Срочный заказ!     Гарантии    Как оплатить?     Наши цены

Все виды студенческих работ: дипломные, курсовые, контрольные, рефераты...
Магазин готовых работ: высылаем заказ не позднее 30 мин. после подтверждения оплаты



звоните (812) 927-5462
пишите zakaz@best-students.ru
Обработка заказов -
ежедневно с 9-00 до 22-00
по московскому времени

ИСКАТЬ ГОТОВУЮ РАБОТУ:

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ:

 
 
 


Дипломные - 2000 руб.

Курсовые - 500 руб.

Рефераты - 350 руб.

Контрольные - 350 руб.









заказать дипломную

заказать курсовую

заказать контрольную

заказать реферат


В помощь студенту

Конспекты лекций

Методички

Учебники для вузов



§ 3. Конституция РФ: понятие, сущность, юридические свойства
Основной источник отечественного конституционного права, безусловно, представляет собой Конституция РФ (во-214
обще изучать конституционное право государства, не имея четкого представления о конституции этого государства, не-возможно).
Термин "конституция" (от лат. constitutio — установле-ние) имеет многовековую историю, употреблялся он еще в Древнем Риме и Древней Греции. Однако в нынешнем пони-мании (т. е. в качестве основного закона государства) он стал применяться в Новое время, в эпоху буржуазных революций и соответствующих государственно-правовых преобразований. Вообще конституция — обязательный атрибут и важнейший институт демократии.
Действующая российская Конституция принята 12 декаб-ря 1993 г. на всероссийском референдуме. Ее принятие мож-но рассматривать как компромисс различных политических сил и социальных групп общества, поскольку к этому време-ни в России имело место достаточно острое противостояние различных политических сил, проявлявшееся в открытом противостоянии, в том числе и вооруженном, и органов госу-дарственной власти — прежде всего главы государства (Пре-зидента РФ) и высшего законодательного органа страны (Съез-да народных депутатов и Верховного Совета РФ).
Конституция РФ 1993 г. — не первая в российской исто-рии, хотя подлинное конституционное развитие российско-го государства во многом связано именно с ней. В период монархической формы правления и непродолжительного пе-риода буржуазной республики (с февраля по октябрь 1917 г.) в России конституции как таковой не было вообще (хотя о конституционном развитии в известном смысле говорить мож-но — см. § 5 гл. 4 учебника), а прежние российские консти-туции — 1918, 1925, 1937 и 1978 гг. — были, во-первых, не-демократическими (закрепляли неравноправие граждан, фак-тическую однопартийность, государственную идеологию, ин-ституциональное единство государственной власти и т. д.), а во-вторых, во многом фиктивными, поскольку реальные го-сударственно-правовые отношения далеко не всегда соответ-ствовали писаным конституционным нормам. Нынешняя же
215
Конституция РФ практически полностью соответствует об-щепризнанным представлениям о демократии, свободе, пра-вах человека, господстве права (хотя должно пройти еще немало времени, прежде чем страна полностью освободится от авторитарного и тоталитарного прошлого, а все нормы российского основного закона станут подлинно реальными).
При всем многообразии подходов к понятию конститу-ции (которое в свою очередь обусловлено различным пони-манием предмета конституционного права) Конституцию мож-но определить как основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового стату-са личности, институтов гражданского общества, организа-ции государства и функционирования публичной власти.
Именно с понятием Конституции связана ее сущность — основной закон государства призван служить главным огра-ничителем для власти в ее отношениях с человеком и обще-ством (без привязки к каким-либо отдельным классам или социальным группам).
Сущность Конституции проявляется через ее основные юридические свойства (т. е. характерные признаки, опреде-ляющие качественное своеобразие этого документа), к кото-рым относятся:
1) выступление в качестве основного закона государства;
2) юридическое верховенство;
3) выполнение роли основы всей правовой системы стра-ны;
4) стабильность.
Иногда к свойствам (чертам) Конституции относят и дру-гие признаки — легитимность, преемственность, перспектив-ность, реальность и др.
Конституция Российской Федерации (как и любого дру-гого государства) является основным законом страны ("зако-ном законов"). Несмотря на то что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 г. или конституций ФРГ, Монго-216
лии, Гвинеи и других государств), это вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.
Юридическое верховенство. Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем осталь-ным правовым актам. Ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правитель-ства РФ, акт регионального, муниципального или ведомствен-ного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить основному закону, а в случае противо-речия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Кон-ституции. Верховенство Конституции РФ проявляется и по отношению к прошлому российскому законодательству — в соответствии с ч. 2 разд. II Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяют-ся в части, ей не противоречащей (при этом для некоторых положений прежнего законодательства, в частности уголов-но-процессуального, не соответствующих основному закону, установлен переходный период для приведения в соответствие с Конституцией РФ). О верховенстве Конституции говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 15), хотя и без такого упоминания юридическое верховен-ство — неотъемлемое сущностное свойство основного зако-на. Обеспечение юридического верховенства Конституции — задача всех без исключения государственных органов и долж-ностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу кон-ституционного контроля — Конституционному Суду РФ.
Конституция РФ — ядро правовой системы государ-ства, основа развития текущего (отраслевого) законодатель-ства. Помимо того, что Конституция закрепляет компетен-цию различных органов публичной власти по нормотворче-ству и определяет главные цели такого нормотворчества, прямо определяет сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституцион-ными законами, федеральными законами, указами Прези-
217
дента РФ, нормативными правовыми актами органов госу-дарственной власти субъектов РФ и пр., она содержит и мно-гие базовые положения, лежащие в основе развития других отраслей права. Так, гражданское законодательство России построено с учетом конституционных принципов многообра-зия и равенства форм собственности, единства экономичес-кого пространства, свободы экономической деятельности и предпринимательства, поддержки добросовестной конкурен-ции и др. (ст. 8, 34, 35 и др.); трудовое законодательство построено на основе конституционных положений о свободе труда, праве на отдых, на ежегодный оплачиваемый отпуск, на разрешение трудовых споров и пр. (ст. 37); семейное зако-нодательство не может не учитывать положения ст. 38 Кон-ституции о государственной защите семьи, материнства и детства, основных правах и обязанностях родителей и детей и т. д. Таким образом, Конституция РФ — основной источник не только конституционного права, но и всех других отрас-лей российской системы права. Конституционные нормы име-ют учредительный характер, являются первичными, для ос-новного закона страны нет каких-либо иных предписаний по-зитивного права (иногда учредительный характер предписа-ний выделяется в качестве самостоятельного свойства Кон-ституции).
Стабильность Конституции проявляется в установле-нии особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). Как основной закон государства, ядро правовой системы, Конституция РФ должна быть ог-раждена от частого и произвольного изменения в угоду раз-личным политическим силам, меняющим друг друга у власти в стране.
С точки зрения порядка изменения, российская Консти-туция является "жесткой" (в отличие от "мягких" или "гиб-ких" конституций некоторых государств — Великобритании, Израиля, Новой Зеландии и др., где изменения в конститу-цию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы). Жесткость Конституции РФ проявляется в материальном и
218
процессуальном аспектах. Первый заключается в установле-нии запрета по предмету изменений. Следуя мировой прак-тике, Конституция России содержит "защищенные" ("более жесткие") положения, которые не могут быть изменены пу-тем внесения поправок в конституционный текст. Это гл. 1 "Основы конституционного строя", гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" и гл. 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Положения данных глав могут быть изменены только принятием новой Конституции страны (т. е. законотворческая функция парламента в этом случае огра-ничена). Остальные главы Конституции (3—8) могут быть из-менены Федеральным Собранием, однако по более сложной процедуре. В связи со сказанным следует различать понятия "пересмотр Конституции" (когда речь идет о внесении из-менений в "защищенные" главы) и "внесение поправок к Кон-ституции" (когда имеются в виду изменения глав 3—8).
Процедурный (процессуальный) аспект жесткости заклю-чается в установлении достаточно сложной процедуры изме-нения основного закона. Правила здесь следующие. Во-пер-вых, сужен круг субъектов права законодательной инициа-тивы. Если по общему правилу таким правом обладают Пре-зидент РФ, Совет Федерации и каждый из его членов, каж-дый депутат Государственной Думы, Правительство РФ, за-конодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Выс-ший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ), то инициировать внесение измене-ний в Конституцию страны могут только глава государства, Совет Федерации и Государственная Дума в целом или же группы численностью не менее 1/5 состава каждой из палат, Правительство РФ и региональные парламенты (ст. 134 Кон-ституции).
Во-вторых, существенно различаются процедуры пере-смотра Конституции и внесения в нее поправок. Для пере-смотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции должен быть созван специальный орган — Конституционное Собрание (ста-тус этого органа должен быть определен федеральным кон-
219
ституционным законом, однако такой закон пока не принят, и определенно говорить о порядке формирования и созыва Конституционного Собрания, сроках его полномочий, проце-дурных моментах и пр. в настоящее время невозможно). Даль-нейший возможный алгоритм действий может быть следую-щим. Конституционное Собрание должно определиться, со-глашается оно в принципе с предложением о пересмотре Конституции или нет. В последнем случае Конституционное Собрание специальным решением подтверждает неизменность действующей Конституции. Если же Конституционное Собра-ние соглашается с предложением о пересмотре Конститу-ции, оно должно разработать проект нового основного зако-на (даже в случае, когда предлагаемое изменение незначи-тельно по объему и касается, например, лишь одной статьи). Судьба разработанного проекта также может быть решена по-разному. Первый вариант — его принимает само Консти-туционное Собрание квалифицированным большинством го-лосов (2/3 от общего числа его членов). Второй вариант — вынесение проекта новой Конституции на всенародное голо-сование (в этом случае, чтобы референдум считать состояв-шимся, установлен порог явки — в нем должно принять уча-стие более половины избирателей, а для положительного решения требуется более половины голосов принявших учас-тие в голосовании избирателей).
Порядок изменения положений глав 3—8 Конституции определен в ст. 136 основного закона и в упоминавшемся Фе-деральном законе от 4. 03. 98 г. "О порядке принятия и вступ-ления в силу поправок к Конституции РФ". Такие изменения вносятся принятием специальных законов о поправках (обя-зательные процедурные требования здесь — одобрение боль-шинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации, а также органами законодательной влас-ти не менее чем 2/3 субъектов РФ). В отношении принятых законов о поправках Президент РФ не обладает правом вето — в течение 14 дней они должны быть подписаны им и обнаро-дованы.
220
Указанный жесткий порядок изменения Конституции не касается порядка изменения лишь одной статьи — ст. 65, оп-ределяющей состав Российской Федерации. Изменения в эту статью вносятся либо на основании федерального конститу-ционного закона об изменении состава Федерации, либо ука-зом Президента на основании решения органа государствен-ной власти субъекта РФ об изменении своего наименования (подробнее об этом — в § 4 гл. 13 учебника).
Рассмотренный сложный порядок изменения российской Конституции призван обеспечить стабильность политической и правовой системы, основного закона государства вообще и базовых принципов (основы конституционного строя и право-вого статуса личности) в особенности. Сами по себе юриди-ческие нормы еще не гарантируют стабильности Конститу-ции — огромную роль здесь играют факторы политического и исторического характера. С другой стороны, стабильность Кон-ституции не следует рассматривать как ее неизменность — кардинальные изменения политической и социальной действи-тельности в обязательном порядке должны влечь за собой изменения и основного закона государства (в противном слу-чае возможна социальная нестабильность в обществе). Кроме того, Конституция РФ — конституция "живая", при неиз-менности до сих пор ее текста (отдельные изменения в ст. 65 не являются принципиальными, сущностными) конституци-онные положения постоянно и весьма активно развиваются через принимаемые федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты Конституционного Суда РФ, складывающиеся конституционные обычаи и т. п.


У нас на сайте:
дипломные работы юриспруденция экономика история рефераты на заказ контрольные работы на заказ Санкт-Петербург скачать конспекты книги учебник для вузов экономика скачать реферат курсовую работу бесплатно без регистрации рефераты
учебники по юриспруденции скачать Большой выбор готовых работ Антиплагиат учебник скачать бесплатно



Copyright © 2003-2016 Магазин готовых студенческих работ BEST-STUDENTS.ru

Rambler's Top100