Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 3. Экономические и политические основы конституционного строя
В последние десятилетия, как отмечалось, наблюдается тенденция расширения объекта конституционно-правового ре-гулирования за счет включения сюда основ политической, со-циальной, экономической и духовной жизни общества. Прин-ципиально важно, что правовым регулированием вообще и конституционно-правовым регулированием в частности дол-жны охватываться именно основы указанных сфер обществен-ных отношений. Чрезмерное вмешательство государства в дела гражданского общества свидетельствует о недемократичес-236
ком, неправовом характере такого государства. Конституция РФ (гл. 1) содержит и некоторые базовые принципы, кото-рые могут быть отнесены к экономическим и политическим основам конституционного строя России.
В подходе к государственному регулированию экономи-ческой деятельности в России в 90-х гг. XX в. произошли прин-ципиальные изменения — государство сегодня не учреждает экономический строй и не осуществляет детальную регла-ментацию всех сторон экономической деятельности, а лишь обеспечивает правовыми средствами функционирование ры-ночной экономики. Именно такой подход закреплен в россий-ском основном законе.
К конституционным принципам рыночной экономики в России можно отнести (ст. 8, 9 Конституции РФ):
• единство экономического пространства;
• свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
• свободу экономической деятельности и государствен-ную поддержку конкуренции;
• многообразие и равенство форм собственности.
Указанным конституционным положениям корреспонди-руют нормы ст. ст. 71 и 72 Конституции РФ, в соответствии с которыми установление правовых основ единого рынка, фи-нансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, гражданское, земельное и природоохранное законодательство, установле-ние налоговой системы и общих принципов налогообложения и сборов в России отнесено либо к исключительному ведению Российской Федерации, либо к совместному ведению Рос-сийской Федерации и ее субъектов (при безусловном приори-тете федеральных норм). Таким образом, ни в одной состав-ной части России не может осуществляться собственное, от-личное от общегосударственных подходов, правовое регули-рование отмеченных важных принципов экономической сис-темы.
Базовые принципы рыночной экономики, закрепленные в главе 1 Конституции РФ, подкрепляются и развиваются в
237
других конституционных положениях. Так, в развитие нор-мы о поддержке конкуренции (ч. 1 ст. 8) ч. 2 ст. 34 Конститу-ции запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Одним из первых рыночных российских законов в 1991 г. принят За-кон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Свобода экономической деятельности, как и всякая сво-бода, небеспредельна, не допускается лишь произвольное вмешательство в экономическую, предпринимательскую де-ятельность. Однако если такая деятельность направлена на ограничение конкуренции и связана с монополизацией рын-ка, то государство должно иметь возможность ограничивать и пресекать (в том числе и силой принуждения) ее. В системе федеральных органов исполнительной власти России имеется специальный антимонопольный орган, призванный обеспечи-вать развитие конкурентной экономики в стране (на сего-дняшний день это министерство, однако система исполни-тельной власти достаточно подвижна, и нельзя исключать, что оно будет преобразовано в иной орган или сольется с другим органом, как это было в прошлом). Именно на этот государственный орган возложены важные функции в рас-сматриваемой сфере: пресечение злоупотреблений домини-рующим положением на рынках; пресечение действий как хозяйствующих субъектов, так и органов публичной власти различного уровня, направленных на ограничение конкурен-ции; контроль экономической концентрации; содействие раз-витию товарных рынков и конкуренции и т. п.
Отношения собственности — отношения гражданско-пра-вовые, хотя институт права собственности, вне всякого со-мнения, является комплексным, межотраслевым — здесь мож-но вычленить, помимо собственно правового, философский, экономический, социальный, этический, нравственный, пси-хологический и иные аспекты. Собственность во многом опре-деляет политическую, экономическую, социальную системы, духовную сферу жизни общества. Появляются вполне обо-238
снованные взгляды на право собственности как на полити-ческое право. Именно поэтому как принципиально важные (а во многом — революционные) следует рассматривать поло-жения ч. 2 ст. 8 Конституции РФ о признании и равной защи-те частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
Остановимся на некоторых принципиальных вопросах в рассматриваемом аспекте. Во-первых, закрепление частной собственности на конституционном уровне, являясь революци-онной новеллой российского конституционализма (в стране появился и продолжает расширяться огромный слой частных собственников), не означает ее приоритета перед собственно-стью публичной (государственной и муниципальной) — исчез безусловный приоритет государственной (социалистической, общенародной) собственности, но не поязился и приоритет частной собственности, все формы собственности в России (не-зависимо от последовательности их перечисления в Конститу-ции, Гражданском кодексе и иных правовых актах) являются равными в плане признания и защиты. Непреодолимой грани-цы между частными и публичными интересами нет и быть не может. Публичные интересы — это интересы не какого-то абстрактного государства, муниципального образования, чи-новника, это тоже интересы человека, неопределенного кру-га лиц, проживающих на соответствующей территории. Не-пременное условие стабильности общества — закон равнове-сия индивидуального и коллективного начал в организации и функционировании социума. Это, безусловно, относится к со-четанию таких начал и в отношениях собственности.
Во-вторых, ни Конституция РФ, ни отраслевое законо-дательство не дают четкого ответа на дискуссионный вопрос о количестве и соотношении форм и видов собственности. Более того, конституционные нормы (ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 35, ч. 1 ст. 36 и др.) дают почву для обоснования существо-вания "иных" форм собственности — коллективной, группо-вой, общинной, смешанной, акционерной, кооперативной, семейной, церковной и т. п. Не вдаваясь в дискуссию по дан-
239
ной проблеме, отметим, что по большому счету в России (как и в любом другом государстве) существуют лишь две формы собственности — частная и публичная (государственная и муниципальная), а все "иные" формы собственности с фор-мально-юридических позиций укладываются в эти две.
В-третьих, нельзя обойти вниманием и принцип непри-косновенности собственности в Российской Федерации. Дан-ный принцип нельзя трактовать как абсолютный — право соб-ственности (и частной и публичной) в любом современном ци-вилизованном государстве уже не рассматривается как "свя-щенное и неприкосновенное", как и всякое право, оно может быть ограничено. Основные законы некоторых государств (ФРГ, Испании, Бразилии и др.) закрепляют так называемую социальную функцию собственности, означающую возмож-ность и необходимость ограничения правомочий собственника в интересах других лиц, в том числе в публичных интересах. Российская Конституция в прямой постановке социальную функцию собственности не закрепляет, но подразумевает (ч. 3 ст. 17, ч. 2 ст. 36, ч. 3 ст. 55 и др.). Так, ч. 2 ст. 9 допускает нахождение земли и других природных ресурсов в том числе и в частной собственности. Однако ч. ч. 2 и 3 ст. 36 обусловли-вают владение, пользование и распоряжение этими природ-ными ресурсами необходимостью соблюдения природоохран-ного законодательства, а требования здесь достаточно жест-кие — Земельный, Лесной, Водный кодексы и другие зако-ны содержат много ограничений частной собственности на землю и природные ресурсы.
Отдельно следует остановиться на положении ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, в соответствии с которым никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государствен-ных нужд может быть произведено только при условии пред-варительного и равноценного возмещения. В рассматривае-мом аспекте отметим следующие положения.
Первое. Речь здесь идет не о собственности в узком смыс-ле слова, а об имуществе вообще, включая и имуществен-240
ные права (например, заключенные в ценных бумагах, зара-ботная плата, в том числе и неполученная, и т. п.).
Второе. Термин "решение суда" следует толковать рас-ширительно, понимая под ним и решение как таковое, т. е. процессуальный акт суда, рассматривающего гражданские дела, и приговор суда, рассматривающего дела уголовные (в частности, при применении таких видов уголовных наказа-ний, как конфискация имущества или штраф).
И наконец, третье. Данному конституционному положе-нию не соответствует ряд норм отраслевого (налогового, та-моженного, административного) законодательства, допуска-ющих лишение имущества частных лиц без судебного реше-ния, в частности о бесспорном списании с банковских счетов налогоплательщиков—юридических лиц недоимок по нало-гам, об изъятии в административном порядке имущества, со-ставляющего предмет контрабанды, не прошедшего надле-жащего таможенного оформления, орудий совершения пре-ступления, незаконного промысла, улова и т. п.
При оценке и разрешении подобных юридических кол-лизий нельзя обойтись без учета правовой позиции Конститу-ционного Суда РФ, неоднократно высказывавшейся в ряде постановлений и определений (от 17 декабря 1996 г., 20 мая 1997 г., 11 марта 1998 г. и др.). Конституционный Суд подтвер-дил незыблемость конституционного положения о невозмож-ности лишения кого-либо права на имущество (права соб-ственности) без судебного решения, признав неконституци-онность соответствующих положений оспариваемых норма-тивных актов (Таможенного кодекса, Кодекса об админист-ративных правонарушениях, Закона "О федеральных орга-нах налоговой полиции" и др.). Однако Конституционный Суд сделал важное пояснение, что не исключено временное изъя-тие имущества у частных лиц в административном порядке в целях реализации публичных интересов (в частности, при со-вершении таможенных и иных административных правона-рушений). Такие меры превентивного характера направлены в том числе на обеспечение сохранности имущества, кото-
241
рое, по мнению соответствующих государственных органов, подлежит конфискации, и сами по себе не влекут прекраще-ния права собственности на это имущество. Моментом же прекращения права собственности на конфискованное иму-щество у частных лиц и, соответственно, возникновения права государственной собственности на это имущество является вступление в законную силу решения суда (либо истечение срока на обжалование решения о конфискации). Кроме того, судебное решение не требуется для изъятия имущества у частных лиц за совершенные правонарушения в случаях, когда гражданин или юридическое лицо добровольно согла-шаются заплатить определенную сумму (например, штраф).
Чрезмерное вмешательство государства недопустимо не только в сферу экономики, но и в сферу идеологии и полити-ки (хотя государство вне политики быть не может). Консти-туция РФ сегодня не закрепляет политическую систему об-щества, исходя из того, что она (эта система) в конечном счете создается инициативой свободных личностей. В каче-стве одной из основ конституционного строя ст. 13 Конститу-ции РФ закрепляет идеологическое и политическое многооб-разие (плюрализм). Данные положения непосредственно свя-заны с такими конституционными правами и свободами, как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мне-ний и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информа-ции, свобода творчества, право на объединение, свобода со-браний, митингов и демонстраций и др.
Идеология — понятие очень емкое, подразумевающее систему политических, юридических, экономических, этичес-ких, художественных, экологических, религиозных и пр. идей, взглядов, понятий, суждений, принципов, связанных с оцен-кой различных сторон жизнедеятельности людей. Носителя-ми этих взглядов и идей могут выступать как отдельная лич-ность, так и различные группы и объединения людей. Идео-логическое же многообразие предполагает формальное ра-венство идеологий и их организационных форм. В развитие этого положения ч. 2 ст. 13 Конституции РФ закрепляет, что в России никакая идеология не может устанавливаться в ка-242
честве государственной или обязательной. Недопустимо иде-ологическое преследование официально не одобряемых на-правлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т. п. (Может быть, следует согласиться с утверждением о том, что применительно к государственным служащим должно быть сделано исключение для идеологии приоритета прав и свобод человека и гражданина, требующей признания, со-блюдения и защиты этих прав и свобод. В идеале тот, кто отрицает идеологию прав человека, доступа к государствен-ной службе иметь не должен.)
На идеологическом многообразии основывается многооб-разие политическое, проявляющееся в наличии разнообраз-ных подходов и направлений в практической политической деятельности. Важнейшая роль в такой деятельности принад-лежит политическим партиям и иным общественным объеди-нениям, преследующим те или иные политические цели. Ста-тус различных видов общественных объединений (обществен-ных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов, религиозных организаций и др.) закреплен в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" (с последующими изменения-ми и дополнениями), а также в ряде других законов и иных правовых актах.
В ряду общественных объединений особое место принад-лежит политическим партиям. Если общественная организа-ция или объединение могут быть созданы для реализации любых некоммерческих целей, то политической партией орга-низация, не преследующая политических целей, быть не может. Конституция РФ конкретно о политических партиях практически ничего не говорит. Подробное регулирование ста-туса этого вида общественных объединений осуществляется Федеральным законом от 11 июля 2001 г. "О политических партиях".
Закон определяет политическую партию как обществен-ное объединение, созданное в целях участия граждан Рос-сийской Федерации в политической жизни общества посред-
243
ством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдуме, а также в целях представления интересов граж-дан в органах государственной власти и органах местного са-моуправления. Чтобы именоваться политической партией (и быть зарегистрированным в таком качестве), общественное объединение должно обладать рядом признаков:
1) общественное объединение должно быть массовым, иметь более-менее обширную социальную и электоральную базу, собственные СМИ (количество членов политической партии в России не может быть менее 10 тысяч);
2) общероссийская политическая партия должна иметь четкую, устойчивую и разветвленную структуру — руково-дящие и иные органы, авторитетных лидеров, региональ-ные отделения и иные структурные подразделения (регио-нальные отделения партии должны быть созданы более чем в половине субъектов РФ, при этом более чем в половине созданных региональных отделений численность должна быть не менее 100 членов, а в остальных — не менее 50);
3) политическая партия должна иметь собственную, от-личную от других, четко выраженную идеологию (которая закрепляется в учредительных документах);
4) среди целей и задач политической партии в обязатель-ном порядке должны фигурировать борьба за власть и учас-тие в осуществлении власти (посредством выдвижения кан-дидатов на выборах в органы государственной власти и орга-ны местного самоуправления различных уровней и участия в деятельности этих органов).
Конституция РФ и действующее законодательство фор-мально-юридически закрепляют в России многопартийную систему (многопартийность является внешним выражением политического плюрализма) — количество зарегистрирован-ных партий в стране исчисляется десятками (и процесс со-здания и государственной регистрации политических партий продолжается весьма бурно). Однако сильных, отвечающих всем перечисленным выше признакам партий в России пока
244
единицы, и государству предстоит пройти долгий путь к ста-новлению подлинной многопартийности. Можно смело утвер-ждать, что идеологическому однообразию и однопартийнос-ти в современной России де-юре и де-факто положен конец. Закрепляя равенство политических партий и обществен-ных объединений перед законом, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плю-рализма. Демократия должна уметь защитить себя от распро-странения антидемократических идеологий и их организаци-онных форм. Демократическое государство не должно до-пускать деятельность политизированных институтов граждан-ского общества, стремящихся изменить основы конституци-онного строя неконституционным, насильственным путем (лю-бая толерантность имеет смысл лишь до тех пор, пока не сталкивается с силой, стремящейся уничтожить носителя этой толерантности). Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, ан-тисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому и в России установлен ряд запретов на создание и деятельность общественных объединений. Их цели или дей-ствия не должны быть направлены на:
• насильственное изменение основ конституционного строя;
• нарушение целостности Российской Федерации;
• подрыв безопасности государства;
• создание вооруженных формирований;
• разжигание социальной, расовой, национальной и ре-лигиозной розни.
В большинстве государств идеологический и политичес-кий плюрализм (равно как и принципы рыночной экономики) в прямой постановке в конституционных текстах не закреп-ляются — они проявляются посредством закрепления соот-ветствующих прав и свобод человека и гражданина. В России же эти принципы закреплены в качестве одних из основ кон-ституционного строя, что для государства с непродолжитель-ной пока посттоталитарной историей чрезвычайно важно.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100