Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 5. Федеральные органы исполнительной власти
Повседневный процесс взаимодействия государства с ин-ститутами гражданского общества, включая защиту нацио-нальной безопасности, борьбу с преступностью, социальную защиту населения, многие другие вопросы управления дела-ми государства и общества возлагаются на систему органов исполнительной власти, которым предписывается действовать в рамках конституционной законности и в контакте с органа-ми других ветвей государственной власти.
Федеральные органы исполнительной власти, являясь составными элементами системы государственных органов,
1 См.: Исполнительная власть в Российской Федерации. Научно-практичес-кое пособие / Под ред. А. Ф. Ноздрачева, Ю, А. Тихомирова. — М., 1996. С. 42.
367
также образуют определенную систему, имеющую собствен-ную структуру. В конституционно установленных пределах федеральные органы исполнительной власти и органы испол-нительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федера-ции. При этом на конституционном уровне не устанавлива-ются ни полный перечень федеральных органов исполнитель-ной власти, ни их возможные виды, различающиеся своим правовым статусом. Конституция РФ применительно к систе-ме федеральных органов исполнительной власти регламенти-рует лишь вопросы организации и деятельности Правитель-ства РФ, осуществляющего согласно ее ст. 110 исполнитель-ную власть Российской Федерации, устанавливает состав Правительства РФ, а также предусматривает полномочие федеральных органов исполнительной власти создавать свои территориальные органы (ч. 1 ст. 78).
Органы исполнительной власти — это многоуровне-вые системы, выполняющие исполнительно-распорядитель-ные функции. Исполнительная деятельность проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов законодательной власти, а также вышестоящих органов исполнительной влас-ти и органов судебной власти. Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры путем издания своих собственных актов (распоряжений) и обеспечивают выполнение подчиненными им органами и орга-низациями данных требований. Вся их деятельность осуще-ствляется в рамках, на основании и во исполнение законов.
В пределах ведения Российской Федерации и ее полномо-чий по предметам совместного ведения с субъектами федера-ции органы исполнительной власти образуют единую систему. Это находит свое отражение в их тесной организационно-пра-вовой взаимосвязи. На этом основании администрации субъек-тов федерации в рамках совместных предметов ведения вхо-дят в систему федеральной исполнительной власти.
368
Основным звеном системы органов исполнительной влас-ти являются министерства, которые организуются для уп-равления в наиболее важных сферах социально-экономичес-кой и политической жизни. Значение министерств подчерки-вается тем, что их руководители (министры) — члены пра-вительства. Как показывает управленческая практика, раз-витию рыночных отношений в большей мере отвечают орга-ны межотраслевого государственного управления, обеспечи-вающие горизонтальные связи, координацию и контрольные функции, а также инвестиционное, тарифное, кредитное и т. п. регулирование. Поэтому помимо традиционных мини-стерств получили распространение разнообразные виды ор-ганов исполнительной власти, которые можно объединить общим понятием "ведомства", осуществляющие вместе с функциями общего управления специализированное регули-рование тех или иных сторон общественной жизни. Ведом-ства являются самостоятельными в организационно-правовом аспекте структурами правительства и, как правило, не мо-гут входить в состав министерств.
Для реализации полномочий по осуществлению государ-ственного управления в субъектах федерации органы феде-ральной исполнительной власти создают территориальные органы. В пределах своей компетенции органы исполнитель-ной власти обладают необходимой для их эффективного функ-ционирования оперативной самостоятельностью. На них воз-лагаются весьма ответственные задачи государственного уп-равления различными сферами жизнедеятельности общества и государства.
Определение видов федеральных органов исполнитель-ной власти, поскольку оно взаимосвязано с регулированием общих принципов организации и деятельности системы орга-нов государственной власти в целом, осуществляется посред-ством федерального закона. Однако этим не исключается воз-можность регулирования указанных вопросов другими нор-мативными актами исходя из предписаний Конституции РФ, устанавливающими полномочия Президента РФ (ст. 80, 83,
369
86, 87 и 89), а также регламентирующих порядок образова-ния и деятельности Правительства РФ (ст. 110, 112—114).
Такая правовая позиция выражена Конституционным Судом РФ в постановлении от 27 января 1999 г. по делу о толковании ст. 71 (п. "г"), 76 (ч. 1) и 112 (ч. 1). В данном поста-новлении указано, что до принятия соответствующих зако-нодательных актов по вопросам установления системы феде-ральных органов исполнительной власти, порядка их органи-зации и деятельности Президент РФ может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции РФ и феде-ральным законам. Так, Указом Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" № 867 от 17 мая 2000 г. закреплены виды федеральных органов исполнитель-ной власти: министерства РФ (федеральные министерства), государственные комитеты РФ, федеральные комиссии Рос-сии, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, иные федеральные органы исполнительной власти.
Давая толкование понятия "структура федеральных ор-ганов исполнительной власти", содержащегося в ч. 1 ст. 112, Конституционный Суд РФ учел, что эта статья относится к главе 6 Конституции РФ, регулирующей вопросы формиро-вания и деятельности Правительства РФ, и находится в сис-темной взаимосвязи с пунктом "д" ст. 83, устанавливающей полномочие Президента РФ по предложению Председателя Правительства РФ назначать на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Из этих конституционных положений следует, что структу-ра федеральных органов исполнительной власти, которую Председатель Правительства РФ в установленный ч. 1 ст. 112 недельный срок предлагает Президенту РФ, включает пере-чень этих органов как основу для представления кандидатур на соответствующие должности в Правительстве РФ (ч. 2 ст. 112).
Структура федеральных органов исполнительной власти предопределяется задачами и полномочиями Правительства
370
РФ по осуществлению исполнительной власти, закреплен-ными в ст. 114 Конституции РФ и конкретизированными в федеральном конституционном законе "О Правительстве Рос-сийской Федерации". Для реализации этих полномочий со-здаются также другие федеральные органы, образующие в своей совокупности вместе с Правительством РФ структуру федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, вопросы определения структуры феде-ральных органов исполнительной власти регулируются непос-редственно Конституцией РФ (ст. 80, 83, 90, 110, 112, 114 и 115) и на ее основе — федеральным конституционным зако-ном "О Правительстве Российской Федерации" и указами Президента Р Ф , в частности указом № 651 от 25 мая 1999 г., которым утверждена структура федеральных органов испол-нительной власти, где дан перечень наименований входящих в нее органов.
Изменения и дополнения в структуру федеральных орга-нов исполнительной власти в целях ее реорганизации также могут вноситься указами Президента РФ. Такая реорганиза-ция может осуществляться только в пределах ассигнований на государственное управление, установленных федеральным бюджетом текущего года.
Согласно толкованию, данному Конституционным Судом РФ, в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, состоящее из его пред-седателя, заместителей председателя и федеральных мини-стров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и иных федеральных законов. Она выглядит следующим образом:
I. Правительство Российской Федерации:
1. Председатель Правительства Р Ф ;
2. Первые заместители Председателя Правительства Р Ф ;
3. Заместители Председателя Правительства РФ;
4. Министры РФ.
371
П. Федеральные органы исполнительной власти:
1. Федеральные министерства;
2. Государственные комитеты РФ;
3. Федеральные комиссии России;
4. Федеральные службы России;
5. Российские агентства; 5. Федеральные надзоры России; 7. Иные федеральные органы исполнительной власти.
Структура федеральных органов исполнительной власти включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральной исполнительной власти и обеспечиваю-щих реализацию Правительством РФ возложенных на него задач и полномочий. Структура федеральных органов испол-нительной власти предлагается Председателем Правительства РФ не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента РФ.
Изменения и дополнения в структуру федеральных орга-нов исполнительной власти в целях ее реорганизации также могут вноситься указами Президента РФ, которые не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ). При этом, по смыслу статей 106 (п. "а"), 114 (п. "а" ч. 1) и 115 (ч. 1) Конституции РФ, такая реорганизация может осуществляться только в пределах ас-сигнований, установленных федеральным законом о бюдже-те на текущий год.
Организационная структура федеральных органов испол-нительной власти представляет собой центральный аппарат и территориальные подразделения. Ведущую роль в системе органов исполнительной власти выполняет правительство.
Виды федеральных органов исполнительной власти раз-личаются следующим образом.
Министерство Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в определенной от-расли или сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами
372
Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, дея-тельность в этой отрасли (сфере) иных федеральных органов исполнительной власти. Возглавляющий его министр Россий-ской Федерации (федеральный министр) входит в состав Пра-вительства РФ.
Государственный комитет Российской Федерации, Фе-деральная комиссия России — федеральные органы испол-нительной власти, осуществляющие на коллегиальной осно-ве межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в оп-ределенной сфере деятельности. Их возглавляют соответствен-но председатель Государственного комитета и председатель Федеральной комиссии.
Федеральная служба России, Российское агентство, Фе-деральный надзор России — федеральные органы исполни-тельной власти, осуществляющие специальные (исполнитель-ные, контрольные, разрешительные, регулирующие и дру-гие) функции в установленных сферах деятельности. Долж-ности руководителей именуются соответственно: директор федеральной службы, генеральный директор российского агентства, начальник федерального надзора.
В соответствии с указами Президента РФ в структуре федеральных органов исполнительной власти могут учреж-даться и другие виды органов. Так, его указом № 1142 от 22 сентября 1998 г. к иным федеральным органам исполни-тельной власти были отнесены Управление делами Прези-дента РФ, Главное управление специальных программ Пре-зидента РФ, Государственная техническая комиссия при Пре-зиденте РФ и Комитет по конвенциональным проблемам хи-мического и биологического оружия при Президенте РФ (ко-торый утратил этот статус в соответствии с указом № 651 от 25 мая 1999 г.). Эти же органы, кроме последнего, вошли в структуру федеральных органов исполнительной власти в со-ответствии с Указом Президента РФ № 867 от 17 мая 2000 г. Кроме того, в настоящее время к этой группе отнесены: Ко-митет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иност-
373
ранными государствами; Комитет РФ по финансовому мони-торингу; Государственный Комитет по оборонному заказу при Минобороны РФ.
Федеральные органы исполнительной власти создаются и наделяются статусом федеральным законом или указом Президента РФ. Конкретные наименования федеральных ор-ганов исполнительной власти определяются в соответствии со структурой, утверждаемой Президентом РФ по предложе-нию Председателя Правительства РФ. Положения о феде-ральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Консти-туцией РФ и федеральными законами, утверждаются Пре-зидентом РФ, а о других — Правительством РФ.
Федеральные министры назначаются на должности и ос-вобождаются Президентом РФ по предложению Председате-ля Правительства РФ; заместители федеральных министров — Правительством РФ, если иное не установлено федераль-ными законами. Руководители федеральных органов испол-нительной власти, подведомственных Президенту РФ по воп-росам, закрепленным за ним Конституцией РФ и федераль-ными законами, назначаются на должности и освобождаются от должностей в особо устанавливаемом порядке. Назначения других руководителей федеральных органов исполнительной власти осуществляются Правительством РФ.
Федеральные органы исполнительной власти могут быть непосредственно подведомственны Президенту РФ, КЭ-Kj Н а -пример, Министерство обороны, напрямую подчинены (Фе-деральная служба охраны и др.), либо непосредственно воз-главляться заместителями Председателя Правительства РФ.
Органами управления федеральных органов исполнитель-ной власти являются коллегии, которые возглавляют руко-водители соответствующих министерств и ведомств. Колле-гия государственного комитета состоит из руководителей всех федеральных органов, наделенных функциями в данной сфе-ре управления (первые руководители либо их заместители). В состав коллегии могут быть включены руководители орга-нов исполнительной власти субъектов федерации. В коллеги-374
ях некоторых госкомитетов (особенно по социальной сфере) желательно участие представителей "гражданского общества". В отличие от министерств, где решения принимаются мини-страми по принципу единоначалия, в госкомитетах решения принимаются коллегиально. Если член коллегии не согласен с ее решением, он может обжаловать его в правительство.
Федеральные органы исполнительной власти могут быть распределены по функциональной структуре государствен-ного управления: правопорядок обеспечивают МВД, Минюст, ФСБ, ФСО и др.; оборону — Минобороны, МЧС, ФСЖВ, ФПС и др.; социальную сферу — Минкультуры, Минтруд, Минздрав, Минобразование, Минспорт и др.; инфраструк-туру — Минатом, Минэнерго, Госстрой, МПС, Минтранс, Минсвязи и др.; экономику — Минпромнауки, Минфин, МАП, Минэкономразвития, Минимущество, МНС и др.; внешние отношения — МИД, СВР и др.1.
В структуре федеральных органов исполнительной влас-ти наблюдается определенная унификация. Как правило, в их состав входят такие структурные подразделения, как депар-таменты, управления, отделы, комитеты. Есть ведомства (на-пример, Высший аттестационный комитет со штатной чис-ленностью 105 человек), в которых созданы только управле-ния и отделы. В ряде органов исполнительной власти созда-ются инспекции и надзоры (например, в Минэнерго — Глав-госэнергонадзор, в Минтрансе — Ространсинспекция, в Мин-здраве — Госсанэпиднадзор), комиссии (в МВЭС) и эксперт-ные советы (ВАК). При большинстве органов имеются науч-но-исследовательские институты. Так, при МВЭС — 15 ин-ститутов, в Рослесхозе — 25, в Минпромнауке — 3 и др. Вместе с тем унификация наименований подразделений при-водит к увеличению многозвенности управления. Да и само
1 Здесь и далее используются сокращенные наименования федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их официальным переч-нем, утвержденным совместным Распоряжением Администрации Прези-дента РФ и Аппаратом Правительства РФ "О Перечне сокращенных наи-менований федеральных органов исполнительной власти" от 4 июля 2000 г. № 903/676. // Российская газета. 2000. 18 июля.
375
слово "управление", взятое как ключевое в названии под-разделений, приводит к омонимической путанице. Госкомста-том РФ введен в действие Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ). Он содержит информацию об органах власти, объединениях, предприятиях и организациях, выполняющих важные эконо-мические функции в народном хозяйстве, а также о межго-сударственных органах управления, добровольных объеди-нениях (ассоциациях) экономического взаимодействия субъек-тов РФ, органах местного самоуправления.
В структуру многих федеральных органов исполнитель-ной власти входят их территориальные органы. Так, в МВЭС около 60 региональных управлений, в Госгортехнадзоре — 26 округов, в Минкультуры — 3, в Минюсте, МПР и некото-рых других — по числу субъектов Российской Федерации.
В сфере управления федеральных органов исполнитель-ной власти находятся так называемые подведомственные орга-низации. Они не являются имманентно входящими в струк-туру госорганов подразделениями, а занимаются всевозмож-ными видами деятельности: от выполнения определенных функций государственного управления до коммерческой де-ятельности. Отсюда и разнообразие видов таких организаций: от учебных заведений до унитарных предприятий. К приме-ру, в МВЭС 94 представительства за рубежом, 53 учебных заведения, 22 предприятия, 5 учреждений науки, 2 — здра-воохранения, 9 проектных институтов, 31 госинспекция, 1 ле-чебно-оздоровительный центр, редакция, типография. В Мин-здраве только в системе Госсанэпиднадзора более 3000 уч-реждений с численностью около 300 тыс. человек. Некоторые организации находятся в ведении двух органов власти, на-пример в Минпромнауке три такие организации (из 21).
Источники финансирования у органов исполнительной власти: бюджетные (федеральные, субъектов РФ), хоздея-тельность, внебюджетные фонды, платные услуги.
Объем и характер предметов ведения органов исполни-тельной власти предопределяет разные виды управленчес-376
ких воздействий: а) руководство; б) составление, утвержде-ние и выполнение программ; в) координация; г) прямое и косвенное регулирование; д) содействие; е) государственная поддержка; ж) контроль; з) партнерское взаимодействие; и) принуждение. С позиции функционального предназначения сферы действия органов исполнительной власти охватывают:
управление: государственной собственностью и имуще-ством, промышленными объектами (хозяйствующими субъек-тами); обороной и безопасностью; территориальными органа-ми;
регулирование: экономическое; воздействия на социаль-но-культурную сферу; влияния на механизм образования де-нег; ценообразования;
контроль: за хозяйствующими субъектами; за действия-ми своих структур; за исполнением решений федеральной власти всеми субъектами;
надзор: за состоянием законности исполняемых решений;
координация: 1) участия в экономической деятельности непосредственно хозяйствующих субъектов; на определен-ном секторе рынка — через управляющих (в том числе через назначения руководителей); через распределение бюджетных средств; через фискальные функции; с помощью государствен-ных рычагов рыночного регулирования; с помощью силовых методов (санкций); 2) влияния через свои (ведомственные) структуры; через общегосударственные институты.
По обязательности управленческих решений их уровень: общефедеральный; по согласованию с субъектами федера-ции; для всех юридических и физических лиц; только для специальных субъектов.
Общественный контроль за деятельностью органа влас-ти может быть: непосредственный (через выборность руково-дителей), через общественные организации, профессиональ-ные союзы, со стороны общественного мнения и средств мас-совой информации; закрытый для публичного контроля.
В пределах установленных полномочий для реализации своей компетенции по соответствующим предметам ведения
377
федеральные органы исполнительной власти издают подзакон-ные нормативные акты: постановления, приказы, распоряже-ния, инструкции, обязательные для исполнения всеми физи-ческими и юридическими лицами, которым они адресованы.
Оптимизация структуры федеральных органов исполни-тельной власти — одно из важнейших направлений повыше-ния эффективности государственного управления. Она долж-на соответствовать Конституции РФ, характеру целей и за-дач исполнительной власти и обеспечивать все необходимые субъект-объектные связи государственного управления, из-бегать дублирования функций по реализации полномочий го-сударственных органов, входящих в эту систему, строиться на предметно-компетенционном принципе (обеспечивать оп-ределенный предмет ведения, имея для этого достаточно полномочий и неся за их реализацию всю полноту ответствен-ности). Пока же механизм обеспечения правопреемственнос-ти в деятельности исполнительных органов недооценивается. Подчас в ходе нескончаемых административных преобразо-ваний (реорганизации либо ликвидации органов) рвутся их функциональные связи как между собой, так и с подведом-ственными организациями. Между тем в результате преобра-зований органов исполнительной власти должны быть макси-мально точно решены вопросы передачи функций и полно-мочий, имущества, бюджетных ассигнований, круга подве-домственных организаций, а также персонала и его ресурс-ного обеспечения. Совершенствование организации федераль-ных органов исполнительной власти, направленное на повы-шение уровня управляемости в стране, должно также иметь единство в подходах к формированию органов различных ви-дов с учетом федеративного устройства и размеров террито-рии государства.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100