Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 2. Прямая демократия,
избирательное право и референдум
в Российской Федерации
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Демократичес-кие выборы давно стали повсеместным явлением, привыч-ной практикой для большинства государств (возраст этого института по существу превышает возраст парламентаризма и вообще один из самых древних). Выборы являются одним из распространенных явлений общественной жизни вообще — выбираются органы управления юридических лиц, учебных групп, религиозных общин, лидеры неформальных группи-ровок, органы территориального общественного самоуправ-ления (домовые, уличные комитеты и пр.) и т. д. Понятно, что мы р а с с м а т р и в а е м выборы к а к конституционно-правовой
317
институт, связанный с формированием различных органов публичной власти.
По различным критериям выборы в России могут быть подвержены следующей классификации:
а) в зависимости от территории, на которой проводятся выборы:
• всеобщие (общероссийские);
• региональные;
• местные (муниципальные);
б) в зависимости от формируемого органа (избрания дол- жностного лица):
• парламентские;
• президентские;
• губернаторские;
• выборы глав администраций, мировых судей и т. п.;
в) в зависимости от способа волеизъявления избирате- лей:
• прямые — когда отношение к кандидату выражается непосредственно;
• косвенные — когда между избирателями и кандидатом существует промежуточное звено (например, Председателя Госсовета Дагестана избирает специально формируемый орган — Конституционное Собрание, выборы председателей региональных парламентов, как правило, осуществляются де-путатами соответствующих парламентов, выборы глав муни-ципальных образований часто осуществляются депутатами представительных органов местного самоуправления);
г) в зависимости от срока проведения:
• очередные;
• внеочередные (в связи с досрочным прекращением пол-номочий органа власти или выборного должностного лица);
• повторные (в связи с признанием очередных или вне-очередных выборов несостоявшимися).
Понятие выборов (в широком смысле, как конституцион-но-правовой институт) часто отождествляют с понятием из-бирательного права, которое можно определить как инсти-318
тут (подотрасль) конституционного права, совокупность пра-вовых норм, регулирующих процесс избрания кандидатов в представительные органы власти и на выборные должности. В рассматриваемом институте можно выделить группы правовых норм, регулирующие следующие вопросы:
• основные принципы избирательного права;
• требования, предъявляемые к избирателям и кандида-там (активное и пассивное избирательное право);
• статус избирательных комиссий и иных субъектов из-бирательного процесса (политических партий, избирательных объединений и блоков, наблюдателей и др.);
• порядок образования избирательных округов ("избира-тельная география");
• порядок проведения предвыборной агитации, финанси-рования избирательной кампании;
• процедуру голосования;
• порядок определения результатов выборов;
• порядок обжалования нарушений и опротестования ре-зультатов выборов.
В Российской Федерации не воспринят подход кодифи-кации избирательного законодательства — в нашей стране нет избирательного кодекса (на федеральном уровне), как в некоторых других государствах, нормы избирательного пра-ва содержатся как в Конституции РФ, так и в многочислен-ных федеральных, региональных и муниципальных законах и иных правовых актах. В то же время основополагающие положения, обязательные при проведении выборов любого уровня на всей территории России, содержатся в Федераль-ном законе от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избира-тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". При этом большинство избиратель-ных норм, предусмотренных российским законодательством, соответствуют общепризнанным, устоявшимся, достаточно унифицированным положениям избирательного права зару-бежных государств.
319
Так, в качестве основных принципов проведения выбо-ров и референдума российское законодательство закрепляет:
1) участие граждан России в выборах на основе всеобще-го, равного и прямого избирательного права (волеизъявле-ния) при тайном голосовании;
2) обязательность и периодичность проведения выборов;
3) свободное и добровольное участие в выборах и рефе-рендуме;
4) сохранение избирательных прав при проживании рос-сийских граждан за пределами территории России;
5) гласность в деятельности избирательных комиссий и комиссий референдума всех уровней;
6) самостоятельность избирательных комиссий и комис-сий референдума, недопустимость вмешательства в их дея-тельность со стороны иных органов публичной власти, долж-ностных лиц, организаций и граждан;
7) недопустимость (по общему правилу) участия в изби-рательном процессе иностранных государств, организаций и граждан, а также лиц без гражданства.
Активным избирательным правом (правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуп-равления) и правом голосовать на референдуме обладают все граждане Российской Федерации, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объ-единениям и других обстоятельств, достигшие возраста 18 лет и проживающие на территории избирательного округа.
Требования к пассивному избирательному праву (праву быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления) не столь унифицированы, зависят от вида (уровня) формируемого органа (выборного должност-ного лица), региональных особенностей и др. факторов. Но в любом случае в соответствии с законодательством, кандидат не может быть моложе 21 год на день голосования на выбо-рах в законодательный (представительный) орган государствен-320
ной власти субъекта Российской Федерации и в органы мест-ного самоуправления и 30 лет — на выборах главы региона, а установление максимального возраста кандидата не допус-кается. Ограничения пассивного избирательного права могут быть связаны с запретом занимать определенные выборные должности более двух сроков подряд, с принципом несовме-стимости (невозможностью занимать иные должности госу-дарственной или муниципальной службы, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогичес-кой и иной творческой) и другими условиями. Традиционно в России не имеют права избирать и быть избранными, уча-ствовать в референдуме граждане, признанные судом неде-еспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, лишены пассивного избира-тельного права граждане, в отношении которых имеет место вступившее в силу решение суда о лишении их права зани-мать в течение определенного срока государственные и (или) муниципальные должности (такая санкция предусмотрена Уголовным кодексом РФ).
Для определения результатов выборов в Российской Фе-дерации применяются все основные, известные мировой прак-тике конституционализма избирательные системы — мажо-ритарная, пропорциональная и смешанная. Суть мажоритар-ной избирательной системы в том, что из нескольких канди-датов побеждает кандидат, получивший на выборах большее количество голосов избирателей. При этом в России исполь-зуются обе разновидности мажоритарной избирательной сис-темы: так, выборы депутатов представительных органов го-сударственной власти многих субъектов РФ осуществляются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства (для победы кандидату достаточно получить простое большинство голосов по сравнению с другими кан-дидатами), а выборы Президента РФ, глав регионов в боль-шинстве субъектов РФ осуществляются по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства — здесь простого большинства голосов недостаточно для победы на
321
выборах, необходимо получить как минимум 50% плюс один голос (если в первом туре выборов абсолютного большинства не набирает ни один из кандидатов, то проводится второй тур, в который выходят два лучших кандидата).
При использовании пропорциональной избирательной си-стемы депутатские мандаты в представительном органе рас-пределяются в зависимости от количества голосов, отданных избирателями за тот или иной список кандидатов (при выбо-рах должностных лиц эта система неприменима). Примене-ние данной избирательной системы в чистом виде возможно на региональном уровне, но на практике пока не применяет-ся в силу неразвитости партийной системы России.
Наиболее распространенной в Российской Федерации является смешанная избирательная система. Так, половина депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ избирается по мажоритарной избирательной системе отно-сительного большинства, а половина — по пропорциональ-ной избирательной системе. Смешанная избирательная систе-ма должна стать преобладающей на выборах представитель-ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации — в соответствии с вышеупомянутым законом после 14 июля 2003 г. не менее половины депутатских манда-тов в этих органах (либо в одной из палат, если региональ-ный парламент двухпалатный) должно замещаться по про-порциональной избирательной системе (исключение состав-ляют субъекты Российской Федерации, на территории кото-рых зарегистрированы региональные отделения менее чем трех политических партий).
Второй формой непосредственной демократии является референдум, т. е. форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и мест-ного значения в целях принятия решений посредством голо-сования граждан Российской Федерации, обладающих пра-вом на участие в референдуме.
В зависимости от уровня выносимых на голосование воп-росов референдум подразделяется на федеральный (референ-дум Российской Федерации), региональный (референдум
322
субъекта Российской Федерации) и местный (референдум, проводимый на территории муниципального образования). Порядок проведения федерального (общероссийского) рефе-рендума определяется Федеральным конституционным зако-ном от 10 октября 1995 г. "О референдуме Российской Феде-рации", региональных и местных референдумов — в регио-нальном законодательстве и нормативных правовых актах органов местного самоуправления, которые должны базиро-ваться на основополагающих федеральных нормах.
На общероссийский референдум могут выноситься зако-нопроекты, действующие законы и другие важные вопросы. В обязательном порядке на референдум выносится проект новой Конституции РФ в случае принятия соответствующего решения Конституционным Собранием (см. § 3 гл. 11 учебни-ка). В то же время закон предусматривает вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум:
1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;
2) досрочного прекращения или продления срока полно-мочий Президента РФ, Совета Федерации и Государствен-ной Думы Федерального Собрания РФ, а равно о проведе-нии досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ или досрочного формиро-вания Совета Федерации Федерального Собрания РФ либо об отсрочке таких выборов или формирования (что, однако, не означает запрета вынесения на референдум вопроса о до-верии тому или иному органу власти или должностному лицу);
3) принятия и изменения федерального бюджета, испол-нения и изменения внутренних финансовых обязательств го-сударства;
4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспече-нию здоровья и безопасности населения;
6) амнистии и помилования. В любом случае вопросы, выносимые на референдум
Российской Федерации, не должны ограничивать или отме-
323
нять общепризнанные права и свободы человека и граждани-на и конституционные гарантии их реализации.
Референдум Российской Федерации не может проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введен-ного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвы-чайного положения. Повторный референдум (т. е. референдум с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса) может быть проведен не ранее, чем через год после дня официального опубликования (обнародования) результа-тов референдума.
Назначает референдум Российской Федерации Президент РФ. Однако осуществляет это полномочие он не произволь-но, а в соответствии с рядом нормативно обусловленных об-стоятельств. Инициатива проведения референдума Российс-кой Федерации принадлежит:
1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Рос-сийской Федерации;
2) Конституционному Собранию в случае принятия им положительного решения о пересмотре Конституции РФ.
Инициатива граждан о проведении референдума оформ-ляется путем сбора подписей, который должна организовать инициативная группа в количестве не менее 100 человек, зарегистрированная в установленном порядке (при этом на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федера-ции должно проживать не более 10 процентов граждан, по-ставивших свои подписи в поддержку такой инициативы).
Изданию указа Президента РФ о назначении референ-дума должно предшествовать также обязательное обраще-ние в Конституционный Суд РФ с запросом о соблюдении представленных материалов Конституции РФ. И лишь в слу-чае положительного заключения Конституционного Суда РФ Президент РФ назначает референдум. При этом голосова-ние может быть назначено на любой выходной день в пери-324
од от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа, но не может быть совмещено с проведением: выборов любого уровня.
Решение по вопросу, выносимому на референдум, счи-тается принятым, если за него проголосовало более полови-ны граждан, принявших участие в голосовании (при этом референдум считается состоявшимся в случае участия в нем более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме).
Решение, принятое на референдуме Российской Феде-рации, является общеобязательным и не нуждается в допол-нительном утверждении, действует на всей территории Рос-сийской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации. Если для реализации решения, при-нятого на референдуме Российской Федерации, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме Российской Федерации, определить срок подготовки данного правового акта.
Процедурные вопросы, регламентирующие порядок про-ведения референдума (право на участие в референдуме, си-стема и статус избирательных комиссий, организация голо-сования и пр.) во многом совпадают с соответствующими нор-мами, регламентирующими избирательное право и избира-тельный процесс.
Если проведение референдума финансируется только из средств соответствующего бюджета (федерального, региональ-ного, местного), то на проведение выборов кроме бюджет-ных средств могут привлекаться и иные финансовые ресур-сы. Кандидаты и избирательные объединения должны, как правило, создавать собственные избирательные фонды, в которых наряду с бюджетными вливаниями аккумулируются собственные средства кандидата и избирательного объедине-ния и добровольные пожертвования граждан и юридических
325
лиц. При этом на внесение пожертвований на избирательную кампанию установлен ряд достаточно жестких запретов (та-кие пожертвования запрещены со стороны иностранных го-сударств, юридических лиц и граждан, лиц без гражданства, несовершеннолетних граждан Российской Федерации, орга-нов публичной власти, государственных и муниципальных учреждений и организаций, анонимных жертвователей и т. п.), а за подготовкой и проведением выборов и референдума установлен весьма жесткий финансовый контроль со стороны государства.
В Российской Федерации на федеральном уровне не пре-дусмотрены такие формы непосредственной демократии, из-вестные мировому правопорядку, как отзыв депутата и народная законодательная инициатива, что не исключает их применения на региональном и местном уровнях (отзыв депутата представительного органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления, главы му-ниципального образования предусмотрен и применяется во многих регионах России).


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100