Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
Особенности федеративного устройства Российской Фе-дерации: асимметрия, различие политико-правовых стату-386
сов субъектов федерации, сложный, многоуровневый харак-тер федерации — оказывают существенное влияние на фор-мирование и функционирование органов власти субъектов федерации.
В соответствии с основами конституционного строя сис-тема органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно. Правовой основой образования и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации является Конститу-ция РФ, федеральные законы, конституции (уставы) и зако-ны субъектов федерации.
Конституция РФ определяет основные базовые принци-пы, на которых должна строится их деятельность:
• самостоятельности и независимости органов власти субъектов Российской Федерации, которые вне предметов федерального ведения и предметов совместного ведения об-ладают всей полнотой государственной власти;
• государственной целостности и единства органов госу-дарственной власти;
• защиты прав граждан на всей территории Российской Федерации;
• разграничения предметов ведения и полномочий меж-ду федеральными органами и органами государственной вла-сти субъектов федерации.
Государственную власть в субъекте Российской Федера-ции осуществляют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти субъекта Российской Феде-рации, а также федеральные органы исполнительной власти и суды, образованные и действующие на территории субъекта Российской Федерации. Федеральный закон "Об общих прин-ципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Феде-рации" более детально определяет полномочия и основы де-ятельности законодательных (представительных) и исполни-тельных органов власти субъектов федерации. Согласно за-кону систему органов государственной власти в субъекте Рос-
387
сийской Федерации составляют законодательный (представи-тельный) орган власти, высший орган исполнительной влас-ти, а также иные органы государственной власти, образо-ванные и действующие на территории субъекта федерации в соответствии с российским законодательством.
Существенно отличаются системы органов государствен-ной власти в президентских и парламентских республиках, в других субъектах Российской Федерации.
Закон предусматривает две схемы, организации власти в субъектах Российской Федерации. Согласно первой — субъект федерации может иметь институт "высшего должностного лица" (президента или главы администрации), согласно вто-рой — такого института может не быть. В результате на ре-гиональном уровне складывается несколько моделей органи-зации государственной власти по выбору субъектов федера-ции.
Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации являются постоянно дей-ствующими органами государственной власти. Структура их, официальное название и численность депутатов определя-ются самими субъектами с учетом местных, национальных и иных исторических особенностей.
Федеральный закон определяет полномочия региональ-ного законодательного (представительного) органа власти по 29 основным позициям. Наиболее важные их них — приня-тие конституции (устава) субъекта Российской Федерации, соответствующих законов и иных правовых актов, утвержде-ние бюджета, схемы управления и в соответствии с ней струк-туры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, программ и планов социально-экономического развития, установление основ организации и деятельности органов местного самоуправления, налогов, сборов, пошлин, тарифов, платежей и порядка их взимания, общего порядка управления и распоряжения собственностью, договоров, тол-кование конституции (устава) и законов, осуществление кон-троля за их соблюдением, за исполнением бюджета и про-грамм социально-экономического развития.
388
Виды региональных, законодательных органов власти имеют своеобразные отличия. Среди них можно выделить институты с разными правовыми статусами:
• республиканские парламенты;
• краевые законодательные собрания;
• областные думы;
• городские думы (Москва, Санкт-Петербург);
• представительные органы власти автономных округов и области.
Только республиканские парламенты имеют права при-нимать конституции соответствующих республик и носят на-звание "парламент"; другие региональные представительные органы власти имеют право принимать устав области, края или города.
В президентских республиках, которых большинство, полномочия представительных законодательных органов вла-сти весьма ограничены, они практически лишены контрольных функций над правительством, за исключением принятия бюд-жета; высшее должностное лицо подписывает законы, при-нятые представительным законодательным органом, самосто-ятельно формирует исполнительные органы власти. Приме-рами такой формы республиканского правления могут слу-жить Татарстан, Башкортостан.
В полупрезидентских республиках законодательный представительный орган участвует в формировании прави-тельства и обладает частично контрольными полномочиями по отношению к нему; имеется должность главы правитель-ства, председателя, т. е. повторяется общефедеральная схе-ма, однако высшее должностное лицо не имеет права рос-пуска своих парламентов.
В парламентских республиках полномочия парламентов весьма широки. Так, Государственное Собрание Эл Курул-тай является высшим представительным, законодательным, контрольным и распорядительным органом власти на терри-тории Республики Алтай. По Конституции республики Ма-рий Эл Государственное Собрание — не только высший пред-389
ставительный, но и постоянно действующий законодатель-ный и контрольный орган государственной власти.
Различия проявляются и в названиях республиканских парламентов. Свыше 20 различных названий используется для их обозначения: Народные, Государственные, Законодатель-ные собрания, Государственные Советы, Народный или Ве-ликий Хуралы, Верховные Советы, Думы и т. д.
Отличаются они по численности и структуре. Наиболее крупным парламентом является Государственное Собрание Республики Башкортостан (188 депутатов), самым малочис-ленным — Государственное Собрание Алтайской республики (27 депутатов). Абсолютное большинство региональных депу-татов работает на непостоянной основе. Так, из 188 депутатов Государственного Собрания Башкортостан только 42 работа-ют на постоянной основе. В Народном Хурале Бурятии из 65 депутатов только 15 работают на постоянной основе. По-добная ситуация наблюдается и в законодательных органах власти краев и областей. В Московской Городской Думе и Санкт-Петербургском Законодательном собрании депутаты ра-ботают на постоянной основе.
По структуре большинство региональных парламентов — однопалатные и только четыре имеют двухпалатную струк-туру: Республики Саха (Якутия), Карельская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Башкортостан.
Парламенты в большинстве своем состоят из комитетов и комиссий. Так, Государственное собрание Алтайского края состоит из 7 комиссий: комиссия по законодательству, по местному самоуправлению, по экономической политике, по социальной защите, по экологии, по аграрным вопросам, по культуре и образованию. Верховный Совет Хакасии состоит из 8 комиссий, парламент Чувашской Республики — из 7 ко-митетов. Сложную структуру имеет парламент Башкортоста-на. Он состоит из двух палат: палаты представителей и зако-нодательной палаты, с равным количеством комитетов (по 7).
На уровне краев, областей и городов федерального зна-чения наблюдается большее единообразие, здесь в основном
390
повторяется общефедеральная схема функционирования ор-ганов государственной власти.
Следует отметить факт становления областных законо-дательных собраний, так как области никогда не имели в пол-ной мере самостоятельных законодательных представитель-ных органов власти. Теперь, по Конституции РФ, они имеют право иметь такой орган власти. Перед областными и краевы-ми представительными органами власти стоит новая задача — формирование собственного областного законодательства.
Законодательным представительным органом власти об-ласти являются областные и краевые думы. Их деятельность строится в соответствии с Конституцией РФ, другими феде-ральными законами, положением о думе и регламентом ее работы. Спецификой областных представительных органов власти является их небольшой состав, основной организаци-онной формой их деятельности являются заседания. Несмот-ря на небольшой количественный состав в областных думах образуются комитеты и комиссии. Для обеспечения деятель-ности областных дум создаются аппараты, состоящие из от-делов. Руководство ими осуществляет руководитель аппара-та думы. В некоторых областных думах предусмотрено суще-ствование фракций, но здесь они формируются индиффе-рентно и спорадически. Большинство областных и краевых региональных парламентов можно считать беспартийными, так как ни избиратели, ни сами депутаты чаще всего не отож-дествляют себя с какими-либо партиями.
Таким образом, характерным отличием региональных представительных органов власти является их огромное раз-нообразие, они отличаются по структуре, размерам, по вы-полняемым ими функциям. В целом можно отметить, что ре-гиональные законодательные представительные органы вла-сти прошли стадию своего организационного и правового ста-новления и оформились как полноценные органы государствен-ной власти.
На основе сложившихся конституционных схем можно выделить несколько видов правовых статусов высшего дол-жностного лица в субъектах Российской Федерации.
391
В республиках высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации является:
1) главой республики, избирается всенародно и одновре-менно главой исполнительной власти, возглавляет правитель-ство и всю систему исполнительных органов власти (подобная модель характеризует систему органов власти президентских республик: Коми, Бурятия, Чувашская Республика и др.);
2) главой субъекта федерации и главой исполнительной власти, при этом имеется должность председателя правитель-ства, которого высшее должностное лицо назначает с пред-варительного согласия парламента; высшее должностное лицо назначает и освобождает от должности министров, руководи-телей государственных комитетов (такая модель характерна для Республики Саха (Якутия));
3) главой субъекта федерации (республики), гарантом конституции, но не является главой исполнительной власти непосредственно; имеется должность председателя правитель-ства, который назначается с согласия парламента, правитель-ство ответственно как перед президентом, так и перед пар-ламентом (такая схема характерна для Республик Башкорто-стан, Татарстан и др.).
Правовое положение высшего должностного лица в кра-ях, областях и городах федерального значения также разли-чается. В одном случае глава администрации ("губернатор") избирается всенародно и одновременно является главой пра-вительства (администрации). Это характерно для большин-ства областей и краев. В другом, — глава администрации (гу-бернатор) не является одновременно главой правительства (администрации), т. е. не возглавляет непосредственно испол-нительную власть (например, в Свердловской области).
В целом высшее должностное лицо субъекта федерации имеет следующие полномочия: представляет субъект феде-рации в отношениях с иными субъектами Российской Феде-рации, органами государственной власти; подписывает зако-ны, принятые законодательным органом власти; формирует в установленном конституцией (уставом) субъекта Российс-392
кой Федерации порядке и в соответствии со структурой ор-ганов исполнительной власти высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации; вправе требовать внеочередного заседания парламента субъекта Российской Федерации, участвовать в работе законодательного предста-вительного органа власти субъекта Российской Федерации; осуществляет иные полномочия в соответствии с законода-тельством.
Главы администраций субъектов Российской Федерации занимают пост в результате выборов. Глава является долж-ностным лицом самостоятельного органа государственной вла-сти и не является должностным лицом вышестоящего органа власти. Глава администрации отвечает перед населением за социально-экономическую и политическую ситуацию на тер-ритории, выполнение предвыборных обещаний.
Система органов исполнительной власти устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответ-ствии с основами конституционного строя, федеральными за-конами и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.
Основной особенностью организации исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Феде-рации является двухуровневая система правового регулиро-вания, обусловленная следующими факторами: во-первых, разграничением предметов ведения и полномочий между Рос-сийской Федерацией и ее субъектами; во-вторых, необходи-мостью обеспечения единства системы органов исполнитель-ной власти. С одной стороны, субъекты Российской Федера-ции самостоятельно формируют систему органов исполнитель-ной власти на своей территории. С другой — федеральные органы исполнительной власти и органы власти ее субъектов образуют единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации. В результате на территории каждого субъекта федерации взаимодействуют различные системы органов исполнительной власти: федеральные органы влас-ти; органы исполнительной власти данного субъекта федера-
393
ции, а также муниципальные органы местного самоуправле-ния. Следует отметить, что пока слабо разработан механизм оптимального взаимодействия исполнительных органов влас-ти всех уровней.
Органы исполнительной власти в республиках РФ функ-ционируют, как правило, на основе одного из вариантов:
1) высший орган исполнительной власти республики воз-главляет и формирует высшее должностное лицо самостоя-тельно. В этом случае высший орган исполнительной власти (правительство) полностью ответственно перед высшим дол-жностным лицом субъекта федерации. Это характеризует систему органов исполнительной власти президентских рес-публик;
2) высший орган исполнительной власти имеет "двойную ответственность": перед высшим должностным лицом субъекта РФ и законодательным органом субъекта федерации. Высшее должностное лицо не является главой исполнительной влас-ти непосредственно, имеется должность председателя прави-тельства. Это характерно для смешанных, полупрезидентс-ких республик и большинства краев и областей;
3) коллегиальная система формирования и организации исполнительной власти в парламентских республиках. В этом случае исполнительная власть (правительство) формируется представительным законодательным органом власти. Это имеет место в Удмуртской Республике, Республике Дагестан.
Структура республиканских органов исполнительной вла-сти характеризуется большим многообразием, что вытекает из разнообразия моделей организации системы органов ис-полнительной власти в республиках.
Высшим органом исполнительной власти в республиках является правительство. К его основными полномочиям относятся: осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественно-го порядка; разработка бюджета субъекта Российской Феде-рации, обеспечение его исполнения; разработка и представ-ление на утверждение законодательного представительного
394
органа власти проектов планов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, отчетов об их ис-полнении; формирование органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации; управление и распоряже-ние собственностью субъекта Российской Федерации. Орга-нами отраслевого управления в системе органов власти рес-публик являются министерства.
В составе субъекта Российской Федерации обычно вы-деляются города и районы в качестве административно-территориальных единиц. Конституционный Суд РФ под-твердил (в связи с рассмотрением дела из Удмуртии) право республик создавать на уровне района, города республикан-ского значения органы государственной власти с включением их в единую систему исполнительной власти Российской Федерации. На одном уровне, т. е. параллельно, могут суще-ствовать органы государственной власти и местного самоуп-равления. Территориальные единицы иного уровня не имеют такого статуса и в них не могут быть созданы органы госу-дарственной власти. На этом уровне публичная власть осуще-ствляется посредством местного самоуправления и его орга-нов, не входящих в систему органов государственной власти.
Орган государственной власти субъекта Российской Фе-дерации не может произвольно по каким-либо мотивам (пре-вышение полномочий, нарушение прав граждан, отсутствие материально-технического обеспечения и т. д.) ликвидировать орган государственной власти административно-территориаль-ной единицы, входящей в состав субъекта Российской Феде-рации, так как это противоречило бы принципам разделения властей и разграничения полномочий.
Система органов исполнительной власти краев, областей, автономных округов и городов федерального значения фор-мируется ими самостоятельно в соответствии с основами кон-ституционного строя и общими принципами организации вла-сти в субъектах РФ и имеет некоторые особенности по срав-нению с республиками. Для организации органов исполнитель-395
ной власти краев, округов, областей и городов федерального значения характерна двухуровневая система правового регу-лирования.
Возглавляет систему органов исполнительной власти на уровне края, области, автономного округа, автономной об-ласти администрация. Она обладает собственной компетен-цией для самостоятельного решения задач социально-эконо-мического развития всей территории и использования для этих целей всех имеющихся ресурсов. Наименование органа ис-полнительной власти (администрация, правительство и т. п.) и его главы устанавливается с учетом исторических, нацио-нальных и других условий и традиций соответствующим ор-ганом субъекта Российской Федерации. Состав администра-ции формируется главой администрации. Администрация вы-полняет следующие основные функции:
• разрабатывает и представляет на утверждение предста-вительному органу бюджет и обеспечивает его исполнение:
• распоряжается и управляет имуществом, относящимся к собственности субъекта Российской Федерации;

• разрабатывает и осуществляет программы в области управления экономикой, социальной сферой;
• осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
• принимает в пределах своей компетенции правовые акты (постановления, распоряжения).
Администрация состоит из главы администрации, его заместителей, других подчиненных управленческих струк-тур.
Губернатор либо сам возглавляет непосредственно ис-полнительную власть, но может и не являться непосредствен-но главой областного или краевого правительства (админист-рации).
Наиболее типичное для большинства краев и областей построение системы органов исполнительной власти, когда глава администрации руководит ее деятельностью на основе
396
принципа единоначалия. Глава администрации своими поста-новлениями назначает и освобождает от должностей своих заместителей, руководителей управлений, комитетов, отде-лов администрации, а другие работники назначаются и осво-бождаются от должностей приказами управляющего делами. Для осуществления своих функций глава администрации фор-мирует аппарат главы администрации. Основные его функции: организационно-методическое руководство и ана-лиз деятельности управлений, комитетов, отделов краевой, областной администрации, отраслевых объединений, действу-ющих на территории области. Аппарат включает в себя заме-стителей главы администрации, управление делами, возглав-ляемое управляющим делами аппарата главы администра-ции и состоящее из отделов, секретариатов, секторов. В струк-туру аппарата входит ряд отраслевых отделов, которые ра-ботают под руководством соответствующих заместителей главы администрации.
Систему органов исполнительной власти края, области, автономного округа и т. п. образуют три основные группы органов: 1) органы, составляющие аппарат главы админист-рации, 2) управления, комитеты, отделы и другие службы краевой, областной администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием горизонтального подчинения главе администрации; 3) территориальные органы федераль-ных министерств и ведомств, также входящие в систему об-ластных, краевых органов исполнительной власти, но они имеют ярко выраженное вертикальное подчинение.
Для выполнения функций исполнительной власти в адми-нистрации создаются структурные подразделения: комите-ты, управления, отделы краевой (областной) администрации непосредственно осуществляют управление соответствующи-ми отраслями в экономической, социально-культурной и ад-министративно-политической сфере государственного управ-ления, что на федеральном и республиканском уровнях соот-ветствует министерствам.
Проблемой является отсутствие единого подхода к опре-делению видов органов власти на этом уровне. В регионах име-397
ются разные по наименованию органы. Так, в сфере образо-вания: в республиках — это министерства, в областях и кра-ях — департаменты, комитеты, главные управления или "про-сто" управления и т. д. Эти органы находятся в двойном под-чинении: по вертикали они подчиняются соответствующему федеральному органу власти, а по горизонтали — главе кра-евой, областной администрации и входят в структуру адми-нистрации. Управления, комитеты и отделы краевой (област-ной) администрации имеют, как правило, в районах и горо-дах края (области) подчиненные органы, образуя соответству-ющие системы управления отраслевого и межотраслевого характера в границах края (области).
Следует отметить существующую неравнозначность вер-тикального и горизонтального подчинения для различных органов власти. Такие специфические управления, как Уп-равление внутренних дел, Управление Федеральной служ-бы безопасности и некоторые другие, имеют федеральное подчинение. Это относится и к некоторым комитетам. Частич-но вопрос двойного подчинения находит свое разрешение в договорах о разграничении предметов ведения и полномочий, которые по Конституции РФ могут заключать между собой федеральные органы исполнительной власти и органы субъек-тов федерации. Однако в целом вопрос двойного подчинения не нашел пока адекватного разрешения ни в законодатель-стве, ни в науке.
В настоящее время на основе расширения полномочий региональных органов власти и реорганизации отраслевых министерств прошел этап децентрализации управления госу-дарством, практически упразднив жестко соподчиненную пирамиду органов исполнительной власти. Чтобы в результа-те такого реформирования не было подорвано централизо-ванное начало, используются новые организационные фор-мы управления.
Президент РФ Указом от 13 мая 2000 г. создал семь феде-ральных округов, каждый из которых охватывает террито-рии нескольких субъектов Российской Федерации: Дальнево-398
сточный (с центром в Хабаровске), Приволжский (Нижний Новгород), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Северо-Кав-казский (Ростов-на-Дону), Сибирский (Новосибирск), Ураль-ский (Екатеринбург), Центральный (Москва). В соответствии с этим был преобразован институт президентских представи-телей, которые до этого были во всех 89 субъектах федера-ции. Теперь полномочные представители Президента РФ на-значаются в федеральные округа и наделяются значительно более весомыми полномочиями. Они должны информировать Президента РФ о состоянии дел в регионах, входящих в со-ответствующий федеральный округ, вносить предложения о кадровых назначениях, координировать согласованное взаи-модействие федеральных органов исполнительной власти на территории федерального округа, осуществлять контрольные функции.
Наряду с этим в целях совершенствования федерализма и укрепления вертикали власти в стране осуществляется ре-формирование механизма обеспечения единства и законнос-ти деятельности органов государственной власти всех уров-ней и местного самоуправления. Становление современной российской государственности базируется на принципах фе-дерализма, а сложившаяся система управления тесно связа-но с особенностями государственного устройства, тенденци-ями развития федеративных отношений в России. Особеннос-ти российского федерализма вносят новый аспект в государ-ственно-управленческие процессы, что требует выработки особого направления региональной политики, специфической региональной стратегии государственного управления.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100