Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 4. Гарантии прав и свобод человека и гражданина
Всякое право ценно в том случае, если оно осуществи-мо и защищаемо. Поэтому важное место в Конституции РФ уделено институту гарантий прав и свобод человека и граж-данина. Система гарантий прав и свобод достаточно обширна и включает две группы гарантий — формально-юридические и институциональные.
Формально-юридические гарантии заключаются в нор-мативном закреплении (непосредственно в Конституции, а также в других законах) рассмотренных выше и других по-ложений, направленных на обеспечение прав и свобод. Труд-но переоценить значение таких конституционных положений, как: провозглашение прав и свобод высшей ценностью в ка-честве одной из основ конституционного строя, определение соблюдения прав и свобод человека в качестве основной обя-занности государства (ст. 2 Конституции РФ), закрепление основных прав и свобод на уровне основного закона (гл. 2) и признание общепризнанных норм и принципов международ-ного права (в том числе и международных стандартов в обла-сти прав человека) составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15), запрет применения любых неопублико-ванных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15), закрепление за Президентом РФ функции гаранта Конститу-ции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80), запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), предо-ставление каждому права защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, включая само-защиту (ч. 2 ст. 45) и др.
Принципиально важным является конституционный зап-рет произвольного ограничения прав и свобод человека и граж-данина в России. Свобода небеспредельна. Будучи членом об-щества, человек имеет и определенные обязанности перед
260
другими людьми, обществом, государством (в том числе и обязанность пассивного типа — не нарушать права и закон-ные интересы других лиц — ч. 3 ст. 17 Конституции). Исходя из этого основной закон российского государства предусмат-ривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Однако такое ограничение не может быть произвольным и беспредельным и, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, обусловлено тремя условиями.
Во-первых, права и свободы человека и гражданина мо-гут быть ограничены только федеральным законом. Таким образом, буквальное толкование данного конституционного положения исключает возможность ограничения прав и сво-бод законами субъектов РФ (что на практике распростране-но достаточно широко) и правовыми актами подзаконного характера (президентскими указами, правительственными постановлениями, ведомственными актами, актами глав ре-гионов, органов местного самоуправления и т. п.).
Во-вторых, ограничение прав и свобод человека и граж-данина возможно только в строго определенных целях, обес-печивающих защиту важных социальных ценностей. Перечень таких целей (оснований) хотя и весьма обширен (дает воз-можность расширительного толкования), но все же закры-тый, исчерпывающий:
1) защита основ конституционного строя;
2) защита нравственности;
3) защита здоровья других лиц;
4) защита прав и законных интересов других лиц;
5) обеспечение обороны и безопасности государства.
В-третьих, даже при наличии указанных оснований ог-раничение прав и свобод возможно только в той мере, в ка-кой это необходимо для достижения данных целей.
Помимо общих условий ограничения прав и свобод Кон-ституция РФ содержит и некоторые специальные условия. В соответствии с ч. 1 ст. 56 такие ограничения в связи с введе-нием на всей территории России или в отдельных ее местно-стях чрезвычайного положения могут устанавливаться с обя-зательным указанием пределов и срока их действия.
261
Примеры законодательного ограничения прав и свобод человека и гражданина в указанных целях содержатся в за-конах "О чрезвычайном положении", "О военном положении", "О безопасности", "О государственной границе", "Об опера-тивно-розыскной деятельности", "О статусе военноелужащих" и др. В рассматриваемом контексте речь идет об общих огра-ничениях для неопределенного круга лиц, конкретные же ограничения отдельных прав и свобод (свободы передвиже-ния, права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, свободного распоряжения сво-им имуществом и т. д.) отдельных лиц могут иметь место на основе судебного решения (в качестве санкции за совершен-ное правонарушение или меры, направленной на обеспече-ние вынесения справедливого и объективного решения су-дом) или мотивированного постановления иных компетент-ных государственных органов (например, постановления сле-дователя о применении в качестве меры пресечения подпис-ки о невыезде).
При различии подходов в среде конституционалистов к толкованию ч. 3 ст. 55 Конституции РФ представляется, что предусмотренные в ней условия ограничения прав и свобод человека и гражданина должны соблюдаться не только в от-ношении прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции (исходя из открытости перечня основных прав и свобод), но и в отношении иных прав, предоставленных от-дельным категориям граждан в России (ветеранам, пенсионе-рам, студентам, военнослужащим и др.) отраслевым и теку-щим законодательством.
Завершая разговор о законодательном ограничении прав и свобод человека и гражданина в России, напомним, что Конституция РФ предусматривает так называемые абсолют-ные права и свободы (ч. 3 ст. 56), которые не могут быть нормативно ограничены ни при каких условиях, включая вве-дение чрезвычайного положения. К ним относятся: право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, свобода предпринимательской дея-262
тельности, право на жилище, право на судебную защиту с соответствующими процессуальными гарантиями.
При всей значимости формально-юридических гарантий ведущая роль в деле защиты прав и свобод принадлежит ин-ституциональным гарантиям. Нормативно закрепить демо-кратические общепринятые подходы к основным характерис-тикам конституционно-правового статуса личности можно до-статочно качественно, но если человек в том или ином госу-дарстве не будет иметь реальной возможности восстановить и защитить свои нарушенные права, то и значение формально-юридических гарантий будет сведено на нет (и воспринимать-ся они как фиктивные нормы будут соответственно).
Система институциональных гарантий (т. е. различ-ных государственных и общественных органов и организаций, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав). К звеньям этой системы можно отнести:
• Президента РФ, сотрудники Администрации которого ведут постоянную работу с письмами и обращениями и прием граждан по самым различным вопросам;
• органы прокуратуры, в функции которых входит опе-ративное реагирование на любые нарушения законов в Рос-сийской Федерации;
• различные органы исполнительной власти (юстиции, внутренних дел, безопасности, здравоохранения, образова-ния, транспорта и др.), призванные в том числе разрешать многочисленные вопросы по заявлениям, жалобам, претен-зиям, рекламациям граждан и их объединений;
• Уполномоченного по правам человека (эффективность обращений этого органа в различные инстанции пока бази-руется главным образом на силе его авторитета и не под-креплена конкретными реальными полномочиями, но в пос-леднее время отмечается тенденция повышения этой эф-фективности);
• комиссии по правам человека в субъектах РФ (в насто-ящее время такие комиссии созданы в подавляющем боль-шинстве регионов);
263
• недавно созданный орган — Уполномоченного по пра-вам ребенка в Российской Федерации;
• органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, являющиеся максимально прибли-женным к населению уровнем публичной власти;
• различные общероссийские, региональные и местные общественные органы и организации, созданные для защиты конкретных видов прав и законных интересов граждан Рос-сии (например, Российское авторское общество, Конфедера-ция обществ по защите прав потребителя, разного рода ас-социации и союзы и т. п.).
Однако основной институциональной гарантией прав и свобод человека и гражданина в РФ является гарантия судеб-ной защиты. Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и под-креплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46—54 Конституции РФ) — право на получение квалифицирован-ной юридической помощи (в том числе и бесплатно в опреде-ленных законом случаях), презумпция невиновности в уго-ловном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, право на пересмотр судебного решения, запрет на использование незаконных доказательств, гаран-тии от самообвинения, запрет обратной силы закона (но только закона, ухудшающего положение субъектов правоотноше-ний!), гарантии прав потерпевших и др.
Именно судебный порядок защиты нарушенных прав яв-ляется общим порядком, альтернативой использованию спе-циального (административного, претензионного и пр.) по-рядка защиты. При этом право выбора инстанции для обра-щения за защитой нарушенного права принадлежит самому управомоченному лицу (за исключением ограниченного кру-га случаев, предусмотренных законом, когда использование досудебной процедуры является обязательной предпосылкой для обращения в суд — в частности, при разрешении транс-портных споров, споров в сфере патентных правоотноше-ний и др.).
264
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и реше-ний, нарушающих права и свободы граждан" (с последующи-ми изменениями и дополнениями) в суд могут быть обжалова-ны любые решения и действия (равно как и бездействие) ор-ганов государственной власти и органов местного самоуправ-ления, а также решения и действия органов юридических лиц, общественных объединений, органов военного управле-ния и должностных лиц. Конституция и другие законы упо-требляют обобщающий термин "суд", которым охватываются различные звенья судов общей юрисдикции, арбитражных судов, третейские суды, Конституционный Суд РФ и кон-ституционные (уставные) суды субъектов РФ (созданные пока далеко не во всех российских регионах). Выбор конкретного судебного органа для обращения обусловливается рядом по-ложений (управомоченное лицо далеко не всегда свободно в выборе конкретной судебной инстанции для подачи иска, за-явления, жалобы), прежде всего — правилами о подведом-ственности и подсудности. Однако в любом случае человек (равно как и объединения граждан) имеет право "на надле-жащий суд", т. е. право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, включая и возможность рассмотрения его дела судом при-сяжных в определенных случаях обвинения в совершении уголовного преступления (с 1 июля 2003 г. суды присяжных действуют в 83 субъектах Российской Федерации, а с 2007 г. они должны функционировать на всей территории России).
Особо выделим конституционную возможность российс-ких граждан обращаться за защитой своих прав в межгосу-дарственные органы (ч. 3 ст. 46 Конституции). Такое обраще-ние — процедура достаточно сложная, обусловленная рядом оснований, из которых главными являются: во-первых, на-личие соответствующего международного договора Российс-кой Федерации; во-вторых, исчерпание всех возможных внут-ригосударственных средств правовой защиты.
Из международных органов по защите прав и свобод че-ловека и гражданина наиболее известным и авторитетным
265
является Европейский суд по правам человека (в Страсбурге), доступ в который российские граждане получили после вступ-ления России в Совет Европы в феврале 1996 г. и ратифика-ции Европейской конвенции о защите прав человека и основ-ных свобод в марте 1998 г. Решения Европейского суда для государств, признавших его юрисдикцию, являются обяза-тельными (хотя Суд может принять решение лишь о при-суждении пострадавшей стороне денежной компенсации из казны соответствующего государства). Несмотря на сложную процедуру обращения в Европейский суд по правам челове-ка, количество жалоб и обращений из России уже исчисля-ется тысячами (по отдельным оценкам — до 10% всех дел, принятых Судом к рассмотрению). А 7 мая 2002 г. по итогам рассмотрения дела "Бурдов против России" вынесено первое решение в пользу российского гражданина: Суд постановил выплатить из российской государственной казны 3 тысячи евро участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльс-кой АЭС А. Бурдову в качестве компенсации за задержку предусмотренных российским законодательством выплат. На 1 июля 2003 г. Судом вынесено три итоговых решения с учас-тием граждан Российской Федерации.
Более подробная характеристика различных звеньев су-дебной системы Российской Федерации, а также отдельных элементов системы институциональных гарантий (в том чис-ле и процессуальные моменты защиты прав и свобод) дается в соответствующих главах учебника (гл. 16, 30 разд. 5, 7).


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100