в рамках гражданского и арбитражного процессов.
Охранительными нормами административного права оп-ределяется, какие деяния являются административными пра-вонарушениями и какие меры административных наказаний применяются к совершившим их лицам. В определенных ус-ловиях отдельные деяния, относящиеся к административ-ным проступкам, могут перерастать в преступления, и на-оборот, когда законодателем определенные уголовно наказу-емые деяния декриминализуются, что свидетельствует о подвижности границ между административным и уголовным правом.
В ряду отраслей российского права, относящихся к ре-гулированию частноправовых отношений, первостепенное положение занимает гражданское право, с которым также взаимодействуют нормы административного права. Если нор-мами гражданского права регулируются отношения по вла-дению, пользованию и распоряжению имуществом, то нор-мами административного права регулируются правила дви-жения имущества (передача, изъятие и т. д.) в сфере госу-дарственного управления. Кроме того, органы исполнитель-415
ной власти вправе издавать нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Гражданский кодекс РФ допус-кает в предусмотренных законом случаях защиту гражданс-ких прав в административном порядке (п. 2 ст. 11). Тесное соприкосновение административного и гражданского права наблюдается при государственной регистрации юридических лиц, в деятельности государственных и муниципальных уни-тарных предприятий и т. д.
В сфере правового регулирования трудовых отношений административное право взаимодействует с трудовым пра-вом. Так, деятельность государственных гражданских служа-щих и муниципальных служащих является смежной облас-тью регулирования административным и трудовым законода-тельством. Государственные гражданские и муниципальные служащие действуют от имени органов публичной власти (го-сударственных и местного самоуправления). В процессе своей деятельности они выполняют организующие функции, осу-ществляя нередко исполнительно-распорядительные и госу-дарственно-властные полномочия. Поэтому их деятельность регулируется административно-правовыми нормами. Трудо-вые отношения служащих с администрацией (оплата, норми-рование, охрана труда и т. п.) к государственному управле-нию не относятся и регулируются нормами трудового права.
В основе взаимодействия административного правам с иными отраслями, составляющими в своем единстве систему российского права, — наличие общественных отношений управленческого характера в сферах правового регулирова-ния той или иной отраслью. К предмету административного права относятся также и такие управленческие отношения, которые возникают в деятельности органов законодательной и судебной власти по поводу функционирования аппаратов, обеспечивающих исполнение полномочий указанных ветвей власти.
В настоящее время административное право является фундаментальной отраслью в правовой системе Российской Федерации, занимая наряду с конституционным и гражданс-416
ким правом ведущее место в регулировании общественных отношений. Административное право — это отрасль публич-ного права, нормами которой опосредуются и защищаются публичные интересы отдельной личности, общественные и государственные интересы.
Предмет управленческих отношений, регулируемых ад-министративным правом, в зависимости от конкретных це-лей их возникновения можно подразделить на две группы: 1) внешние и 2) внутренние. Внешние отношения связаны с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему органов исполнительной власти, например на обще-ственные объединения, коммерческие структуры, включая индивидуальных предпринимателей. Внутренние, еще их называют внутриорганизационные отношения, возникают в связи с формированием управленческих структур, определе-нием основ взаимодействия между ними и их подразделения-ми, с распределением служебных обязанностей, прав и от-ветственности между работниками аппарата органа управле-ния и т. п.
Если предмет административного права позволяет очер-тить сферу правового регулирования данной отрасли права, то метод его устанавливает совокупность средств, приемов и способов регулирования управленческих правоотношений Метод административно-правового регулирования выража-ет характер и юридическое содержание властного воздей-ствия государства на волю и поведение участников админис-тративно-правовых отношений. Как и в других отраслях пра-ва, здесь используются два основных метода, выражаемых в трех формах: 1) связывание в формах предписания либо зап-рета; 2) управомочивание в форме дозволения. Для админис-тративного права, использующего методы регулирования, свойственные всем (или, по-крайней мере, многим) отраслям права, характерны свои специфические методы:
• власти-подчинения (прямого распорядительства) — от-ношения в рамках административного права строятся на под-чинении одного участника другому;
417
• рекомендаций — рекомендации субъекта управления приобретают юридическую силу при условии принятия ее другим участником управления;
• согласования — отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении;
• равенства — субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора.
Суть методов административно-правового регулирования управленческих отношений заключается в следующем:
• установление определенного порядка действий — пред-писание к действию в определенных условиях и надлежащим образом, предусмотренным соответствующей административ-но-правовой нормой;
• запрещение определенных действий — установление запрета, основанного на потенциале государственного при-нуждения под угрозой применения соответствующих средств юридического воздействия;

• предоставление возможности выбора одного из пре-дусмотренных административно-правовой нормой вариантов должного поведения;
• предоставление возможности совершать либо не со-вершать действия, предусмотренные административно-пра-вовой нормой в определенных ею условиях.
Наиболее характерно для метода административного права использование предписания, т. е. прямых средств рас-порядительного свойства, что предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников административных вла-стеотношений. Свое выражение они находят в том, что од-ной стороне административных отношений предоставлен оп-ределенный объем юридически властных полномочий, адре-суемых другой стороне, которая является обязанной.
Административное право как отрасль публичного пра-ва, регулирующая отношения, одним участником которых всегда выступает орган (должностное лицо), наделенный юри-дически властными полномочиями, использует преимуще-418
ственно метод централизованного, императивного регулиро-вания, иногда дополняемый элементами диспозитивности. Императивный метод рассчитан на отношения неравенства их участников и односторонность юридически властных воле-изъявлений. Но поскольку государственно-управленческая деятельность предполагает и возможность возникновения от-ношений горизонтального типа, когда субъекты обладают равным объемом .властных полномочий либо не находятся в служебном подчинении, используется децентрализованный способ, позволяющий сторонам действовать по своему усмот-рению, но обязательно в рамках условий, предусмотренных административно-правовой нормой. Степень использования отраслью права того или иного средства в общем объеме пра-вового регулирования определяется особенностями предмета данной отрасли права. Механизму административно-правово-го регулирования, отличающемуся высокой степенью импе-ративности, в большей мере присущи централизованные свя-зывания в форме предписаний и запретов.
Административное право представляет собой совокуп-ность юридических норм, регулирующих общественные от-ношения, которые складываются в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характе-ра, возникающие при осуществлении иных форм государ-ственной деятельности. С общетеоретических позиций систе-ма любой отрасли права представлена следующей конструк-цией: отрасль — подотрасли — правовые институты — пра-вовые нормы. Система административного права состоит из отдельных административно-правовых норм, институтов и подотраслей, тесно взаимосвязанных между собой и пред-назначенных для регулирования однородных общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права. Груп-пировка административно-правовых норм по критерию их однородности позволяет обеспечивать целостность системы административного права.
Традиционно в отечественной правовой науке админист-ративное право подразделяется на две части: общую и осо-
419
бенную. Это деление лежит в основе построения админист-ративного права как учебной дисциплины.
Общая часть включает юридические нормы и институ-ты:
• регулирующие общественные отношения общего ха-рактера (принципы, функции, методы, формы государствен-ного управления, механизм административно-правового ре-гулирования и т. д.);
• устанавливающие административно-правовой статус индивидуальных и коллективных субъектов административ-но-правовых отношений;
• регулирующие основы организации и государственно-управленческой исполнительно-властной деятельности госу-дарственных органов;
• обеспечивающие законность в сфере государственного управления;
• регламентирующие административно-юрисдикционную деятельность;
• регламентирующие принуждение по административ-ному праву.
Особенная часть состоит из норм и институтов, регули-рующих правоотношения в конкретных сферах управления:
• обеспечения безопасности граждан, общества, государ-ства, а также административно-политическую деятельность;
• хозяйственно-экономическую деятельность;
• социально-культурную деятельность;
• деятельность государственной администрации по орга-низации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.
В отечественной административно-правовой науке пробле-ма системы административного права занимает одно из цен-тральных мест и, постоянно развиваясь вместе с динамич-ными общественными отношениями, остается актуальной дис-куссионной проблемой. По вопросу деления системы админи-стративного права имеются авторские трактовки современ-ных ученых-административистов. По мнению профессора Ю.
420
А. Тихомирова, отрасль административного права возможно разделить на следующие подотрасли: а) нормативно-регуля-тивная (предмет административного права, сферы регулиро-вания, принципы, нормы, правоотношения); б) органы испол-нительной власти; в) государственная служба; г) администра-тивно-правовые режимы; д) административный процесс, за-конность в управлении; е) организация государственного уп-равления; ж) информационное право; з) правовое регулирова-ние нормативов1. В свою очередь, профессор К. С. Вельский предлагает по институциональному, отраслевому и процессу-альному критериям построения системы административного права выделить три его подотрасли: 1) управленческое право; 2) полицейское право; 3) право административной юстиции2. Иной подход предлагает профессор А. П. Коренев, добавляя к общей и особенной частям третью — административную юрис-дикцию3. В эту часть он включает нормы и институты, кото-рые определяют административные правонарушения, адми-нистративную ответственность, а также производство по де-лам об административных правонарушениях.
Объемное содержание и нормативный состав системы административного права, как и разнообразие научных взгля-дов на ее строение, подтверждает, что данная отрасль рос-сийского права является одной из самых крупных и сложных. Прежде всего это обусловлено предметом, широким кругом управленческих отношений, проистекающими из этого осо-бенностями применяемого метода правового регулирования.
Основные идеи, требования, выражающие сущность ад-министративного права, — это его принципы. К их числу относятся:
• равенство перед законом и правоприменителем;
• презумпция невиновности;
1 См.: Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. — М., 1998. С. 88.
2 См.: Вельский К. С. О системе административного права // Государство и право. 1998. № 3. С. 8.
3 См.: Коренев А. П. Административное право России. — М., 2001. С. 34.
421
• приоритеты законных интересов личности в управлен-ческой деятельности государственных органов;
• законность в управлении, включая обеспечение закон-ности при применении мер административного принуждения в связи с административными правонарушениями;
• гласность;
• разделение властей;
• разграничение предметов ведения, компетенции и пол-номочий;
• управленческая субординация (подчиненность);
• ответственность.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100