Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 2. Конституционные характеристики российского государства
Основные конституционные характеристики российско-го государства содержатся в ст. ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии с этими конституционными положениями Рос-сийская Федерация является демократическим, федератив-ным, правовым государством с республиканской формой прав-ления, а также социальным и светским государством. Все эти характеристики тесно взаимосвязаны между собой, рав-но как и с другими основами конституционного строя.
229
Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авто-ритарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos — власть народа) означает:
• единственным источником власти в стране (и носите-лем суверенитета) является многонациональный народ Рос-сии;
• власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;
• власть в России формируется и осуществляется в соот-ветствии с демократическими процедурами — посредством свободных выборов и референдума.
Все это призвано обеспечить признание и реальное осу-ществление прав и свобод человека в стране на уровне меж-дународных стандартов.
Статья 1 Конституции 1993 г. провозглашает Россию фе-деративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства (см. §3 гл. 6) — унитарной и федеративной — в России избрана последняя. Федерализм в нашей стране находится в стадии становления — не в полной мере сложилась его концепция, много проблемных вопросов ставит практика. Обусловлено это тем, что у России нет опыта подлинно федеративных отношений — все предыдущие годы российское государство де-юре (до 1918 г.) или же де-факто (в советский период) было унитарным (несмотря на то что все предыдущие российские конституции также закрепляли федеративное устройство страны). Принципы федеративно-го устройства конкретизируются в некоторых других статьях главы 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в главе 3 "Федеративное устройство" Конституции РФ (подробнее об этом — в гл. 13 учебника).
К провозглашению Российской Федерации правовым го-сударством в ст. 1 Конституции некоторые ученые и практи-ческие деятели отнеслись отрицательно, исходя из того, что такому утверждению место в лучшем случае в преамбуле основного закона (т. е. это пока не данность, а лишь цель, к
230
которой стремится Россия). Конечно, современную Россию правовым государством считать нельзя. Вместе с тем после принятия Конституции 1993 г. в нашей стране сложилась прин-ципиально иная правовая ситуация, позволяющая предпола-гать, что возврата к прежнему антиправовому, тоталитарно-му режиму уже не произойдет. Конституция РФ полностью соответствует характеристикам правового государства, по-скольку:
• признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;
• закрепляет господство права в жизни общества и госу-дарства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность го-сударства правом;
• устанавливает правовые принципы и формы осуществ-ления власти, систему разделения власти ("по горизонтали" и "по вертикали") и взаимодействия различных ветвей и уров-ней власти.
Государство, становясь правовым, превращается из ап-парата властвования в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их кон-тролем.
Формирование правового государства — сложный и дли-тельный процесс. В посттоталитарной России сохраняется принципиальное противоречие между конституционными идеалами и реальностью, между формальной и реальной кон-ституцией. Страна должна "дорасти" до своей Конституции, преодолев прочные стереотипы правового нигилизма, повы-сив правовую культуру граждан и властных институтов всех уровней, сформировав гражданское общество. Исходя из это-го, закрепление принципа правовой государственности в ос-новном конституционном тексте (т. е. в качестве нормы пря-мого действия) представляется обоснованным. Это следует рас-сматривать незыблемой основой и важной гарантией поступа-тельного движения России к правовому государству.
231
Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы прав-ления означает:
• государственная власть в России осуществляется толь-ко выборными органами (либо органами и должностными ли-цами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов); глава государства получает власть от на-рода, избирателей, а не по наследству;
• переход к другой — монархической — форме правле-ния (см. § 2 гл. 6) возможен только принятием новой консти-туции страны; посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;
• монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов Российской Федерации.
Конституция РФ не дает четкого, нормативно выражен-ного ответа на вопрос о конкретной разновидности республи-канской формы правления в России. Российскую Федерацию часто называют президентской (или даже суперпрезидентс-кой) республикой. Однако анализ конституционных норм, зак-репляющих статус различных органов государственной власти (см. гл. 4—7 Конституции РФ, § 1—5 гл. 15 учебника), их взаимодействие между собой, позволяет сделать вывод: несмотря на особое положение Президента РФ в системе органов государственной власти, основным законом в России закреплена полупрезидентская (смешанная) республика. Президент РФ избирается непосредственно избирателями, но парламент при определенных условиях может отрешить главу государства от должности; ведущая роль в формирова-нии Правительства РФ принадлежит Президенту РФ, одна-ко ключевую фигуру в Правительстве — его Председате-ля — глава государства может назначить только с согласия Государственной Думы; Правительство РФ ответственно пе-ред Президентом РФ, но и Государственная Дума может вы-разить недоверие (либо отказать в доверии) Правительству;
232
при определенных условиях Президент РФ вправе распус-тить Государственную Думу. Именно смешанная республика ("полупрезидентская республика", "республика президентс-кого типа") — преобладающая форма правления в современ-ном мире.
В дополнение к характеристикам, данным в ст. 1 Консти-туции РФ, ст. 7 основного закона провозглашает Россию со-циальным государством. В отличие от конституций ряда за-рубежных государств (ФРГ, Франции, Турции, Испании и др.), где термин "социальное государство" закреплен доста-точно давно, в российской Конституции 1993 г. это понятие употреблено впервые. Понятия социальной государственнос-ти и правовой государственности не могут противопоставлять-ся, подлинное социальное государство может быть только правовым. Более того, социальное государство без правовой составляющей допускает произвольное перераспределение национального богатства в пользу социально слабых, урав-ниловку, обширную систему льгот и привилегий. Это ведет к порождению иждивенческой идеологии населения ("государ-ство должно дать"), к потере жизнедеятельной инициативы людей, к возложению на государство обязанностей, которые надлежащим образом выполнить весьма проблематично (в силу неблагоприятной экономической ситуации).
Социальное же правовое государство стремится к со-зданию равных возможностей для всех членов общества, ис-ключению регулирования общественных отношений по прин-ципу привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких соци-альных групп, а всех граждан, всего общества. При всей зна-чимости социальной деятельности государства важно видеть тот рубеж, переход которого ведет к снижению активной де-ятельности людей. Именно такой подход в социальной поли-тике государства создает условия, обеспечивающие достой-ную жизнь и свободное развитие человека, гарантирующие удовлетворение социально-экономических потребностей, по-лучение минимума социальных благ (обеспечивающего, по
233
крайней мере, существование, не унижающее человеческое достоинство).
Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального правового государства конкре-тизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ — охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минималь-ного размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инва-лидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуще-ствляется в отраслевом законодательстве — гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др. (см. раздел 7 учебника). Непосредственна связь указанных положений и с социально-экономическими и культурными правами человека в Российской Федерации (см. § 3 настоя-щей главы).
Конституция РФ исходит из того, что обеспечение дос-тойной жизни и свободного развития человека должно быть также (а может быть, прежде всего) делом его ума, рук, инициативы и предприимчивости, а суть социальной право-вой государственности состоит в том, чтобы создать для это-го необходимые условия.
Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст. 14 Кон-ституции РФ, провозглашающим Россию светским государ-ством. Данный принцип закреплен в конституциях многих зарубежных государств (США, Франция, Испания, ФРГ, Бразилия, Турция, Япония и др.). Но в мире есть государ-ства, где имеет место безраздельное господство одной госу-дарственной религии. Таковы некоторые мусульманские стра-ны (Иран, Саудовская Аравия и др.), где государственной религией объявлен ислам. Здесь соединение государства и религии определяет характер государственного механизма (включая деятельность судебной власти) и правовой системы, правовой статус личности, специфику брачно-семейных от-234
ношений и т. п. Кроме того, в некоторых государствах, за-крепляющих светский характер, на конституционном уровне говорится об особом статусе некоторых религий и церквей (официальных, традиционных, преобладающих и т. п.). Тако-во положение католической церкви в Италии, англиканской — в Великобритании, восточноправославной — в Болгарии и Греции, евангелической — в Скандинавских странах, люте-ранской — в Дании, мусульманской — в Египте, иудейской — в Израиле (в некоторых из этих государств та или иная рели-гия даже закрепляется в качестве государственной, но при допустимости и формально-юридическом равенстве других религий). В этих государствах имеет место своеобразная "мяг-кая" связь государства и религии, проявляющаяся в государ-ственной поддержке последней.
Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества (что про-является и в некоторых нормативных положениях и вызыва-ет справедливую критику), Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавли-ваться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Конституция РФ в прямой постановке не устанавливает отделение школы от церкви, однако этот признак светского характера российского государства закреплен в отраслевом законодательстве — в федеральных законах "Об образова-нии" и "О свободе совести и о религиозных объединениях". В России нормативно закреплен принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образова-тельных учреждениях; предоставление религиозным органи-зациям возможности обучать детей религии в таких учреж-дениях допустимо только вне рамок образовательной про-граммы по просьбе родителей или лиц, их замещающих, с согласия детей и по согласованию с соответствующим орга-ном местного самоуправления.
235
В то же время светское государство, будучи ограничен-ным свободой совести и вероисповедания (подробнее об этом — в § 3 настоящей главы), не вмешивается в сферу духовной жизни индивида, исходя из того, что вопросы конкретного вероисповедания, выбора и распространения конкретных ре-лигиозных убеждений, создания и деятельности религиозных объединений — это сфера духовной свободы и частной жиз-ни, не подлежащая государственному регулированию (но в известных пределах, лишь постольку, поскольку такая дея-тельность не затрагивает права и свободы других лиц, в том числе детей). Религиозное или атеистическое воспитание в России рассматривается как вопрос частной (семейной) жиз-ни (неприкосновенность которой гарантируется ч. 1 ст. 23 Кон-ституции) и как неотъемлемое право родителей (гарантиро-ванное ч. 2 ст. 38 Конституции).
Светское государство — такое государство, которое во-обще безразлично по отношению к религии, если последняя остается в сфере духовной свободы и частной жизни.
С рассмотренными характеристиками российского госу-дарства тесно и непосредственно связаны и конституцион-ные принципы функционирования (осуществления) публич-ной власти. Они подробно освещаются в главе 14 учебника.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100