Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 5. Институт гражданства в Российской Федерации
В характеристике статуса личности отдельного рассмот-рения заслуживает конституционно-правовой институт граж-данства. Не относясь к числу естественных прав человека, гражданство — неотъемлемая часть института правового ста-туса личности.
266
Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Иногда при формулировании понятия гражданства подчеркивается, что это правовая связь с госу-дарством-республикой, имея в виду, что такая связь в госу-дарствах с монархической формой правления именуется под-данством. Принципиальных, содержательных отличий меж-ду гражданством и подданством нет. По существу это единый правовой институт, и терминологическое различие обуслов-лено главным образом традицией (кроме того, в обиходе, в СМИ часто употребляются такие обороты, как "граждане Японии", "шведский гражданин" и "подданные Франции", "русский подданный" и т. п.).
Конституция РФ закрепляет лишь отправные, базовые принципы института гражданства (в том числе и в гл. 1 "Ос-новы конституционного строя"). Детальная регламентация это-го конституционно-правового института закреплена в Феде-ральном законе от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации", принятом взамен одноименного Закона РФ 1991 г., в который неоднократно вносились изменения и до-полнения. Основные новеллы нового закона сводятся к боль-шей жесткости его норм по вопросам приобретения российс-кого гражданства по сравнению с правилами, предусматри-вавшимися прежним законом, — теперь все иностранные граждане и лица без гражданства (в том числе и проживаю-щие в ближнем зарубежье) могут приобрести гражданство Российской Федерации по единым правилам, упрощенный порядок приобретения гражданства для соотечественников— бывших граждан СССР отменен. Новые нормы закона о граж-данстве вызывали и продолжают вызывать достаточно ост-рую критику. Однако здесь следует иметь в виду следующее.
Во-первых, во многих государствах—бывших республи-ках СССР происходит ужесточение миграционного режима (причем не только в прибалтийских государствах, но и в го-сударствах, входящих в СНГ, — Украине, Казахстане, Тур-кменистане и др.).
267
Во-вторых, положения российского законодательства полностью соответствуют общепризнанным нормам и прави-лам о гражданстве, а иностранные граждане и лица без граж-данства, проживающие в России, имеют абсолютно равные гражданские, социальные, экономические и культурные права и свободы с гражданами Российской Федерации (ограничения касаются главным образом некоторых политических прав).
В-третьих, десять лет, прошедших после распада СССР, в течение которых все граждане несуществующего государ-ства могли в упрощенном порядке приобрести российское гражданство, — достаточный срок, чтобы определиться с вы-бором.
В-четвертых, более льготный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, преду-смотренный Законом 1991 г., сохраняется в случае подачи соответствующего заявления до вступления в силу нового закона (до 1 июля 2002 г.), а для соотечественников, которые проживали и проживают в государствах—бывших республи-ках СССР, не приобрели гражданства этих государств и яв-ляются лицами без гражданства, сохранен упрощенный по-рядок получения гражданства России.
Для лиц, уже имеющих гражданство Российской Феде-рации на 1 июля 2002 г., не требуется никакой перерегистра-ции или переоформления гражданства.
Конституция РФ и Закон "О гражданстве..." закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации:
1) единства гражданства. В соответствии с этим прин-ципом республики—субъекты РФ не могут устанавливать соб-ственное гражданство, предусматривающее изъятия из об-щего, единого статуса гражданина РФ; гражданин республи-ки одновременно является гражданином Российской Федера-ции; статус гражданина России, проживающего в какой-либо республике, ничем не отличается от статуса российского граж-данина, проживающего в ином субъекте Федерации; уста-новление гражданства республикой в составе Российской
268
Федерации не порождает двойного гражданства — Россий-ской Федерации и соответствующей республики — прожива-ющего в этой республике человека;
2) 'равенства гражданства независимо от оснований при- обретения, рассматриваемых ниже, а также от пола, нацио- нальности, возраста, социального происхождения и положе- ния и т. п. В частности, гражданство замужней женщины в России не зависит от гражданства мужа (равно как и наобо- рот) — заключение или расторжение брака между гражда- нином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц; изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения граж- данства другого супруга (ст. 8 закона);
3) сохранения гражданства при проживании граждани-на России за ее пределами. Не существует каких-либо пресе-кательных сроков, по истечении которых в случае прожива-ния россиянина в другом государстве он утрачивал бы граж-данство Российской Федерации. Право на изменение граж-данства является неотъемлемым правом любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Фе-дерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом;
4) невозможности лишения гражданина Российской Фе-дерации гражданства или права изменить его. Данный прин-цип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское граж-данство (в частности, за инакомыслие, несогласие с полити-кой властей и т. п.). Какую бы противоправную деятельность ни осуществлял российский гражданин, к нему могут применять-ся различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как "лишение гражданства" российское законода-тельство не предусматривает и предусматривать не может;
5) невозможности высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (эк-страдиции). Гражданин России не может быть выслан из
269
страны, равно как и иметь препятствия для возвращения на Родину (данный принцип не ограничивает полномочия орга-нов государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства по пре-дусмотренным законом основаниям). Не может также росси-янин быть выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствую-щего требования этого государства о выдаче с целью при-влечения к ответственности (экстрадиция других лиц, нахо-дящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помо-щи для привлечения к уголовной ответственности или приве-дения приговора в исполнение). Однако, если совершенное деяние (за которое преследуется российский гражданин) яв-ляется противоправным и с точки зрения российского зако-нодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства Российской Федерации.
К принципам российского гражданства могут быть отне-сены и иные, в частности — сокращения безгражданства, возможности гражданина России иметь двойное гражданство, сохранения российского гражданства в случае приобретения иного гражданства, предоставления защиты и покровитель-ства государства своим гражданам, находящимся за предела-ми Российской Федерации (права и обязанности гражданина и государства являются именно взаимными), сохранения граж-данства детей при изменении гражданства родителей, при-менения прежнего законодательства для установления фак-тов наличия гражданства РФ или гражданства СССР и др.
В соответствии с гл. 2 закона о гражданстве гражданство Российской Федерации может быть приобретено по следую-щим основаниям:
1) по рождению (филиация);
2) в результате приема в гражданство (натурализация);
3) в результате восстановления в гражданстве (реинтег-рация);
4) в результате выбора гражданства (оптация).
270
При приобретении гражданства по рождению в государ-ствах мира применяются два основных принципа — "права крови" (в соответствии с которым гражданство ребенка опре-деляется гражданством родителей независимо от места рож-дения) и "права почвы" (в соответствии с этим принципом гражданство ребенка, напротив, определяется по месту рож-дения, территории государства, на которой родился ребенок, независимо от гражданства родителей). Применение в том или ином государстве первого или второго принципа в каче-стве преобладающего обусловливается рядом факторов (тра-дицией, количеством и плотностью населения, демографи-ческой политикой и др.) и не исключает их сочетания.
В Российской Федерации при определении гражданства родившихся детей применяются оба принципа, но преобла-дающим является принцип "права крови". Это означает, что независимо от места рождения ребенок приобретает россий-ское гражданство, если оба его родителя или единственный родитель являются гражданами РФ, а также если один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствую-щим, или место его нахождения неизвестно.
В то же время российское законодательство предусмат-ривает возможность применения и принципа "права почвы" (в целях исключения и сокращения безгражданства родив-шихся детей). Это возможно при условии рождения ребенка на территории России в следующих случаях:
• если один из родителей имеет гражданство РФ, а дру-гой родитель является иностранным гражданином (в такой ситуации ребенок может приобрести и гражданство государ-ства, гражданином которого является второй родитель; од-нако, если законодательство этого государства не преду-сматривает возможности приобрести гражданство ребенком в таком случае и он может стать лицом без гражданства, то ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по российскому законодательству);
271
• если оба родителя, проживаючще на территории Рос-сийской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что государства, граж-данами которых являются родители, не предоставляют ре-бенку своего гражданства;
• если родители ребенка неизвестны и не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения его на террито-рии Российской Федерации (в этом случае точное место рож-дения ребенка неизвестно, но устанавливается своего рода презумпция его рождения на территории России, дающая основание приобрести российское гражданство по принципу "права почвы").
Филиация является самым распространенным и простым основанием приобретения гражданства, не требует какой-либо особой процедуры — гражданство в этих случаях (при нали-чии рассмотренных условий) приобретается как бы автомати-чески, в силу самого факта рождения ребенка.
Прием в гражданство (натурализация) предполагает бо-лее сложную специальную процедуру и более жесткие усло-вия. Прием в российское гражданство может осуществляться в общем порядке и в упрощенном порядке. Условиями нату-рализации в общем порядке являются:
а) достижение иностранным гражданином или лицом без гражданства возраста 18 лет и обладание дееспособностью (натурализация несовершеннолетних детей осуществляется в упрощенном порядке);
б) ценз оседлости (ценз проживания) —- лицо, желающее приобрести гражданство РФ, должно к моменту обращения с соответствующим заявлением непрерывно проживать на территории России в течение 5 лет, имея при этом вид на жительство (таким образом, предварительное получение вида на жительство является обязательным условием для обраще- ния с заявлением о приеме в российское гражданство, неле- гальное и полулегальное фактическое проживание в расчет не принимается); срок проживания на территории Российс- 272
кой Федерации считается непрерывным, если лицо выезжа-ло за пределы России не более чем на 3 месяца в течение одного года (прежний закон о гражданстве предусматривал более мягкий ценз оседлости — 5 лет постоянного прожива-ния или 3 года непрерывного). Срок проживания на террито-рии Российской Федерации как обязательное условие нату-рализации может быть сокращен до 1 года в следующих слу-чаях:
• рождения иностранного гражданина или лица без граж-данства на территории РСФСР до распада СССР и наличия у него в прошлом гражданства СССР;
• состояния в браке с гражданином РФ не менее 3 лет (т. е. сам по себе факт заключения брака с российским гражда-нином, равно как и краткосрочный брак права на сокраще-ние ценза оседлости не дает);

• наличия у нетрудоспособного заявителя совершенно-летних дееспособных детей — граждан РФ;
• наличия у заявителя высоких достижений (в самых различных областях науки, техники, культуры, искусства, спорта и т. д.) и профессиональных качеств (специальности, квалификации и пр.), представляющих интерес для России;
• предоставления заявителю политического убежища на территории Российской Федерации или признания его бежен-цем в установленном порядке;
в) обязательство соблюдать Конституцию РФ и российс- кое законодательство (данное условие представляется в зна- чительной степени формальным, поскольку обязанность со- блюдать российские Конституцию и законы лежит на всех без исключения гражданах России и иных лицах, находящихся на ее территории, без каких-либо дополнительных обяза- тельств, обещаний, расписок и т. п.);
г) наличие законного источника средств к существова- нию — имеется в виду работа по трудовому договору и осу- ществление предпринимательской деятельности, хотя не ис- ключены и иные источники (пенсии, стипендии, пособия,
273
доходы от использования имущества, банковские вклады и др.). Данное условие — новелла российского законодатель-ства о гражданстве, в прежнем законе оно отсутствовало;
д) отказ от гражданства иностранного государства граж- данина этого государства, желающего приобрести граждан- ство российское. Здесь необходимо иметь в виду следующее: во-первых, утрата гражданства иностранного государства не обязательна на момент обращения иностранца с заявлением о приеме российского гражданства, но на этот момент ино- странный гражданин должен как минимум представить дока- зательство обращения в полномочный орган своего государ- ства с заявлением об отказе от имеющегося гражданства; во- вторых, отказ от иного гражданства в ряде случаев не тре- буется, если международным договором или российским за- коном предусмотрено наличие двойного гражданства либо если отказ от гражданства невозможен в силу не зависящих от заявителя причин;
е) владение государственным языком Российской Феде- рации (т. е. русским языком). Данное новшество российского законодательства вызывало значительное число споров и дискуссий, хотя подобное требование вполне обоснованно содержится в законодательстве многих государств. Общие требования по реализации данного условия натурализации (перечень документов, подтверждающих владение русским языком, лица, освобождающиеся от предоставления таких документов и др.) определены в п. 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства (утв. Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325), детализация же данной процедуры (конретные требования к уровню знаний языка, порядок проведения тестирования, выдачи разрешений обра- зовательным учреждениям на проведение тестирования, фор- ма сертификата и др. вопросы) должны быть установлены в ведомственных актах Министерста образования России.
Если иностранный гражданин или лицо без гражданства, желающий приобрести российское гражданство, имеет осо-бые заслуги перед Российской Федерацией, то гражданство
274
ему может быть предоставлено и без соблюдения рассмот-ренных выше условий.
Окончательное решение о приеме в российское граж-данство в общем порядке принимает Президент РФ путем издания указа индивидуального характера. Срок для приня-тия такого решения может составлять до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых и надлежащим обра-зом оформленных документов.
Натурализация в России может быть осуществлена и в упрощенном порядке. Такой порядок предусмотрен как для детей и недееспособных лиц, так и для совершеннолетних и дееспособных иностранных граждан и лиц без гражданства. В первом случае волю на приобретение гражданства недееспо-собными (или не полностью дееспособными) лицами изъявля-ют их законные представители — родители, опекуны, попе-чители. В случаях, когда у ребенка единственный родитель, а также когда над ребенком либо недееспособным лицом ус-тановлены опека или попечительство, достаточно заявления этого родителя (опекуна, попечителя) при условии, что он является гражданином России. Если же у ребенка живы оба родителя, но российское гражданство имеет только один из них, то помимо заявления этого родителя необходимо со-гласие второго родителя (однако такое согласие не требует-ся в случае проживания ребенка на территории Российской Федерации).
Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке совер-шеннолетних и дееспособных лиц возможен по заявлению этих лиц в двух ситуациях. Первая связана с наличием у них хотя бы одного нетрудоспособного родителя—гражданина РФ. Вто-рая направлена на облегчение получения российского граж-данства соотечественниками, оставшимися за пределами Рос-сии после распада СССР, и распространяется на лиц, кото-рые имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР (т. е. в государствах СНГ и Балтии), не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.
275
Вопросами приема в российское гражданство в упрощен-ном порядке (включая принятие окончательного решения) занимаются уполномоченные органы исполнительной власти — МВД и МИД России (через соответствующие структуры на территории Российской Федерации и за ее пределами). По-скольку процедура эта более простая, позволяет решать воп-росы на местах, сокращен вдвое и срок для принятия реше-ния — он не может превышать 6 месяцев со дня подачи заяв-ления и всех необходимых документов.
Восстановление в гражданстве Российской Федерации на первый взгляд представляется не вполне логичным осно-ванием, исходя из принципа невозможности лишения граж-данства (и в законодательстве большинства государств такое основание приобретения гражданства отсутствует). Но в за-коне о гражданстве 2002 г. это основание сохранено, хотя претерпело существенные изменения в правовом регулиро-вании по сравнению с одноименным основанием, содержа-щимся в прежнем законе. Если ранее восстановление в рос-сийском гражданстве осуществлялось по достаточно простой процедуре (в порядке регистрации) и было актуальным, в частности, для лиц, которые в прошлом были лишены совет-ского гражданства помимо их воли (применялась такая санк-ция в СССР!), то сейчас эти лица могут приобрести граждан-ство Российской Федерации только в общем порядке (в по-рядке натурализации). В то же время по этому основанию могут приобрести российское гражданство иностранные граж-дане и лица без гражданства, которые имели гражданство Российской Федерации ранее, но затем изменили или утра-тили его (например, в связи с изменением гражданства роди-телей, усыновлением, установлением опеки или попечитель-ства, в случае выхода из гражданства России). Однако про-цедура приобретения гражданства Российской Федерации в порядке восстановления сегодня такая же, как и при приеме в гражданство в общем порядке лишь при одном смягчаю-щем условии — срок проживания на территории России для заявителей здесь сокращен до 3 лет.
276
Стремясь ограничить пополнение рядов граждан России лицами с криминальным и иным асоциальным поведением, российское законодательство предусматривает ряд основа-ний для отклонения заявлений о приеме в гражданство (равно как и о восстановлении в гражданстве). Такое возможно, если заявители:
• выступают за насильственное изменение основ консти-туционного строя или иными действиями создают угрозу го-сударству;
• выдворены за пределы Российской Федерации в уста-новленном порядке в течение пяти лет, предшествовавших заявлению;
• использовали подложные документы или сообщили за-ведомо ложные сведения (подтверждающие срок прожива-ния, состояние в браке, усыновление, наличие профессии, квалификации, достижений, источников дохода и т. д.);
• состоят на военной службе или на службе в правоохра-нительных органах и спецслужбах иностранного государства (исключение может быть сделано лишь международным до-говором Российской Федерации);
• имеют неснятую или непогашенную судимость за со-вершение умышленного (но не неосторожного) преступле-ния, в том числе и совершенного за пределами Российской Федерации, но признаваемого таковым по российскому за-конодательству, а также преследуются в уголовном порядке компетентными органами России или иностранных государств;
• осуждены и отбывают наказание в виде лишения сво-боды (только!), в том числе и за границей, но при условии, что преступления, за которые данные лица осуждены, яв-ляются таковыми и по российскому законодательству (дан-ное ограничение действует лишь до истечения срока наказа-ния);
• не имеют законного источника средств к существова-нию на день обращения с заявлением или в течение срока проживания в России, необходимого для приобретения рос-сийского гражданства.
277
При этом повторное обращение с заявлением о приеме в гражданство РФ возможно не ранее, чем через год (за ис-ключением случаев обнаружения обстоятельств, которые не были и не могли быть известны заявителю).
Выбор гражданства (оптация) как основание приобрете-ния гражданства Российской Федерации может иметь место при изменении государственной границы в связи с присоеди-нением к России новых заселенных территорий — в этом слу-чае лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют возможность вы-бора российского гражданства (при безусловном праве со-хранить прежнее гражданство). Порядок и сроки оптации дол-жны устанавливаться соответствующим международным до-говором. Оптация может являться основанием и прекращения гражданства Российской Федерации — в случае передачи части российской территории в соответствии с международ-ным договором под юрисдикцию другого государства, если в этой ситуации граждане России пожелают изменить россий-ское гражданство на гражданство государства, к которому перешла соответствующая территория.
Кроме оптации, основаниями прекращения гражданства Российской Федерации являются выход из российского граж-данства и отмена решения о предоставлении российского гражданства.
Выход из гражданства Российской Федерации хотя и является актом добровольным, но должен быть осуществлен по определенной процедуре: в общем порядке (с подачей за-явления на имя Президента РФ, который и принимает окон-чательное решение) — если гражданин проживает в России, или в упрощенном порядке (в этом случае заявление подает-ся и рассматривается соответствующими структурами МИД Российской Федерации) — если гражданин России прожива-ет в иностранном государстве. Прекращение гражданства РФ ребенка, один из родителей или единственный родитель ко-торого является иностранным гражданином, также может быть осуществлено в упрощенном порядке (в этом случае
278
вопрос будет рассматриваться соответствующими структура-ми МВД России); в случае же усыновления (удочерения) ре-бенка—гражданина России иностранным гражданином (или иностранными гражданами) гражданство ребенка может быть прекращено в общем порядке.
В выходе из российского гражданства может быть отка-зано по следующим основаниям:
• если заявитель имеет не выполненное перед Российс-кой Федерацией обязательство, предусмотренное федераль-ным законом (например, не истек срок военной службы, име-ются недоимки по налогам и сборам, не истек установленный срок после последнего доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, и др.);
• если заявитель привлечен к уголовной ответственности в установленном порядке (вступил в силу обвинительный при-говор суда, выдвинуто обвинение по возбужденному уголов-ному делу);
• если заявитель не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (данное ограничение может показаться не вполне демократичным, хотя цель его очевидна — исключе-ние ситуации безгражданства).
В отличие от выхода из гражданства отмена решения о приеме в гражданство РФ осуществляется государственными органами независимо от воли гражданина. Основанием отмены решения о приеме в гражданство является установление фак-тов представления заявителем подложных документов или за-ведомо ложных сведений (при этом такие факты должны быть установлены только в судебном порядке). Решение об отмене приема в российское гражданство принимает тот орган, кото-рый принимал и решение о приеме в гражданство — Прези-дент РФ, соответствующие структуры МВД или МИД России. Новый закон о гражданстве не содержит положения о сроках давности для принятия рассматриваемого решения — сегодня отмена решения о приеме в гражданство может иметь место в любое время (прежнее законодательство содержало давно-стный срок в 5 лет, по истечении которого отмена решения о
279
приеме в гражданство была невозможна). Отмена решения о приеме в гражданство гражданина не влечет автоматическо-го прекращения гражданства его супруга, детей и других род-ственников (гражданство ребенка в этом случае может быть прекращено только при наличии письменного согласия друго-го родителя—гражданина РФ и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства).
Российская Федерация, как и большинство государств мира, следуя принципу исключительности гражданства, в це-лом отрицательно относится к институту двойного граждан-ства (по общему правилу человек должен иметь устойчивую правовую связь только с одним государством). Вместе с тем Конституция РФ и закон о гражданстве допускают возмож-ность для гражданина России иметь одновременно и граждан-ство другого государства (надо признать, что в отдельных случаях наличие одновременно гражданства России наряду с гражданством другого государства может рассматриваться как благо, например, для соотечественников, являющихся граж-данами государств СНГ и Балтии). Обладание российским граж-данином одновременно гражданством другого государства воз-можно в силу международного договора (причем договор этот должен быть, как правило, двусторонним, с конкретным госу-дарством) или прямого указания закона. Договоры о двойном гражданстве Российской Федерацией были заключены с Тад-жикистаном и Туркменистаном. Однако последний весной 2003 г. в одностороннем порядке вышл из договора. Лица с двойным гражданством (бипатриды) рассматриваются российским го-сударством только как граждане России, с соответствующим набором прав и обязанностей, изъятия из этого правила воз-можны лишь на основании закона (в частности, в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" граждане РФ, прошедшие военную службы в иност-ранном государстве, освобождаются от военной службы в Рос-сии) или международного договора (например, в силу межго-сударственных соглашений об освобождении от двойного на-логообложения).
280
Население любого государства составляют не только граждане данного государства, но и все люди, проживаю-щие в нем, включая иностранных граждан и лиц без граж-данства {апатридов). В некоторых государствах Ближнего Востока, например, иностранцы и лица без гражданства, приезжающие сюда на заработки, составляют около полови-ны населения. Статус иностранцев и лиц без гражданства в России регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и большим количеством подзаконных актов и зависит в том числе и от того, проживает такой человек в России постоянно (режим постоянного проживания) или на-ходится здесь временно (режимы временного пребывания и временного проживания).
Специальному регулированию в Российской Федерации подвержен статус беженцев —- лиц, не имеющих российского гражданства, прибывших или имеющих намерение прибыть на территорию российского государства в силу вынужденных обстоятельств, вследствие насилия или преследования по признаку расовой или национальной принадлежности, веро-исповедания, языка, принадлежности к определенной соци-альной группе или политических убеждений (Закон РФ от 19 февраля 1993 г. "О беженцах"). Беженцев следует отличать от вынужденных переселенцев, которые хотя и вынуждены покинуть место своего постоянного жительства по аналогич-ным причинам, что и беженцы, но являются гражданами России. Кроме того, они могут вынужденно перемещаться не только из-за границы, но и внутри Российской Федерации из одного региона в другой. Статус вынужденных переселен-цев во многом схож со статусом беженцев, регулируется он Законом РФ от 19 февраля 1993 г. "О вынужденных пересе-ленцах" (в ред. Федерального закона от 20 декабря 1995 г.).
Если иностранные граждане и лица без гражданства вы-нуждены покинуть территорию другого государства в силу преследования за убеждения (по идеологическим мотивам), им в соответствии с признанными международными нормами
281
может быть предоставлено политическое убежище. Предо-ставление убежища в России отнесено к компетенции Пре-зидента РФ (п. "а" ст. 89 Конституции РФ) и осуществляется в соответствии с Положением № 746 от 21 июля 1997 г. утвер-жденным его Указом.
Признание лица беженцем или предоставление ему по-литического убежища не влечет автоматического приобрете-ния им российского гражданства, для них, как отмечалось, лишь несколько смягчены правила приобретения граждан-ства РФ за счет сокращения ценза оседлости. Легальное пре-бывание таких лиц на территории России осуществляется на основании выдаваемого российскими государственными орга-нами вида на жительство, который является основным до-кументом, удостоверяющим их личность и правовой статус. В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранцы и лица без гражданства пользуются в России в целом одинаковыми по сравнению с ее гражданами правами и обязанностями (то есть на них распространяется национальный режим); исклю-чения здесь могут быть установлены только законом и каса-ются главным образом политических прав и свобод.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100