Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 3. Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации
Парламент (от лат. parlare — говорить) — это общее название высшего выборного представительного органа за-конодательной власти государства. Традиционно классичес-ким парламентским учреждением считается английский пар-ламент, который эволюционировал от средневекового сослов-349
но-представительного органа с 1295 г., хотя древнейшим при-знается альтинг Исландии (ок. 930 г.). С идеей народовластия связано становление парламентов нового времени, проис-ходившее под влиянием буржуазных революций во второй половине XVIII — первой половине XIX в. в ходе формиро-вания представительной демократии в странах Западной Ев-ропы.
В системе разделения властей парламент — один из глав-ных центров выработки государственной политики, выража-емой в принимаемых им законах. Через издание регулирую-щих законодательных актов функции парламентского инсти-тута в системе управления государством носят опосредован-ный характер воздействия на общественные отношения. Дей-ствительная роль парламента в политической жизни каждой страны определяется расстановкой социальных сил, которая находит свое проявление в столкновениях общественных ин-тересов, выражаемых политическими партиями и другими массовыми объединениями, имеющими свои парламентские фракции, определяется степенью развитости парламентариз-ма, силой и влиянием парламентских институтов. Все это во многом зависит от особенностей исторического развития стра-ны и политических традиций.
Парламент -— неотъемлемый институт парламентариз-ма, понимаемого как форма представительной демократии и система государственного руководства обществом, характе-ризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при осуществлении политической и идеологической роли парламента. В то же время мировой и отечественный опыт показывает, что парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, к числу которых относятся прежде всего разделение властей, представитель-ность и законность, базирующиеся на принципе народного суверенитета.
Для реализации своих функций парламент как орган го-сударственной власти наделяется соответствующими полно-мочиями, объем которых предопределен установленной фор-350
мой правления. Рассматривая полномочия парламента как правовое выражение его функций, выделим наиболее об-щие. Они состоят в том, чтобы:
• законодательствовать, принимая законы страны;
• представительствовать, выражая общественные ин-тересы;
• контролировать правительство, исполняющее зако-ны.
Совокупность функций и полномочий парламента обра-зуют его компетенцию. Поэтому юридическая классификация парламентов проводится по объему их компетенции. На этом основании парламенты можно подразделить на три группы:
1) парламенты с абсолютно определенной компетенцией, характерной для федеративных и децентрализованных уни-тарных государств, где центральная власть конституционно ограничена правами государствообразующих субъектов или других территориальных образований (США, Франция, Ис-пания);
2) парламенты с абсолютно неопределенной компетен-цией, т. е. имеющие право издавать законы по любому воп-росу и обладающие юридически неограниченными полномо-чиями. Типичный пример — парламент Англии, для которо-го с XIX в. утвердился принцип верховенства, означающий, что парламент не связан каким-либо конституционным ак-том и для него не существует какого-либо правового ограни-чения в законодательной области. К этой группе условно мож-но отнести парламенты Новой Зеландии, Ирландии, Италии, Японии;
3) парламенты с относительно определенной компетен-цией, т. е. пределы которой являются подвижными. Пример — парламент Швейцарии, конституция которой не содержит ясного критерия разграничения компетенции парламента и правительства.
Структурно различают одно-, двух- и даже трехпалат-ные парламенты, однако в большинстве стран они состоят из двух палат — верхней, члены которой выбираются или назначаются, а нижней только избираются.
351
В России первое учреждение парламентского типа по-явилось в 1906 г. и просуществовало до 1917 г., имея весьма ограниченные полномочия1. Советская власть породила совер-шенно иные формы представительных органов: советов на-родных депутатов, отрицавшие принципы парламентской работы. В 1936 г. создан Верховный Совет СССР, который со-стоял из двух палат — Совета Союза и Совета Национально-стей, причем не нижней и верхней, а равноправных, что в истории парламентаризма ранее не встречалось. Подобная система действовала, не претерпев особых изменений, вплоть до распада Советского Союза в 1991 г. Вся полнота государ-ственной власти перешла к Съезду народных депутатов РСФСР, из состава которого формировался Верховный Со-вет РСФСР, осуществлявший законодательную власть.
Конституция Российской Федерации 1993 г. впервые в отечественной истории назвала высший законодательный пред-ставительный орган государства парламентом, который по содержательным характеристикам соответствует сложившейся в мировой практике парламентской модели. Федеральное Со-брание — парламент Российской Федерации — постоянно действующий законодательный представительный орган, осу-ществляющий высшую государственную власть наряду с Пре-зидентом РФ, Правительством РФ и судами РФ.
Особенности конституционного статуса и компетенции парламента России закреплены в ст. 10 (принцип разделения властей), главе 5 "Федеральное Собрание — парламент Рос-сийской Федерации", а также в отдельных статьях о Прези-денте РФ, Правительстве РФ и некоторых др.
1 Парламентский институт царской России состоял из двух палат: Государ-ственного совета, члены которого назначались императором, и Государ-ственной думы, члены которой избирались на основе куриального предста-вительства. Функции этого парламентского учреждения были сильно огра-ничены, строительство парламентской системы не было завершено. Поэто-му период функционирования Государственной думы в начале XX в. счита-ется "псевдопарламентаризмом". Подробнее об этом см.: Козбаненко В. А. Партийные фракции в I и II Государственных думах России. 1906—1907 гг. — М., 1996.
352
Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (ниж-няя палата). Совет Федерации призван обеспечивать предста-вительство и интересы субъектов Российской Федерации, причем не национально-территориальное, а региональное. Государственная Дума представляет интересы народа России в целом. Государственная Дума избирается на четыре года, срок полномочий Совета Федерации не определен.
Совет Федерации не избирается, а формируется в соот-ветствии с порядком, определяемым специальным федераль-ным законом. Так, с 1994 по 1995 г. члены Совета Федерации избирались гражданами на всеобщих выборах. С 1996 по 2001 г. в него по должности входили по два представителя от каж-дого субъекта федерации: глава представительного и глава исполнительного органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно изменениям, внесенным в порядок формирования Совета Федерации федеральным за-коном в июне 2000 г., теперь его членами становятся по од-ному представителю, назначенному законодательным орга-ном, и представителю, назначенному главой исполнительно-го органа (по согласованию с законодательным органом) вла-сти каждого субъекта Российской Федерации. Обновление Со-вета Федерации происходит по принципу ротации: по мере переизбрания должностных лиц, представляющих субъекты федерации.
В Государственной Думе представлены одновременно общенациональные и партийно-политические интересы. Это-му способствует избирательная система, сочетающая пропор-циональные и мажоритарные выборы. Отсюда состав 450 де-путатов нижней палаты, избираемой гражданами на четыре года, наполовину избирается по партийным спискам в обще-федеральных избирательных округах (225 депутатов) и пер-сонально из нескольких кандидатур по одномандатным округам (225 депутатов). Все депутаты работают на профес-сиональной основе, т. е. на время своих полномочий покидают прежние рабочие места.
353
Депутатом Государственной Думы является избранный народом гражданин России, а Совета Федерации — предста-витель субъекта федерации, уполномоченные осуществлять законодательную власть и иные полномочия, предусмотрен-ные Конституцией РФ и федеральным законодательством, в соответствующей палате Федерального Собрания — парла-менте Российской Федерации. Статус депутатов палат рос-сийского парламента установлен на основе положений Кон-ституции РФ федеральным законом "О статусе депутата Го-сударственной думы и члена Совета Федерации Федерально-го Собрания Российской Федерации".
Каждая из палат образует из числа депутатов комите-ты и комиссии, специализирующиеся на определенных сферах законодательного регулирования. В них ведется ос-новная законотворческая и иная текущая работа, связанная с осуществлением парламентских полномочий по вопросам, относящимся к ведению палат. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка. Для организационного руководства палатами из среды их де-путатов на пленарных заседаниях избираются Председатели (Государственной Думы и Совета Федерации), их заместите-ли. Заседания палат проводятся раздельно, исключения де-лаются только в случаях, когда они должны собираться со-вместно для заслушивания посланий Президента РФ, посла-ний Конституционного Суда РФ, выступлений руководите-лей иностранных государств. Конституция РФ закрепляет за каждой из палат вопросы, которые решаются ими самостоя-тельно.
К ведению Совета Федерации относятся: одобрение или отклонение принятых Государственной Думой законов; утверждение изменения границ между субъектами РФ; ут-верждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положений; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее тер-ритории; назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности; назначение на должности судей Конститу-354
ционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ; назначение на должности и освобождение от должностей Ге-нерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счет-ной Палаты РФ и половины состава ее аудиторов. По рас-сматриваемым законопроектам верхняя палата обладает, так-же как и Президент РФ, правом отлагательного вето, т. е. может вернуть отклоненный законопроект в нижнюю палату. В отношении тех законопроектов, рассмотрение которых пра-во, а не обязанность Совета Федерации, двухнедельное мол-чание палаты считается согласием, и законопроект направ-ляется на подпись к Президенту РФ.
Основное предназначение Государственной Думы — при-нятие федеральных законов. Обычные федеральные законы Государственная Дума принимает простым большинством го-лосов (50 процентов плюс 1 голос от общего числа депутатов, т. е. не менее 226). Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством — двумя третями голосов депутатов. Обсуждение законопроекта назы-вается чтением. Чтобы быть принятым, закон должен пройти три чтения, а закон о федеральном бюджете — четыре. Го-сударственная Дума может преодолеть вето Президента РФ или Совета Федерации квалифицированным большинством либо путем создания согласительной комиссии, после чего законопроект вновь голосуется в Совете Федерации и отправ-ляется на подпись к Президенту РФ. Кроме этого к ее веде-нию относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о дове-рии Правительству РФ; назначение на должности и освобож-дение от должностей Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты РФ и половины ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека в РФ; объявление ам-нистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Для предварительной подготовки организационных реше-ний и выполнения координационных функций по вопросам деятельности палаты создается Совет Государственной Думы.
355
В него входят Председатель Думы, руководители фракций и групп; с правом совещательного голоса участвуют заместите-ли Председателя Думы и председатели комитетов и комис-сий; вправе присутствовать и депутаты.
Внутри Думы действуют и самостоятельно организую-щиеся депутатские объединения: фракции и группы. По Рег-ламенту Государственной Думы фракцией считается объ-единение депутатов, сформированное на основе избиратель-ного объединения, получившего парламентское представи-тельство по общефедеральному избирательному округу, и избранных по одномандатным округам членов данной партии либо данного избирательного объединения. Фракции — неотъемлемая часть парламентской практики — оказывают на деятельность Думы огромное влияние. В рамках парла-мента межпартийная борьба и сотрудничество фракций до известной степени отражают политическое соотношение ве-дущих общественных сил государства. Фракции составляют основу парламентской деятельности партий и являются инст-рументом в политической борьбе за государственную власть. Функции их носят политический характер и заключаются в подготовке мероприятий, необходимых для проведения по-литических установок партий посредством осуществления законодательного механизма. С помощью фракций парламент-ский институт представительства выполняет свою важней-шую функцию — посредничество между различными поли-тическими силами с целью нахождения общественного кон-сенсуса. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе объ-единиться в депутатскую группу. Фракции и депутатские груп-пы пользуются равными правами.
Для обеспечения профессиональной деятельности палат парламента большое значение имеют аппараты Государ-ственной Думы и Совета Федерации. Их сотрудники оказыва-ют научно-аналитическую, организационную и техническую помощь в работе парламенту в целом, его палатам, комите-там (комиссиям), фракциям, депутатам. По структуре аппа-раты обеих палат парламента в общих чертах схожи. Они со-356
стоят из аппаратов секретариатов Председателей Государ-ственной Думы и Совета Федерации, аппаратов секретариа-тов их заместителей, аппаратов комитетов и комиссий, а так-же отдельных структурных подразделений аппаратов палат (таких, например, как пресс-службы, правовые, аналитичес-кие и другие управления, отделы и т. п.). Деятельность депу-татов обеспечивается также небольшим аппаратом штатных помощников по Государственной Думе или Совету Федера-ции и помощниками по округу избрания, помимо них могут привлекаться и помощники на общественных началах. Работу фракций и депутатских групп Государственной Думы тоже обеспечивают аппараты. Должностная структура и штатная численность аппаратов палат парламента определяются по-становлениями соответственно палаты, комитета (комиссии), фракции, решением депутата.
Парламентские госслужащие имеют высокую квалифи-кацию различных профилей: в основном высшее юридичес-кое, политологическое, экономическое, историческое, социо-логическое, филологическое и другое профессиональное об-разование, в том числе и по специальности государственного и муниципального управления.
Поскольку палаты Федерального Собрания работают раз-дельно, отсюда и структура аппаратов обеих палат не имеет организационного соподчинения. Однако общие виды право-вого, информационно-справочного, документационного и орга-низационного обеспечения парламента осуществляются об-щепарламентскими вспомогательными учреждениями. К ним относятся: приемная Федерального Собрания, парламентс-кая библиотека, парламентский центр, издательство и др.
Конституционный роспуск Государственной Думы возмо-жен указом Президента РФ только в случаях, если она триж-ды отклонила представленные главой государства кандида-туры на должность Председателя Правительства РФ, если она выразила недоверие Правительству РФ повторно в тече-ние трех месяцев. Однако по последнему основанию Госдума
357
не может быть распущена в течение года после ее избрания, как и с момента выдвижения ею обвинения против Президен-та РФ до принятия соответствующего решения Советом Фе-дерации; она также не может распускаться в период дей-ствия на всей территории страны военного или чрезвычайно-го положения либо в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Совет Федерации не мо-жет быть распущен ни по какому поводу никаким государ-ственным органом.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100