Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



Глава 15. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНОЙ
ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Понятие, сущность и формы
осуществления публичной власти
в Российской Федерации
Институт власти, пожалуй, центральный институт от-расли конституционного права (как институт государствен-ного управления в административном праве, институт права собственности — в гражданском праве, институт ответствен-ности — в уголовном праве и т. д.). Власть — понятие много-гранное, термин этот употребляется в различных сочетани-ях — в частности, говорят о власти экономической, хозяй-ственной, религиозной, идеологической, власти народа, вла-сти главы семьи, руководителя юридического лица, старо-сты учебной группы, дрессировщика над животными, власти законов природы и общества и т. п. В общем плане, по лако-ничному, но емкому выражению профессора И. М. Степано-ва, власть — это способность повелевать. А повелевать (вла-ствовать, подчинять себе волю других) можно с помощью различных средств — авторитета, экономических рычагов, веры, убеждения, страха, стимулирования и т. д. По образ-ному выражению русского юриста А. С. Алексеева, властвует и чарующая красота, и гениальный ум, и художественный талант.
Власть должна обладать двумя обязательными свойства-ми — волей и силой. Волевой характер властеотношений — обязательный атрибут общественной власти, всякая власть,
313
любое отношение господства есть "присвоение" чужой воли. С другой стороны, общественная власть всегда содержит эле-мент той или иной формы принуждения, обусловленной не-обходимостью управления совместной деятельностью социаль-ной группы.
Власть — существенный элемент любой организации со-циальной жизни. Когда речь идет о правовом аспекте обще-ственной власти, то употребляются категории "государствен-ная власть", "публичная власть", реже "политическая власть". (В свою очередь и государственная власть — поня-тие многоотраслевое: помимо собственно правового здесь мож-но выделить управленческий, политологический, социологи-ческий, психологический и другие аспекты.) Как соотносятся эти понятия?
Отметим, что они не тождественны. Государственная власть по своей природе всегда политическая (но в целом, а не отдельные ветви и органы этой единой власти!). Облада-ние же политической властью не всегда означает обладание властью государственной — так, советы в России до октября 1917 г., аналогичные политические органы в освобожденных районах Китая во время гражданской войны до образования КНР в 1949 году, повстанческие силы Анголы, Мозамбика, Гвинеи-Бисау и других африканских государств в период ос-вободительной борьбы во второй половине XX в., различно-го рода общественные движения (с обобщенным названием "народные фронты") в республиках бывшего СССР накануне его распада обладали достаточно сильной, реальной полити-ческой властью, но не обладали легитимной государственной властью. Государственную власть и политическую власть не следует не только отождествлять, но и противопоставлять. В то же время только государственная власть строго форма-лизована, обязательным субъектом властеотношений здесь выступает государство (государственные органы).
Не следует отождествлять и понятия "государственная власть" и "публичная власть" — последнее, являясь более широким, включает помимо государственной власти и власть,
314
осуществляемую органами местного самоуправления на соот-ветствующей территории (хотя власть местного сообщества и является логическим продолжением власти государственной, в соответствии со ст. 12 Конституции РФ местное самоуправ-ление в России в пределах своих полномочий самостоятель-но, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти).
В качестве института конституционного права рассмат-ривается государственная власть. В собственно юридическом аспекте институт власти — институт в первую очередь кон-ституционно-правовой, несмотря на то что отдельные аспекты функционирования различных ветвей и органов государствен-ной власти регулируются нормами иных отраслей права (ис-полнительной власти — нормами административного, тамо-женного, финансового права, судебной власти — нормами процессуальных отраслей права и др.).
Конституционные нормы, в прямой постановке говоря-щие о государственной власти, немногословны (а термин "пуб-личная власть", например, в Конституции РФ не употребля-ется вообще), однако краткость формулировок о государствен-ной власти отнюдь не умаляет их значения. Легального (нор-мативного) понятия государственной власти ни Конституция РФ, ни иные законы не содержат. Исходя из сущности и правовой природы государственной власти, обобщения раз-личных доктринальных подходов, можно предложить следу-ющую дефиницию: государственная власть — важнейший обязательный атрибут государства, связанный с наличием специальных государственных органов, обладающих полно-мочиями по управлению различными сферами жизни обще-ства, включая право на принятие общеобязательных реше-ний, обеспечиваемых в том числе возможностью использова-ния государственного принуждения.
Раскрывая сущность государственной власти, невозмож-но не сказать о единстве и разделении власти. Обе концеп-ции — единства власти и разделения власти — имеют доста-точно продолжительную и сложную историю. При этом един-
315
ство власти в большинстве государств рассматривается в социологическом аспекте — с точки зрения единства источ-ника и целей функционирования различных властных инсти-тутов. Лишь в некоторых государствах закреплена концепция институционального единства власти, т. е. принадлежности всей полноты власти одной ветви (системе органов). Такой подход имел место в России в советский период; сегодня он закреплен в отдельных социалистических государствах — КНР, КНДР, Куба. Понятно, что в этих случаях нельзя вести речь о подлинно демократических режимах в данных госу-дарствах (хотя элементы институционального единства влас-ти есть и должны быть и в демократических государствах).
Концепция разделения власти (разделения властей) означает институциональное распределение единой государ-ственной власти между различными ветвями (органами). Тра-диционными ветвями государственной власти считаются за-конодательная, исполнительная и судебная (хотя в некото-рых государствах имеют место и иные подходы). В свою оче-редь, самостоятельные ветви (органы) государственной влас-ти не являются изолированными — демократическое госу-дарство, в котором закреплена рассматриваемая концепция, немыслимо без наличия развитой системы взаимодействия различных органов государственной власти, системы сдер-жек и противовесов.
Непреодолимой границы между принципами единства власти и разделения власти нет и быть не может. Более того, во многих государствах складывается и закрепляется один принцип — единства и разделения государственной (публич-ной) власти. Можно утверждать, что такой подход закреп-лен и в российской Конституции. Власть в Российской Феде-рации едина, едина по источнику (многонациональный рос-сийский народ) и целям деятельности (обеспечение прав и свобод человека). В то же время для удобства функциониро-вания единая государственная власть в России разделена меж-ду различными органами, которые, являясь самостоятельны-ми в пределах своей компетенции, тесно взаимодействуют
316
между собой, поддерживая необходимый баланс власти. С учетом федеративного устройства российского государства в разделении власти необходимо выделять не только горизон-тальный аспект (распределение власти между различными органами одного уровня), но и вертикальный аспект (распре-деление полномочий между властными институтами различ-ных уровней — между федеральными и региональными орга-нами государственной власти, между последними и органами местного самоуправления, функционирующими на террито-рии соответствующего субъекта РФ).
В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суве-ренитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который участвует в осуществлении власти в двух основных формах — непосредственно (принимая участие в выборах и референду-ме) и опосредованно (через органы государственной власти и органы местного самоуправления). Общей характеристике этих форм народовластия посвящены следующие параграфы на-стоящей главы учебника.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100