Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 6. Судебная система России
Судебная власть, согласно доктрине разделения влас-тей, есть сфера публичной и разновидность государственной
378
власти, одна из трех ее ветвей, призванная самостоятельно и независимо осуществлять правосудие.
Правосудие — вид государственной деятельности, вы-полняемой в форме рассмотрения и разрешения социальных споров и конфликтов, связанных с действительным или пред-полагаемым нарушением норм права, а иногда также и по обязательному их толкованию (например, Конституционным Судом РФ), контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторые другие пол-номочия (например, установление юридических фактов). Оно осуществляется в установленном законом процессуальном порядке органами судебной власти — судами.
Суды — органы государства, осуществляющие от его имени судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об админи-стративных правонарушениях, экономических (хозяйствен-ных) споров и некоторых других категорий дел в порядке, установленном законом. Суд возникает вместе с государством, но выделяется в самостоятельную функцию власти по мере развития государственного механизма и образования специ-ального аппарата, призванного профессионально занимать-ся судопроизводством.
Судопроизводство — форма реализации судебной влас-ти, а в более узком понимании — порядок рассмотрения дел судами. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, граж-данского, административного и уголовного судопроизводства, что предопределяет организацию судоустройства и всю су-дебную систему.
Судоустройство — это, во-первых, совокупность норм, устанавливающих задачи, принципы организации и деятель-ности, структуру и компетенцию судов, которые содержатся в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, конституциях, уставах и законах субъектов федерации; во-вторых — система судебных учреждений, их структура и состав.
379
Судебная система — совокупность всех судов государ-ства, имеющих общие задачи, организованных и действую-щих на единых принципах и связанных между собой отноше-ниями по осуществлению правосудия. Каждое из звеньев су-дебной системы представляет собой совокупность судов оди-наковой компетенции. В России судебная система устанавли-вается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" от 31 де-кабря 1996 г. В основу построения российской судебной систе-мы положены следующие принципы: единство судов общей юрисдикции (в отличие от ряда других федераций, напри-мер США, разделение общих судов на федеральные и субъек-тов федерации не проводится); зависимость структуры от на-ционально-государственного устройства и административно-территориального деления страны; двухинстанционность (при-говоры и решения суда до их вступления в законную силу могут быть пересмотрены по общему правилу лишь один раз в непосредственно вышестоящем суде).
Вопросы судоустройства, согласно п. "о" ст. 71 Конститу-ции РФ, в т. ч. определение в полном объеме структуры су-дебной системы, находятся в ведении Российской Федерации. Субъекты федерации не могут по своему усмотрению учреж-дать виды судов, не предусмотренные федеральным зако-ном о судоустройстве; они вправе образовывать уставные и мировые суды. В совместном ведении федерации и ее субъек-тов находятся кадры судебных и правоохранительных орга-нов, адвокатура и нотариат (п. "л" ст. 72).
Единство судебной системы находит свое выражение в общности задач всех судов по обеспечению законности, за-щите конституционного строя, прав и свобод граждан и дру-гих социальных ценностей; единстве принципов организации и деятельности; в применении всеми судами одних и тех же материальных законов и согласованности процессуального законодательства; в единстве правового статуса судей; в ин-станционных и иных взаимосвязях в иерархии судов общей компетенции и арбитражных судов; в едином порядке фи-нансирования судов государственным бюджетом.
380
Судебная система России состоит из федеральных су-дов и судов субъектов Российской Федерации. Федеральные суды включают: 1) Конституционный Суд РФ; 2) суды об-щей юрисдикции; 3) арбитражные суды. Высшими судебны-ми органами Российской Федерации являются соответствен-но Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Выс-ший Арбитражный Суд РФ. К судам субъектов Российской Федерации относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи.
Конституционный Суд РФ — судебный орган конститу-ционного контроля, самостоятельно и независимо осуществ-ляющий судебную власть посредством конституционного су-допроизводства. В России он создан в 1991 г. в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод чело-века и гражданина, обеспечения верховенства и прямого дей-ствия конституции страны на всей территории государства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конститу-ционного Суда РФ определяются Конституцией РФ 1993 г. и Федеральным конституционным законом "О Конституцион-ном Суде РФ" от 12 июля 1994 г.
Конституционный Суд РФ: 1) разрешает дела о соответ-ствии Конституции РФ: а) федеральных законов, норматив-ных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государствен-ной Думы и Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъек-тов федерации, изданных по вопросам, относящимся к веде-нию федеральных органов государственной власти и их со-вместному ведению с органами власти субъектов федерации; в) договоров между органами государственной власти субъек-тов РФ; г) не вступивших в законную силу международных договоров РФ; 2) разрешает споры о компетенции между: а) федеральными органами государственной власти; б) ими и органами государственной власти субъектов федерации; в) выс-шими государственными органами субъектов федерации; 3) разбирает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституци-381
онность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; 4) дает толкование Конституции РФ; 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выд-вижения обвинения Президента РФ; 6) выступает с законода-тельной инициативой по вопросам своего ведения; 7) осуще-ствляет иные полномочия, предоставленные ему Конститу-цией РФ, Федеративным договором и федеральными консти-туционными законами. Он может также использовать права, предоставленные в соответствии со ст. 11 Конституции РФ до-говорами о разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению как судебного органа конституционного контроля.
При осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права, он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это вхо-дит в компетенцию других судов или иных органов.
Организация внутренней деятельности Конституционно-го Суда РФ регулируется его Регламентом. Рассмотрение дел, подведомственных Конституционному Суду РФ, и принятие по ним решений могут проводится лишь в коллегиальном со-ставе судей: на пленарных заседаниях или на заседаниях палат. Таких палат может быть только две, так как они формиру-ются из общего числа девятнадцати судей путем жеребьевки: в одну из них должно входить не более десяти судей, а в другую — девяти.
Решения Конституционного Суда РФ являются оконча-тельными, не подлежат обжалованию, вступают в силу не-медленно после их провозглашения и действуют непосред-ственно на всей территории государства, будучи обязатель-ными для всех представительных законодательных, испол-нительных и судебных органов государственной власти, орга-нов местного самоуправления, предприятий, учреждений и других организаций, должностных лиц, граждан и их объ-единений.
382
дел, рассматриваемых арбитражными судами. Стоит во гла-ве системы арбитражных судов, в которую также входят федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных образований. Основными их задачами при рас-смотрении подведомственных дел являются: защита нарушен-ных или оспариваемых прав и законных интересов граждан, организаций, предприятий и других субъектов хозяйствен-ной деятельности в сфере предпринимательской и иной эко-номической деятельности; содействие укреплению законнос-ти и предупреждению правонарушений в данной сфере. Выс-ший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума, Президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и су-дебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В судебных коллегиях образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию.
Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ осуществ-ляют в предусмотренных федеральным законом процессуаль-ных формах судебный надзор за деятельностью подведомствен-ных судов и дают разъяснения по вопросам судебной практи-ки. Их полномочия, порядок образования и деятельности уста-навливаются федеральным конституционным законом.
Акты высших судебных органов окончательны и даль-нейшему обжалованию (опротестованию) не подлежат.
Судья — должностное лицо государства, являющееся носителем судебной власти, для реализации которой наделено полномочиями осуществлять правосудие на профессиональной основе. По закону "О статусе судей в Российской Федерации" от 28 июня 1992 г. все судьи обладают единым статусом и раз-личаются только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения некоторых категорий судей определя-ются федеральными законами, а в случаях, ими предусмот-ренных, также законами субъектов федерации. Конституция РФ (ст. 119) определяет, что судьями могут быть граждане,
384
Верховный Суд РФ — высший судебный орган по граж-данским, административным, уголовным и иным делам, под-судным судам общей юрисдикции; в предусмотренных феде-ральным законом процессуальных формах осуществляет су-дебный надзор за деятельностью судов Российской Федера-ции, кроме Конституционного Суда РФ и арбитражных судов.
В пределах своих полномочий высшего судебного органа рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кас-сационном порядке, в порядке надзора и по вновь открыв-шимся обстоятельствам. Судебный надзор проводится Вер-ховным Судом путем проверки законности и обоснованности разрешения нижестоящими судами конкретных дел и исправ-ления допущенных ими ошибок. Большое значение имеют на основе изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики даваемые Верховным Судом разъясне-ния по вопросам применения законодательства, возникаю-щим при рассмотрении судебных дел.
В составе Верховного Суда РФ действуют: а) Пленум Верховного Суда; б) Судебная коллегия по гражданским де-лам; в) Судебная коллегия по уголовным делам; г) Военная коллегия; д) Президиум Верховного Суда. Образован также Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Пленум — коллегиальный орган, направляющий и координирующий су-дебную практику для обеспечения ее точного соответствия закону. Судебные коллегии действуют в качестве суда пер-вой инстанции, а также рассматривают дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоя-тельствам. При этом подсудность дел, рассматриваемых ими по первой инстанции, определяется гражданско-процессуаль-ным и уголовно-процессуальным законодательством. Прези-диум — постоянно действующий коллегиальный орган, рас-сматривающий в пределах своих полномочий дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также материалы изучения и обобщения судебной практики.
Высший Арбитражный Суд РФ — высший судебный орган по разрешению хозяйственно-экономических споров и иных
383
достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образова-ние и стаж работы по специальности не менее пяти лет. Фе-деральным законом могут устанавливаться и дополнительные требования к кандидатам на должности судей. В своей дея-тельности по осуществлению правосудия судьи независимы и подчиняются только закону и никакому государственному, общественному органу или должностному лицу не подотчетны. Они несменяемы и пользуются неприкосновенностью. Их тре-бования и распоряжения при осуществлении судебных полно-мочий обязательны для всех без исключения государственных органов, должностных лиц, организаций и граждан. Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политической партии или организации, заниматься предпринимательством и совме-щать свое пребывание в должности судьи с другой оплачива-емой работой, кроме научной, преподавательской, литератур-ной или иной творческой.
В соответствии с Конституцией РФ судьи высших судеб-ных органов назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, а судьи других федеральных судов — непосредственно Президентом РФ. Формирование кадрового корпуса федеральных органов судебной власти ведется руководителями судов и Министер-ством юстиции.
Работу судов и осуществление полномочий судей обеспе-чивают аппараты судов.
Аппарат суда — вспомогательный орган, обеспечиваю-щий квалифицированную техническую помощь в исполнении судьями полномочий по осуществлению судебной власти. Структура аппарата (численность сотрудников, их должнос-тной и профессионально-квалификационный состав) того или иного суда зависит прежде всего от его инстанционного уров-ня (районный, краевой или верховный) и от вида юрисдикции (общей или специальной).
Обеспечением деятельности Конституционного Суда РФ занимаются его Секретариат и другие вспомогательные под-разделения. Они осуществляют организационное, научно-ана-
385
литическое, информационно-справочное и иное обеспечение судей. Сотрудники Секретариата проводят прием посетите-лей, рассматривают в предварительном порядке поступаю-щие в Конституционный Суд обращения, дают на них свои заключения, содействуют судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях. В структуре Секре-тариата образуются специализированные подразделения (уп-равления, отделы, сектора, группы). В составе аппарата Кон-ституционного Суда РФ возрожден существовавший до 1917 г. институт судебных приставов, на которых возлагается под-держание порядка в судебных заседаниях.
В аппаратах судов общей юрисдикции предусмотрены должности секретарей судов, консультантов, делопроизво-дителей, заведующего канцелярией, бухгалтера, техничес-кого персонала (стенографистов, машинисток и т. д.). Сотруд-ники аппаратов судов выполняют профессиональные функ-ции, связанные с ведением делопроизводства в судах, при-емкой, учетом и хранением вещественных доказательств, исполнительным производством, которое возлагается на суды, учетом и систематизацией правовых актов и судебных реше-ний, хранением судебных дел и других документов, а также необходимой работой с народными (присяжными) заседате-лями, решением ряда других организационных и вспомога-тельно-технических вопросов. Организационное обеспечение деятельности судов возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его подразделения на местах. Судеб-ные приставы Министерства юстиции РФ обеспечивают по-рядок в судах во время заседаний и исполнение судебных решений.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100