Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



Глава 14. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ
Как известно, из двух основных форм: государственного устройства — унитарной и федеративной — большинство го-сударств мира избрали первую. Федераций в мире в настоя-щее время насчитывается лишь чуть более двух десятков. Однако это крупные, в большинстве своем достаточно высо-ко развитые государства (исключением, пожалуй, являются только Папуа—Новая Гвинея и африканские федерации — Коморские острова, Нигерия, Танзания и Эфиопия) с охва-том около 50% территории и 1/3 населения планеты. Устой-чивой, однозначно выраженной тенденции выбора (измене-ния) формы государственного устройства обозначить невоз-можно. Когда-то в мире существовали единичные федерации (США, Швейцария), затем к ним прибавились некоторые го-сударства Латинской Америки, после Первой и Второй ми-ровых войн — европейские государства (Австрия, Германия, Югославия, Чехословакия и др.). Продолжилось увеличение числа федеративных государств после крушения колониаль-ной системы (хотя многие из них вскоре распались, будучи навязанными народам освободившихся колоний метрополиями сверху и, соответственно, непрочными). В 1993 г. федерацией стала Бельгия, в конце 1994 г. на основе новой конституции — Эфиопия. Но есть в мировой практике примеры и распада федеративных государств — СССР, Чехословакия, Югосла-вия (состоящая в последнее время уже лишь из двух респуб-лик, с 2003 г. прекратила свое существование в качестве еди-ного государства, трансформировавшись в некое государ-ственное образование Сербия и Черногория).
283
После распада СССР в 1991 г. все бывшие союзные рес-публики (кроме России) избрали унитарную форму государ-ственного устройства. Народ же России избрал федератив-ную форму организации государства, проголосовав за новую Конституцию в 1993 г. (хотя и по прежним конституциям — с 1918 г. — Россия также провозглашалась федеративным го-сударством). Более того, федеративный характер российско-го государства закреплен в качестве одной из основ консти-туционного строя России (см. § 2 гл. 12 учебника).
Среди небольшого числа федераций мира Российская Федерация занимает место своеобразное (скорее уникаль-ное). Россия — самая большая по числу субъектов (89) феде-рация в мире; кроме того, в ней и наибольшее число различ-ных видов субъектов федерации (6). Несмотря на то что Рос-сия пока в поиске собственной модели федерализма, на этом пути уже обнаружились тенденции, весьма интересные как для внутрироссийской, так и мировой практики.
Представляется важным четко определить и развести понятия "федерация" и "федерализм", так как зачастую их отождествляют, но они, на наш взгляд, соотносятся как форма и содержание.
Федерация — это форма государственного устройства, при которой составными частями государства являются от-носительно самостоятельные государственные образования — субъекты федерации. Именно форма государственного уст-ройства закрепляется в нормах основных законов федератив-ного государства и его субъектов, в других нормах, опреде-ляющих статус, правовое положение федерации и ее сос-тавных частей.
Федерализм — это проявление, практика установлен-ных федеративных отношений, это сами федеративные от-ношения во всем их многообрази: организация и осуществле-ние государственной власти в федеративном государстве на различных уровнях, разграничение властных полномочий между федерацией и ее субъектами, системообразующее единство и неразрывная взаимосвязь субъектов федерации,
284
формы внутрифедеративных отношений различных субъек-тов, преодоление разногласий, разрешение споров и конф-ликтов во внутрифедеративных отношениях и т. п. Федера-лизм справедливо рассматривается как межотраслевое по-нятие, содержащее не только юридические, но и полити-ческие, социологические, психологические и иные аспекты.
§ 1. Конституционно-правовой статус Российской Федерации
Основные принципы российского федерализма закрепле-ны в ст. ст. 4, 5 Конституции РФ. Они следующие: государ-ственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий меж-ду органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, равнопра-вие и самоопределение народов Российской Федерации, рас-пространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию, верховенство на всей территории Российской Федерации Конституции России и федеральных законов. При-мечательно, что данные нормы помещены в главе 1 Консти-туции — "Основы конституционного строя", что предопре-деляет достаточно сложный порядок их изменения, а имен-но — только путем принятия новой Конституции страны (ст. 135 Конституции). Основные нормы, посвященные харак-теристике российского федерализма, содержит глава 3 Кон-ституции — "Федеративное устройство".
Перечисленные выше положения и составляют основы конституционно-правового статуса Российской Федерации. Вычленим их конкретнее:
• федеральная учредительная власть (но и субъекты РФ обладают определенной самостоятельностью в учреждении собственных органов государственной власти);
• государственный суверенитет (при существовании не-которых атрибутов суверенитета (но не государственного!) субъектов РФ);
285
• территориальное верховенство России (но территория Российской Федерации состоит из территорий всех ее субъек-тов, и правовое закрепление территории Российской Феде-рации имеет как международно-правовое, так и внутреннее, государственно-правовое значение);
• единое федеральное гражданство (но свое граждан-ство имеют и все республики—субъекты РФ, хотя, как было подробно освещено в §3 гл. 12 учебника, исходя из принципа единства российского гражданства наличие или отсутствие республиканского гражданства не влияет на правовое поло-жение гражданина Российской Федерации — каждый ее граж-данин обладает на всей территории России равными правами и свободами, несет равные обязанности);
• государственный язык (но при закреплении конститу-ционных прав республик на установление своих государствен-ных языков и всех народов Российской Федерации — на со-хранение своего родного языка);
• федеральный бюджет, федеральная государственная собственность, единые таможенная, денежная, кредитная и налоговая системы (но в соответствии с федеральным зако-нодательством субъекты РФ вправе устанавливать собствен-ные налоги и сборы, осуществлять государственный заем, утверждать и исполнять свои бюджеты, быть собственника-ми государственного имущества);
• единая правовая система (но при наличии федерально-го законодательства и законодательства субъектов РФ);
• система федеральных органов государственной власти, единые судебная система и система органов прокуратуры (но субъекты РФ формируют и свои органы государственной вла-сти, в том числе и судебные; достаточно велика роль субъек-тов Федерации в формировании федеральных органов госу-дарственной власти — Совета Федерации Федерального Со-брания РФ, некоторых должностных лиц федеральных ор-ганов исполнительной власти, правоохранительных органов);
• единая внешняя политика (но при допустимости самостоятельного осуществления субъектами РФ междуна- 286
родных и внешнеэкономических связей в рамках, определен-ных федеральным законодательством);
• единые Вооруженные силы (это, пожалуй, единствен-ная характеристика правового статуса Российской Федера-ции, аналогичную которой невозможно вычленить в право-вом статусе субъектов РФ, безусловно не принимая во вни-мание создание в некоторых "мятежных" субъектах РФ не-законных вооруженных формирований);
• конституционное закрепление предметов исключитель-ного ведения Российской Федерации (но наряду с закрепле-нием предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также наличием предметов собственного ведения последних);
• наличие государственных символов России — герба, гимна, флага, столицы (но на территории того или иного субъекта РФ эти символы используются наряду с соответ-ствующей атрибутикой данного субъекта).
Таким образом, статус федерации в России включает важнейшие черты ее федеративной государственности. Он характеризуется тем, что Российская Федерация является суверенным государством, полноправным субъектом между-народного сообщества, обладающим на всей своей террито-рии полнотой государственной власти, за исключением тех полномочий, которые в соответствии с федеральной Консти-туцией находятся в ведении субъектов РФ.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100