Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 4. Правительство Российской Федерации
Правительство отличается от других органов государ-ственной власти предметом и сферой деятельности. Оно за-нимается не принятием законов, как законодательные орга-ны, а организацией их исполнения, обеспечением управле-ния государственным аппаратом, экономикой страны. Оно не осуществляет правосудие, как органы судебной власти, а обес-печивает режим законности в осуществлении государствен-ного управления, заботится о поддержании правопорядка и государственной дисциплины в повседневной общественной жизнедеятельности. В отличие от органов законодательной и судебной власти правительство имеет свою территориальную систему подчиненных ему органов исполнительной власти, что позволяет осуществлять управленческие функции и реали-зовывать принимаемые решения. Характерной особенностью компетенции правительства служит и тот факт, что именно ему принадлежат полномочия по распоряжению практически всеми ресурсами страны. Только оно, в силу присущей ему специфики, обладает возможностями их использования. Кон-ституционный статус и роль правительства могут быть раз-личны и зависят от исторических традиций и политических особенностей в той или иной стране.
В России правительство как орган власти появилось в начале XX в. — в 1906 г. В разное время этот орган именовал-358
ся Советом Министров, Временным правительством, Сове-том народных комиссаров, Кабинетом Министров, Советом Министров, ныне — Правительством Российской Федерации. Положение Правительства РФ в системе высших органов го-сударственной власти предопределила конституционная мо-дель президентско-парламентской формы правления.
Правительство Российской Федерации — высший кол-легиальный орган федеральной исполнительной власти стра-ны. Как совокупный орган оно представляет исполнительную власть Российской Федерации во всем ее объеме и вбирает в себя (консолидирует) все федеральные органы исполнитель-ной власти, осуществляет исполнительные и распорядитель-ные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ и федеральными законами, руководствуется указами и распо-ряжениями Президента РФ.
Общая компетенция Правительства РФ определена нор-мами главы 6 Конституции РФ. В соответствии с ней и другими актами на Правительство РФ возлагаются задачи общего ру-ководства экономикой и социально-культурным строительством страны, разработки и исполнения государственного бюджета, обеспечения защиты интересов, прав и свобод граждан, обо-роны и безопасности государства, охраны собственности и об-щественного порядка, управления государственной собствен-ностью и отраслями народно-хозяйственного комплекса, со-действия развитию предпринимательства и др.
Полномочия Правительства РФ как высшего органа ис-полнительной власти общей компетенции весьма широки. Они охватывают важнейшие вопросы государственной жизни, традиционно относящиеся к полномочиям исполнительной власти, исходя из границ взаимодействия с законодательной и судебной властями. Это формирование государственного аппарата и управление его деятельностью, исполнение за-конов, участие в законодательном процессе, подзаконное нормотворчество, реализация внешней и внутренней полити-ки и др. Характеризуя полномочия Правительства РФ, необ-ходимо отметить, что их полный объем определить довольно
359
трудно, так как в законодательстве его компетенция закреп-ляется самым общим образом, а их перечень не является за-крытым. Но в сравнении с законодательством многих зару-бежных стран правовой статус российского правительства уре-гулирован в значительно большей степени на конституцион-ном уровне и определяется федеральными законами и указа-ми Президента РФ.
Содержание статуса Правительства РФ, осуществляю-щего деятельность по управлению разнообразными государ-ственными делами, раскрывается в Федеральном конститу-ционном законе "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г.1. Кроме конституционных норм и поло-жений Закона о Правительстве правовому регулированию его деятельности посвящен ряд федеральных законов и прези-дентских указов. Можно назвать Федеральный закон "О по-рядке опубликования и вступления в силу федеральных кон-ституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"2, которым определено "Собрание законодательства Российской Федерации" в качестве офици-ального источника актов Правительства РФ, публикуемых в четвертом разделе настоящего Собрания. Из актов Прези-дента РФ, относящихся к созданию нормативного массива, определяющего компетенцию Правительства РФ, следует выделить указы о структуре федеральных органов исполни-тельной власти. Правительство РФ дополняет нормативную базу, закрепляющую порядок его деятельности, через пра-вовые акты, издаваемые им самим3. Практически каждый закон в рамках своего предмета содержит отсылочные нор-мы о регулировании Правительством РФ или в порядке, им определяемом, конкретных правоотношений.
1 ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. — СЗ РФ. № 51. Ст. 5712, с последующими изменениями и дополнениями.
2 С З Р Ф . 1994. № 8. Ст. 801.
3 См., например, Постановления Правительства РФ "О порядке назначения представителей интересов Правительства РФ в судах" от 12 августа 1994 г. — СЗ РФ. 1994. № 17. Ст. 2003; "О полномочном представителе Правительства РФ в Федеральном Собрании Р Ф " от 15 августа 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 18. Ст. 2091.
360
Наиболее подробная регламентация полномочий Прави-тельства РФ в различных областях жизнедеятельности дана в федеральном конституционном законе о нем.
В области экономики федеральное правительство раз-рабатывает программы экономического развития; осуществ-ляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства страны и свободу эко-номической деятельности; прогнозирует социально-экономи-ческое развитие страны; осуществляет управление федераль-ной собственностью; проводит единую политику рациональ-ного природопользования; вырабатывает государственную политику в сфере внешнеэкономического и финансово-инве-стиционного сотрудничества; формирует мобилизационный план экономики страны; обеспечивает функционирование обо-ронного производства.
В бюджетной и финансовой области — разрабатывает и обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кре-дитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и представляет Государственной Думе отчет об этом; разрабатывает и реализует налоговую политику; обес-печивает совершенствование бюджетной системы; регулиру-ет рынок ценных бумаг; управляет государственными внут-ренними и внешними долгами Российской Федерации; руко-водит валютно-финансовой деятельностью в отношениях с иностранными государствами.
В области социальной политики — принимает меры к реализации трудовых прав граждан; разрабатывает програм-мы социального развития; обеспечивает проведение единой государственной политики и оказывает государственную под-держку в развитии образования, здравоохранения, культу-ры; руководит социальным обеспечением и способствует раз-витию дополнительных форм социального обеспечения и бла-готворительности.
В сфере обеспечения законности, прав и свобод граж-дан — участвует в разработке программ по обеспечению бе-
361
зопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по поддержанию режима законности в деятельности го-сударственных органов и должностных лиц, соблюдению прав и свобод граждан, охране собственности, защите обществен-ного порядка от противоправных посягательств и организует борьбу с преступностью.
В области обороны и государственной безопасности — принимает меры по обеспечению обороны страны и государ-ственной безопасности.
В области внешней политики — представляет интересы страны в международных организациях; заключает между-народные договоры Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией; регулирует внешнеэкономическую дея-тельность и осуществляет контроль в этой области.
Право законодательной инициативы, которым обладает Правительство РФ, позволяет ему проявлять довольно вы-сокую активность в законодательном процессе. Российское правительство является одним из наиболее активных разра-ботчиков различных законопроектов, направляемых в Госу-дарственную Думу. Наряду с этим различные финансовые законопроекты (например, о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных зай-мов и др.), а также законопроекты, предусматривающие рас-ходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ. Для обеспечения взаимодей-ствия с палатами Федерального Собрания в сфере законо-проектной работы Правительством РФ учреждено Предста-вительство РФ в составе статс-секретарей — заместителей федеральных министров и других должностных лиц, специ-ально для этого назначаемых. Их задачи — формирование законопроектных планов и программ для Правительства РФ; координация деятельности министров в этой области, оказа-ние информационной поддержки законотворческим инициа-тивам комитетов и комиссий палат парламента, организация работы с обращениями депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
362
Правительство России самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией РФ, а также осу-ществляет иные полномочия, возложенные на него федераль-ными законами и указами Президента РФ.
Процедура формирования Правительства РФ состоит из двух стадий. На первой стадии Президент РФ назначает Пред-седателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы. Это означает, что предложенная президентом кандидатура подлежит утверждению простым большинством нижней па-латы российского парламента. В случае трехкратного откло-нения Думой предложенных кандидатур Президент РФ сам назначает Председателя Правительства РФ, распускает Го-сударственную Думу и назначает ее выборы. В Конституции РФ ничего не сказано, чем руководствуется Президент РФ при подборе кандидатуры Председателя Правительства РФ. На практике же его усмотрение в определенной мере огра-ничено: он должен принимать во внимание партийный состав Думы во избежание конфронтации с партийными фракция-ми и политического кризиса. Вторая стадия — назначение Президентом РФ членов Правительства РФ по предложению его председателя. Помимо самого Председателя Правитель-ства РФ и его заместителей, в состав Правительства РФ вхо-дят федеральные министры.
Председатель Правительства РФ, возглавляя данный орган исполнительной власти, определяет направления его деятельности и организует работу. Глава Правительства пред-ставляет его внутри страны и в международных отношениях; вносит Президенту РФ предложения о структуре федераль-ных органов исполнительной власти, назначении и освобож-дении заместителей Председателя Правительства РФ и фе-деральных министров, наложении на них дисциплинарных взысканий; распределяет обязанности между ними, дает им поручения и контролирует их выполнение; проводит заседа-ния Правительства РФ; назначает исполняющего обязаннос-ти Председателя Правительства РФ на время своего отсут-ствия; утверждает регламент работы Правительства РФ;
363
подписывает постановления и распоряжения Правительства РФ; систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ; исполняет обязанности Президента РФ во всех случаях, когда тот не в состоянии выполнять свои обязанности.
Между руководителями правительства проводится рас-пределение обязанностей. Заместители Председателя Пра-вительства РФ, которых в прессе часто именуют вице-пре-мьерами, участвуют в заседаниях Правительства РФ с пра-вом решающего голоса. Они, как правило, руководят комп-лексными направлениями деятельности Правительства РФ, реализацию которых обеспечивают группы (блоки) федераль-ных министерств и других ведомств. Например, по экономи-ческому развитию, социальной сфере и др. Заместители Председателя Правительства РФ участвуют в выработке и реализации политики Правительства РФ, издаваемых им по-становлений и распоряжений, координируют в соответствии с распределением обязанностей работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, других под-ведомственных Правительству РФ органов, дают им пору-чения и контролируют их деятельность, предварительно рас-сматривают предложения и проекты, вносимые в Прави-тельство РФ.
Для оперативного решения возникающих вопросов в Пра-вительстве РФ создается постоянно действующий орган — Президиум Правительства РФ. В него входят: Председатель Правительства РФ, его заместители, министры финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, ру-ководитель Аппарата Правительства РФ. По представлению главы правительства президент может ввести в состав прези-диума и других членов правительства.
Правительство РФ действует в течение срока полномо-чий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Правительство РФ может уйти в отставку: по инициативе Президента РФ, по собственной инициативе или в случае отставки Председателя Правитель-ства РФ. Выражение Государственной Думой вотума недове-364
рия Правительству РФ само по себе не влечет его отставку. В этом случае Конституция РФ дает право Президенту РФ объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с Государственной Думой. После повторного выражения не-доверия в течение трех месяцев Президент РФ должен объ-явить об отставке Правительства РФ или распустить Госу-дарственную Думу. Учитывая объективную необходимость не-прерывности деятельности Правительства РФ, Конституция России устанавливает, что во всех случаях его отставки оно по поручению Президента РФ продолжает исполнение своих функций до сформирования нового состава Правительства РФ (ч. 5 ст. 117).
Принимаемые Правительством РФ решения оформляются в виде постановлений и распоряжений, обязательных к ис-полнению на всей территории Российской Федерации. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме поста-новлений, акты по оперативным и другим текущим вопро-сам, как правило, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений. Порядок принятия актов Правительства РФ устанавливается им самим. Оно же обес-печивает исполнение издаваемых им актов. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются его пред-седателем или по его поручению одним из заместителей пред-седателя. Постановления Правительства РФ, за исключением тех, в которых содержатся сведения, относимые к государ-ственной тайне, а также распоряжения, затрагивающие пра-ва, свободы и обязанности человека и гражданина и носящие общий характер, публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации. При необходимости широкого и не-медленного их обнародования правительственные акты дово-дятся до общего сведения через средства массовой информа-ции. Однако, если принятые Правительством РФ постановле-ния или распоряжения противоречат Конституции РФ, фе-деральным законам и указам Президента РФ, они могут быть отменены Президентом РФ.
Деятельность Правительства РФ обеспечивает аппарат, состоящий из структурных подразделений, должности в ко-
365
торых замещаются профессиональным корпусом квалифици-рованных специалистов. Здесь следует отличать правовой ста-тус Правительства РФ как органа государственной власти и правовой статус как юридического лица — учреждения. В последнем случае полномочным представителем Правитель-ства РФ как юридического лица выступает руководитель Аппарата Правительства. Руководитель Аппарата Правитель-ства РФ назначается и освобождается от должности Прези-дентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Положение об Аппарате Правительства РФ утверждает-ся постановлением Правительства РФ, а структура Аппарата Правительства РФ утверждается распоряжением Правитель-ства РФ. Структура Аппарата Правительства РФ может со-стоять из следующих подразделений:
Руководство аппарата (руководитель и его заместители)
Секретариат председателя правительства
Секретариаты первых заместителей и заместителей председа-теля правительства
Департаменты
Управления
Отделы
Правительственный архив
Секретариат экспертного совета при правительстве
Секретариат полномочного представителя правительства.
Расходы на содержание Правительства РФ определяют-ся федеральным бюджетом. Для обеспечения работы Прави-тельства РФ могут быть созданы дополнительные органы и учреждения при нем, финансирование которых должно осу-ществляться в пределах ассигнований, выделенных на содер-жание правительства. Так, расходы на содержание Аппара-та Правительства РФ определяются Председателем Прави-тельства РФ.
Правительство РФ направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников центральных аппаратов и территориальных органов исполнительной власти федераль-366
ного уровня, а также размеры ассигновании на их содержа-ние. В целях обеспечения единства интересов государствен-ного управления оно может координировать деятельность правительств республик и администраций субъектов Россий-ской Федерации, а федеральные министерства и ведомства взаимодействуют с аналогичными структурами в системе ор-ганов исполнительной власти субъектов федерации. Федераль-ные органы исполнительной власти по соглашению с органа-ми исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут взаимно передавать друг другу осуществление части своих полномочий.
В соответствии с конституционным принципом единства системы органов исполнительной власти в Российской Феде-рации (ч. 2 ст. 77) Правительство РФ возглавляет данную си-стему, осуществляя всю полноту исполнительной власти на всей территории государства (ч. 1 ст. 110). Данное положение подчеркивает его верховенство в этой системе, причем не в конституционно-правовом, а в административном значении1.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100