Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



Глава 16. СИСТЕМА ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНЫ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Система органов государственной
власти в Российской Федерации:
понятие и виды
Государство, как организация публичной власти, осуще-ствляет ее, выполняя свои многообразные функции управле-ния общественными процессами, с помощью образуемых в установленном порядке государственных органов. Они явля-ются вспомогательными институтами государственной влас-ти, проводниками ее решений, теми ее структурами, кото-рые практически реализуют властные полномочия в соответ-ствии с определенной им компетенцией.
Понятие "орган" может рассматриваться как часть более широкого понятия "организация". Организация предполагает коллектив людей, объединенных общими целями деятельно-сти для решения поставленных задач. Орган — это конкрет-ная разновидность организации, причем, в отличие от нее, органом может быть как одно должностное лицо, так и изве-стным образом организованная группа должностных лиц. По-этому каждый государственный орган является составной ча-стью организационной структуры государственного аппарата. Последний состоит из органов, обладающих определенными чертами и свойствами, подчеркивающими их принадлежность к осуществлению государственной власти и функций государ-ственного управления.
330
Поскольку государственными органами вырабатываются и реализуются властно-управленческие решения, их следу-ет отличать от тех организационных структур государства, в которых создаются материальные, социальные и духовные продукты: от государственных предприятий, осуществляю-щих экономическую деятельность на базе государственной собственности; от государственных учреждений, связанных, как правило, с оказанием социальных и духовных услуг; от государственных организаций, выполняющих обычно орга-низационные функции в различных социальных сферах. Мож-но выделить специфические признаки, отличающие госу-дарственные органы от других организаций, имеющихся в государстве и обществе:
• регламентация конституционно-правового статуса орга-на;
• наличие у него государственно-властных полномочий; законодательные особенности учреждения;
• порядок деятельности в присущих ему организацион-но-правовых формах;
• наличие определенной компетенции, включающей в себя предметы ведения и полномочия в отношении этих предметов ведения в соответствующей сфере государственной деятель-ности.
Таким образом, государственный орган — это учреж-денное в структуре государства в установленном порядке организационно-правовое образование, имеющее собственную компетенцию и наделенное властными полномочиями по осу-ществлению определенного вида государственной деятельно-сти, характеризующееся задачами, функциями, структур-ными особенностями, формами и методами.
Государственные органы образуются для осуществления государственной власти и реализации функций государствен-ного управления. Социальное предназначение их властно-управленческой деятельности в основном сводится к следую-щим функциям:
• регулятивной, связанной с принятием нормативных актов, правил поведения людей;
331
• организаторской, обеспечивающей исполнение прини-маемых решений;
• охранительной, заключающейся в обеспечении право-порядка, безопасности граждан, защите их прав и свобод.
Названные функции лежат в основе соответствующих видов государственной деятельности — нормотворческой, орга-низаторской (исполнительной, распорядительной), правоох-ранительной. Функции государственной власти и виды дея-тельности государства обусловливают первичную специали-зацию государственных органов по практическому осуществ-лению государственного управления.
Наиболее существенный признак государственных орга-нов — наличие государственно-властных полномочий. Вмес-те с другими этот признак позволяет четко разграничить го-сударственные органы, являющиеся носителями государствен-ной власти, и государственные организации, учреждения, предприятия, а также и негосударственные органы и орга-низации. Государственно-властные полномочия выража-ются в компетенции государственных органов и практически реализуются в принимаемых ими властно-управленческих решениях. Они закрепляются в издаваемых государственны-ми органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных правовых актах, а также находят свое отражение в конкретных действиях и предпри-нимаемых мерах. Во исполнение принятых решений государ-ственные органы осуществляют наблюдение за неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах, обеспечивают защиту этих требований от нарушений путем применения разнообразных мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях и госу-дарственного принуждения. Они совершают многие другие действия, имеющие юридическое значение, например вы-дают документы, удостоверяют юридические факты, регис-трируют общественные объединения, лицензируют виды де-ятельности и т. д.
Для реализации государственных функций государствен-ные органы наделяются государственно-властными полномо-332
чиями как внешнего, так и внутреннего характера. Их дея-тельность облекается в правовые формы, а принимаемые ими акты имеют иерархию по юридической силе и значению. Они осуществляют правотворческую, правоприменительную и правоохранительную деятельность, в процессе которой опи-раются на интеллектуальную, организационную, материаль-ную и принудительную силу государства. Каждый из них пред-ставляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата. Вместе с тем государственные органы образуют в своей совокупности оп-ределенную систему, которая основывается на конституци-онно закрепленных принципах.
Государственные органы в Российской Федерации состав-ляют единую систему осуществления государственной вла-сти. Такое единство определяется федеративным устройством и государственной целостностью России (ч. 3 ст. 5 Конститу-ции РФ), что производно от полновластия народа. Являясь носителем суверенитета и единственным источником государ-ственной власти, он осуществляет ее непосредственно, через органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 3). Граждане России, реализуя свои права участия в управлении делами государства, могут влиять на формиро-вание государственных органов через выборы и своих пред-ставителей. Под системой государственных органов в Россий-ской Федерации понимается совокупность ее федеральных, региональных (субъектов федерации) и местных государствен-ных органов. Система органов местного самоуправления обра-зует самостоятельную совокупность органов, которые не от-носятся к органам государственной власти. Однако органы местного самоуправления обладают властными полномочия-ми. Но они не носят государственного характера и, в отли-чие от государственно-властных полномочий, не осуществ-ляются от имени Российской Федерации.
В Российской Федерации единство системы государствен-ных органов проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государствен-333
ной власти и органами государственной власти субъектов фе-дерации. Оно проявляется также и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся в тесной вза-имосвязи и взаимозависимости. Существующая между орга-нами государственной власти тесная организационно-право-вая взаимосвязь характеризуется тем, что одни органы из-бираются, назначаются или формируются другими органа-ми, одни из них руководят другими, одни подотчетны и от-ветственны, подконтрольны и подчинены другим.
К ведению Российской Федерации пункт "г" ст. 71 Кон-ституции РФ относит "установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной влас-ти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти". По сути в дан-ной статье речь идет о системе федеральных органов, отно-сящихся ко всем названным ветвям государственной власти в их единстве и взаимодействии. Конституция России (ч. 1 ст. 11) непосредственно закрепляет федеральные органы, входящие в эту единую систему. Согласно указанной норме, государ-ственную власть на федеральном уровне осуществляют Пре-зидент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Го-сударственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации. Статья 71 (п. "г") Конституции РФ исходит из внутреннего органического единства системы федеральных органов государственной власти, вытекающего из ч. 1 ст. 3, согласно которой носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее мно-гонациональный народ, и находящего отражение в положе-ниях ч. 3 ст. 5, провозглашающей единство системы государ-ственной власти в качестве одной из основ государственного устройства Российской Федерации. Особенности же правово-го регулирования организации и деятельности федеральных органов, относящихся к той или иной ветви государственной власти, закрепляются другими положениями Конституции РФ (гл. 4 "Президент Российской Федерации", гл. 5 "Федераль-ное Собрание", гл. 6 "Правительство Российской Федерации",
334
гл. 7 "Судебная власть") и конкретизируются в ряде феде-ральных конституционных законов.
Таким образом, под системой федеральных органов за-конодательной, исполнительной и судебной власти, установ-ление которой отнесено к ведению Российской Федерации (п. "г" ст. 71), следует понимать единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной вла-сти, которое, исходя из разграничения полномочий при осу-ществлении законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих властей, систему взаим-ных сдержек и противовесов. В системе, структуре и проце-дурах деятельности органов законодательной, исполнитель-ной и судебной власти отражена федеративная природа со-временной России.
Особенность системы государственных органов России в том, что отдельные ее составные части (совокупность орга-нов) сами образуют системы органов, являясь тем самым под-системами единой системы. Однако элементы (объекты) этой системы неоднородны: Федеральное Собрание является, условно говоря, конечным объектом, не образующим своей собственной системы и структурно состоящим из двух эле-ментов — палат; Правительство России как совокупный орган исполнительной власти образует систему федеральных орга-нов исполнительной власти; федеральные суды имеют свою систему — Конституционный Суд как конечный субъект этой системы и две подсистемы: систему федеральных судов об-щей юрисдикции с подсистемами общих и военных судов (мо-гут создаваться и иные специализированные суды), замыка-ющуюся на Верховном Суде Российской Федерации, и систе-му федеральных арбитражных судов с Высшим Арбитраж-ным Судом Российской Федерации.
Система органов государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, как гласит ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, устанавлива-ется ими самостоятельно в соответствии с основами консти-
335
туционного строя и общими принципами организации пред-ставительных и исполнительных органов государственной вла-сти.
Систему местных государственных органов (органов ме-стного управления) составляют государственные органы, орга-низованные по территориальному или функционально-отрас-левому принципам, осуществляющие управленческую дея-тельность посредством структурных подразделений в адми-нистративных границах конкретной территории. К ним отно-сятся: территориальные органы: юстиции, внутренних дел, финансовые, сельского хозяйства, архитектуры и строитель-ства, по управлению государственным имуществом, по про-мышленности, торговле, земельным ресурсам и землеустрой-ству, транспорту и связи, образованию, здравоохранению, культуре и др. Сюда также можно отнести: налоговую инс-пекцию, военные комиссариаты, управления статистики, миг-рационную службу, управления безопасности, чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, санитарно-эпидемиологичес-кого надзора, гидрометеослужбы и т. п.
Компетенция государственных органов определяется уров-нем той деятельности, для которой они создаются. Админис-тративно-территориальное устройство, географические и климатические условия, исторически сложившиеся традиции и национальные особенности жителей влияют на распределе-ние управленческих функций между государственными орга-нами. Орган управления может быть как самостоятельным юридическим лицом, так и подчиненным структурным под-разделением вышестоящего органа власти.
Организация и деятельность государственных органов строится на принципах, согласующихся с конституционны-ми основами осуществления государственной власти в Рос-сийской Федерации.
Основным принципом организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации является ее разделение на три ветви. В результате органы государственной власти подразделяются на законодательные (представитель-336
ные), исполнительные и судебные. В пределах своей компе-тенции по осуществлению властных функций государствен-ные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом. Организация государственной власти по принципу ее разделения не долж-на создать иллюзию о многовластии в обществе. В Российской Федерации власть едина изначально, так как ее единственный источник, согласно конституции, сам народ и только он. Это означает, что никакой государственный орган не может пре-тендовать на суверенное осуществление государственной вла-сти, присвоить себе всю ее полноту или монополизировать ее отправление. Следовательно, сама по себе государственная власть не делится между государственными органами; ее осу-ществление связано с разделением определенных функций и полномочий, которыми они наделяются. Но если в теории раз-деление властей не означает их противоборства, то на прак-тике такое случается. Наиболее характерно и со всей остро-той это проявилось в трагических событиях октября 1993 г., когда борьба между исполнительной властью (в лице Прези-дента РФ) и законодательной властью (в лице Верховного Со-вета РСФСР) вылилась в вооруженный конфликт. Между тем организация государственной власти строится не только на разделении, но и на сотрудничестве, на взаимодействии всех ее ветвей, ибо решение практически всех вопросов требует такого взаимодействия. Поэтому одним из главных направле-ний укрепления органов государственной власти является обес-печение их единства и консолидации при соблюдении принци-па разделения властей. "Этот принцип, — как отмечает член-корр. РАН М. В. Баглай, — выступает как безусловное благо в условиях налаженного взаимодействия трех ветвей власти и становится тормозом решения общественных проблем, когда такого взаимодействия нет"1.
Принцип федерализма предполагает наличие двух уров-ней органов государственной власти в России: 1) уровень
1 Государство и право. 2000. № 7. С. 7.
337
федеральных органов государственной власти; 2) уровень ор-ганов государственной власти субъектов федерации.
К числу других принципов организации и деятельности органов российского государства относятся:
• формирование государственных органов народом или по его поручению соответствующими органами власти;
• осуществление полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина;
• специализация выполнения видов государственной де-ятельности на основе "разделения труда" путем наделения каждого органа определенной компетенцией;
• территориальная организация властных структур; раз-граничение предметов ведения и полномочий между органа-ми государственной власти;
• законность в деятельности государственных органов;

• обеспечение исполнения полномочий государственных органов институтом государственной службы;
• употребление в официальном делопроизводстве госу-дарственного языка.
Все государственные органы имеют общий правовой ре-жим деятельности, формируемый Конституцией РФ и соот-ветствующими ей федеральным законодательством и законо-дательством субъектов федерации. Конституционно-правовой статус органов российского государства определяется Кон-ституцией и законами Российской Федерации, конституция-ми, уставами и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и органов власти субъектов РФ, а также положениями об органах и другими нормативными правовыми актами. Понятие "законодательство об организации государственной власти" не тождественно понятию "законодательство об органах государственной вла-сти". Первое из них шире, поскольку статутные законы и иные законодательные акты всегда дополняются законами, регулирующими деятельность этих органов и их взаимодей-ствие в конкретных ситуациях. Например, федеральный кон-ституционный закон о чрезвычайном положении не является законом об органах государственной власти. Однако в нем со-338
держатся существенные нормы, раскрывающие полномочия органов государственной власти в условиях чрезвычайного положения, что имеет важнейшее отношение к организации государственной власти.
Будучи составными частями государственного аппарата, органы государства различаются порядком образования, ви-дами выполняемой ими государственной деятельности, харак-тером и объемом компетенции, особенностями исполнения возложенных на них полномочий, формами и методами осу-ществления ими функций государственного управления и т. д. В зависимости от классификационного критерия виды госу-дарственных органов могут быть представлены следующим образом:
1) по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные;
2) по принципу федерализма: федеральные, субъектов федерации;
3) по территориальному масштабу: центральные, регио-нальные (территориальные), местные;
4) по характеру и объему компетенции: общей компетен-ции, специально-функциональной компетенции (отраслевой и межотраслевой), особой компетенции;
5) по виду государственной деятельности: гражданские, военные, правоохранительные, специализированные;
6) по порядку образования: легитимные (конституцион-ные, учрежденные на законном основании) и нелегитимные (образованные в нарушение установленного законом поряд-ка);
7) по организационно-правовым формам: коллективные, единоличные;
8) по формам принятия решений: коллегиальные, едино-начальные;
9) по формам и методам осуществления функций госу-дарственного управления: политические, административные, фискальные, "силовые", экономические, финансовые, кара-тельные, контрольно-надзорные, консультационные, коор-динационные;
339
10) по особенностям исполнения возложенных полномо-чий: властно-управленческие, вспомогательные.
Такая классификация государственных органов проводит-ся как на федеральном уровне, так и в отношении органов государственной власти субъектов федерации.
Структура и виды органов того или иного уровня уста-навливаются в зависимости от формы государственного уст-ройства и в соответствии с формой правления. Многообразие государственных дел, значительный размер территории и различия между субъектами Российской Федерации вызыва-ют необходимость большого числа государственных органов, специализирующихся на выполнении функций государствен-ного управления. Поэтому помимо рассматриваемых тради-ционных и наиболее распространенных видов государствен-ных органов существуют и другие их виды. Можно выделить органы, осуществляющие надзор за законностью, контроль за финансами и другими видами государственной деятельно-сти. Такие органы образуют еще один вид — контрольно-надзорные органы государства, наделяемые для выполнения подобных функций особой компетенцией (Счетная палата, Уполномоченный по правам человека и др.). Кроме того, орга-ны, осуществляющие свою деятельность, связанную с функ-циями государственного управления, могут создаваться при президенте и правительстве, при министерствах и ведомствах, при администрациях, правительственных и других органах субъектов федерации.
Под структурой государственного органа понимается его внутреннее устройство, порядок расположения состав-ляющих его звеньев, подразделений, их соотношение, под-чинение выполняемым функциям, объему полномочий и ком-петенции, исходящим из общей компетенции и предмета ве-дения данного органа. Организационная структура государ-ственного органа может быть довольно простой (прокурор района) или весьма сложной (двухуровневая структура пар-ламента). Чем выше место органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура. Она находит свое
340
отражение в штатном расписании, где детализируется пол-ное наименование структурных подразделений, учрежден-ных должностей с их классификацией и предусмотренным обеспечением. В состав каждого государственного органа вхо-дят лица, являющиеся непосредственными носителями и ис-полнителями государственно-властных полномочий, а также лица, обеспечивающие исполнение полномочий как таких лиц, так и полномочий собственно государственных органов. В со-ставе государственных органов есть и технический аппарат (вспомогательно-обслуживающий персонал).
Наиболее актуальные проблемы совершенствования де-ятельности государственных органов в Российской Федера-ции: правовое обеспечение реальной самостоятельности ор-ганов законодательной, исполнительной и судебной власти, организации их взаимодействия между собой; поиск оптималь-ных организационно-правовых форм разграничения предме-тов ведения и полномочий различных государственных орга-нов. Для действенности органов государственной власти акту-ален вопрос об оптимизации распределения властно-управ-ленческих функций внутри государственного аппарата, а точ-нее между государственными органами различных ветвей власти и видов государственной деятельности.
Неопределенные и подчас расплывчатые юридические характеристики функций и полномочий государственных ор-ганов, а также взаимоотношений между ними показывают еще одну проблему в их построении и деятельности. "Налицо дублирование и снижение ответственности, с одной сторо-ны, "выпадение" актуальных проблем из круга управленчес-ких дел — с другой"1. Требует разрешения вопрос о месте государственных органов в структуре государства, которая приобретает практическую дееспособность благодаря государ-ственному аппарату. Он же представляет институциональную
1 Тихомиров Ю. А. Управление на основе закона. / Институты администра-тивного права. Третьи "Лазаревские" чтения // Государство и право. 1999. № 10. С. 11.
341
характеристику государства как системы государственных органов. Таким образом, соотношение, связь и зависимость государства и его органов можно представить в следующем понимании. Государство как политическая организация об-щества существует в лице своих органов. Нельзя представить государство как абстрактную системную категорию, т. е. его существование невозможно в отрыве от реальной "жизни" (деятельности) в виде государственных органов. Орган госу-дарства — не просто его часть, это олицетворение государ-ства, осязаемое структурно организованное образование. Всю систему государственных органов можно представить в каче-стве внешней формы существования государства. При этом государственный орган не перестает быть неотъемлемым со-ставным элементом структуры государства.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100