Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 2. Президент Российской Федерации
Учреждение института президентства в Российской Федерации, первое всенародное избрание на этот пост по Конституции 1993 г. закрепили изменившиеся реалии госу-дарственного устройства страны и современный механизм раз-деления властей. Особенность формы правления Российской Федерации в том, что Президент РФ, будучи главой госу-дарства, не входит в систему разделения властей. По срав-нению со всеми другими высшими институтами государствен-ной власти и должностными лицами президент обладает осо-бым статусом, компетенцией и ответственностью. Его преро-гативы позволяют играть важную роль в общественно-поли-тической жизни страны, оказывая весьма значительное вли-яние на процесс государственного управления. Одна из важ-нейших задач его деятельности заключается в обеспечении консолидации и согласования действий всех ветвей власти в России. Для этого он наделен конституционными полномочи-ями как в законодательной, так и в исполнительной, и даже в судебной области. Все это делает президента ключевой фигурой во властных структурах государства.
342
Установленная Конституцией РФ 1993 г. модель "факти-ческой" президентской республики, т. е. модель не только представительствующего, но и властвующего президента, заменила его прежний статус "высшего должностного лица" и "главы исполнительной власти" на статус главы государ-ства. Наибольшее сходство российская модель президентства имеет с французской моделью Пятой республики. Однако в России в силу политической и экономической специфики пре-зидентская власть еще больше влиятельна, чем во Франции. Это объяснялось создателями Конституции 1993 г. необходи-мостью проведения всеобъемлющих реформ, коренным обра-зом изменяющих общественный строй, что не разделяют зна-чительные политические силы, легально действующие в об-ществе. В политико-правовом плане необходимость этого вы-текает из потребности придать устойчивость сложной систе-ме управления государственными делами, усилив механизм властвования. Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не могут оставаться без авторитетного арбитра. Не состоя с этими институтами в пря-мых отношениях власти-подчинения, он тем не менее обес-печивает согласованное их функционирование, способен опе-ративно выводить государственную систему из возможных тупиковых ситуаций. Тем самым президент обеспечивает един-ство государственной власти, сохраняя при этом разделение властей. Наиболее явно это проявляется в межвластном "тре-угольнике": президент — парламент — правительство.
Анализ конституционных полномочий Президента РФ приводит к выводу, что ему предоставлены обширные полномочия в отношении исполнительной власти. Президент РФ опосредствованно (по представлению Председателя Пра-вительства РФ) утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти и формирует персональный состав их руководителей. Причем, в отличие от зарубежной практики, члены российского правительства назначаются Президентом РФ вне связи с партийным распределением депутатских мест в нижней палате парламента. Однако конституционная кон-
343
струкция не закрепляет жесткую связь президента и прави-тельства. Задача президента — определять главные цели го-сударственного развития, контролируя их осуществление. Практическая реализация провозглашенной им политики воз-лагается на правительство. Оно несет всю полноту ответствен-ности в первую очередь за положение дел в экономической сфере.
Официальная императивность взаимоотношений прези-дента с правительством очевидно вытекает из ряда консти-туционных норм, в частности из: а) исключительных полно-мочий назначать с согласия Государственной Думы Предсе-дателя Правительства РФ;
б) права назначать и освобождать от должностей замес- тителей Председателя Правительства РФ, министров и дру- гих руководителей федеральных органов исполнительной вла- сти;
в) права председательствовать на заседаниях Правитель- ства РФ;
г) права отправить Правительство РФ в отставку. Взаимодействие президента с парламентом, точнее — с
палатами Федерального Собрания РФ не столь категорично с точки зрения его властных полномочий. У него есть право роспуска не всего парламента, а только одной его палаты — Государственной Думы, но воспользоваться им он может лишь в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией (п."б" ст. 84, ст. 109, ч. 4 ст. 111, ч. 3,4 ст. 117). По ряду назначений должностных лиц, указанных Конституцией РФ, Президент РФ обязан испрашивать согласие соответствующей палаты парламента. По его представлению назначаются: Председа-тель Правительства РФ, Председатель Центрального Банка России — Государственной Думой; Генеральный прокурор РФ и судьи высших федеральных судов — Советом Федера-ции. С комитетами Государственной Думы по международ-ным делам и геополитике он согласовывает назначения чрез-вычайных и полномочных послов Российской Федерации.
Президент РФ взаимодействует с государственными орга-нами в разных формах. С 1994 г. стали традиционными его
344
ежегодные послания Федеральному Собранию. Он выступает на совместном заседании палат парламента с посланием о положении дел в стране, в котором дает оценку действиям всех ветвей власти, определяет основные направления госу-дарственной политики и первоочередные задачи по их прак-тическому воплощению. Наряду с этим президент может на-правлять свои послания парламенту и по отдельным пробле-мам. Таково, например, его послание по национальной безо-пасности от 13 июня 1996 г. Традиционными становятся и бюд-жетные послания Президента РФ Правительству РФ. В них он определяет текущие приоритеты в бюджетной сфере, кон-цептуально обозначая основные параметры, которыми дол-жно руководствоваться правительство при составлении фе-дерального бюджета.
Для постоянного взаимодействия Президента РФ с орга-нами государственной власти им назначаются представители в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ, а также в феде-ральных округах. Он может назначать своих представителей по особым поручениям, связанным, например, с выполнени-ем его заданий во внешних делах, дипломатическими мисси-ями и др.
Становление института президентства и политико-пра-вовая практика деятельности Президента РФ показывают, что происходит оформление целостной и в то нее время са-мостоятельной ветви президентской власти, которая отчасти нормотворчествует, издавая обязательные для исполнения на всей территории указы и распоряжения (ст. 90), отчасти уп-равляет, влияя на решение важнейших вопросов внутренней (ч. 3 ст. 80) и внешней (ст. 86) политики, отчасти разрешает межвластные споры, используя согласительные процедуры для преодоления разногласий между органами государствен-ной власти РФ и ее субъектов, а также между органами го-сударственной власти РФ (ч. 1 ст. 85).
Конституционный статус Президента РФ определен в главе 4 Конституции РФ статьями 80—93. Его конституцион-но-правовая сущность раскрывается через признаки, кото-345
рыми Президент РФ характеризуется как: глава государ-ства — определяет внутреннюю и внешнюю политику, пред-ставляет страну в официальных церемониях внутри страны и за рубежом (в международных, межгосударственных отно-шениях), решает вопросы гражданства и предоставления по-литического убежища, награждает государственными награ-дами и присваивает почетные звания, осуществляет индиви-дуальное помилование; гарант Конституции РФ, прав и сво-бод человека и гражданина — в установленном порядке при-нимает меры по охране суверенитета Российской Федера-ции, ее независимости и государственной целостности, обес-печивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, вводит на всей территории страны или в отдельных местностях чрезвычайное положе-ние, о чем ставит в известность парламент; верховный глав-нокомандующий — ответственен за боевую готовность Во-оруженных Сил РФ, утверждает военную доктрину государ-ства, назначает и освобождает высших военачальников, при-сваивает высшие воинские звания, объявляет о призыве граждан России на военную службу, в случае агрессии про-тив страны или ее непосредственной угрозы вводит на терри-тории всей федерации либо в отдельных местностях военное положение с незамедлительным уведомлением обеих палат парламента; субъект законодательного процесса — обладает правами законодательной инициативы и отлагательного вето, подписывает и обнародует федеральные законы.
Статус Президента РФ как гаранта конституционного строя определяет и его место в системе разделения властей, сдержек и противовесов. Он выступает арбитром между все-ми ветвями государственной власти. Но это не значит, что он возвышается над ними. Избрание Президента России на всеобщих прямых и состязательных выборах дает ему поли-тический мандат управления страной в течение четырехлет-него срока исполнения конституционных полномочий. В ре-зультате этого он получает доверие общества и является наиболее авторитетным в правовом отношении выразителем
346
совокупных политических интересов, даже не будучи партий-ным президентом. Формально конституция не обязывает Пре-зидента РФ согласовывать с кем-либо свою политику. Но на деле ему приходится учитывать ситуацию в стране, его воз-можности зависят от состояния бюджета, он не может игно-рировать общественное мнение и расстановку сил в парла-менте. Как гарант конституции Президент РФ осуществляет свои полномочия в правовых рамках с целью поддержания стабильности государственной системы и охраны конститу-ционного строя, защиты и гарантирования соблюдения прав и свобод личности, человека и гражданина. Разумеется, и сам президент не волен в своих действиях, которые он может совершать, не выходя за пределы конституционного поля. Президентские полномочия не позволяют исполняющему их лицу принимать к своему рассмотрению любые вопросы, под-меняя законодательную, исполнительную или судебную власть. Конституционный смысл и предназначение института прези-дентства в том, чтобы в системе высших органов государ-ственной власти были созданы условия для нормального функ-ционирования всех институтов власти и чтобы ни один из них не мог посягнуть на прерогативы другого, не мог узурпиро-вать власть в стране или присвоить чьи-либо властные пол-номочия.
Среди многих функций Президента РФ, обеспеченных его конституционными полномочиями, стоит отметить, что большая часть из них те, которые он реализует в сфере го-сударственного управления. Это вопросы назначений долж-ностных лиц и руководства деятельностью государственного аппарата. Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случа-ях их противоречий федеральной конституции и законода-тельству, международным обязательствам РФ или наруше-ний прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). Ему принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, объявлять референдум, через который осуществляется прямая связь
347
между гражданским обществом и государством. Президентс-кие полномочия в значительной мере реализуются путем из-дания правовых актов, носящих нормативный и ненорматив-ный характер.
Актами Президента РФ являются указы и распоря-жения, которые относятся к числу подзаконных правовых актов. Его указы носят нормативный характер, если они ка-саются неопределенного круга субъектов, содержат в себе норму права и рассчитаны на длительное действие и много-кратное применение. Указы, не носящие нормативного ха-рактера (правоприменительные указы), обычно касаются на-значений, награждений, гражданства, помилования, предо-ставления политического убежища и т. п. Решения по опера-тивным вопросам, а также по работе его администрации при-нимаются в форме распоряжений, которые не должны со-держать нормативных предписаний. Акты Президента РФ или их отдельные положения могут быть отменены Конституци-онным Судом РФ по соответствующему запросу. В случае признания их неконституционными акты Президента РФ утрачивают силу.
Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет и в порядке, определенном Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации" от 31 декабря 1999 г. Избранный президент вступает в должность с момента принесения им присяги. Одно и то же лицо не может нахо-диться на этом посту более двух сроков подряд.
По своему статусу Президент РФ, пока он занимает эту должность, пользуется высокой степенью защищенности от различных видов юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, гражданской). Консти-туция РФ не предусматривает ответственность Прези-дента РФ за ее нарушение. Обладая неприкосновенностью, он не может быть арестован, задержан в административном порядке, подвергнут обыску и личному досмотру, против него нельзя возбудить уголовное дело. К главе государства может быть применена лишь одна, специально предусмотренная,
348
форма государственно-правовой ответственности — отре-шение от должности. Однако ее порядок и процедура крайне усложнены.
Выдвигает обвинение Государственная Дума, причем только на основании совершения Президентом РФ государ-ственной измены или иного тяжкого преступления. Эти кате-гории строго юридические, а потому подлежат квалифици-рованной правовой оценке, что не допускает их произволь-ной трактовки. Политические мотивы основанием для отре-шения Президента РФ от должности явиться не могут. За-ключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления должен дать Верховный Суд РФ, а Конститу-ционный Суд РФ — о законности соблюдения процедурного порядка. Окончательное решение выносит Совет Федерации. Полномочия Президента РФ могут быть также досрочно пре-кращены в случаях его отставки или стойкой неспособности исполнять свои обязанности по состоянию здоровья.
Институт президентства предполагает наличие отлажен-ной организационно-управленческой структуры рабочего ап-парата президентской власти, эффективной процедуры при-нятия решений и контроля за их исполнением. Для обеспече-ния деятельности Президента РФ конституцией предусмот-рено его право формировать Администрацию Президента РФ, которая является исполнительным аппаратом, оказыва-ющим ему содействие в осуществлении конституционных пол-номочий.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100