Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 4. Состав федерации в России и конституционные основы его изменения
Состав Российской Федерации конституционно закреп-лен в ст. 65 основного закона, в которой поименованы все 89 ее субъектов — 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 горо-да федерального значения, 1 автономная область и 10 авто-номных округов. В соответствии с Конституцией РФ все субъекты Российской Федерации, независимо от принадлеж-ности к тому или иному виду, равноправны, однако, как мы выяснили выше, до подлинного равноправия российских ре-гионов пока далеко (а неодинаковое положение различных субъектов в составе Российской Федерации, фактические различия в их правовом статусе обусловливают, в свою оче-редь, существование и таких проблем, как выравнивание статуса всех субъектов РФ, с одной стороны, и изменение каким-либо субъектом своего статуса — с другой).
Состав федерации в России не является неизменным, он может быть изменен в силу следующих причин:
1) увеличение территории Российской Федерации за счет принятия в ее состав нового субъекта;
2) изменение состава Российской Федерации в существу-ющих границах — в связи с образованием в составе России нового субъекта Российской Федерации, а также в связи с изменением статуса каким-либо субъектом;
3) уменьшение территории Российской Федерации в свя-зи с выходом из ее состава какого-либо субъекта.
Первые две ситуации предусмотрены в прямой поста-новке непосредственно в Конституции РФ (ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66). Для развития и конкретизации этих конституционных положений принят Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Феде-рацию и образования в ее составе нового субъекта Российс-кой Федерации" (качество принятого закона при достаточно длительном обсуждении различных вариантов оставляет же-лать лучшего; он допускает появление в составе РФ новых
305
разностатусных субъектов — так, в случае принятия в Рос-сийскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранно-го государства этот субъект, по общему правилу, получает статус республики, а при принятии части иностранного госу-дарства возможно получение новым субъектом статуса и иных субъектов РФ).
Возможность принятия в Российскую Федерацию нового субъекта представляется в целом гипотетической, но в це-лях исключения правового вакуума соответствующий меха-низм должен быть закреплен. (В то же время полностью ис-ключать подобную ситуацию нельзя — интеграционные про-цессы с Беларусью, в частности, порождают в том числе пред-ложение об объединении России и Беларуси в одно государ-ство путем постепенного включения в состав России бело-русских областей, начиная с восточных; высказывались просьбы, находящие поддержку среди ряда российских по-литиков, о присоединении к России Приднестровья и Крыма и т. д.).
Принятие в состав России нового субъекта Российской Федерации возможно только на добровольной основе, при этом в состав Российской Федерации может быть принято как иностранное государство, так и его часть, и в основе такого решения (оформляемого принятием специального фе-дерального конституционного закона) должен лежать в том числе и международный договор с данным государством, за-ключаемый исключительно по инициативе последнего. В це-лях постепенного интегрирования нового субъекта в эконо-мическую, финансовую, кредитную и правовую системы Рос-сийской Федерации, а также в систему органов государствен-ной власти международным договором может устанавливать-ся переходный период.
Полномочие Президента РФ по заключению междуна-родных договоров в данной ситуации обусловлено обязатель-ным уведомлением о поступившем предложении заключить соответствующий договор обеих палат российского парламента и Правительства РФ и проведением при необходимости с ними
306
консультаций, а также обращением в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности подписанного договора. Ратификация заключенного международного дого-вора осуществляется Федеральным Собранием одновременно с принятием федерального конституционного закона о при-нятии в состав Российской Федерации нового субъекта, в ко-тором определяются отправные моменты его статуса (наиме-нование, границы, особенности и сроки переходного периода и др.).
Образование в составе Российской Федерации нового субъекта (как в связи с укрупнением, так и разукрупнением существующих субъектов) представляется более реальной (а иногда и желаемой) ситуацией. Так, губернатором Пермской области и главой Коми-Пермяцкого автономного округа в феврале 2003 г. подписаны договр и меморандум об объеди-нении этих субъектов Российской Федерации в один (область), что нашло поддержку и со стороны федерального центра. Аналогичный процесс начинается в отношениях между Ир-кутской областью и входящим в ее состав Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. Нельзя исключать возобнов-ления требований о создании на территории Ханты-Мансий-ского автономного округа двух — Ханты и Манси. Высказы-вались предложения об объединении нескольких субъектов Российской Федерации в один (Москвы и Московской облас-ти, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Краснояр-ского края и Таймырского и Эвенкийского автономных ок-ругов, семи дальневосточных территорий—Амурской, Ма-гаданской, Камчатской и Сахалинской областей, Хабаровс-кого и Приморского краев и Еврейской автономной облас-ти — в одну Дальневосточную губернию), о возвращении в состав Хабаровского края Еврейской автономной области, вышедшей из его состава в начале 1990-х гг., и т. д. Преодо-ление сложной ситуации в Карачаево-Черкесской Республи-ке отдельные политики до сих пор видят в разделении рес-публики по национальному признаку. Разрешению спорных
307
приграничных конфликтов между какими-либо соседними субъектами Российской Федерации (а на начало 1999 г., на-пример, имели место факты около 30 территориальных пре-тензий субъектов Российской Федерации друг к другу) могло бы способствовать образование на спорной территории ново-го, самостоятельного субъекта Российской Федерации. Серь-езные вопросы перед конституционалистами (как теоретика-ми, так и практиками) поставили известные процессы в од-ном из субъектов Российской Федерации — Чеченской Рес-публике.
Образование в составе Российской Федерации нового субъекта возможно также только на добровольной основе, по инициативе заинтересованных субъектов Российской Фе-дерации (т. е. субъектов, на территории которых образуется новый субъект), проявляемой исключительно путем прове-дения региональных референдумов в этих субъектах Россий-ской Федерации. Соответствующее предложение направля-ется Президенту РФ, который уведомляет о нем палаты Фе-дерального Собрания РФ и Правительство РФ и проводит с ними при необходимости консультации. Образование в соста-ве Российской Федерации нового субъекта оформляется при-нятием специального федерального конституционного зако-на, проект которого вносится в Государственную Думу Пре-зидентом РФ в случае положительных результатов референ-думов во всех заинтересованных субъектах Российской Фе-дерации (если результаты референдума хотя бы в одном субъекте окажутся отрицательными — повторное проведе-ние референдумов по этому вопросу во всех регионах воз-можно не ранее, чем через год). В таком законе наряду с общими началами статуса нового субъекта Российской Феде-рации определяются и вопросы переходного характера — пра-вопреемства, урегулирования имущественных отношений (включая изменения в закон о федеральном бюджете), функ-ционирования различных органов государственной власти, действия принятых ранее правовых актов и т. д.
Изменение статуса субъектом Российской Федерации возможно также на основании процедуры, предусмотренной
308
федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конститу-ции РФ). Однако такой закон пока не принят, хотя необходи-мость его принятия очевидна, в том числе и с учетом россий-ской действительности, фактические различия в правовом статусе субъектов Российской Федерации предполагают воз-можность (а зачастую и стремление) изменения (прежде все-го повышения) своего статуса некоторыми субъектами Рос-сийской Федерации. Так, сохраняется недовольство вхожде-нием в состав Тюменской области Ханты-Мансийского и Яма-ло-Ненецкого автономных округов, в последнее время обо-стрились отношения между Красноярским краем и входящим в его состав Таймырским автономным округом, в свое время звучали требования об образовании Ненецкой Республики и т. п. Правовые основы третьего варианта изменения состава Российской Федерации — связанного с уменьшением россий-ской территории в связи с выходом из России какого-либо субъекта — являются не столь очевидными. Дело в том, что российская Конституция не предусматривает в прямой по-становке возможность сецессии — выхода субъектов из со-става Российской Федерации (равно как и "исключения" субъекта Российской Федерации из состава России), более того, она закрепляет государственную (территориальную) целостность в качестве одного из принципов федеративного устройства. Но российская действительность свидетельству-ет о возможности подобных ситуаций.
Так, при всех благоприятных на первый взгляд тенден-циях весьма спорным остается вопрос об удержании в конституционно-правовом поле России Чеченской Республи-ки. Настораживающие нотки звучали из уст Президента Рес-публики Калмыкии о возможности изменения статуса рес-публики (а фактически — о возможности ее выхода из соста-ва Российской Федерации). Положения о признании, уваже-нии, а иногда — и реализации права народов на самоопреде-ление содержатся как в Конституции России (преамбула, ч. 3 ст. 5, ч. 4 ст. 15), так и в конституциях большинства респуб-лик в составе Российской Федерации, а Конституция Тывы,
309
например, прямо предусматривает возможность выхода Рес-публики из состава России (при проведенной большой работе по приведению республиканской Конституции в соответствие с Конституцией РФ положение о сецессии из основного за-кона республики не изъято).
В то же время в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью правовой системы России, а право наций на самоопределение, безусловно, является общепризнанным. Следовательно, и народы, проживающие в Российской Федерации, могут этим правом воспользоваться на конституционной основе.
Здесь не обойтись без обращения к известной проблеме соотношения двух общепризнанных принципов — территори-альной целостности государств и права их народов на самооп-ределение. Проблема эта не нова, обсуждается достаточно активно, но единого или по крайней мере явно преобладаю-щего подхода к ее решению со стороны мирового сообще-ства и науки пока не сформулировано.
Не вдаваясь в детали данной проблемы, ограничимся лишь следующими замечаниями. При рассмотрении и соотнесении принципов территориальной целостности и права на самоопре-деление необходимо руководствоваться проверенным и, пред-ставляется, незыблемым критерием — приоритетом прав че-ловека. Права коллектива (в широком смысле, включая права нации, государства и пр.) не могут быть выше прав человека. Не может территориальная целостность государства, безус-ловное и безоговорочное соблюдение буквы конституции "оп-лачиваться" тысячами жизней граждан этого государства, уничтожением имущества граждан, организаций и самого госу-дарства, не поддающимися точному подсчету финансовыми затратами государства, переживающего не лучшие времена в своем экономическом развитии, нарастанием неприязни (а под-час и ненависти) между гражданами различной национально-сти, постоянным страхом и опасением жителей приграничных
310
с "мятежным" субъектом территорий за свои жизни и свое имущество, существенным снижением авторитета достаточно мощного государства в глазах своих граждан, а также на меж-дународной арене (в том числе и в связи с неспособностью разрешить проблему силовыми средствами).
Обеспечение конституционной безопасности России в дан-ном случае должно заключаться не в сохранении любой це-ной закрепленного в Конституции состава Российской Феде-рации, не в обеспечении территориальной целостности госу-дарства, а в обеспечении закрепленных в той же Конститу-ции, а также общепризнанных прав и свобод человека и граж-данина, прежде всего права на жизнь (ведь именно для это-го в конечном счете и создано государство!). Не отказываясь ни в коем случае от всевозможных (прежде всего мирных) средств разрешения конфликта, удержания субъекта феде-рации в составе России, включая обсуждение создания мак-симально широкой автономии и предоставление субъекту осо-бого статуса, федеральный центр, представляется, должен иметь механизм максимально безболезненного выхода субъек-та Федерации из состава России. Здесь должно быть и выяв-ление подлинной воли народа субъекта Российской Федера-ции под контролем независимых экспертов и наблюдателей, и установление определенного переходного периода для уре-гулирования вопросов раздела собственности, взаиморасче-тов, переселения граждан, экономической и финансовой по-мощи, дальнейшего сотрудничества и т. п.
Политические руководители субъекта Российской Феде-рации, настаивающие на выходе из состава России, в свою очередь должны осознавать всю ответственность за подобный шаг прежде всего перед своим народом. Здесь не должно быть места сиюминутным амбициям, обидам и тем более ко-рысти (политической либо материальной). Не следует за-бывать и о таком институте международного права, как ин-ститут признания.
Во всех случаях изменения состава Российской Федера-ции должны быть внесены изменения в ст. 65 Конституции
311
РФ на основании соответствующего федерального конституци-онного закона (ст. 137 Конституции). Но изменения в данную статью могут вноситься и при неизменности состава Российс-кой Федерации — такое возможно, когда тот или иной субъект Российской Федерации изменит свое наименование (а право на наименование является безусловной составляющей кон-ституционно-правового статуса субъекта Российской Феде-рации). В этом случае новое наименование субъекта Россий-ской Федерации включается в ст. 65 Конституцию на основа-нии указа Президента РФ (такой порядок определен в право-вой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Постановлении от 28 января 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ). Подобные изменения в ст. 65 Кон-ституции РФ уже вносились — с 1996 г. изменили свои наи-менования, в частности, Республика Ингушетия, Республи-ка Калмыкия, Республика Северная Осетия — Алания, Чу-вашская Республика — Чувашия (заметим, что пока это един-ственные изменения в российской Конституции, не затраги-вающие, понятно, ее принципиальных положений).


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100